Научная статья на тему 'Развитие нравственных ориентаций участников образовательного процесса'

Развитие нравственных ориентаций участников образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
283
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие нравственных ориентаций участников образовательного процесса»

относительно выбора своей будущей профессиональной деятельности зависит не только успешность человека в этой среде, но и его психологическое благополучие. К показателям профессионального самоопределения относят устойчивую профессиональную «Я-концепцию»; готовность совершить профессионально значимую деятельность; факты совершения этой деятельности; осознание личности значимости своей деятельности [3]. Все перечисленные параметры в совокупности составляют профессиональное самоопределение, которое, в конечном счете, предусматривает выбор соответствующего места обучения, способов освоения знаний по выбранному направлению (специальности).

Профессиональная ориентация, в свою очередь, представляет собой совокупность воспитательных и обучающих воздействий, развивающих у молодого человека умение осознанно принимать решения, относящиеся к профессиональному будущему, на основе учета природных способностей и образования, а также с учетом развития потенциала собственной личности и общественных потребностей [4]. Данный комплекс мероприятий необходим особенно тем абитуриентам, которые по различным причинам не могут сделать окончательный выбор будущей профессиональной деятельности. Выделяются следующие направления профессиональной ориентации [1]:

- профессиональное просвещение - обеспечение молодежи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры;

- профессиональное воспитание - формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;

- профессиональное консультирование учащихся и родителей по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки;

- профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая перевыбор профессии и профессиональную переподготовку.

Важнейшим звеном в проведении профориентационной работы является профессиональное консультирование, которое может проводиться, в том числе, после психодиагностических мероприятий, направленных на определение соответствующего типа деятельности, который будет наиболее приемлем конкретному человеку, в соответствии с его предпочтениями и возможностями.

Таким образом, работа с будущими абитуриентами должна включать в себя проведение профориентационных мероприятий, которые играют важную роль в процессе профессионального самоопределения молодого поколения.

Список использованной литературы:

1. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

2. Душков Б. А., Королёв А. В., Смирнов Б. А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 3-е изд. - М.: Академический проект, 2005.

3. Конюхов Н. И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. Справочное издание. - М., 1992.

4. Терминологический ювенологический словарь, 2005.

© Р. Д. Бердин, 2015.

УДК 159.923.2

С.В. Блялина, Т.В. Клемина

учитель математики, классный руководитель; заместитель директора, учитель химии, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 66» Г. Астрахань, Российская Федерация

РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация

В статье исследуются особенности нравственных ориентаций личности. Утверждается важность их учета для развития нравственных ориентаций участников образовательного процесса.

Ключевые слова

Нравственное развитие, нравственные ориентации, добро и зло, совесть

Вопросы нравственного развития личности сохраняют свою актуальность на протяжении длительного времени. Особенно важными они становятся в кризисные для общества периоды, дезорганизующие его социально-экономическую и морально-этическую основу. В связи с этим раскрытие феномена нравственной ориентации как сложного многоуровневого психического образования, может внести вклад в исследование проблемы выявления теоретических обоснований и исследования практических аспектов развития нравственного сознания человека, рассмотрения детерминант, структур и содержания нравственного развития личности.

Э.И. Кякиненой при определении подхода к исследованию нравственных ориентаций были выбраны представления о добре и зле, как отражающие ключевые нравственные категории [3, с. 125]. Причину такого выбора автор обосновывает тем, что без понимания смысла добра и зла, существующего в индивидуальном сознании, трудно объяснить поведение и взаимоотношение человека с окружающим миром и самим собой.

В связи с этим обозначается необходимость диагностики нравственности, нравственных ориентаций, анализа взаимосвязи личностных свойств и проявлений человеком доброты, выявления общих и специфических тенденций в проявлении нравственных ориентаций людей с разными уровнями личностно-нравственного развития. Отмечается, что в структуру нравственного развития входят: нравственные чувства и убеждения, нравственное поведение, нравственные эталоны, нравственное сознание, нравственное самосознание, нравственные ценности и нравственные ориентации.

Г.Ю. Иконниковой под нравственными ориентациями понимается сложный выбор личностью определенной системы общечеловеческих, смысложизненных, мировоззренческих ценностей и этических норм, сопровождающийся переживаниями совести [2, с. 321]. Автором, утверждается, что система нравственных ориентаций личности характеризуется системностью различных аспектов и проявлений, и на основе анализа научных исследований выделяются основные компоненты феномена нравственных ориентаций: когнитивный, эмоциональный (аффективный) и регуляторный. Когнитивный компонент нравственных ориентаций представлен мировоззренческими принципами и нравственными характеристиками образа Я, аффективный компонент нравственных ориентаций - переживаниями совести в ситуациях нравственного выбора, регуляторный - ценностными, смысложизненными ориентациями и установками самоотношения.

Е.Н. Павлова в качестве основного нравственного ориентира будущих психологов выделяет и рассматривает совесть [4, с. 321]. Автор пишет, будущие психологи должны действовать в соответствии со своей совестью, и обосновывает видение совести в качестве основного нравственного ориентира. В результате анализа научной литературы автор приходит к заключению о том, что совесть: это внутренний голос человека, который подсказывает, как правильно поступать; помогает уважать других и самого себя; помогает не выходить за рамки приличия и чувствовать грань дозволенного; регулятор поведения и человеческих поступков.

Н.Г. Брюхова, освещая особенности авторского подхода к построению теоретико-методологических основ психологического и психолого-акмеологического консультирования по проблемам жизненного пути, выстраивается его в соответствии с целью развития и совершенствования людей, стремящихся обрести целостность. При этом автор отмечает, что «такие люди милосердны, добродушны, искренни, бесстрашны, активны. Они не злословят, воспринимают мир диалектично, обладают способностью быть жесткими и мягкими, умеют прощать, быть простыми, прежде всего ориентированы на решение проблем для развития души, а сознание и физические проблемы ставят на второе место, умеют принимать происходящее, не протестуя внутри, проявляют активность снаружи» [1, с. 49].

Таким образом, развитие у участников образовательного процесса нравственной ориентации предполагает совершенствование представлений о добре и зле, развитие переживаний совести, и способности выбирать душой, основываясь на общечеловеческих ценностях.

Список использованной литературы:

1. Брюхова Н.Г. Нравственное развитие человека в психолого-акмеологическом консультировании по проблемам жизненного пути / Акмеология. 2014. Т 1-2. С. 48-50.

2. Иконникова Г.Ю. Нравственные ориентации субъектов пенитенциарной системы // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Научный журнал.- СПб., 2007. № 22. - С. 316-321.

3. Кякинен Э.И. Нравственные ориентации младших школьников с ЗПР: М.. Изд-во «Каро», 2008. - 288 с.

147

4. Павлова Е.Н. Совесть как основной нравственный ориентир будущих психологов / Социосфера. - 2013. -№ 4. - С. 136-137.

© С.В. Блялина, Т.В. Клемина, 2015

УДК 159.9.07

Н.В.Бойцова

старший преподаватель кафедры ИЯЕФ физико-технический фак-тет Тверской государственный университет г. Тверь Российская федерация

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация

Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология как совокупность конкретных приемов исследования включает общую стратегию исследования, классификацию методов познания, определение оптимального их взаимодействия и программирования исследования профессиональной мотивации преподавателя высшей школы.

Ключевые слова

методы исследования, профессиональная мотивация, совокупность методологических принципов, частная методология, психодиагностическая батарея.

Методология как совокупность конкретных приемов исследования включает общую стратегию исследования, классификацию методов познания, определение оптимального их взаимодействия и программирования конкретного исследования [1, с154]. Кроме того, методология - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе [2,с 34]. Если теория представляет собой результат познания, то методология определяет способы достижения и построения этого знания.

В современных работах методология психологии труда, социальной психологии, акмеологии подается как имеющая три уровня.

1. Общая методология - некоторый общий философский подход, принимаемый исследователем. Г.М. Андреева акцентирует внимание на том, что психологии «необходимо определенное понимание вопросов о соотношении общества и личности, природы человека» [1, с 125].

2. Частная (или специальная) методология - совокупность методологических принципов, используемых в данной области знания. Частная методология есть реализация философских принципов применительно к специфическому объекту исследования. Психология труда, как отмечает А.В.Карпов, «использует всю систему данных, которой располагает современная психология, как общая, так и «отраслевая», частная», и методология формируется как интеграция методологических принципов [3,с 56].

3. Методология - как совокупность конкретных приемов исследования, которая иногда подразделяется на метод (стратегию) и методику.

Однако трехуровневая характеристика методологии не предполагает сведение всех уровней к третьему. Суть концепции трехуровневой методологии психологии труда, социальной психологии заключается в том, что любой методологический прием всегда применяется в определенном «методологическом ключе», то есть при условии решения ряда более принципиальных вопросов исследования. Исследуя психологические аспекты проблемы формирования мотивации профессиональной деятельности преподавателя вуза, совершенно логичным, закономерным является наше обращение к системе принципов и способов организации исследования в психологии труда. Рассуждая о методологических проблемах психологии Г.М.Андреева, Б.Ф.Ломов, А.В.Карпов, Е.А.Климов, В.В.Новиков, К.К.Платонов и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.