Научная статья на тему 'Развитие открытого и дистанционного обучения в странах Западной Европы в конце ХХ - начале ХХI века'

Развитие открытого и дистанционного обучения в странах Западной Европы в конце ХХ - начале ХХI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1397
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТОЕ ОБУЧЕНИЕ / OPEN LEARNING / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DISTANCE LEARNING / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / E-LEARNING / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATIONAL TECHNOLOGIES / ВИРТУАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / VIRTUAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плаксина Н.В.

В статье прослеживается эволюция технологий открытого и дистанционного обучения в странах Западной Европы в конце ХХ начале ХХI века на примере крупнейших вузов дистанционного образования Великобритании, Франции, Германии.Представлена характеристика структурно-содержательных особенностей национальных систем дистанционного образования. Рассмотрены основные принципы организации и технологии процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the evolution of open and distance learning technologies in some of the major universities of Great Britain, Germany and France for the mentioned above period.Some peculiarities in structure and content of national distance learning systems are characterized. The main principles of organization and the basic technologies have been revealed.

Текст научной работы на тему «Развитие открытого и дистанционного обучения в странах Западной Европы в конце ХХ - начале ХХI века»

208 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Серия Гуманитарные науки. 2015. № 12 (209). Выпуск 26

УДК 378

РАЗВИТИЕ ОТКРЫТОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

THE EVOLUTION PROCESS OF OPEN AND DISTANCE LEARNING SYSTEM IN THE WESTERN EUROPEAN COUNTRIES AT THE END OF THE 20th - THE BEGINNING

OF THE 21st CENTURY

Н.В. Плаксина N.V. Plaksina

Курский государственный университет, Россия, 305000, г. Курск, ул. Радищева, 33 Kursk State University, 33, Radishchev St., Kursk, 305000, Russia

e-mail: natalyanegrebetskaya@yandex.ru

Аннотация. В статье прослеживается эволюция технологий открытого и дистанционного обучения в странах Западной Европы в конце ХХ - начале XXI века на примере крупнейших вузов дистанционного образования Великобритании, Франции, Германии.

Представлена характеристика структурно-содержательных особенностей национальных систем дистанционного образования. Рассмотрены основные принципы организации и технологии процесса обучения.

Abstract. The article reveals the evolution of open and distance learning technologies in some of the major universities of Great Britain, Germany and France for the mentioned above period.

Some peculiarities in structure and content of national distance learning systems are characterized. The main principles of organization and the basic technologies have been revealed.

Ключевые слова: открытое обучение, дистанционное образование, электронное образование, информационные технологии, виртуальный университет.

Key words: open learning, distance learning, e-learning, informational technologies, virtual university.

В последние десятилетия XX века в условиях стремительного движения общества к его гуманистическим характеристикам происходит ряд процессов интеграционного характера во всех сферах социального существования, в том числе и в области образования. Примером данного явления служит Европейская культурная конвенция, главной целью создания которой являлась задача организации поликультурного и мобильного общеевропейского образовательного пространства, в котором возможна трансляция стабильного знания, отвечающего требованиям и нуждам общества конца XX в.

Интеграция международных связей, увеличение спроса на высококвалифицированных специалистов, способных самостоятельно выявлять и решать проблемы, ставит задачу подготовки всесторонне развитых, творчески мыслящих специалистов. Эту задачу призвана решать система образования в целом и высшая школа в частности, непосредственно готовящая молодых людей к профессиональной деятельности.

Обновление образования в мировом пространстве, его демократизация, диверсификация проходит с позиций интересов развития личности и общества. Стремление преодолеть в образовании профессиональную замкнутость и культурную ограниченность, ориентация на воспитание широкообразованной и гармонично развитой личности характерны для всего мирового сообщества конца XX в.

Исходя из объективной реальности картины мира в последнее десятилетие XX в. и перспектив его дальнейшего развития, все большее количество ученых считают, что теоретическую основу обновления систем образования должна составить идея непрерывного образования. Более того, по мнению ЮНЕСКО, непрерывное образование следует рассматривать как принцип, который должен быть положен в основу организационной перестройки существующих систем образования [12, с. 95].

Идея непрерывного образования может быть реализована в том числе и с помощью развития и совершенствования области открытого обучения и дистанционного образования.

Следует отметить, что открытое обучение и дистанционное образование представляют собой одну из наиболее быстро развивающихся областей образования, а его влияние на развитие всех

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Щ Серия Гуманитарные науки. 2016. № 7 (228). Выпуск 29 209

образовательных систем существенно увеличивается по мере развития и совершенствования информационных технологий.

Несомненно, открытое обучение и дистанционное образование повышают не только общеобразовательный уровень общества, но и способствуют повышению квалификации и переподготовки специалистов в связи с переходом на новые технологии.

В конце ХХ - начале XXl в. в Западной Европе дистанционное образование представляет собой высокоразвитую форму образования, хотя его значение и распространённость в различных странах неодинаковы.

Дистанционное обучение основывается на принципе самостоятельного обучения и выражается в целенаправленном процессе интерактивного взаимодействия преподавателей и студентов посредством информационных и телекоммуникационных технологий, которые обеспечивают учащихся необходимым объемом изучаемого материала. В результате дистанционного обучения студенты получают диплом установленного образца.

Главный принцип открытого и дистанционного образования - создание условий максимально широкого доступа обучающихся к средствам образования и профессиональной подготовки без привязанности ко времени и месту учебы [7, с. 13].

Следует отметить, что использоваться технологии открытого и дистанционного обучения в странах Западной Европы начали в 60-е годы XX в. Первые стандарты использования дистанционных методов обучения в области высшего образования и организации вуза такого типа были установлены Открытым университетом Великобритании [10, с. 53-60] .

В 1963 г. Гарольдом Вильсоном в Великобритании была предложена идея «Эфирного университета». Процесс обучения в вузе предполагал, что взрослые студенты будут обучаться дома, получая необходимые материалы с помощью системы радио и телевещания.

В 1969 г. по указу Королевы Великобритании был основан Открытый Университет (Open University; University of the Air). Вуз получил статус независимого университета и начал учебную деятельность наравне с другими университетами страны.

Появление данного учебного заведения было связано прежде всего с повышением актуальности высшего образования и спроса на него тех, кто не смог получить его вовремя.

Университет долгое время развивался под руководством премьер-министра Гарольда Уилсона, который принимал активное участие в разработке учебных планов, программ и технологий обучения, а также ряда учебно-методических пособий [11].

Данный вуз предлагал высшее образование без отрыва от производства и с момента своего основания осуществлял процесс обучения с помощью почтовых отправлений учебной литературы, контрольных работ, теле- и радиовещания, а также консультаций по телефону. Обучение происходило недалеко от места проживания студентов, где они занимались самостоятельно, используя специально разработанные пособия. Студенты работали под руководством тьюторов, которые территориально находились недалеко от студентов и проводили консультации и семинарские занятия в специально организованных филиалах университета.

В 1997/1998 учебном году в вузе насчитывалось более 200 тыс. студентов, что составляло 21 % студентов-заочников всех британских вузов; причем две трети студентов Открытого университета принадлежали к возрастной группе от 25 до 44 лет [8, c. 38].

Следует отметить, что с момента своего возникновения университет успешно реализует формы заочного и дистанционного обучения не только для англичан, но и для иностранцев. Университет признан одним из крупнейших вузов в Европе и является одним из мировых лидеров в области открытого и дистанционного обучения, предлагая свои услуги в распространении высшего и последипломного образования не только в Великобритании, но и в ряде других европейских стран. Среди британских вузов рейтинг данного образовательного учреждения высок и сопоставим с рейтингами университетов Оксфорда и Кембриджа.

В последние десятилетия в Великобритании придается огромное значение формированию имиджа страны как всемирного центра инновационных проектов в сфере образования. Система образования Великобритании занимает в начале XXl в. ведущие позиции среди европейских стран по части создания дистанционных образовательных порталов. Более 1300 английских колледжей и университетов предлагают дистанционную форму обучения. Более 1 миллиона европейских студентов обучаются в Великобритании дистанционно, не покидая своей страны [2, c. 20 - 24].

Франция также постоянно совершенствуется в области применения новых информационных технологий в системе образования. Особого внимания заслуживает Национальный центр дистанционного образования CNED (фр. Centre national d'enseignement à distance). Данное учебное заведение было создано по решению правительства в 1939 г. как Национальный центр заочного обучения (CNEC). Центр был создан для детей, которые в связи с началом Второй мировой войны по болезни или инвалидности не могли посещать обычные школы. С 1980 г. Центр носит свое современное название - КНЕД.

210 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Серия Гуманитарные науки. 2015. № 12 (209). Выпуск 26

КНЕД обеспечивает подготовку и обучение желающих практически любого возраста - от детского сада до аспирантуры, а также организует подготовительные курсы и курсы повышения квалификации. Основные направления деятельности Центра носят названия, которые характеризуют целевую аудиторию - «Школа», «Университет», «Конкурс» (образование для подготовки к экзаменам на соискание должностей в государственной гражданской службе и гражданской службе), «Профессионал» (подготовка соискателей на ряд должностей), «Культура» и другие. Ежегодно в CNED обучаются более 300 тысяч человек со всего мира. Причем контингент обучающихся постоянно увеличивается.

Центр представлен семью филиалами, которые находятся по всей территории Франции. Каждый из филиалов имеет общенациональное значение и специализируется в определенной научной области.

Филиал в Ванве организует обучение студентов по всем предметным направлениям, предлагает подготовку к различным курсам, экзаменам с помощью компенсирующих занятий, осуществляет педагогическую подготовку на всех уровнях, кроме университетского. Кроме того, в данном филиале студенты могут выбрать для изучения один или несколько иностранных языков.

Филиал в Тулузе предлагает начальное и неполное среднее образование не только для взрослой аудитории, но и для детей. В данном филиале центра возможно получение диплома преподавателя средней школы (гуманитарные предметы, современная литература, философия, португальский язык) и диплома бакалавра по социальной медицине. Организованы подготовительные курсы к вступительным экзаменам в нормальные школы и другие учебные заведения Франции.

Процесс обучения в вузе регламентируется официальными программами Министерства образования и осуществляется, главным образом, с помощью письменного общения между студентами и преподавателями. Следует отметить, что использование современных информационных технологий позволяет персонифицировать весь период обучения и сократить время связи между преподавателями и студентами. При необходимости практической подготовки в центре организуются групповые занятия.

Несомненные достоинства Центра - гибкость процесса обучения и экономичная форма получения образования. Особенности организации учебного процесса позволяют каждому студенту пройти курс заочного обучения в индивидуальном темпе. По окончании курса обучения студенту присуждается квалификации.

Центр постоянно адаптирует программы обучения и учебный материал к конкретным потребностям населения. При организации процесса обучения преподавателями осуществляется объективный контроль за успеваемостью каждого студента. Этим частично и объясняется значительный вклад Центра в систему повышение квалификации педагогических кадров. Например, в июне 1987 г. количество желающих подготовиться к конкурсным экзаменам на должность преподавателя по естественно-научным дисциплинам насчитывало 3 250 человек [4, с. 79-81].

Один из лидеров в области практического применения современных информационных технологий при организации дистанционного образования - КНЕД сотрудничает со многими классическими университетами Франции.

Центр предоставляет учащимся лицеев и коллежей дополнительные возможности, которых нет в их учебных заведениях. Для желающих восполнить пробелы в своем образовании имеется широкий выбор разнообразных курсов: летние, подготовительные, переподготовки. Возможны индивидуальные занятия.

Подготовка и переподготовка кадров для Центра осуществляется им самостоятельно. В 1997 г. Центром была открыта школа, выпускающая специалистов, способных работать в области дистанционного обучения.

Очевидно, что дистанционное обучение пользуется большой популярностью во Франции. В начале ХХ1 в. в системе дистанционного образования проходили обучение около 400 тыс. человек, из которых 80 % - взрослые. Более 200 тыс. человек записались для получения высшего образования, 36 тыс. человек выбрали непрерывное профессиональное обучение, 3800 человек предпочли модульное обучение. Кроме того, в рамках международного сотрудничества на обучение записались более 30 тыс. человек из 204 стран мира [3, с. 83].

Следует отметить, что, согласно программе Министерства образования Франции, к 2017 г. все университеты страны должны перевести не менее 20% занятий в онлайн-режим. Первые онлайн-курсы затронут сферы биологии, цифровой техники, здравоохранения, философии и физики [1]. Безусловно, студенты дистанционных курсов должны обладать высокими навыками самоорганизации, чтобы успешно завершить такое обучение.

В Германии первый университет, предлагающий заочную форму обучения, был основан в 1974 г. в Хагене (Земля Северный Рейн-Вестфалия) и уже несколько десятилетий успешно реализует дистанционные программы обучения [9].

Основной контингент студентов здесь - взрослые, которые получают образование без отрыва

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Щ Серия Гуманитарные науки. 2016. № 7 (228). Выпуск 29 211

от производства. Кроме данной категории граждан здесь обучаются инвалиды, заключенные, а также лица, находящиеся на срочной или альтернативной службе.

Студенты могут выбрать одно из нескольких направлений обучения: информатику, математику, экономику, социальные и гуманитарные науки, электротехнику. Экономические науки наиболее популярны, как правило, их выбирают около 50 % обучающихся.

В отличие от традиционных немецких вузов, в Хагенском заочном университете не действует система ограничений на престижные специальности. Обучение в вузе доступно всем желающим при наличии полного среднего образования.

Данный университет был основан в помощь очным университетам Германии, которые были перегружены студентами в последние десятилетия ХХ в. Хагенский заочный университет гармонично вписался в немецкую систему высшего образования и стал пользоваться популярностью у определенного контингента взрослых, которому в силу ряда причин традиционное университетское образование было недоступно [8, c. 39].

Следует отметить, что с момента своего основания заочный университет стремится сохранить основные традиции высшей школы Германии. Основополагающий принцип вуза - свобода при организации исследовательской работы и процесса обучения студентов. Все академические экзамены и степени, дипломы и присвоение ученых степеней полностью соответствуют аналогичным степеням в очных университетах страны.

В конце ХХ в. передача знаний из учебного заведения студенту и контроль его работы осуществляется посредством виртуальных консультаций, конференций. Студентам предоставлен доступ в университетскую библиотеку в режиме оп-line. Средства связи между студентами и преподавателями постоянно исследуются, оцениваются, совершенствуются.

Университетами при организации заочной формы обучения предоставляется возможность очных консультаций студентов с преподавателями в специально организованных центрах обучения, в которых внештатные сотрудники, имеющие высокую квалификацию в своей профессиональной области, помогают студентам советом и практически. 65 таких центров организованы в Германии, Австрии, Швейцарии. С 1993 г. Министерство иностранных дел Германии финансирует студенческие центры университета Хагена в Литве, России, Чехии. Развиваются и совершенствуются тесные связи с аналогичными институтами в США, Швеции, Англии (открытые университеты), Франции, Канаде, Австралии и других странах.

Германия также крайне заинтересована в активном развитии открытого обучения и дистанционного образования, причем не только для своих, но и для иностранных студентов.

В связи с этим в начале XXl в. получить дистанционное образование в Германии можно в достаточно большом количестве вузов, которые кроме очной формы обучения предлагают и дистанционную.

Полноценный курс обучения через Интернет предлагает немецкий Виртуальный университет прикладных наук (Virtuelle Fachhochschule), который состоит из 15 немецких и четырех шведских вузов [14]. Также по системе электронного образования e-learning работают университеты во Фрайбурге, Мангейме, Карлсруэ, Гейдельберге, Любеке, Бранденбурге, Берлине, Хагене и ряде других городов Германии.

Система открытого и дистанционного образования в Германии постоянно совершенствуется, для того чтобы стать достойной альтернативой очной стационарной форме обучения.

Учиться дистанционно в Германии можно как на бакалаврских, так и на магистерских программах. Причем большинство онлайн-специальностей в немецких вузах преподаются на английском языке [13].

После принятия решения о зачислении студент получает учебные пособия, справочные материалы и личный кабинет на сайте университета, в котором в дальнейшем будет отслеживаться его успеваемость.

Богатый опыт в сфере открытого и дистанционного образования позволяет немецким вузам предоставлять качественное образование, а немецкие дипломы с успехом признаются во всем мире.

В целом, координацией открытого и дистанционного образования, а также электронного обучения во всем мире занимается Европейская ассоциация университетов по вопросам дистанционного обучения (European Association of Distance Teaching Universities).

Главной целью данной ассоциации является содействие созданию и развитию Европейской сети высшего уровня открытого и дистанционного образования, которая способствует развитию Европейского открытого университета посредством поддержки образовательных сети, созданной для гибкого обучения, обучения в течение всей жизни, формирования открытых образовательных ресурсов, совместных образовательных программ, виртуальной мобильности [6, c. 109-110].

В условиях динамичного развития области открытого и дистанционного образования очевидно совершенствование технологий обучения. Преподаватели все реже применяют традиционные методики организации процесса обучения и все чаще делают акцент на совместных

212 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ Серия Гуманитарные науки. 2015. № 12 (209). Выпуск 26

обсуждениях и групповых проектах. В последние десятилетия ХХ в. преподавателями вузов стран Западной Европы в системе открытого и дистанционного обучения активно используются методы обучения с применением новых технологических средств, в том числе компьютера, компакт-дисков, электронной почты, комнаты для дискуссий, интерактивных досок объявлений, видео- и аудио-конференц-связи. В рамках этой модели преподаватель отвечает за координацию многоканальной мультимедийной системы доставки информации. В конце ХХ в. университеты Западной Европы начали использовать многоцелевые сайты, стала возможной двухсторонняя связь, подразумевающая более глубокое взаимодействие между преподавателем и студентом.

С развитием области открытого и дистанционного обучения возникла необходимость в переподготовке профессорско-преподавательского состава большинства европейских вузов. В связи с этим круги, ответственные за организацию педагогического образования в Западной Европе, стали рассматривать подготовку педагогических кадров не только как освоение базового курса с некоторой переподготовкой в будущем, а как непрерывный процесс обучения и совершенствования на протяжении всех лет работы учителя [5, с. 42]. Это связано с тем, что интеграционные процессы в области культуры и образования, развитие информационных технологий и появление новых областей для изучения предъявляют ряд новых требований к профессиональной квалификации преподавателя. Одно из наиболее значимых профессиональных качеств учителя - способность правильно воспринимать любые изменения, возникающие в сфере образования, и быстро адаптироваться к новым условиям.

Поэтому главной задачей педагогических учебных заведений в последние десятилетия ХХ в. в странах Западной Европы признана задача научить будущих учителей встречать не только те перемены, которые уже затронули область образования, но и те, которые могут возникнуть в будущем, независимо от того, к какой области они относятся. Кроме этого специалисты должны уметь строить свою методику преподавания, учитывая изменения в содержании образования, технологиях обучения, а также в развитии самих учащихся.

Таким образом, развитие открытого обучения и дистанционного образования в последнее десятилетие ХХ - начале XXI в. явилось насущной потребностью времени, одним из способов реализации идеи непрерывного образования. Такая форма обучения получила достаточно активное использование в системе непрерывного педагогического образования в целях переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и совершенствования профессионального мастерства педагогов.

Список литературы

1. Все о Европе: [сайт]. - URL: http://www.euromag.ru/catalogs/education/33208.html (дата обращения: 20.01.2015).

2. Голионова Ю.А. Предпосылки возникновения дистанционного обучения в мировом образовательном пространстве / / Знание, понимание, умение. - 2009. - № 2. - С. 20 - 24.

3. Добрынин М.А., Сухой С.Н. Дистанционное обучение во Франции // Педагогика. - 2001. - № 8. - С.

81-85.

4. Лекур Д. Франция: национальный центр заочного обучения // Перспективы. Вопросы образования.

- 1989. - № 2. - С. 76 - 86.

5. Лотон Д. Учитель в меняющемся мире // Перспективы. Вопросы образования. - 1987. -№ 4. - С. 34 - 46.

6. Меликян А.В. Основные характеристики международных сетей университетов // Вопросы образования. - 2014. - № 3. - С. 100 - 117.

7. Открытое и дистанционное обучение. Тенденция, политика и стратегии. Division of Higher Education.

- UNESCO, 2004. - 136 с.

8. Тавгень И.А. Дистанционное обучение: опыт, проблемы, перспективы / под ред. Ю.В. Позняка. -Минск: БГУ, 2003. - 227 с.

9. Шнидерс И. Заочный университет в Хангене, Германия // Открытое образование: науч.-практич. журн. - 1997. - №1, [Электронный ресурс]. - URL: http://www.e-joe.ru/sod/sod_97_1.html (дата обращения: 20.01.2015).

10. Open and distance learning. Trends, policy and strategy considerations. Division of Higher Education. -Paris: UNESCO, 2002. - 95 p.

11. The open university: [сайт]. URL: http://www.open ac.uk (дата обращения: 27.01.2015).

12. UNESCO and Education. United Nations Educational, Scientific and Cultural organization. - Paris: UNESCO, 1993. - 172 p.

13. Virtuelle-Fachhochschule: [сайт]. - URL: http://www.acronymfinder.com/Virtuelle-Fachhochschule-(VFH).html (дата обращения: 25.01.2015).

14. Virtual campuses: [сайт]. - URL: http://virtualcampuses.eu/index.php/Main_Page (дата обращения: 1.02.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.