Научная статья на тему 'Развитие морфологического компонента грамматического строя речи с использованием игровых технологий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи'

Развитие морфологического компонента грамматического строя речи с использованием игровых технологий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
851
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Auditorium
Область наук
Ключевые слова
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ / МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ / КОМПЛЕКСНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьева С.А., Захарчук А.О.

В статье рассматриваются вопросы развития морфологического компонента грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на основе применения игровых технологий, раскрыты особенности применения комплексно-динамического подхода в логопедической работе в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие морфологического компонента грамматического строя речи с использованием игровых технологий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

УДК 376.37

РАЗВИТИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

© 2019 С. А. Игнатьева1, А. О. Захарчук2

1канд. пед. наук, доцент кафедры логопедии, олигофренопедагогики и основ специального образования e-mail: saigna2013@ yandex.ru

2обучающаяся 1 курса, направление подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль)

Логопедия e-mail: annazakharchuk @ yandex.ru

Россия, Курск, ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»

В статье рассматриваются вопросы развития морфологического компонента грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на основе применения игровых технологий, раскрыты особенности применения комплексно-динамического подхода в логопедической работе в данном направлении.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, общее недоразвитие речи, грамматический строй речи, морфологические категории, комплексно-динамический подход, игровые технологии.

Грамматические компетенции занимают важное место в структуре владения речевыми компонентами. Данный факт обусловлен тем, что степень овладения грамматическим строем речи является показателем интеллектуального развития ребёнка.

Появление грамматических форм у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) осуществляется в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии, но в более медленном темпе, что искажает общую картину речевого развития, так как наблюдается дисгармония между развитием морфологической и синтаксической систем языка [Левина 2005].

При общем недоразвитии речи формирование грамматического строя речи находится в определенной зависимости от освоенности лексики и семантики (смысла слова), а также от степени знакомства со словом, от овладения звукослоговой структурой слова и речевыми моделями, которые лежат в основе различных типов предложений. Отсутствие перечисленных компетенций приводит к аграмматизму в речи детей, имеющих общее недоразвитие речи, причем наиболее часто встречается морфологический аграмматизм.

Для полноценного овладения морфологической системой языка у ребёнка должна быть сформирована многообразная интеллектуальная деятельность, которая состоит в сравнении слов по значению и звучанию; выделении их различий; понимании изменений в значении, соотнесении изменения в звучании с изменением его значения; выделении элементов, за счёт которых осуществляется изменение значения; установление связи между оттенком значений и различными грамматическими

значениями и элементами слов.

С целью обоснования необходимости совершенствования логопедической работы по коррекции морфологического компонента грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи нами был организован констатирующий эксперимент, в котором приняли участие 15 детей с логопедическим заключением «Общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития)» - экспериментальная группа - и такое же количество их сверстников с нормальным речевым развитием - контрольная группа.

Изучение морфологического компонента грамматического строя речи велось по следующим направлениям: выявление особенностей словоизменения (формообразования); выявление особенностей словообразования.

Каждое выполненное задание оценивалось баллом, который выставлялся в соответствии с предложенной системой оценки Р.И. Лалаевой [Лалаева 2001]. Нами записывались особенности выполнения заданий, а также специфика поведения и стиль работы каждого ребенка (степень внимательности, активности и инициативности). Оценка результатов осуществлялась по 4-балльной системе.

Общие результаты констатирующего эксперимента отражены на рисунке 1.

75%

Серия 1 Серия 2

Экспериментальная группа ■ Контрольная группа

Рис. 1. Результаты выполнения серий заданий констатирующего эксперимента детьми контрольной и экспериментальной групп (% правильных ответов). Серия 1 - степень овладения навыком словоизменения; серия 2 - степень овладения навыком словообразования

При исследовании состояния морфологического компонента грамматического строя речи было выявлено, что у детей с нормальным речевым развитием значительная часть морфологии родного языка усвоена. А у их сверстников с общим недоразвитием речи было выявлено, что при относительно развернутой речи у детей экспериментальной группы наблюдается недостаточно точное употребление существительных, ошибки согласования, неправильное образование слов, присущие данной категории детей (рис. 2).

Результаты исследования свидетельствуют о необходимости целенаправленной и систематической коррекционной работы по развитию грамматического строя речи. Поэтому нами была предпринята попытка разработки программы по совершенствованию морфологического компонента грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на основе применения игровых технологий, так как игра - ведущая деятельность ребёнка данной возрастной категории.

Игнатьева С. А., Захарчук А. О. Развитие морфологического компонента грамматического строя речи с использованием игровых технологий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Рис. 2. Типичные ошибки словоизменения и словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Основа работы по развитию навыков словоизменения и словообразования -наглядно-игровые технологии, которые способствуют лучшему пониманию речи дошкольниками с общим недоразвитием речи, а также являются зрительной опорой. Создание игровой ситуации с помощью таких средств помогает детям в игровой деятельности закрепить речевые навыки.

Игровые технологии являются образно или схематично опосредованной действительностью. С их помощью строится игровая ситуация, способствующая актуализации знаний у детей, объяснению правил, дополнительной стимуляции игровой и речевой активности, созданию условий, которые обеспечат развитие положительного отношения к обучению.

Игровые технологии представляют собой определённую поэтапность действий педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов и результатов игровой деятельности [Казакова, Калмыкова 2010].

В работе с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи, игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены задачи, игровые правила и действия. Но перед началом игры важно вызвать у детей интерес к ней (использование загадок, считалок, сюрпризов и т.д.). Только при условии устойчивого интереса к игре можно добиться стойких результатов коррекционной работы.

Эффективность работы по коррекции нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи повышает использование комплексно-динамического подхода, предполагающего последовательное и поэтапное усложнение вербальных средств, наглядности, типа

игры и игровых действий. Т.Б. Уварова отмечает, что такая организация логопедической работы помогает детям в естественной обстановке закрепить полученные речевые навыки [Уварова 2009].

Применительно к развитию морфологического компонента грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР на основе применения игровых технологий, использование комплексно-динамического подхода предполагает:

- наличие комплексных составляющих, которые представлены в виде вербального стимульного материала, а также визуально представленных наглядных средств, игры и игровых действий;

- наличие динамических составляющих, что заключается в поэтапном формировании навыков словоизменения и словообразования.

Основой для полноценного применения развиваемых навыков являются динамические составляющие, направленные на поэтапное формирование грамматического явления (от понимания - к использованию в речевой практике).

Комплексные составляющие также обеспечивают постепенное совершенствование изучаемого явления с помощью:

• наглядных средств (от объёмных - к графическим и символическим);

• развития игры (от предметной - к ролевой);

• развития игровых действий (от становления ориентировочной основы действия - к действию по определённым правилам).

Данный подход следует адаптировать к перспективно-тематическому планированию по развитию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в условиях образовательной организации.

На каждой неделе обучения прорабатывается определённая грамматическая тема, которая реализуется на базе конкретного лексического материала. Организованная на занятии игра должна включать следующие задачи: обучение, которое осуществляется под руководством экспериментатора, и игровая деятельность самого ребёнка. Это значит, что внимание уделяется не только коррекции речи каждого ребёнка, но и развитию его игровой деятельности. В процессе игры логопедом создаются условия, позволяющие каждому ребёнку самостоятельно действовать в определённой ситуации с определёнными предметами, что способствует приобретению собственного действенного и чувственного опыта. Стоит отметить, что не элементы содержания обучения вводились в игру, а именно учебная деятельность становилась игрой. Для организации игровой деятельности на логопедических занятиях по развитию навыков словоизменения и словообразования следует применять:

- специально подобранный наглядный и игровой материал;

- пространственно-временное развёртывание игрового действия.

Таким образом, коррекционную работу следует организовывать на основе комплексно-динамического подхода, который предполагает поэтапное усложнение вербальных стимульных средств, а также наглядности, типа игры и игровых действий.

Развитие навыков словоизменения и словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи должно осуществляться поэтапно в ходе игровой деятельности с использованием наглядно-игровых средств. Такая организация логопедической работы дает возможность детям данной категории наиболее эффективно усваивать изучаемый материал на основе эмоционально-положительного и действенного обучения.

Игнатьева С. А., Захарчук А. О. Развитие морфологического компонента грамматического строя речи с использованием игровых технологий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Библиографический список

Игровые технологии в процессе подготовки детей к обучению в школе / авт.-сост.: Г.М. Казакова, Е.В. Калмыкова. М.: АРКТИ, 2010. 104 с.

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.: СОЮЗ, 2001. 222с.

ЛевинаР.Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение, 2005. 173 с.

Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. М.: Сфера, 2009. 64 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.