Научная статья на тему 'Развитие педагогического образования в духовных учебных заведениях учебного комитета РПЦ'

Развитие педагогического образования в духовных учебных заведениях учебного комитета РПЦ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие педагогического образования в духовных учебных заведениях учебного комитета РПЦ»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2010. Вып. 4 (19). С. 145-150

Развитие педагогического образования

В ДУХОВНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Учебного комитета РПЦ игумен Киприан (Ященко)

В резолюции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о деятельности МДАиС в 2008/2009 учебном году № 7578 от 13 ноября 2009 г. отмечена необходимость стандартизации учебных программ и обеспечения преподавателей и учащихся необходимыми учебными пособиями. Кроме того, на совещании ректоров духовных учебных заведений 13 ноября 2009 г. была поставлена задача подготовки современных учебных пособий, учитывающих развитие соответствующих наук и современной дидактики. Также было указано на проблемы с отдельными предметами, в частности с циклом церковно-практических дисциплин (в т. ч. пастырской психологии и педагогики).

В связи с этим в рамках семинара, проведенного в Московской духовной академии и семинарии 25—26 февраля 2010 г., прошло обсуждение состояния педагогической подготовки семинаристов и были выработаны предложения и рекомендации по совершенствованию содержания и организации учебного процесса преподавания педагогических дисциплин в духовных учебных заведениях.

В работе семинара приняли участие 22 представителя 19 духовных высших учебных заведений и МГГУ им. М. А. Шолохова. Кроме того, привлечено 6 специалистов по разработке учебно-методических комплектов.

На семинаре был обобщен опыт преподавания предмета «Педагогика» в системе богословского образования и обсуждались пути усовершенствования данного учебного курса. Был рассмотрен ряд актуальных проблем:

• определение минимума базовых педагогических знаний, умений и навыков, необходимых современному священнику для пастырского служения;

• стандартизация учебной программы «Педагогика»;

• утверждение перечня основных учебных пособий; разработка рекомендаций к содержанию учебного комплекта для духовных учебных заведений Учебного комитета РПЦ (создание учебника, глоссария, заданий для

промежуточного и итогового контроля, творческих заданий, содержание педагогической практики, наглядного материала, электронного учебнометодического пособия);

• развитие системы дополнительного образования богословско-педагогического направления при Учебном комитете РПЦ для выпускников духовных школ, священно- и церковнослужителей.

В результате работы семинара нами были выработаны следующие положения.

1. Базовые компетенции. В результате обсуждения данных проблем участники семинара констатировали целесообразность введения в духовных учебных заведениях практико-ориентированного курса «Педагогика», который будет способствовать развитию у будущих священнослужителей компетенций в:

• организации учебно-воспитательного процесса в воскресных школах, православных гимназиях и других приходских образовательных учреждениях;

• передаче православной традиции подрастающему поколению с учетом возрастных особенностей;

• ведении диалога со светскими педагогами;

• квалифицированном проведении лекций по теологии и уроков Закона Божьего;

• становлении священника как педагога в своем приходе;

• организации грамотной и дифференцированной работы с детьми и подростками с учетом индивидуальных особенностей детей в их детоводи-тельстве ко Христу;

• освоении инновационных церковных форм воспитательной работы с паствой;

• более эффективном применении богословских знаний в пастырской практике;

• освоении современных форм и методов социальной работы на приходе с неблагополучными детьми, требующими особого попечения;

• нахождении, переработке и использовании необходимой педагогической информации для решения практических задач.

2. Цель и задачи. Были уточнены цель и задачи курса «Педагогика» в духовных учебных заведениях.

Цель курса — овладение педагогическими компетенциями, необходимыми для современного священнослужителя Русской Православной Церкви.

Задачи курса:

• овладение историко-педагогическими, воспитательными, дидактическими, возрастными, социально-педагогическими, семейно-педагогическими знаниями;

• овладение умениями и навыками педагогического руководства на приходах, педагогического взаимодействия в различных сферах социальной коммуникации, применения педагогических знаний на практике, а также поиска, переработки и творческого использования педагогической информации для самообразования;

игумен Киприан (Ященко). Развитие педагогического образования в духовных учебных заведениях...

• формирование способности ориентироваться в современных педагогических течениях и новых исторических возможностях, открывающихся для педагогического служения Церкви в нашем Отечестве.

3. Модульная система. Выработаны 4 модуля учебной программы «Педагогика», рассчитанные на 120 ч обучения в соответствии с разработанными для духовных учебных заведений программами и учебными планами. В результате творческой конструктивной работы участников семинара все множество образовательных элементов двух существующих учебных программ по педагогике в семинариях интегрированы в эти 4 модуля.

Модуль первый. «История и методология педагогической деятельности» (30 ч).

Модуль второй. «Теория и практика православного воспитания» (30 ч).

Модуль третий. «Теория и практика православно-ориентированного обучения» (30 ч).

Модуль четвертый. «Формы организации педагогического процесса на приходе» (30 ч).

4. Вариативные формы организации обучения. Предложено два варианта ведения курса «Педагогика» в духовных учебных заведениях:

• ежегодные курсы-модули по 30 ч, рассчитанные на первое полугодие для

1—4 годов обучения с обязательной практикой и педагогическими консультациями во втором полугодии;

• в соответствии с новым церковным стандартом и вхождением в Болонскую систему на 1-й ступени обучения (бакалавр) предложено преподавать предмет на 3-м и 4-м курсах по 60 ч соответственно (по 2 модуля); на

2-й ступени обучения (5-й и 6-й курсы, магистр) рекомендованы спецкурсы по направлениям: практикум педагогического мастерства, педагогическая психология, семейная педагогика, дидактика, социальная педагогика, возрастная психология, практическая психология, коррекционная работа с детьми, церковное краеведение и другие авторские курсы с выдачей сертификатов соответствующего образца о преподавании в учебных заведениях.

5. Перечень основных пособий. Составлен перечень основных рекомендуемых учебных пособий по предмету:

• Георгий (Шестун), игумен. Православная педагогика. М.: Издательство «ПРО-ПРЕСС»; «Православная педагогика», 2010;

• Зеньковский Василий, прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002;

• Киприан (Ященко), игумен. Христианская педагогика (готовится к изданию);

• Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика: Учеб. пособие. Ч. 1: Введение в педагогическую деятельность. Теория и методика воспитания. М.: Изд-во ПСТГУ, 2004;

• Дивногорцева С. Ю. Теоретическая педагогика: учебное пособие. Ч. 2: Теория обучения. Управление образовательными системами. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009;

• Склярова Т. В., Янушкявичене О. Л. Возрастная педагогика и психология. М.: Издательский дом «Покров», 2004.

6. Интернет-ресурсы. Рекомендованы следующие интернет-ресурсы:

• Православный образовательный портал «Слово». http://www.portal-slovo.ru;

• Сайт олимпиады по Основам Православной культуры. http://www. pravolimp.ru;

• Сайт о религиозных ценностях и современной системе образования «Вера и время». http://www.verav.ru.

7. Электронное учебно-методическое пособие «Педагогика». Одобрена предложенная модель электронного учебно-методического пособия по предмету «Педагогика» для духовных учебных заведений, состоящая из следующих разделов:

• темы и лекции;

• литература (основная, дополнительная, глоссарий, ссылки на сетевые ресурсы);

• контроль (промежуточный, итоговый);

• наглядный материал;

• аудиолекции;

• видеолекции;

• творческие задания;

• педагогическая практика;

• церковные и педагогические инновации.

Участники семинара составили педагогическое Интернет-сообщество по совместному использованию в своей практике и доработке представленного электронного пособия.

8. Рабочая группа по разработке учебного комплекта «Педагогика» для семинарий. Назначена рабочая группа из числа участников семинара по разработке учебного комплекта и доработке разделов комплексного электронного пособия по предмету «Педагогика» для духовных учебных заведений.

Определен срок подготовки учебного комплекта пособия — 2012 год. В 2014 г. намечено подведение итогов апробации нового учебного комплекта.

9. Система непрерывного педагогического образования. Разработать систему непрерывного образования и повышения квалификации в области педагогической и социокультурной деятельности для выпускников семинарий и теологических факультетов. Для этого необходимо:

• создать отдел дополнительного образования в Учебном комитете РПЦ;

• создать центр дополнительного образования на базе педагогического кабинета МПДА;

• институциализировать существующие в епархиях практики подготовки специалистов педагогического направления в форме факультетов, кафедр или центров дополнительного образования епархиальной семинарии.

10. Дополнительное педагогическое образование в духовных учебных заведениях. Сформулированы и предложены задачи отдела дополнительного образования при Учебном комитете РПЦ и факультетов дополнительного образования семинарий.

игумен Киприан (Ященко). Развитие педагогического образования в духовных учебных заведениях...

Задачи отдела дополнительного образования при Учебном комитете:

• разработать стандарт дополнительного образования;

• организовать экспертизу учебно-методического комплекта дополнительного образования;

• организовать учебный процесс по программе дополнительного образования для разного контингента (выпускники духовных учебных заведений, светские кадры, работающие в области духовного просвещения, дополнительное образование для студентов духовных учебных заведений);

• создать информационную базу дополнительного образования;

• организовать взаимодействие и повышение квалификации педагогов духовных учебных заведений (методические и проблемные семинары, курсы и пр.);

• развивать отношения с партнерами светской дополнительной системы образования (конференции, семинары, обмен, стажировки).

Задачи факультетов дополнительного образования семинарий:

• разрабатывать и реализовывать учебные программы дополнительного образования на основе стандартов;

• разрабатывать учебно-методические комплекты по высшему дополнительному образованию, утверждать их на епархиальных РЭС согласно процедуре, утвержденной отделами Учебного комитета;

• создавать научно-методическую и информационную базу епархии, вести информационную и научно-методическую работу в области дополнительного педагогического образования;

• по договоренности с отделами епархии вести подготовку кадров для церковной миссии в армии, среди молодежи и пр.;

• развивать отношения с партнерами светской системы образования (конференции, семинары, обмен, стажировки и пр.).

11. Семинар по разработке учебного комплекта «Психология» в семинариях. В сентябре-октябре 2010 г. провести семинар для преподавателей психологии духовных семинарий по разработке практико-ориентированного учебного комплекта «Психология» с учетом требований Болонской конвенции.

12. Конкурс на лучшую инновационную педагогическую разработку среди преподавателей педагогических дисциплин в высших духовных учебных заведениях. В 2010 г., объявленном в России Годом учителя, для выпускников духовных учебных заведений, священно- и церковнослужителей, а также педагогов, несущих послушание на ниве церковного педагогического образования, провести конкурс на лучшую инновационную педагогическую разработку. Если будет возможно, провести его в рамках Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя».

13. В 2011 г. провести международную конференцию «Пастырская педагогика и психология», объединяющую усилия ведущих специалистов мира в указанной сфере, с целью решения общих методологических и практических проблем становления непрерывной системы церковного образования.

14. Издания. Создать при Педагогическом кабинете МДАиС редакционный совет для издания научной литературы серии «Православная педагогика: теория и практика».

15. Научная деятельность. В целях совершенствования системы научного богословского образования подготовить обоснование открытия кафедры православной педагогики на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры.

16 Научные публикации. Рекомендовать преподавателям педагогических дисциплин высших духовных учебных заведений ежегодно готовить по одной научной публикации в ежеквартальный журнал «Вестник ПСТГУ» серии «Педагогика», утвержденный ВАК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.