Научная статья на тему 'Развитие навыков общения и умения слушать у будущих психологов-консультантов'

Развитие навыков общения и умения слушать у будущих психологов-консультантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1438
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМЕНИЕ СЛУШАТЬ / НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ / COMMUNICATION SKILLS / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА / TRAINING CONSULTANT PSYCHOLOGIST / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ПСИХОЛОГА / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF THE PSYCHOLOGIST / LISTENING SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефименко Юлия Анатольевна

В настоящее время психологическое консультирование стремительно развивается, оно стало частью жизни современного общества, и сравнительно недавно возникшая специальность психолог-консультант стала массовой профессией. Постоянно возрастающая потребность в этой профессии ведет к быстрому увеличению количества специалистов психологов-консультантов, в то время как практика их подготовки в вузах нуждается в совершенствовании. К сожалению, современная система образования основное внимание уделяет не столько развитию личности студента будущего психолога-консультанта, сколько его интеллекту. В существующей системе образования студент формируется как носитель информации, а необходимого внимания формированию его ключевых профессиональных навыков не уделяется. Целью исследования явилась разработка и опытная проверка практической модели профессиональной подготовки психологов-консультантов, обеспечивающей улучшение качества подготовки будущих специалистов и совершенствование на этой основе практики психологического консультирования. Предполагалось, что организация учебных занятий в виде разработанного нами тренинга будет способствовать развитию профессионально важных умений и навыков психологов-консультантов, как основы их профессиональной компетентности. В данной статье рассмотрено значение коммуникативной компетенции, как профессионально важного качества психолога-консультанта. Описаны результаты экспериментального исследования, позволяющего развить навыки общения и умения слушать у студентов-психологов. Исследование проводилось на студентах дополнительного образования «Психологическое консультирование» Московского института психоанализа в течение одного семестра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефименко Юлия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS AND THE ABILITY TO LISTEN FUTURE CONSULTANT PSYCHOLOGIST

Now counseling is developing rapidly, it has become part of modern life, and relatively recently emerged specialized counselor became a mass profession. Constantly increasing demand for this profession leads to a rapid increase in the number of specialist counselors, while the practice of their training in universities needs to be improved. Unfortunately, modern education system focuses not so much the development of the individual student the future of the psychologist-consultant, as his intellect. The existing system of education the student is formed as a storage medium, and the necessary attention to the formation of its key skills is not given. The aim of the study was to develop and pilot test a practical model of vocational training of counselors, providing improved quality of training of future specialists and improvement on this basis, the practice of psychological counseling. It was assumed that the organization of training sessions as we developed the training will contribute to the development of important professional skills of counselors, as the basis of their professional competence. This article discusses the importance of communicative competence as professionally important quality of a consultant psychologist. The results of a pilot study that allows to develop communication skills and the ability to listen to the psychology students. The study was condu

Текст научной работы на тему «Развитие навыков общения и умения слушать у будущих психологов-консультантов»

Ефименко Юлия Анатольевна

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ И УМЕНИЯ ..

УДК 159.9.07

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ И УМЕНИЯ СЛУШАТЬ У БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ

© 2016

Ефименко Юлия Анатольевна, аспирант кафедры «Социальная психология» Московский институт психоанализа (121170, Россия, Москва, Кутузовский проспект, д.34, стр.14, e-mail: efimenko666@yandex.ru)

Аннотация. В настоящее время психологическое консультирование стремительно развивается, оно стало частью жизни современного общества, и сравнительно недавно возникшая специальность психолог-консультант стала массовой профессией. Постоянно возрастающая потребность в этой профессии ведет к быстрому увеличению количества специалистов психологов-консультантов, в то время как практика их подготовки в вузах нуждается в совершенствовании. К сожалению, современная система образования основное внимание уделяет не столько развитию личности студента - будущего психолога-консультанта, сколько его интеллекту. В существующей системе образования студент формируется как носитель информации, а необходимого внимания формированию его ключевых профессиональных навыков не уделяется. Целью исследования явилась разработка и опытная проверка практической модели профессиональной подготовки психологов-консультантов, обеспечивающей улучшение качества подготовки будущих специалистов и совершенствование на этой основе практики психологического консультирования. Предполагалось, что организация учебных занятий в виде разработанного нами тренинга будет способствовать развитию профессионально важных умений и навыков психологов-консультантов, как основы их профессиональной компетентности. В данной статье рассмотрено значение коммуникативной компетенции, как профессионально важного качества психолога-консультанта. Описаны результаты экспериментального исследования, позволяющего развить навыки общения и умения слушать у студентов-психологов. Исследование проводилось на студентах дополнительного образования «Психологическое консультирование» Московского института психоанализа в течение одного семестра.

Ключевые слова: умение слушать, навыки общения, коммуникативная компетентность, профессиональная подготовка психолога-консультанта, профессионально важные качества психолога.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATION SKILLS AND THE ABILITY TO LISTEN FUTURE

CONSULTANT PSYCHOLOGIST

© 2016

Efimenko Yulia Anatolievna, graduate student of the department of social psychology Moscow Institute of Psychoanalysis

(121170, Russia, Moscow, Kutuzovprospect, 34, p.14, e-mail: efimenko666@yandex.ru)

Abstract. Now counseling is developing rapidly, it has become part of modern life, and relatively recently emerged specialized counselor became a mass profession. Constantly increasing demand for this profession leads to a rapid increase in the number of specialist counselors, while the practice of their training in universities needs to be improved. Unfortunately, modern education system focuses not so much the development of the individual student - the future of the psychologist-consultant, as his intellect. The existing system of education the student is formed as a storage medium, and the necessary attention to the formation of its key skills is not given. The aim of the study was to develop and pilot test a practical model of vocational training of counselors, providing improved quality of training of future specialists and improvement on this basis, the practice of psychological counseling. It was assumed that the organization of training sessions as we developed the training will contribute to the development of important professional skills of counselors, as the basis of their professional competence. This article discusses the importance of communicative competence as professionally important quality of a consultant psychologist. The results of a pilot study that allows to develop communication skills and the ability to listen to the psychology students. The study was conducted on students additional education «Counselling» of the Moscow Institute of Psychoanalysis for one semester.

Keywords: listening skills, communication skills, communicative competence, training consultant psychologist, professionally important qualities of the psychologist.

Введение. Проблема оптимизации профессиональной деятельности психолога-консультанта является одной из самых важных в современной педагогической психологии. Особенность профессии психолога состоит в том, что для него очень важны знания, умения и навыки, которые являются основой успешного взаимодействия с людьми.

Любая профессиональная деятельность психолога построена на взаимодействии с людьми, обмене информации с ними, то есть на коммуникативной компетентности. Особую важность проблема формирования коммуникативных навыков, таких, как навыки общения и умения слушать, приобретает в процессе подготовки психологов-консультантов, где эти навыки являются основными.

Подготовка психолога-консультанта сложна, поскольку в ней очень важно учитывать не только теоретическую базу, но и практическую готовность. Именно взаимодействие теории и практики, где соединяются воедино научные знания и практическое их применение, составляет сложность в подготовке практических психологов, именно здесь возникают трудности в разработке программ профессионального образования. Добиться успеха в общении, приобрести и закрепить необходимые навыки можно, постоянно тренируясь. Такие тре-

нировки более успешно проходят в групповом взаимодействии с использованием различного рода упражнений и ролевых игр.

В отечественной научной литературе существует немало исследований, посвященных изучению проблемы формирования и развития коммуникативных навыков. Данную проблему изучали, например, Адамьянц Т.З.[1], Головина А. А. [2], Гончар Т.А.[3], Дрокина С.В.[4], Зимняя И.А. [5], Знаков В.В. [6], Карягина Т.Д.[7,8], Корнийченко Т. Ю.[9], Мартынова Е.М. [10], Панфилова А.П.[11], Шапорева А.А.[13] и другие [14000]. Их работы значительно обогатили представления о коммуникативной компетентности, но тот факт, что соответствующие проблемы и вопросы поднимаются до сих пор, говорит о недостаточной изученности проблемы, особенно применительно к практике подготовки психологов-консультантов.

Содержание и методы исследования. В эксперименте приняли участие 182 студента. Они были разделены на две группы: экспериментальную - 97 человек и контрольную - 85 человек. Исследование проводилось в виде формирующего эксперимента.

Занятия, которые использовались в программе формирующего эксперимента не входили в официально существующий учебный план и были проведены как до-

Ефименко Юлия Анатольевна РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ И УМЕНИЯ ...

полнительные.

Программа тренинга включала в себя три составляющие:

1. Информационно-теоретические знания общего характера о психологическом консультировании и общении, активно используемом в процессе проведения консультирования.

2. Практические упражнения, направленные на формирование у будущих психологов-консультантов общих навыков общения с людьми.

3. Практические упражнения, ориентированные на выработку у будущих психологов-консультантов специальных профессиональных умений и навыков, связанных с организацией и проведением консультирования на разных его этапах, где особый блок упражнений был направлен на формирование у студентов умения слушать.

В экспериментальной группе занятия проводились по предложенной нами обучающей программе. В контрольной группе обучение проходило традиционными методами. В экспериментальной и контрольной группах была проведена входная и выходная психодиагностика знаний, умений, навыков и психологических свойств личности, которые должны были, согласно гипотезе, подвергнуться изменениям в проведенном нами эксперименте. Контрольная и экспериментальная группы сравнивались между собой до начала эксперимента и после его окончания.

Каждое занятие начиналось с вводной лекции, в которой преподаватель (экспериментатор) в течение 20-60 минут излагал материал, необходимый для выполнения закрепляющего упражнения. Студенты на этой лекции получали достаточно полное представление о феноменах и техниках психологического консультирования, чтобы далее использовать их в упражнениях. Затем, группа делилась на микрогруппы (по 3 человека), где участники в течение 30-60 минут отрабатывали полученные знания на практике, формируя необходимые навыки психолога-консультанта.

Был предложен и в ходе исследования реализован следующий план занятий:

1. Лекция по теме психологического консультирования, необходимая для выполнения упражнения (20-60 минут).

2. Вводная инструкция по выполнению упражнения (5 минут).

3. Распределение ролей в микрогруппах (5 минут).

4. Работа по выполнению упражнения с поочередной сменой ролей (30-60 минут).

5. Обсуждение упражнений в микрогруппах (10 минут).

6. Общегрупповая дискуссия с участием представителей микрогрупп (15 минут).

7. Подведение итогов и ответы на вопросы экспериментатором (5-10 минут).

Практический раздел программы тренинга включал в себя проведение занятий со студентами в малых группах (по 3 человека) с использованием теоретических знаний, полученных ими на лекционных занятиях. При выполнении данного раздела программы осуществлялось обучение студентов по изложенной далее схеме. Затем, результаты обучения в экспериментальной группе сравнивались с результатами, полученными в контрольной группе, в которой обучение проходило по традиционной программе.

Процесс организации и осуществления групповых занятий был следующим. На занятиях, проводимых в форме психологического практикума, студентов условно делили на «психологов-консультантов», «клиентов» и «наблюдателей», которые, в ходе занятий менялись ролями и должны были осваивать техники психологического консультирования. В число этих техник входили: слушание (зеркализация, парафраз, уточнение, резюмирование и др.) и воздействие (интерпретация, директива, конфронтация, самораскрытие).

Один из студентов брал на себя роль «психолога-консультанта», проводившего психологическое консультирование, другой - роль «клиента», а третий -роль «наблюдателя», контролирующего процесс. Также в процессе проведения практических занятий по освоению техник психологического консультирования экспериментатор обсуждал со студентами достоинства и недостатки той техники, которой овладевали студенты. В группах совместно обсуждались вопросы, относящиеся правильности проведения психологической консультации с использованием изучаемой техники.

Примерные вопросы, представленные в подгруппах для обсуждения были следующими:

1. Каковы достоинства и недостатки данной техники?

2. Как следует правильно использовать эту технику во время проведения психологической консультации?

3. Адекватно ли вели себя «психолог-консультант» и «клиент» во время выполнения данного упражнения?

4. Какие ошибки были допущены, и как их можно предотвратить в будущем?

«Наблюдатель» имел право указывать на недостатки проводимого упражнения, высказывать критические замечания, относительно действий участников упражнения. Однако ему не разрешалось критиковать персонально тех людей, которые совершали эти действия, ему позволялось лишь критиковать сами действия, но делать это не ссылаясь на личности.

В ходе групповой дискуссии отмечались наиболее важные и ценные замечания и предложения, касающиеся проведенного упражнения. На заключительном этапе эти предложения и замечания обсуждались всей учебной группой, в состав которой входили соответствующие микрогруппы.

Для оценки у студентов навыков слушания мы воспользовались методикой «Умение слушать» [12, с.567-568] (его иногда называют активным или эмпатическим слушанием; оно представляет собой одну из важнейших способностей хорошо подготовленного психолога-консультанта).

Большую часть времени, работая с клиентом, особенно на этапе психологического консультирования, называемом исповедью, психолог-консультант внимательно слушает то, о чем ему говорит клиент. Данная методика позволяет определить и точно оценить, в какой степени у будущего психолога-консультанта сформировано и развито соответствующее умение.

Для оценки умения общаться был разработан авторский «Опросник для оценки навыков общения».

Для оценки контроля профессиональных знаний и умений мы разработали вопросник, который включал в себя совокупность тестовых заданий, связанных с профессиональной деятельностью психолога-консультанта.

Результаты исследования и их обсуждение. Данные, касающиеся развития умения слушать у студентов экспериментальной и контрольной групп, представлены в таблицах 1 и 2. Таблица 1 содержит результаты, касающиеся экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента. В ней указаны средние значения умения слушать в группах до и после эксперимента, а также показатели t - критерия Стьюдента, который использовался для установки статистических различий между средними величинами.

Обсудим данные, указанные в таблице 1. В экспериментальной группе испытуемых, которые принимали участие в тренинге, уровень умения слушать повысился, его среднее значение после окончания эксперимента увеличилось на 4,1 балла. Что касается контрольной группы, то в ней существенных изменений не произошло, уровень умения слушать за время проведения эксперимента вырос лишь на 1,8 балла.

Проверка изменений, которые произошли в экспериментальной группе в процессе формирующего эксперимента, показала, что они являются статистически досто-

Ефименко Юлия Анатольевна психологические

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ И УМЕНИЯ ... науки

верными, t = 2,3 (р < 0,05), в то время как в контрольной группе наблюдалась лишь тенденция к росту, статистически недостоверная t = 1,3 (р > 0,05).

Таблица 1 - Уровень развития умения слушать в экспериментальной и контрольной группах до и после экс-пеоимента._

Группы испытуемых Средний балл до эксперимента Средний балл после эксперимента Достоверность результатов ([-критерий)

Экспериментальная группа 22,2 263 г =2,3 р < 0,05

Контрольная группа 20,6 22,4 1= 1,3 р > 0,05

В таблице 2 представлены данные в виде показателей t - критерия Стьюдента, касающиеся различий в уровне развития умения слушать между экспериментальной и контрольной группами до начала и после окончания эксперимента.

Таблица 2 - Различия в уровне развития умения слушать между экспериментальной и контрольной группами до начала и после окончания эксперимента.

До начала эксперимента После эксперимента

г = 1,2 р > 0,05 г = 2,3 р < 0,05

Как следует из данных, представленных в таблице 2, существенной разницы в уровне развития умения слушать между студентами, представляющими экспериментальную и контрольную группу, не было. До начала эксперимента t - критерий Стьюдента был равен 1,2 (р > 0,05).

Обратимся к результатам сравнения экспериментальной и контрольной групп после эксперимента. Здесь мы видим, что разница в средних величинах является статистически достоверной t = 2,3 (р < 0,05). Отсюда следует, что до начала эксперимента существенных различий в умении слушать у студентов экспериментальной и контрольной групп не было, в то время как по окончании эксперимента они обнаружились.

Эти результаты можно объяснить следующим образом. В разработанном нами тренинге большое внимание уделялось развитию данного умения. На лекциях студентам подробно разъяснялись виды слушания, их значение в консультировании, с последующей проработкой полученных знаний в упражнениях. Отсюда следует, что разработанный нами практический курс способствует развитию у студентов умения слушать.

Уровень развития навыков общения у групп, принявших участие в эксперименте, мы измеряли при помощи разработанного авторского «Опросника для оценки навыков общения». Обратимся к данным, представленным в таблице 3. В ней эти данные отражены в виде показателей t - критерия Стьюдента, которые касаются различий в уровне развития навыков общения между экспериментальной и контрольной группами до начала и после окончания эксперимента.

Таблица 3 - Различия в уровне развития навыков общения между экспериментальной и контрольной группами до начала и после окончания эксперимента.

До начала эксперимента После эксперимента

г = 0,9 р > 0,05 г = 0,8 р > 0,05

Данные таблицы 3 показывают, что статистически значимой разницы ни до, ни после эксперимента между экспериментальной и контрольной группами в уровне развития навыков общения не выявлено. До начала эксперимента t - критерий был равен 0,9 (при р > 0,05), после окончания эксперимента он практически не изменился и оказался равным 0,8 (при р > 0,05).

Однако, проведя сравнения внутри эксперименталь-

ной и контрольной групп до начала и после окончания эксперимента, мы выявили изменения в развитии навыков общения. Эти данные представлены в таблице 4. Они касаются развития навыков общения в группах до и после эксперимента, а также показатели t - критерия Стьюдента, который использовался для проверки достоверности статистических различий между средними величинами.

Таблица 4 - Уровень развития навыков общения в экспериментальной и контрольной группах до начала и после окончания эксперимента.

Группы испытуемых Средний балл до Средний балл после Достоверность

эксперимента эксперимента р езультатов (икритерий)

Экспериментальная 2,25

группа 3,51 3,87 р < 0,05

Контрольная группа. 0,52

3,63 3,73 р>0,05

Обсудим данные, представленные в таблице 4. Они указывают на то, что у студентов, принявших участие в тренинге, уровень навыков общения повысился на 0,36 балла. До эксперимента он составлял 3,51 балла, а после эксперимента стал 3,87 балла. Что касается контрольной группы, то здесь уровень навыков общения с 3,63 баллов повысился до 3,73 баллов, что составило 0,1 балла.

Статистически проверив произошедшие изменения в группах, мы получили следующие результаты. В экспериментальной группе изменения оказались статистически значимыми при t = 2,25, что больше минимального критического значения t = 1,98 при р < 0,05. Что касается контрольной группы, то здесь показатель t составил 0,52 и не является достоверным. Из этих данных можно сделать вывод о том, что проведенный тренинг со студентами повлиял на развитие навыков общения.

Этот факт можно объяснить следующим образом. В разработанном нами тренинге большое внимание уделялось установлению зрительного контакта с клиентом, осознанию действий, мешающих и способствующих доверительному слушанию, умению задавать вопросы и поддерживать беседу, и многим другим факторам, развивающим навыки общения. Все эти факторы, на наш взгляд, положительно повлияли на развитие навыков общения в экспериментальной группе.

Выводы.

1. В результате проведенного тренинга в экспериментальной группе получило развитие умение слушать, данные статистически достоверны. В контрольной группе за время проведения эксперимента существенных изменений, связанных с умением слушать у студентов, не произошло.

2. Уровень развития навыков общения вырос в экспериментальной группе до статистически значимой величины, в то время как в контрольной группе в развитии навыков общения существенных изменений не произошло.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Адамьянц Т.З. Коммуникативные навыки как характеристика и условие оптимизации взаимодействия человека // Мир Психологии, 2008, №1, с.130-139.

2. Головина А. А. Развитие эстетического общения психолога с клиентом: Дисс.канд.псих.наук, Тамбов, 2004.

3. Гончар Т.А. Формирование ключевых компетенций у студентов психологических специальностей: Дисс.канд.пед.наук, Москва, 2013,171с.

4. Дрокина С.В. Развитие навыков межличностного общения в процессе профессиональной подготовки студентов технических вузов: Дисс. канд. педагог. наук, Тольятти, 1996, 194с.

5. Зимняя И.А. Психология говорения и слушания: Дисс.докт.псих.наук, 1973._

Ефименко Юлия Анатольевна РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ И УМЕНИЯ ...

6. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. Москва. Институт психологии РАК.1994, 301с.

7. Карягина Т.Д. Проблема формирования эмпатии // Консультативная психология и психотерапия,2010,№1,с.38-54.

8. Карягина Т.Д., Иванова А.В. Эмпатия как способность: структура и развитие в ходе обучения психологическому консультированию // Консультативная психология и психотерапия. 2013, №4,с.182-207.

9. Корнийченко Т. Ю. Развитие навыков профессионального общения у будущих логопедов: Дисс. канд. псих.наук. Казань, 2004, 204с.

10. Мартынова Е.М. Типология явлений коммуникативного дискомфорта в ситуациях диалога: Дисс. канд. филол.наук, 2000, Орел. 229с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Панфилова А.П. «Психология общения» Изд. центр «Академия». 2013, 368с.

12. Райгородский Д.Я. Психодиагностика персонала. Изд.: Барбах-М Издательский дом, том 4, 789с.

13. Шапорева А.А. К вопросу о подготовке специалистов в области семейной психотерапии в России // Вестник славянских культур, 2011, Том 20, №2, с.84-87.

14. Горбунова О.В. Социальная зрелость личности будущих педагогов-психологов: подходы к определению // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 45-47.

15. Григорьева О.В., Климанова Н.Г. Подготовка организационных психологов - стратегия бизнес-успеха // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 66-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.