Научная статья на тему 'Развитие нормативно-правового регулирования процессов открытости в деятельности органов государственной власти'

Развитие нормативно-правового регулирования процессов открытости в деятельности органов государственной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1095
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТОСТЬ / ПРОЗРАЧНОСТЬ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / КОММУНИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОТКРЫТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузьмин А.В., Развозжаев Д.Г.

В статье рассмотрены основные направления и особенности реализации нормативно-правового обеспечения открытости деятельности государственных структур федерального и регионального уровней. Уделено внимание организации внедрения механизмов обратной связи с населением. Отдельно подчеркивается важность размещения общедоступной информации о деятельности и решениях, принимаемых государственными структурами, в сети Интернет в форме открытых данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE LEGAL REGULATION OF PROCESS OF DISCOVERY IN THE ACTIVITIES OF PUBLIC AUTHORITIES

The article considers the main directions and peculiarities of the implementation of the normative and legal support for the openness of the activities of state structures at the federal and regional levels. Attention is paid to organizing the introduction of feedback mechanisms with the public. The importance of placing publicly available information on activities and decisions made by state structures on the Internet in the form of open data is emphasized separately.

Текст научной работы на тему «Развитие нормативно-правового регулирования процессов открытости в деятельности органов государственной власти»

Кузьмин А. В.

к.и.н., доцент Тамбовский филиал РАНХиГС

г. Тамбов Развозжаев Д. Г.

студент Тамбовского филиала РАНХиГС

г. Тамбов

РАЗВИТИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ПРОЦЕССОВ ОТКРЫТОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация: В статье рассмотрены основные направления и особенности реализации нормативно-правового обеспечения открытости деятельности государственных структур федерального и регионального уровней. Уделено внимание организации внедрения механизмов обратной связи с населением. Отдельно подчеркивается важность размещения общедоступной информации о деятельности и решениях, принимаемых государственными структурами, в сети Интернет в форме открытых данных.

Ключевые слова: открытость, прозрачность, обратная связь, коммуникация, информационные технологии, открытое правительство.

Kuzmin A. V.

Candidate of historical sciences, associate professor RANEPA Tambov Razvozhaev D. G.

Student of RANEPA, Tambov

DEVELOPMENT OF THE LEGAL REGULATION OF PROCESS OF

DISCOVERY IN THE ACTIVITIES OF PUBLIC AUTHORITIES

Abstract: The article considers the main directions and peculiarities of the implementation of the normative and legal support for the openness of the activities of state structures at the federal and regional levels. Attention is paid to

organizing the introduction of feedback mechanisms with the public. The importance of placing publicly available information on activities and decisions made by state structures on the Internet in the form of open data is emphasized separately.

Keywords: Openness, transparency, feedback, communication, information technology, open government.

С точки зрения нормативно-правового регулирования информационная открытость представляет собой комплекс совместных мер системы государственного управления и общественного контроля, направленных на предоставление сведений о деятельности государственных органов, предусмотренных законодательством, обществу в целом или конкретным лицам в целях обеспечения прозрачности и подотчетности государственных органов в рамках установленного порядка на началах равенства доступа к информации.

Базовым нормативно-правовым актом в данной сфере является Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 - 2010 годы), утвержденная постановлением правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 [3]. В одной из основных целей программы заявлено о необходимости повышения качества взаимоотношений государства и общества путем расширения, возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения. Реализация данной программы предполагала создание инфраструктуры электронного правительства, обеспечивающей доступ к информации о деятельности и услугам органов государственной власти в электронном виде, что по утверждению разработчиков, снизило бы уровень административной нагрузки на организации и граждан с экономией до 10 млрд. рублей в год [3].

Несмотря на наличие критических замечаний (недофинансировние, претензии со стороны прокуратуры, споры между Минэкономразвития и Минсвязи по поводу встраиваемости данной инициативы в административную реформу и т.п.), сопровождавших реализацию программы, к ее несомненным достижениям следует отнести развитие процесса перехода государственных структур в «бесконтактный» формат взаимодействия. Благодаря внедрению информационных технологий в управление, ИТ-отрасль приобрела важнейшее значение для решения стратегических задач, стоящих перед государством.

Нормативное закрепление новой обязанности органов государственной власти обеспечить доступ граждан и организаций к информации о своей деятельности посредством создания информационных ресурсов появилось в Постановлении Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»[4]. На настоящий момент данное постановление с 24 ноября 2009 г. отменено и действует одноименное с порядковым номером 953 [5].

Данный документ содержит характеристику перечня информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти ему подведомственных. В частности, в законе указаны категории информации (нормативно-правовые акты, сведения о законопроектной деятельности, программах и планах деятельности, анонсах мероприятий, сведений об обращениях граждан и т.п.) и периодичностью ее размещения.

Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» регулирует отношения, возникающие при реализации права на поиск, получение, производство и распространение информации. В данном законе установлен принцип открытости информации о деятельности государственных органов и свободного доступа к ней, кроме случаев, установленных федеральными законами. В, частности, согласно положениям, содержащимся в данном

НПА, за органами государственной власти и местного самоуправления закреплена обязанность обеспечения доступа к информации о своей деятельности, без обоснования запрашивающим ее лицом, необходимости ее получения [6].

Следует отметить, что перечень сведений, относящихся к информации ограниченного доступа, а также порядок отнесения указанных сведений к информации ограниченного доступа также устанавливается нормами упомянутого закона. Специалисты, однако, отмечают, что практика реализации данных норм выявила огромное количество пробелов и правовых коллизий, которые не позволили получать необходимую информацию для выработки эффективных решений, в том числе для защиты своих прав физическими и юридическими лицами [2].

Важнейшее значение для обеспечения открытости органов государственной власти имеет, утвержденная Президентом РФ, «Стратегия развития информационного общества» от 7 февраля 2008 г. № Пр-212. Заявленная цель программы ориентирована на повышение качества жизни граждан и совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. В этой связи, основными направлениями реализации данной Стратегии стали такие как: повышение доступности для населения и организаций современных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; создание системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам, в том числе государственной системы правовой информации; обеспечение эффективного межведомственного и межрегионального информационного обмена; совершенствование системы и увеличение объемов и качества государственных услуг, предоставляемых организациям и гражданам в электронном виде; совершенствование нормативно-правового обеспечения стандартизации и администрирования государственных услуг [12].

Таким образом, данная Стратегия, действовавшая до 2015 г., базировалась на формировании современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и предоставлении на ее основе качественных услуг в различных сферах жизни и государственного управления. В декабре 2016 года для общественного обсуждения был представлен проект новой версии Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (2017 - 2030 гг.), который расширил целеполагание, связав воедино решение задач внутренней и внешней политики РФ с развитием применения информационных и коммуникационных технологий для развития информационного общества, формирования национальной цифровой экономики, реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов [11].

В рамках создания целостной и эффективной системы использования информационных технологий было принято Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)». Данная государственная программа охватила все отрасли и сферы деятельности, ее принятие обусловливалось необходимостью повышения прозрачности, управляемости, обеспечения устойчивости и конкурентоспособности отечественной экономики (создание электронного правительства, преодоление цифрового неравенства, развитие новых технологий связи и т.д.) Повышение качества жизни должно выражаться в простых и доступных сервисах настроенных для повседневного использования гражданами (запись на прием к врачу через интернет, оплата штрафов с мобильного телефона, недорогой широкополосный доступ) [1].

Еще одним важнейшим нормативно-правовым актом, регулирующим реализацию политики открытости органов государственной власти, является Указ Президента РФ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» от 7 мая 2012 года № 601. В данном документе были определены задачи повышения прозрачности деятельности

органов государственной власти и местного самоуправления. В частности, был установлен комплекс показателей, касающихся повышения качества оказания государственных услуг, с точки зрения снижения издержек, ожидания получения услуг и оптимизации работы МФЦ по принципу «одного окна». Также Правительству РФ было поручено обеспечить реализацию ряда мероприятий, способствующих совершенствованию и дальнейшему развитию интернет-сайтов официальных государственных органов [7].

Тесная взаимосвязь с вышеупомянутым содержанием прослеживается в распоряжении Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 1187-р «О Перечнях информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет» в форме открытых данных». Данный НПА утвердил перечень общедоступной информации о деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных с обязательным соблюдением сроков размещения, достоверности и своевременности обновления актуальной информации [8].

Также, в целях совершенствования процедур открытости органов власти, в 2014 году Правительством РФ была утверждена Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти. Она определила основные принципы и задачи открытости государственных органов и основные подходы к их достижению. Кроме заявленной необходимости развития прозрачности и подотчетности государственного управления, в документе содержатся положения о необходимости создания условий для повышения удовлетворенности граждан качеством оказываемых услуг и внедрения механизмов гражданского контроля за деятельностью федеральных исполнительных органов власти в рассматриваемой сфере [9].

И, наконец, одним из последних наиболее значимых актов, относящихся к изучаемому нами сегменту управленческой реальности, является Указ Президента Российской Федерации от 11.08.2016 г. № 403

«Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы». В документе заявлено о необходимости создания единого информационно -коммуникативного пространства в системе гражданской службы не только для достижения повышения ее эффективности и престижа, но и с точки зрения внедрения антикоррупционных механизмов, включающих в себя возможность предоставления гражданам доступа к актуальной информации по вопросам противодействия коррупции. В этих целях предполагается, начиная с 2017 г., обеспечить ежемесячное обновление соответствующих разделов официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» [10].

Таким образом, рассмотрев и проанализировав основные нормативно -правовые акты федерального уровня, определяющие и регулирующие механизмы и технологии сферы открытости деятельности органов государственной власти, нами был сделан вывод о том, что информационная прозрачность крайне необходима не только гражданам и бизнес-структурам, но и самим органам власти и местного самоуправления. Все создаваемые и внедряемые правовые механизмы обеспечения открытости власти и налаживания обратной связи с гражданами, безусловно, способствуют развитию диалоговых отношений государственных структур и населения. Реализация права граждан на информацию о деятельности органов государственной власти является одной из ключевых гарантий принципа народовластия.

Список литературы

1. Государственная программа «Информационное общество» (20112020 гг.). Министерство связи и массовых коммуникаций РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://minsvyaz.ru/ru/activity/pro grams/1/.

2. Малахова, О.В., Суханова, В.А. Информационная открытость деятельности органов государственной власти: региональные практики / О.В Малахова, В.А. Суханова // Среднерусский вестник общественных наук. - № 2 (38). - 2015. - с. 83-91.

3. О федеральной целевой программе «Электронная Россия (20022010 годы) [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 28

января 2002 г. № 65. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=101540&fl d=134&dst=100001,0&rnd=0.6006166062384815#0.

4. Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти: Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. № 98 (ред. от 26.11.2008) (утратило силу) // Российская газета. - 30.11.2008.

5. Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 24.11.2009 N 953 (ред. от 28.06.2016). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 94194/.

6. Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 19.12.2016). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 61798/78b773a28f3ad19eb2 34697b20ab 1d48c09f748a/.

7. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102156335.

8. О Перечнях информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет» в форме открытых данных: Распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 1187-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70313602/#ixzz4dZ4JQKV0.

9. Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти: Распоряжение Правительства РФ от 30.01.2014 № 93-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// government.ru/docs/10122/.

10. Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы: Указ Президента Российской Федерации от 11.08.2016 г. № 403 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/41183.

11. Проект Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://www.consultant.ru/law/hotdocs/48166.html.

12. Стратегия развития информационного общества / Утв. Указом Президента РФ от 7 февраля 2008 г. № Пр-212 // Российская газета. -16.02.2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.