ния, так как позволяет устранять причины оппортунистического поведения участников строительства и уменьшать трансакционные издержки (в части издержек по защите от оппортунизма).
Примечания
’ Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб., 1996. С. 109.
2 Там же. С. 130.
УДК 332.1(571.53) А.П. СУХОДОЛОВ
ББК 65.9(2) доктор экономических наук,профессор,г. Иркутск
e-mail: [email protected]
В.А. ХАМАТАЕВ
генеральный директор ОАО «Восточно-Сибирский комбинат биотехнологий»,г. Тулун
e-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ГИДРОЛИЗНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Рассмотрено развитие гидролизной промышленности в СССР с конца 1930-х до начала 2000-х гг. Показана роль данной отрасли в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период.
Ключевые слова: СССР, гидролизная промышленность, этапы развития.
Первые опыты получения глюкозы путем гидролиза древесного сырья с использованием растворов серной кислоты проводились в Германии, Франции, Швеции и России в середине XIX в. В частности, в 1855 г. во Франции была смонтирована опытная установка для получения винного спирта из древесины путем ее гидролиза с применением концентрированной серной кислоты при комнатной температуре. Одновременно в Швеции был предложен способ получения глюкозы и этилового спирта посредством гидролиза измельченной древесины с использованием слабого (2-5%-ного) раствора серной кислоты, но при повышенной (170 °С) температуре. Чуть позже, в 1877 г., в России осуществили гидролиз древесных опилок с применением 1%-ного раствора серной кислоты, а продукты гидролиза (сахароподобные вещества) использовали для дрожжевого брожения и получения спирта.
Выход спирта на первых установках был небольшим — всего 50 л из 1 т сухой древесины. Дальнейшее совершенствование технологии гидролиза позволило в начале XX в. создать промышленные установки для получения этанола путем переработки отходов древесного и сельскохозяйственного сырья. В таких странах, как США, Германия, Франция и Англия, стала формироваться
гидролизная промышленность. В дореволюционной России данная отрасль не получила развития, несмотря на разработки русских ученых и наличие огромной сырьевой базы. Первые отечественные гидролизные заводы были построены в СССР только в 1930-х гг.
Становление гидролизной промышленности в СССР. В начале 1930-х гг. в Архангельске и Верхнеднепровске были созданы первые опытно-промышленные заводы по производству спирта путем гидролиза древесины и растительных сельскохозяйственных отходов. В январе 1934 г. дал продукцию уже более крупный, Череповецкий, опытный гидролизный завод, ставший экспериментальной площадкой для отработки наиболее эффективных технологических режимов гидролиза. На этом предприятии удалось получить выход этилового спирта в объеме 170 л из 1 т сухого древесного сырья, что позволило гидролизному производству успешно конкурировать с производством спирта из пищевого сырья.
В течение 1934 г. началось строительство сразу нескольких гидролизных заводов — Ленинградского, Бобруйского, Хорс-кого (на Дальнем Востоке), Саратовского и Волгоградского, были увеличены мощности Архангельского опытно-промышленного завода. Одновременно в Ленинградской лесотехнической академии приступили к подготов-
© А.П. Суходолов, ВА. Хаматаев, 2009
ке кадров для гидролизной промышленности (в 1934 г. была организована первая в стране кафедра гидролизных производств). Первый выпуск инженеров-гидролизников состоялся уже в 1935 г., а еще через год было издано первое учебное пособие для вузов профессора В.И. Шаркова «Гидролиз древесины». Для проектирования гидролизных заводов был создан Всесоюзный НИИ гидролизной и сульфитно-спиртовой промышленности.
В те годы заводы строились и вводились в эксплуатацию очень быстро. Например, Ленинградский гидролизный завод дал первую продукцию уже через полтора года после начала его строительства (в декабре 1935 г.), Бобруйский — через два года. Для оперативного решения проблем развития отрасли в 1939 г. было создано Главное управление гидролизной и сульфитно-спиртовой промышленности при Совнаркоме СССР.
На начальном этапе развития отрасли (до 1943 г.) единственным видом продукции гидролизных заводов являлся этиловый спирт. Необходимость быстрого наращивания его выпуска из непищевого сырья диктовалась острой нехваткой в стране продовольственного зерна (традиционного сырья для производства спирта). В период индустриализации основная его масса экспортировалась, а на валюту закупалось оборудование для промышленных предприятий. Кроме того, в СССР расширялось производство синтетического каучука, требовавшее в качестве сырья большого количества этанола. Наконец, в районах масштабных лесозаготовок скапливались значительные объемы лесных отходов, которые было целесообразно превращать в ценный продукт.
В 1940 г. все гидролизные заводы страны произвели 366 тыс. дал этилового спирта (табл.).
Годы Великой Отечественной войны. В
этот период потребность в этиловом спирте существенно возросла. Он применялся на предприятиях оборонной промышленности, в санитарных подразделениях и тыловых госпиталях, а также в боевых частях Красной Армии, в том числе как легендарные «наркомовские 100 грамм». В те годы гидролизный спирт повсеместно заменил спирт, производимый из пищевого зерна (зерно шло исключительно на продовольственные нужды).
Динамика производства основных видов продукции гидролизной промышленности в СССР
Год Этиловый спирт, тыс. дал Кормовые дрожжи, тыс. т Фурфурол, тыс. т
1940 366 - -
1945 670 0,1 -
1950 3 201 1,1 0,5
1960 14 273 9,8 4,4
1968 19 409 97,1 17,1
1970 18 033 128,3 19,8
1980 13 857 377,7 35,8
1985 24 300 1 413,0 40,1
1990 15 000 400,0 30,0
Мало кто знает, что гидролизная промышленность помогла выжить осажденному Ленинграду. Во время его блокады профессор В.И. Шарков предложил организовать производство пищевых дрожжей и гидролизной («пищевой») целлюлозы и добавлять их при выпечке ржаного хлеба. Эти продукты с ноября 1941 г. по декабрь 1943 г. производились на Ленинградском гидролизном заводе (на оставшемся после эвакуации оборудовании), а также в гидролизных цехах, специально созданных для этих целей на других предприятиях города. Тем самым скудный блокадный паек был увеличен почти на треть.
О важности отрасли свидетельствует и тот факт, что, несмотря на трудности военного времени, в течение 1941-1945 гг. в стране были построены и введены в эксплуатацию достаточно крупные для того времени Саратовский, Канский, Красноярский, Тавдинский и Волгоградский гидролизные заводы. Кроме того, ввиду острой нехватки продовольственных и кормовых ресурсов на гидролизных заводах стали создавать цехи по производству дрожжей. Первые такие цехи пущены в 1943-1944 гг. на Саратовском и Хорском заводах. К концу войны гидролизные предприятия страны производили уже 670 тыс. дал спирта (рост по сравнению с довоенным уровнем составил 1,7 раза).
Послевоенный период. Уже в 1944 г. на гидролизных заводах началась подготовка к выпуску фурфурола, необходимого для скорейшего послевоенного восстановления промышленности и развития новых отраслей. (К тому времени в США уже было налажено масштабное производство подобной продукции, используемой в том числе и в оборонной промышленности.)
Известия ИГЭА. 2009. № 3 (65)
Сразу же после войны были утверждены обширные планы строительства новых и модернизации существующих гидролизных заводов. В частности, в 1946 г. в Ферганской долине был пущен первый завод по переработке хлопковой шелухи, на котором отрабатывалась технология получения новых видов продукции. Было организовано промышленное производство фурфурола из гидролизата хвойной древесины на Канском, Красноярском и Тавдинском гидролизноспиртовых заводах. Именно в послевоенные годы началось строительство крупных гидролизных заводов в Иркутской области.
По своему качеству полученный из древесных отходов спирт не уступал техническому спирту, вырабатываемому из зерна и картофеля. При этом его производство высвобождало для продовольственных целей значительные объемы остродефицитного в то время зерна, что было очень важно в послевоенный восстановительный период.
1950—1980-е гг. Эти годы стали наиболее продуктивными с точки зрения развития отрасли. Кроме строительства новых современных предприятий большое внимание уделялось техническому переоснащению существующих гидролизных заводов, автоматизации основных технологических процессов. Перечислим лишь некоторые факты, свидетельствующие о динамичном развитии отрасли в данный период: организовано производство глюкозы на Канском заводе; пущены первые предприятия гидролизнодрожжевого профиля — Аполлонский и Кропоткинский заводы; налажено производство активированного угля из лигнина, а также стал осуществляться выпуск фурфурилового и тетрагидрофурфурилового спиртов, лаков и смол на основе фурфурола и его производных. Что касается Иркутской области, то здесь были введены в эксплуатацию, а затем модернизированы Бирюсинский, Тулунский и Зиминский гидролизные заводы.
В середине 1960-х гг. было принято решение о создании в СССР микробиологической промышленности, в состав которой в качестве подотрасли вошла гидролизная промышленность. Вскоре были введены в эксплуатацию крупнейшие биохимические заводы дрожжевого профиля — Кировский, Лесозаводский, Волжский, освоен
выпуск кормовых дрожжей на Бельцком и Кропоткинском гидролизных заводах, на Байкальском ЦБК и Братском ЛПК, организовано производство кормового сахара на Кировском гидролизном заводе. Было также начато получение фурфурола из древесины лиственных пород.
В середине 1980-х гг. все гидролизные заводы вошли в состав Министерства медицинской и микробиологической промышленности СССР. Многие из них кооперировались с лесопильно-деревообрабатывающими, целлюлозно-бумажными и сельскохозяйственными предприятиями, что обеспечивало бесперебойную поставку сырья.
В те годы в СССР насчитывалось около 40 гидролизных заводов, размещенных в различных регионах страны, включая Белоруссию, Казахстан, Молдавию, Грузию, Узбекистан. На территории Российской Федерации заводы действовали в центральных и северо-западных районах, в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Они производили около 15 млн дал этилового спирта, более 1 млн т кормовых дрожжей и порядка 40 тыс. т фурфурола.
Кризисные 1990-е годы и развал отрасли. До начала 1990-х гг. гидролизное производство считалось крупной и высокорентабельной подотраслью микробиологической промышленности. При этом многие гидролизные предприятия являлись градообразующими и выполняли социально значимые функции (через собственные распределительные сети обеспечивали население городов и поселков теплом и водой, очищали коммунальные хозяйственно-бытовые стоки на производственных очистных сооружениях). Однако вскоре положение стало меняться. С распадом СССР прекратило существование Министерство микробиологической промышленности, формировавшее стратегию развития отрасли и представлявшее интересы гидролизных заводов на уровне союзного центра. На территории России осталось 17 заводов (из работавших в СССР 38), способных производить 20 млн дал этанола в год. В течение 1992 г. все они были преобразованы в акционерные общества различного типа. В федеральную собственность отошло 49-51% акций, оставшаяся часть была распределена среди работников заводов.
Известия ИГЭА. 2009. № 3 (65)
Таким образом, государство формально продолжало считаться основным собственником заводов, но по существу устранилось от разработки стратегии развития отрасли в новых экономических условиях. Предприятия оказались наедине со своими проблемами. Начались перебои с поставками сырья. Ухудшились условия жизни работников. Так, после либерализации цен железнодорожники и лесозаготовители стали получать зарплату в 4-6 раз более высокую, чем рабочие гидролизных заводов. Постоянно снижалось производство спирта, а выпуск кормовых дрожжей уменьшился по сравнению с 1990 г. почти в 15 раз, фурфурола — в 5-8 раз.
К началу 2000-х гг. в России осталось только восемь работающих заводов, способных выпускать порядка 5 млн дал этилового спир-
та. При этом на долю действующих заводов Иркутской области (в то время Тулунского и Бирюсинского) приходилась почти половина российского производства этанола. Вскоре началась череда банкротств, и в 2006 г. отечественная гидролизная промышленность прекратила свое существование.
Перспективы отрасли связаны с необходимостью наращивать производство биоэтанола, используемого в качестве моторного топлива. Во всем мире данное направление динамично развивается. Многие страны, включая Китай, приняли долгосрочные программы по увеличению производства биотоплива первого (из пищевого сырья) и второго (из древесных и сельскохозяйственных отходов) поколений. России также необходимо учитывать общемировые тенденции развития данной отрасли промышленности.
УДК 338(57) A.B. САМАРУХА
ББК 65.9(2Рос) зам. директора по региональной экономике
НИИ саморегулирования и развития предпринимательства Байкальского государственного университета экономики и права, кандидат экономических наук, доцент, г. Иркутск e-mail: [email protected]
НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ*
Определены основные тенденции стратегического планирования социально-экономического развития России и регионов. Отмечена и обоснована необходимость активного развития межмуниципальных, межрегиональных, а также международных отношений. Рассмотрены тенденции развития Байкальского региона. Предложены основные направления стратегического развития межмуниципальных, межрегиональных и международных отношений Иркутской области.
Ключевые слова: стратегия, социально-экономическое развитие, кризис, экология, межмуниципальное сотрудничество, международный аспект.
В современной ситуации нарастания негативном развитии геополитических меж-
экономических и социальных кризисных дународных отношений особенно необходи-
проявлений, при нестабильном и во многом ма разработка грамотной стратегии соци-
* Печатается при поддержке проекта РФФИ 08-06-98022 р_сибирь_а «Разработка стратегических направлений устойчивого развития Байкальского региона». Тема зарегистрирована во ВНТИЦентре, номер госрегис-трации 0120.0 808716.
© А.В. Самаруха, 2009