Научная статья на тему 'Развитие памяти у старших дошкольников, как одно из условий успешного обучения'

Развитие памяти у старших дошкольников, как одно из условий успешного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2161
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ / ЗРИТЕЛЬНАЯ / СЛУХОВАЯ ПАМЯТЬ / ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ / УЗНАВАНИЕ / СОХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / МНЕМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батуева С. В.

Статья дает характеристику мнемических процессов, как высших психических функций. Дана психологическая характеристика младшему школьному возрасту. Охарактеризованы ведущие виды памяти младших дошкольников. Автор предлагает рекомендации по развитию различных видов памяти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEMORY DEVELOPMENT IN PRE-SCHOOL AGE, AS ONE OF THE CONDITIONS FOR SUCCESSFUL LEARNING

The article gives a description of the mnemonic processes, as higher mental functions. Given the psychological characteristics of primary school age. Characterizes the leading types of memory of preschool children. The author offers recommendations for the development of different types of memory.

Текст научной работы на тему «Развитие памяти у старших дошкольников, как одно из условий успешного обучения»

УДК 37.015.31 ББК 88.6

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ

УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ

БАТУЕВА С.В. ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск e-mail: [email protected]

Аннотация

Статья дает характеристику мнемических процессов, как высших психических функций. Дана психологическая характеристика младшему школьному возрасту. Охарактеризованы ведущие виды памяти младших дошкольников. Автор предлагает рекомендации по развитию различных видов памяти.

Ключевые слова: словесно-логическая, зрительная, слуховая память; высшие психические функции, произвольность, узнавание, сохранение информации, мнемические процессы.

Актуальность. Память относится к высшим психическим функциям человека, которая напрямую отвечает за процесс обучения. Рассматривая память, как психологическую категорию можно определить как совокупность психических процессов и сохранение полученного опыта, позволяющего применять его в дальнейшей жизнедеятельности. Данные процессы называются в психологии мнемическими (от греч. "мнемос" - "память"). К ним относятся:

запоминание (или следообразование)

информации;

сохранение информации;

узнавание запомненной информации;

-воспроизведение информации; забывание.

Рассмотрим подробно каждый из этих процессов. Запоминание - это запечатление в собственном сознании образа какого-то конкретного объекта. К объектам запоминания можно отнести предметы из окружающего мира, и события, знаки вербальной и невербальной коммуникации, эмоциональные реакции, иным словами любые проявления человеческой жизнедеятельности могут считаться предметами запоминания. Процесс сохранения информации характеризуется тем, что объект может сохраняться в сознании как долгосрочно, так и может быть забытым со временем. Сохранение информации зависит и от способа запоминания, от актуальности информации для личности, и от количества воспроизведений данного объекта. Воспроизведение - это процесс воссоздания образа, воспринимаемого личностью ранее, но

не в настоящем времени. Процессы воспроизведения (припоминания) узнавания отличаются друг от друга, тем, что при воспроизведении объект вспоминается без повторного восприятия, т. е. вы можете просто воспроизвести в памяти облик или настроение знакомого человека. Психологи считают, что этот факт необходимо учитывать при проведении психологического

консультирования. Например, воспроизведение травмирующих событий возможно даже при вытеснении некоего объекта из сознания в подсознательную сферу.

Рассмотрим еще один мнемический процесс -забывание. Забывание проявляется в невозможности восстановления воспринятой информации. С точки зрения физиологии это объясняется вмешательством процессов торможения в коре больших полушарий, которые мешают актуализировать временные нервные связи.

Каждый человек обращается к различным видам памяти - образной, эмоциональной, словесно-логической. Функция памяти имеет две подсистемы - долговременную память и кратковременную. По признаку включенности в деятельность запоминание делится на два типа -произвольное и непроизвольное.

Протекание мнемических процессов у детей старшего дошкольного возраста имеют значительные отличия от взрослых [5]. Они легче и быстрее взрослых запоминают, но лишь ту информацию, которая им интересна, произвольная память у них еще сформирована

слабо. При этом они не всегда осмысливают, то что запоминают.

У старших дошкольников более развита зрительная память, а слуховая и словесно-логическая отмечается на более низком уровне. Они запоминают конкретные предметы, цвета, лица, представленные наглядно. Эта особенность старших дошкольников

обуславливается своеобразием других

психических процессов, и прежде всего мышления.

Психологи и педагоги рекомендуют работать над каждым видом памяти отдельно. Задача педагогов заключается как в развитии каждого вида памяти, так ив произвольности при запоминании [1, 2]. Для этого существует ряд упражнений по развитию определенного вида памяти [5]. Приведем примеры данных упражнений в таблице 1.

Таблица 1

Упражнения по развитию определенного вида памяти

Вид памяти

Содержание упражнений

Частота проведения

Продолжительность

зрительная память

Работа со зрительной опорой на образец, затем время демонстрации образца постепенно сокращается до 15-20 секунд, но так, чтобы дети успели запечатлеть образец и работать по памяти.

Рисование узоров по предложенному образцу. Рассматривание деталей на рисунке и описание рисунка без опоры на предложенный образец.

Запоминание порядка письменных знаковых образов (буквы, цифры, знаки).

Запоминание порядка группы предметов._

раза неделю

от 5 минут до 15минут

логическая память

Прочитать детям набор слов (не более 10 слов), которые можно разбить на группы по различным смысловым признакам, а затем предложить назвать слова по заданным признакам, которые дети запомнили. Пересказ знакомой сказки по серии картинок. Пересказ знакомой сказки с опорой на ключевые слова. Забывание " педагогом сюжета в сказке, который дети должны помочь восстановить.

Составление плана сказки по прочитанному сюжету. Чтение педагогом вслух пары слов, которые связаны между собой по смыслу. После чего педагог читает второй раз уже по одному слову из каждой пары, а ребенок должен назвать второе подходящее слово

раза неделю

от 5 минут до 15минут

слуховая память

1. Прочитать небольшое стихотворение для детей и попросить его запомнить. После первого прочтения прочитать второй раз, но уже не до конца, а пропуская последние слова рифмы, дети хором должны назвать пропущенное слово.

2. Дети слушают слова, которые произносит педагог 2 раза с интервалом между каждым разом в 30 секунд, а затем воспроизводят слова, которые запомнили. Начинать надо с 3 слов, постепенно увеличивая их количество до 10.

3. Игра "Снежный ком". Педагог предлагает придумать детям слова на заданную тему. Первый участник называет слово, второй должен повторить предыдущее слово и назвать свое, третий участник повторяет уже два названных слова и добавляет свое и т.д.

раза неделю

от 5 минут до 15минут

в

в

в

Л.С. Выготский отмечал, что под влиянием развития детская память развивается в различных направлениях, повышается осмысленность и произвольность. В старшем дошкольном возрасте память у ребенка претерпевает значительные изменения, что объясняется качественными преобразованиями в мышления. Память у ребенка начинает приобретать произвольность, становится

регулируемой, необходимо помочь ребенку в этот период. В период возрастного развития происходит формирование логического мышления. При формировании данного вида мышления большее значение начинает приобретать словесно-логическая память. Данный вид памяти помогает ребенку разбивать материал для запоминания на части и вычленять из информационного потока необходимое.

Осмысленное запоминание способствует развитию аналитико-синтетических процессов мышления, что в целом благоприятно влияет на процесс обучения. Таким образом, педагоги должны быть ориентированы на развитие

логической память, которая активизирует мыслительные процессы у старшего дошкольника и способствует успешному обучению.

Список литературы

Батуева С.В. Социально-личностное развитие дошкольников в условиях детской театральной студии: дис. ... канд. пед. наук / С.В. Батуева. Екатеринбург, 2007. - 148 с.

Батуева С.В. Социализация младших подростков с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами социокультурной деятельности / С.В. Батуева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2014. - №5 - с. 47-52.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 584 с. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский. -М.: Педагогика, 1991. - 420 с.

Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова. - М.: Академия, 1998. - 180 с.

Соболева Е.В. Обучение стратегиям совпадающего поведения /Е.В. Соболева, О.А. Шумакова //Медицинская помощь при тяжелой термической травме (уроки ашинской катастрофы 1989 года): матер. междунар. научно-практич. конфер. - Челябинск, 2014. - c. 105-108

Шумакова О.А. Развитие базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями: дис. ... д-ра психол. наук: / О.А. Шумакова. - Челябинск, 2011 - 400 с.

Шумакова О.А. Сущность и особенности базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями / О.А. Шумакова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2011. - №3 (17). - с. 92-94.

MEMORY DEVELOPMENT IN PRE-SCHOOL AGE, AS ONE OF THE CONDITIONS FOR

SUCCESSFUL LEARNING

BATUEVA S.V. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]

Abstract

The article gives a description of the mnemonic processes, as higher mental functions. Given the psychological characteristics of primary school age. Characterizes the leading types of memory of preschool children. The author offers recommendations for the development of different types of memory.

Keywords: verbal-logical, visual, auditory, memory, higher mental functions, randomness, recognition, information retention, mnemonic processes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.