Научная статья на тему 'Развитие партнерских отношений. Социально-экономический аспект'

Развитие партнерских отношений. Социально-экономический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
782
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / СПОНСОРСТВО / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / THE PARTNERSHIP / CHARITY / SPONSORSHIP / COMPETENCE-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фонова Н. Г.

Рассмотрены основные категории, составляющие содержание партнерства, такие как благотворительность, меценатство, спонсорство. Выдвинуто предположение о том, что эти формы отношений все чаще остаются в прошлом. На смену им приходят более зрелые формы партнерских отношений, основанные на многостороннем экономическом интересе. Этот интерес обязательно должен быть взаимным. Рассмотрены возможные партнеры в сфере образования и дифференциация интересов в этой сфере деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PARTNERSHIPS. THE SOCIO-ECONOMIC DIMENSION

The main categories that make up the content partnerships, such as charity, patronage, sponsorship. It is suggested that these forms of relationships are increasingly in the past. In their stead come the more mature forms of partnerships, based on multilateral economic interests. This interest must be mutual. The paper discusses the possible partners in education and differentiation of interests in this area.

Текст научной работы на тему «Развитие партнерских отношений. Социально-экономический аспект»

_________ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_________

2013 ЭКОНОМИКА Вып. 2(17)

РАЗДЕЛ III. ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ

УДК 316:338

РАЗВИТИЕ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ. СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Н.Г. Фонова, к. экон. наук, доц., зав. кафедрой сервисной экономики

Электронный адрес: nina.fonova@gmail.com.

Уральский государственный экономический университет, 620219, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62

Рассмотрены основные категории, составляющие содержание партнерства, такие как благотворительность, меценатство, спонсорство. Выдвинуто предположение о том, что эти формы отношений все чаще остаются в прошлом. На смену им приходят более зрелые формы партнерских отношений, основанные на многостороннем экономическом интересе. Этот интерес обязательно должен быть взаимным. Рассмотрены возможные партнеры в сфере образования и дифференциация интересов в этой сфере деятельности.

Ключевые слова: партнерские отношения; благотворительность; спонсорство; компетентно-стный подход.

Современная цивилизация - весьма сложное образование с множеством связей, структурных систем и отношений, имеющих в каждой стране свою специфику. Однако общим для всех стран свойством является нацеленность на развитие. Современные социальноэкономические системы динамичны. Даже в кризисной ситуации экономика не находится в абсолютном «покое». В свое время известный русский ученый Н.Д. Кондратьев [3] справедливо заметил, что статика - это кратковременное состояние экономики, оно обязательно сменится подъемом. Важно лишь найти факторы, способствующие развитию, и создать условие для их рационального и эффективного использования.

Важнейшим фактором экономического развития являются научно-технические новации. Однако переход к инновационной экономике требует колоссальных инвестиций, которые не под силу отдельным субъектам хозяйствования и даже государству. Поэтому для решения общественно значимых проблем субъекты вступают в отношения партнерства.

В развитых странах Западной Европы, США, Японии и других партнерские отношения складывались в течение нескольких десятилетий и к настоящему времени стали хорошо отлаженным работающим механизмом.

Россия находится в самом начале этого пути, партнерские отношения здесь складываются непросто. Формирование таких отношений наталкивается на разного рода препятствия.

Начнем с того, что в период перехода к новой политической системе не было сформулировано стратегии социальных и экономических преобразований. Устоявшиеся связи прежнего периода были разорваны, а механизмы согласования интересов разных субъектов хозяйствования не были созданы. Надежды возлагались на такие формальные инструменты, как выборы, политические партии и т.п., но в современных условиях они оказались неспособными трансформировать реальные социальные интересы населения в программы конкретных мер. Причиной тому является отсутствие в России реальной социальной структурированности.

В первую очередь партнерские отношения складывались, как правило, в среде предпринимателей, между ними. Но в России слой предпринимателей не сложился как таковой, он не однороден по составу, методам и целям деятельности и в основном находится в том же положении, что и наемные рабочие, за исключением небольшого числа олигархов. Эта ситуация особенно проявляется в регионах, на местах. К тому же у многих предпринимателей сложился стереотип неустойчивости своего существования, беззащитности перед произволом госбюро-кратии. И это ведет их к принятию решений, направленных на сиюминутные потребности, на решение краткосрочных задач.

Вследствие такого положения у многих предпринимателей сформировалась ориентация на вывоз капитала под любым предлогом и в

© Фонова Н.Г., 2013

20

любой форме, отсутствие интереса к долгосрочным проектам. У наемных работников главной целью становится решение текущих задач. В такой ситуации возможности для развития национальной экономики весьма ограничены.

Однако ситуацию можно изменить через развитие партнерских отношений.

Разные формы взаимосвязи возникали еще в глубокой древности. В те времена они рассматривались как проявления своего рода благотворительности. Меценатство появилось в Древнем Риме и связано с именем политика Гая Мецената (70-80-е гг.).

Благотворительность как понятие и явление возникла в период становления христианской религии, сохранилась до наших дней (в виде особых фондов) и использовалась чаще всего для решения социальных проблем.

В средневековый период благотворительность имела религиозный характер. Акты благотворения контролировались церковью. Так, представители ордена Иисуса опубликовали «тайные наставления» («Monita Secreta»), в которых давались советы по поиску возможных благотворителей, привлечению средств из разных источников.

В России благотворительность в досоветский период развивалась активно. Можно выделить несколько этапов ее развития:

- до середины XVI в. - стихийное развитие;

- с середины XVI в. до 1862 г. - становление организованной благотворительности;

- с 1862 г. до начала XX в. - расцвет российской благотворительности. Из этого периода хорошо известны имена меценатов П.М. Третьякова и С.И. Мамонтова, С. Морозова, повлиявших на развитие российской культуры.

На средства предпринимателей открывались бесплатные больницы, богоугодные заведения и мн. др. Вообще говоря, российская медицина и социальная работа того времени существовали именно за счет благотворительности, ее уровень в целом был высок. В советский период благотворительность была отвергнута.

Ее возрождение началось с переходом России к рыночной экономике. Но это была уже не прежняя благотворительность, не временная выборочная помощь богатых нуждающимся. Это стало новым явлением, предстало как новый институт, получивший постоянную прописку во многих странах. Его называют теперь спонсорством. Спонсорство выражает новый тип отношений между разными субъектами, в разных сферах жизнедеятельности. Это - партнерские отношения.

Партнерство как особый институт общества сложилось в ХХ в. и продолжает развиваться. Но истоки его лежат в глубокой древно-

сти. В давние времена оно понималось как соглашение между индивидами, в рамках которого определялось их взаимодействие. Не всегда эти соглашения преследовали материальную выгоду, это могло быть партнерство-благотворительность, партнерство-спонсорство.

В процессе развития партнерских отношений они эволюционировали и в настоящее время приняли форму социального партнерства. Круг участников партнерства расширился. Если в период его становления преобладал дуализм, то теперь субъектами партнерских отношений могут быть: государство, бизнес-структуры, некоммерческие организации, профсоюзы, наемные работники.

Каждый из партнеров имеет свои специфические интересы и задачи.

Бизнес-структуры предполагают решить ряд задач:

- повышение конкурентоспособности производства;

- развитие современной транспортной, информационной и сбытовой структуры;

- снижение предпринимательских рисков;

- создание гарантий долгосрочной стабильности и правовой защищенности.

Государство стремится к партнерству, в частности с бизнесом, с целью привлечения частного капитала к финансированию национально значимых проектов, совместному осуществлению инноваций и т.д.

Профсоюзы как представители наемных работников рассчитывают решить задачи обеспечения:

- роста доходов;

- повышения качества и разнообразия

труда;

- эффективной социальной защищенности;

- социальной и бытовой инфраструктуры на приемлемом уровне.

Бизнес в этой связке (профсоюзы, государство) стремится преодолеть возможные социальные конфликты.

Некоммерческие организации (НКО) предполагают через партнерство с государством получить необходимые ресурсы, а через соглашения с бизнесом решить инвестиционные проблемы.

В свою очередь, через деятельность НКО партнеры надеются увеличивать количество активных, здоровых людей, нацеленных на регулярные занятия спортом, повышают уровень медицинского обслуживания и качество образования, что вполне достижимо при наличии новых технологий в названных сферах.

Таким образом, в конечном счете партнерские отношения, соглашения и связи должны

Н.Г. Фонова

способствовать экономическому развитию страны и решению социальных проблем.

В 90-х гг. ХХ в. проблема партнерства разрабатывалась учеными-экономистами довольно активно. Появились монографические издания, учебные курсы, статьи в периодической печати, посвященные данной тематике.

Свой вклад в исследование проблемы внесли такие авторы: Л.И. Абалкин, Г.Г. Байда-ченко, Р.А. Белоусов, В.В. Ивантер, В.В. Гузин, В.А. Михеев, Г.Ю. Семигин, В.А. Федорович, В.Н. Якимец, Е.Г. Ясин [8] и др. [4].

К проблемам партнерства как социально-экономического явления привлечено внимание и зарубежных авторов - Д. Гэлбрейта [2], Д.С. Милль [5], К.Х. Рау и др.

Однако, несмотря на значительное число публикаций, следует отметить, что остались аспекты партнерских отношений, не получившие достаточного освещения, это относится, в частности, к сфере общественных услуг (спорт, образование, туризм).

В целом социальное партнерство в образовательной сфере России начинало успешно развиваться в предкризисный период. Заложенные ранее предпосылки способствуют его поддержанию и в нынешние сложные времена.

Однако дальнейшее развитие партнерских отношений в будущем может быть успешным при условии соблюдения правовых рычагов, регулирования интересов участников партнерства. Правовые рычаги («правила игры») представляют собой систему норм и правил, нормативов, на основе которых оценивается эффективность связи, а также систему контроля за тем, чтобы установленные правила соблюдались. «Правила игры» содержат также систему санкций, стимулирующих желательное поведение и препятствующих, удерживающих от нежелательных последствий.

Благодаря «правилам игры» в отношениях социального партнерства институциональная оформленность (сформированность) групповых интересов допускает наличие дифференцированных интересов участников партнерства по отдельным аспектам взаимодействия.

Вступление России в 2003г. в Болонский процесс заставило всех субъектов, ответственных за систему образования на всех уровнях, пересмотреть ее в соответствии с новыми требованиями. В результате было выявлено множество проблем в образовательном процессе и негативных моментов. Среди них отметим наиболее значимые:

• действие устаревших технологий, программ и методов обучения;

• отсутствие эффективных институтов, отслеживающих связь образования с потребностями общества;

• старение преподавательского корпуса;

• отсутствие в образовании конкурентного рынка, что ведет к огромным непроизводительным затратам для общества;

• резкая дифференциация образовательных возможностей для населения, в том числе и на уровне региона.

Разумеется, есть и другие недостатки в системе образования, но все они могут быть преодолены, если для этого прилагаются усилия со стороны субъектов, заинтересованных в подготовке высококвалифицированных специалистов в соответствии с Болонскими соглашениями.

Полагаем, что, прежде всего, следует выработать новый подход к системе обучения. Таковым можно считать компетентностный подход. На Западе он взят на вооружение сравнительно давно и прочно действует в образовательном процессе, в России же начал практиковаться совсем недавно, но уже получил положительные отзывы и преподавателей, и работодателей.

В основе компетентностного подхода лежит система компетенций.

Существует ряд определений компетенций:

Расплывчатые:

«компетенции - это основные характеристики человека» (Бояцис [1]);

«компетенция - знание, навыки и качества эффективного менеджера/лидера» (Хорнби и Томас);

«компетенции - это кластеры поведений» (Дулевич).

Критические:

«компетенция - это всего лишь «модное название» для не более чем явно выраженных человеческих навыков» (Рэнделл [6]);

«компетенция - базовое качество индивидуума, имеющее причинное отношение к эффективному и/или наилучшему на основе критериев исполнению в работе или других ситуациях» (Спенсер и Спенсер).

Однако в трактовке самого понятия «компетенция» нет единства. Так, представители менеджмента дают несколько интерпретаций: например, Хорнби и Томас считают, что компетенции - это знания, навыки и качества эффективного менеджера. Дулевич полагает, что это кластеры поведений. Ренделл, критикуя увлечение этим термином, заявляет, что это всего лишь «модное название» человеческих навыков.

Есть и такие определения: компетенции

- это основные характеристики человека, или его базовые качества, помогающие наилучшему исполнению работы.

Очевидно, расплывчатость и многообразие интерпретаций понятия обусловлены

смешением понятий «компетенции» и «компетентность».

Компетентность показывает эффективность результатов деятельности человека в какой-то конкретной специальности, например, менеджера, маркетолога и др. [7]. Компетентен тот субъект, который наиболее полно использует свои возможности (человеческий капитал) для достижения поставленной цели (задачи).

Компетенции - многоаспектные понятия.

Во-первых, это совокупность способностей и личностных характеристик человека, определяющих его поведение (при фиксированных условиях) и способствующих выполнению определенных задач.

Во-вторых, это модели поведения, в которых заложены те аспекты личности человека, которые дают возможность ему быть компетентным при выполнении какой-то работы.

В-третьих, компетенции лежат в основе компетентностного подхода при подготовке кадров в различных сферах жизнедеятельности.

Сегодня данный подход применяется во всех странах, которые начали процесс интеграции в мировое хозяйство, в их числе и Россия.

Среди базовых качеств, которые составляют компетенции, некоторые, на наш взгляд, являются обобщающими. Их следует формировать при компетентностном подходе.

Первое качество - мотивы, это гамма побудительных поводов к действию. Они нацеливают на определенные действия.

Второе качество - психофизиологические особенности (или свойства). Психологические отклики на ситуацию или информацию различны у разных людей. Очень важно поэтому научить человека, готовящегося к работе в любой сфере деятельности, подчинять эмоции «голосу разума» и долга, и особенно в сложных ситуациях.

Третье базовое качество компетенций -человеческие ценности. Они прогнозируют от-

ветные действия человека на краткосрочный период.

Четвертое качество - знания. Информация, которой обладает человек в определенных областях.

Пятое базовое качество - навык, т.е. способность выполнять определенную физическую или умственную задачу.

Учет базовых качеств в процессе обучения будущих специалистов необходим, поскольку на них строится методика компетентно-стного подхода в образовании. Она представляет собой разработку перечня специальностей и специализаций, основанную на анализе потребностей в кадрах того или иного сектора экономики, в данном случае - образования.

Список литературы

1. Бояцис Р. Компетентный менеджер.

Модель эффективной работы. Гиппо, 2008. 352 с.

2. Гелбрейт Дж.К. Новое индустри-

альное общество: пер. с англ. М., 1969. 264 с.

3. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 1989. 209 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Михеев В.А. Основы социального партнерства. Теория и политика: учебник для вузов. М.: Экзамен, 2004. 448 с.

5. Субботин А.Л. Джон Стюарт Милль

об индукции / РАН, Ин-т философии. М.: ИФ

РАН, 2012. 76 с.

6. Фаэй Л., Рэнделл Р. Курс МВА по стратегическому менеджменту. М.: Альпина, 2007. 587 с.

7. Юдина С.В. Мотивация интеллектуальных работников // Вестн. Перм. ун-та. Сер. Экономика. 2012. Вып. 3(14). С. 81-88.

8. Ясин Е.Г. Модернизация экономики и система ценностей // Вопросы экономики. 2003. № 4. С. 32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.