Научная статья на тему 'Развитие педагогико-технологического обеспечения профессиональной подготовки будущих офицеров в военно-техническом вузе'

Развитие педагогико-технологического обеспечения профессиональной подготовки будущих офицеров в военно-техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА РАЗВИТИЯ / PROFESSIONAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / SYSTEM OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костарев Сергей Валерьевич

В статье представлена и обоснована модель развития педагогико-технологической базы профессионального образования в военно-техническом вузе, включающая в себя подсистемы научно-методического и организационно-методического обеспечения. Определены необходимые основания и содержание изменений образовательного процесса, направленных на повышение уровня готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костарев Сергей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of pedagogical-and-technological support of future officers training in military technical university

The paper presents the model of the development of the technological base of training the students of military-and-engineering university to the solution of professional tasks. The model is presented as the systemic pedagogical process having the certain points of growth. It is characterized by the reasonable goal-setting; the existence of the orientation background in the form of the basic training models; the combination of psychology-and-pedagogical and the resource support which ensures its development; controllability by the feedbacks. The paper develops the arguments in favour of application the basic training models as a model of professional activity. The author shows the possibilities of the integrative approach to substantial filling the pedagogic-and-technological support of cadets training as military experts in various areas. The paper defines the opportunities opened by modern pedagogical technologies of research-and-design training in the achievement of the educational purposes of the development of the pedagogic-and-technological base

Текст научной работы на тему «Развитие педагогико-технологического обеспечения профессиональной подготовки будущих офицеров в военно-техническом вузе»

Непрерывное образование взрослых и

профессиональное становление специалиста

С. В. Костарев

(Санкт-Петербург)

рАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В статье представлена и обоснована модель развития педагогико-технологической базы профессионального образования в военно-техническом вузе, включающая в себя подсистемы научно-методического и организационно-методического обеспечения. Определены необходимые основания и содержание изменений образовательного процесса, направленных на повышение уровня готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности.

Одним из основных факторов определяющих эффективность профессионального образования будущих офицеров является, педа-гогико-технологическое обеспечение подготовки курсантов в военном вузе. Это нашло своё отражение в целом ряде работ, посвя-щённых профессиональному становлению в вузе военного специалиста [1-3]. В то же время отметим, что отметить, что изучение проблемы педагогико-технологического обеспечения профессионально-формирующего образования в военных вузах инженерного профиля не вышло из стадии фрагментарного анализа отдельных его составляющих.

Совершенствование педагогико-техноло-гического обеспечения профессиональной подготовки будущих офицеров нуждается в первую очередь в своей ориентационной основе, в качестве которой может выступать модель развития как направляющая практической деятельности по интеграции современных педагогических технологий в образовательный процесс с целью формирования у будущего военного специалиста необходимых профессиональных компетентностей и личностных качеств.

Разработка модели развития педагогико-технологического обеспечения профессиональной подготовки будущих военных специалистов в вузе осуществлялась на основе методологии управления сложным объектом [4] и включала в себя следующие три этапа.

На первом этапе определялись базовые блоки (подсистемы] и их основные компоненты. При этом важная роль отводилась ориентировочному блоку, как теоретической основе для выбора педагогических технологий и определения характера обучения.

Цель второго этапа, этапа композиции состояла в синтезе выделенных блоков в единую систему развития. Здесь наиболее существенной является представленность в рамках предлагаемой модели компонентов требуемых для развития научно-методического и ресурсного обеспечения.

Наконец, на третьем этапе определялись взаимосвязи между отдельными блоками системы развития в процессе её функционирования и регулирования, что осуществлялось при разработке содержания научно- и организационно-методической деятельности в практике профессионального образования. Особое внимание при этом уделялось обратной связи как средству управления. Учитывая сказанное, предлагаемая в настоящей работе модель может быть охарактеризована как структурно-функциональная.

Перейдем к рассмотрению разработанной в настоящей работе модели развития педаго-гико-технологического обеспечения профессиональной подготовки будущих офицеров в военном вузе (см. рис.].

Как видно из структурной схемы первого блока (подсистемы], определение цели (цен-

Внешние факторы

Проектируемый результат

Определение цели

Точки роста (потенциал развития)

/V

Противоречия в образовательной системе

Л

I

Ц

и

О

X

л

с;

си

1-

сг

си

1 о

о

I ю

I

о

го

го

Е

X

го

о

Модель профессиональной деятельности

Л V

Формирование базовых обучающих моделей

А V

Закономерности профессионального становления

Достижения теории и методики профессионального образования

Ресурсы современных педагогических технологий

Принятие технологического решения

Необходимые педагогические условия

О

Реализация технологического решения

Л

Результаты профессиональной подготовки

Обоснование практической осуществимости

Организационно Кадровые Материально- Информационные Внутри вузовские

-управленческие ресурсы технические ресурсы интеллектуаль-

ресурсы ресурсы ные ресурсы

л

о X ей

т о К * го О

X 1- £

(1) х ш

О го

о.

Мониторинг полученных результатов

Критерии оценки результатов

Критерии оценки процесса деятельности

Рис. Модель развития педагогико-технологического обеспечения профессиональной подготовки будущих офицеров в военно-техническом вузе.

ностно-целевых ориентиров] развития осуществляется с учетом целого ряда факторов. Во-первых, это внешние факторы, к основным из которых относятся:

- потребности общества и личности, определяемые социокультурными условиями, в которых осуществляется профессиональная деятельность;

- требования войск;

- развитие научной, технической и технологической базы профессиональной деятельности.

Наряду с внешними по отношению к образовательной системе факторами важную роль в определении и обосновании цели играет состояние самого профессионального образования будущих военных специалистов, и в первую очередь имеющиеся в нем противоречия. К числу последних относятся непреходящие противоречия несоответствия содержания образования в вузе непрерывно повышающимся запросам к уровню профессиональной подготовки современного военного специалиста, что с необходимостью требует постановки и решения новых педагогических проблем и задач.

Формулирование цели развития педагоги-ко-технологического обеспечения предполагает осуществление педагогического проектирования, в результате которого определяется желаемое состояние образовательной системы в рассматриваемом аспекте и выявляются таким образом необходимые по отношению к её исходному состоянию изменения.

Определение цели развития опираясь на установления точек роста - направлений перспективного развития, его потенциала. По мере развития на каждом из этапов актуализируются различные его направления. Наиболее общим, сохраняющим своё значение направлением развития является обновление содержания образования. Говоря о содержании образования, мы исходим из принятого в современной дидактике его общего понимания [5] как системы, включающей в себя следующие компоненты:

- опыт познавательной деятельности, фиксированный в форме ее результатов -знаний;

- опыт осуществления способов деятельности в форме умений действовать известным образом;

- опыт эмоционально-ценностного отношения к миру в форме личностно-смысловых ориентаций;

- опыт творческой деятельности в форме умений принимать продуктивные решения в проблемных ситуациях.

К числу основных проблемных задач обновления содержания образования, сохраняющих со временем свое значение, относятся: во-первых, профессионализация предметного и деятельностного содержания обучения в сочетании с его фундаментализацией. Говоря об этом, мы в первую очередь имеем в виду усиление методологической направленности содержания обучения, охват им универсальных подходов, методов и средств, используемых в различных сферах профессиональной деятельности.

Во-вторых, гуманитаризация содержания образования, ориентация его на развитие личностных качеств и субъектной позиции обучающихся, реализацию их личностного потенциала.

В-третьих, повышение познавательной активности и самостоятельности обучающихся в образовательном процессе как необходимое условие для формирования у них профессиональных компетентностей и профессионально важных личностных качеств.

Само определение цели должно иметь системный характер и включать в себя образовательные, развивающие и воспитывающие цели как необходимые взаимосвязанные и взаимосодействующие компоненты. При этом формулируемые цели (ценностно-целевые ориентиры] с необходимостью должны соответствовать стратегическим ориентирам развития системы профессионального образования и отвечать требованиям конкретности, осуществимости, диагностичности, преемственности.

Обратимся ко второму - ориентировочному блоку (подсистеме] предлагаемой модели. Основаниями этого блока здесь выступают особенности профессиональной деятельности военного специалиста, психологические и педагогические закономерности его профессионального становления, достижения теории и методики профессионального образования.

Профессиональная деятельность военного специалиста должна отражать основные её составляющие применительно к конкретным должностям. Особого внимания заслуживает вопрос о предусматриваемом моделью характере поведения специалиста в профессиональной деятельности. Динамичность разви-

тия в области профессиональной деятельности требует непрерывного обновления военным специалистом своих профессиональных компетентностей, так что адаптивное поведение военного специалиста в современных условиях с необходимостью предполагает его профессиональное развитие.

В части психолого-педагогических основ процесса становления будущего военного специалиста ключевое значение имеют следующие два момента. Во-первых, знания о процессе формирования психологической структуры профессиональной деятельности, который согласно предложенной В.Д. Шадри-ковым теории системогенеза профессиональной деятельности является процессом «последовательного формирования подсистем профессиональной деятельности (мотивов, целей, программы, информационной основы, блока принятия решений, подсистемы профессионально важных качеств) и их синтеза в единую целостную психологическую структуру» [6].

Отсюда следует, что формирование в образовательном процессе готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности должно осуществляться поэтапно - от освоения базовых понятий и представлений в предметном содержании обучения к овладению необходимыми методами и средствами деятельности и, далее, к практической реализации полученных знаний и умений в решении актуальных профессиональных задач [7].

Важную роль в формировании технологических качеств модели играют достижения в области теории и методики профессионального образования. Так, достижения современных теории и методики исследовательского обучения послужили основой для выдвижения автором следующих позиций:

- учебный процесс как учебная модель профессиональной деятельности;

- обучение через профессиональную деятельность.

Использование учебной модели предполагает развертывание предметного содержания образования в учебном процессе в логике профессиональной деятельности в различных сферах, отвечающей её методологии, что открывает возможности целостной профессиональной подготовки будущих военных специалистов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализация второй позиции предполагает уже не учебно-профессиональную, а реаль-

ную профессиональную деятельность обучающихся, в ходе которой они с необходимостью овладевают требуемыми для её выполнения знаниями и умениями.

Перейдем к выбору и реализации педагогических технологий в образовательном процессе, отвечающих задачам совершенствования профессиональной подготовки будущих военных специалистов. Это составляет содержание следующего - организационно-дея-тельностного блока предлагаемой системы развития педагогико-технологического обеспечения.

Основаниями для принятия решения о выборе педагогической технологии здесь выступают результаты анализа образовательных ресурсов педагогических технологий и их осуществимости в реальных условиях подготовки будущих офицеров в военно-техническом вузе.

К наиболее значимым в рассматриваемом аспекте образовательным ресурсам отнесем следующие:

- устойчивая положительная мотивация курсантов к приобретению профессиональных компетентностей;

- развитие мышления в его наиболее значимых для профессиональной деятельности свойствах;

- деятельностная позиция и развитие познавательной самостоятельности обучающихся в процессе овладения необходимыми знаниями и умениями;

- целостное системное освоение предметного и деятельностного содержания профессиональной деятельности;

- согласованное взаимодействие субъектов образовательного процесса, отвечающего его целевым установкам;

- выработка активной позиции и индивидуального стиля в решении новых профессионально значимых проблем и задач;

- системный подход в подготовке к профессиональной деятельности в различных её сферах;

- формирование профессионально значимых личностных качеств, готовности к профессиональному развитию и саморазвитию.

В части обоснования осуществимости технологического решения образовательных проблем профессиональной подготовки важное значение имеет решение вопроса о совместимости предлагаемого решения с особенностями обучения курсантов в военно-

техническом вузе, такими как регламентация их жизнедеятельности как военнослужащих, времени и места осуществления самостоятельной работы, строгое следование требованиям воинской дисциплины, субординация во взаимодействии с имеющими воинское звание преподавателями.

Другой важный вопрос здесь состоит в соответствии предлагаемого технологического решения проблем профессиональной подготовки реальному уровню подготовленности и познавательных возможностей обучающихся на каждом из этапов образовательного процесса в вузе.

Наконец, необходим учет готовности педагогических кадров к развитию технологического обеспечения образовательного процесса.

В части принятия технологического решения обратим внимание на необходимость соответствия выбираемой педагогической технологии требуемому уровню освоения профессиональной деятельности. На начальном этапе при овладении базовыми понятиями и представлениями предметного содержания обучения и основными способами действий достаточен репродуктивный уровень усвоения учебного материала и приемлемы традиционные формы и методы обучения. В дальнейшем при деятельностном освоении профессиональной деятельности принципиально необходимым становится использование в образовательном процессе таких современных педагогических технологий, как технологии исследовательского и проектно-исследо-вательского обучения.

Из сказанного следует, что содержание пе-дагогико-технологического обеспечения профессионального образования будущих офицеров должно быть интегративным, взвешенно сочетающем в себе традиционные и современные педагогические технологии. Этот вывод соответствует сформулированному В.П. Беспалько закону принципиальных возможностей дидактических систем, согласно которому «каждый дидактический процесс обладает вполне определенными принципиальными возможностями по качеству формирования у обучаемых знаний, умений и навыков за заданное время», так что основным критерием при выборе технологии обучения является не инновационность, а эффективность в достижении целевых установок образовательного процесса [8].

Совершенствование профессиональной подготовки будущего офицера в военно-техническом вузе требует выполнения определенных педагогических условий, создающих контекст для реализации технологического решения. Эти условия регламентируют временной ресурс, содержательную и процессуальную стороны образовательного процесса, его научно- и организационно-методическое обеспечение.

Особо отметим целесообразность интеграции содержания педагогико-технологическо-го обеспечения в его развитии применительно к подготовке военного специалиста в различных сферах его профессиональной деятельности. Так, технологии исследовательского и проектно-исследовательского обучения, отвечающие логике и методологии решения научно-технических задач, представляются необходимыми и в плане профессионально-педагогической подготовки будущего офицера. Это обусловлено тем, что квалифицированный специалист в области образования не может сегодня не владеть методами научного исследования.

Вместе с тем решение задач профессионально-педагогической подготовки требует расширения поля используемых технологий - интеграции в образовательный процесс наряду с указанными современными технологиями обучения технологии организации соответствующего вида деятельности (исследовательской, проектно-исследовательской], которые могут быть использованы выпускниками вуза в собственной педагогической практике в образовательном и воспитательном процессе.

Достигаемые развитием педагогико-тех-нологического обеспечения образовательного процесса результаты рекомендуется формулировать в контексте реализации в нём компетентностного и личностного подходов [9]. Это отражает, с одной стороны, развивающие ресурсы профессионально формирующего образовательного процесса и, с другой стороны, роль личностных качеств как необходимых предпосылок для формирования составляющих профессиональных компетент-ностей. Особо обратим здесь внимание на когнитивные качества личности, определяющие её способность к обновлению своих ком-петентностей [10], что является залогом профессионального развития в динамично меняющемся мире.

Перейдем к ресурсному обеспечению процесса развития педагогико-технологического обеспечения профессиональной подготовки будущих офицеров, отраженному в соответствующем блоке разработанной модели. Совершенствование профессиональной подготовки будущих офицеров нуждается в квалифицированных специалистах, способных выполнять основные виды деятельности преподавателя вуза, к главным из которых [11] относятся: научно-исследовательская деятельность в проблемном поле подготовки будущего специалиста, образовательная, в том числе научно-методическая и организационно-методическая деятельность, направленные на обновление предметного и деятель-ностного содержания образовательного процесса и его технологического обеспечения.

Важную роль в достижении целей развития играет материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Эффективность последнего, следуя мировой тенденции, с необходимостью предполагает его оснащение самыми передовыми техническими средствами. Первостепенное значение здесь имеет использование возможностей, открываемых современными информационными технологиями. Важно отметить, что качественное обновление материально-технической базы образовательного процесса в вузе дает обучающимся наглядный предметный урок инновационной деятельности, каковой по своему характеру и направленности и должна быть будущая профессиональная деятельность курсантов вуза.

В ряду ресурсов обеспечения процесса развития видное место занимают информационные ресурсы. К основным, непреходящим требованиям, предъявляемым к информационному обеспечению образовательного процесса, здесь относятся: проблемная детерминированность, содержательная и методоло-

гическая представительность используемой в процессе профессиональной подготовки информации. Это с необходимостью предполагает обращенность к соответствующим указанным требованиям первоисточников.

Наконец, особого внимания заслуживают внутривузовские интеллектуальные ресурсы, и в первую очередь существующие научные школы, как необходимая среда для формирования и реализации творческих качеств личности в профессиональном труде.

Мониторинг полученных результатов в рамах предлагаемой модели основывается на критериях оценки самих результатов и критериях оценки процесса деятельности, приведшей к их достижению. Инвариантными компонентами системы критериев оценки являются: в части критериев оценки самих результатов - широта и уровень освоения профессиональной деятельности, в части критериев оценки деятельности - продуктивность действий, направленных на научно- и организационно-методическое обеспечение процесса развития педагогико-технологиче-ской базы профессиональной подготовки будущих офицеров в военно-техническом вузе.

Результаты мониторинга служат основой для коррекции содержательного наполнения всех других подсистем, что отражается обратными связями в предлагаемой модели системы развития и делает его управляемым.

Таким образом, можно заключить, что развитие педагогико-технологического обеспечения обучения курсантов в военно-техническом вузе, осуществляемое в соответствии с разработанной моделью и направленно на совершенствование профессиональной подготовки будущих офицеров, требует системных изменений в образовательном процессе, отвечающих реализации в нем современных подходов к профессиональному образованию.

Литература

1. Пырский А. М. Научно-практические основы разработки и внедрения интегративной системы педагогических технологий в высшем военном учебном заведении : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. -СПб, 1999. - 378 с.

2. Иваницкий А. Т. Организационно-педагогическая система профессионального развития и саморазвития курсантов (слушателей) вузов МВД России : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. - СПб, 2000. - 354 с.

3. Белошицкий А. В. Становление субъектности будущих офицеров в военном вузе : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. - Воронеж, 2009. - 373 с.

4. Бордовский Г. А., Нестеров А. А., Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса : моногр. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 359 с.

5. Бордовская Н. В. О характере взаимовлияния образования и культуры // Вестник Северо-Западного отделения Российской академии образования. - 2000. - № 5. - С. 32-42.

6. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М. ; Л. : Наука,1982. - 185 с.

7. Попков В. А., Коржуев А. В. Дидактика высшей школы: учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 224 с.

8. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. - 304 с.

9. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентност-ный подходы в образовании: проблемы интеграции. - М.: Логос, 2009. - 336 с.

10. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 18-22.

11. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. -392 с.

-^-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.