Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 25 (354). Философия. Социология. Культурология. Вып. 35. С. 114-116.
В. В. Неговоров
РАЗВИТИЕ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ И СССР
Проанализированы этапы становления и развития государственной молодежной политики в России и СССР.
Ключевые слова: молодёжь; молодёжная политика; государственная молодежная политика.
Становлению института государственной молодежной политики в нашей стране предшествовал богатый исторический опыт в создании условий и возможностей для эффективной самореализации и социализации молодёжи, по привлечению её в общественно-политическую, социально-экономическую, и социокультурную жизнь российского общества. Одним из её элементов в 30-е гг. прошлого столетия стало создание специализированных комиссий под руководством Ф. Э. Дзержинского по борьбе с беспризорностью, т. к. война принесла народу разруху и голод. В стране насчитывалось более 5,5 миллионов беспризорных, голодных детей, потерявших родителей, которые остро нуждались в социальной помощи, тепле и заботе.
Для этого в составе ВЦИК была создана «Комиссия по улучшению жизни детей». Предусматривалось в частности «.. .в первую очередь оказание помощи учреждениям, ведающим охраной жизни и здоровья беспризорных детей продовольствием, жилищем и топливом, контроль за выполнением постановлений центральных и местных органов в целях обеспечения детей всем необходимым, издание законов и постановлений центральной власти и распоряжений, касающихся охраны жизни и здоровья детей»1. Многие беспризорники впоследствии стали великими историческими личностями.
В СССР вплоть до 1991 г. существовала чёткая система партийно-государственной молодежной политики через вертикаль государственной власти и общественных организаций. Практически обязательным считалось участие молодёжи в октябрятских, пионерских и комсомольских отрядах. Так октябрят-ские группы создавались для первых классов школ (7-9 лет) до вступления октябрят во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина. В отряде октябрят предусматривалось чёткое разделение должностей:
командир, цветовод, санитар, библиотекарь, физкультурник. Следует отметить, что, начиная с октябрят, детям рекомендовались четкие правила поведения в обществе: «октябрята - дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут, они прилежные ребята, любят школу, уважают старших, только тех, кто любит труд, октябрятами зовут, они правдивые и смелые, ловкие и умелые.»2.
Школьники средних классов в возрасте от 9 до 14 лет принимались в пионерскую организацию. Приём достойных октябрят в пионерский отряд производился голосованием на сборе пионерского отряда, причём кандидат давал «Торжественное обещание пионера Советского Союза», ему вручался красный пионерский галстук и пионерский значок. Пионеры активно участвовали в помощи пенсионерам и ветеранам, в коллективных очистках территории от металлолома и макулатуры, в спортивных соревнованиях по футболу, хоккею, пионерболу, в различных кружках и секциях. Для обеспечения досуга и реализации творческих навыков на бесплатной основе в СССР существовали «Дворцы пионеров и школьников». Отдельными элементами по сплочению отрядов являлись воспитательно-оздоровительные пионерские лагеря. Для информирования общества о деятельности пионерской организации в СССР существовала специализированная телестудия «Орлёнок», а на радио - передача «Пионерская зорька», издавались большими тиражами газеты и журналы «Пионер», «Пионерская правда», «Костёр», «Юный техник», «Юный натуралист» и др. Существовали чёткие правила поведения пионера: «...пионер ведет за собой октябрят, он дорожит честью своей организации, своими делами и поступками укрепляет её авторитет, он надёжный товарищ, уважает старших, заботится о младших, всегда поступает по совести и чести.»3.
Развитие молодёжной политики в России и СССР
115
Отдельно следует выделить права пионеров: «...избирать и быть избранным в органы пионерского самоуправления, обсуждать на пионерских сборах, слетах, сборах советов отрядов и дружин работу пионерской организации, критиковать недостатки, вносить предложения в любой совет пионерской организации, вплоть до Центрального Совета ВПО»4.
На следующем этапе юноши и девушки в возрасте 14-28 лет вступали в ряды комсомольской организации. Безусловно, вся работа комсомольской системы была подчинена коммунистической идеологии, но параллельно с этим он закладывал фундамент личности, готовой к самостоятельной и «правильной» жизни. Так, в уставе ВЛКСМ чётко прописывались требования по патриотическому отношению к своей стране, коллективизму и добросовестному труду: «...комсомол воспитывает у юношей и девушек глубокое уважение к государственным Гербу, Флагу, Гимну, олицетворяющим героическую историю, мощь и величие страны, добросовестный труд на благо общества (кто не работает, тот не ест), коллективизм и товарищеская взаимопомощь (каждый за всех, все за одного), гуманные отношения и взаимное уважение между людьми (человек человеку друг, товарищ и брат), честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни, взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей, непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству, дружба и братство всех народов, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.»5. Также, на мой взгляд, заслуживает внимания и система поощрения здорового образа жизни молодёжи (с 10 лет), которая обеспечивалась программой физкультурной подготовки БГТО6.
Многие юноши и девушки СССР получили бесплатную путёвку в жизнь, став парашютистами, летчиками, водителями и т. д., пройдя обучение в системе ДОСААФ7.
Таким образом, на мой взгляд, одним из важнейших преимуществ данного периода можно назвать равные права всех юношей и девушек на получение бесплатного образования, здравоохранения, трудоустройства. Вся работа с молодёжью строилась на высокой нравственности, патриотизме и интернационализме.
В 1991 г. распался СССР и прекратила своё существование КПСС, закончилось идеологическое сопровождение молодёжной политики государства. Началось время перемен, когда старые молодёжные институты уже не работали, а новые ещё не созданы. Экономический спад заставил государство и родителей заниматься латанием «бюджетных дыр», а молодёжь во многом была предоставлена сама себе. Советский институт практически 100 % трудоустройства молодёжи в новой стране не работал, начались массовые увольнения и безработица. Для реализации мечты «о красивой жизни, всё и сразу» многие ушли в криминал, бандитизм и рэкет. Одним из важных факторов, способствовавшим росту числа молодёжи, тянущейся к криминалу, стала массовая пропаганда в кино и СМИ позитивных образов преступников. Молодёжь считала нормальным не платить налоги, брать взятки, употреблять наркотики. Часть юношей и девушек воспользовались возможностью выезда за границу, некоторые оставались там навсегда - началась «утечка мозгов». Для исправления ситуации принимались законы, целевые программы, создана вертикаль федеральных, региональных и местных органов власти, но реальные успехи в государственной молодёжной политике стали заметны только через 10-15 лет. На настоящем этапе много сделано, но очень много ещё предстоит воплотить в жизнь
Таким образом, в СССР существовала чёткая система патриотического, физического и трудового воспитания, обеспечения досуга и реализации творческих навыков юношей и девушек. Сейчас модно критиковать и клеймить комсомол за идеологические перегибы, но, на мой взгляд, эти «привычки» очень желательно прививать и современной российской молодёжи.
Примечания
1 Декрет ВЦИК от 10.02.1921 «О комиссии при всероссийском центральном исполнительном комитете по улучшению жизни детей» [Электронный ресурс] // Справочно-пра-вовая система «Консультант Плюс». URL : http://www.cоnsultantru/Компания «Консультант Плюс». С. 1.
2 Панова, Н. С. Учителю о работе с октябрятами. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Просвещение, 1972. С. 9.
116
В. В. Неговоров
3 Положение о Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина (утв. Бюро ЦК ВЛКСМ 17.03.1967) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». С. 6.
4 Там же. С. 8.
5 Устав ВЛКСМ СССР (1976 г.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». С. 4.
6 Будь готов к труду и обороне СССР // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». С. 10.
7 Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». С. 7.