Научная статья на тему 'Развитие молодёжной политики в России и СССР'

Развитие молодёжной политики в России и СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4176
741
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖЬ / МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / YOUTH / YOUTH POLICY / STATE YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Неговоров Вячеслав Владимирович

Проанализированы этапы становления и развития государственной молодежной политики в России и СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of youth policy in Russia and the USSR

The article analyzes the stages of formation and development of state youth policy in Russia and the USSR.

Текст научной работы на тему «Развитие молодёжной политики в России и СССР»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 25 (354). Философия. Социология. Культурология. Вып. 35. С. 114-116.

В. В. Неговоров

РАЗВИТИЕ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ И СССР

Проанализированы этапы становления и развития государственной молодежной политики в России и СССР.

Ключевые слова: молодёжь; молодёжная политика; государственная молодежная политика.

Становлению института государственной молодежной политики в нашей стране предшествовал богатый исторический опыт в создании условий и возможностей для эффективной самореализации и социализации молодёжи, по привлечению её в общественно-политическую, социально-экономическую, и социокультурную жизнь российского общества. Одним из её элементов в 30-е гг. прошлого столетия стало создание специализированных комиссий под руководством Ф. Э. Дзержинского по борьбе с беспризорностью, т. к. война принесла народу разруху и голод. В стране насчитывалось более 5,5 миллионов беспризорных, голодных детей, потерявших родителей, которые остро нуждались в социальной помощи, тепле и заботе.

Для этого в составе ВЦИК была создана «Комиссия по улучшению жизни детей». Предусматривалось в частности «.. .в первую очередь оказание помощи учреждениям, ведающим охраной жизни и здоровья беспризорных детей продовольствием, жилищем и топливом, контроль за выполнением постановлений центральных и местных органов в целях обеспечения детей всем необходимым, издание законов и постановлений центральной власти и распоряжений, касающихся охраны жизни и здоровья детей»1. Многие беспризорники впоследствии стали великими историческими личностями.

В СССР вплоть до 1991 г. существовала чёткая система партийно-государственной молодежной политики через вертикаль государственной власти и общественных организаций. Практически обязательным считалось участие молодёжи в октябрятских, пионерских и комсомольских отрядах. Так октябрят-ские группы создавались для первых классов школ (7-9 лет) до вступления октябрят во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина. В отряде октябрят предусматривалось чёткое разделение должностей:

командир, цветовод, санитар, библиотекарь, физкультурник. Следует отметить, что, начиная с октябрят, детям рекомендовались четкие правила поведения в обществе: «октябрята - дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут, они прилежные ребята, любят школу, уважают старших, только тех, кто любит труд, октябрятами зовут, они правдивые и смелые, ловкие и умелые.»2.

Школьники средних классов в возрасте от 9 до 14 лет принимались в пионерскую организацию. Приём достойных октябрят в пионерский отряд производился голосованием на сборе пионерского отряда, причём кандидат давал «Торжественное обещание пионера Советского Союза», ему вручался красный пионерский галстук и пионерский значок. Пионеры активно участвовали в помощи пенсионерам и ветеранам, в коллективных очистках территории от металлолома и макулатуры, в спортивных соревнованиях по футболу, хоккею, пионерболу, в различных кружках и секциях. Для обеспечения досуга и реализации творческих навыков на бесплатной основе в СССР существовали «Дворцы пионеров и школьников». Отдельными элементами по сплочению отрядов являлись воспитательно-оздоровительные пионерские лагеря. Для информирования общества о деятельности пионерской организации в СССР существовала специализированная телестудия «Орлёнок», а на радио - передача «Пионерская зорька», издавались большими тиражами газеты и журналы «Пионер», «Пионерская правда», «Костёр», «Юный техник», «Юный натуралист» и др. Существовали чёткие правила поведения пионера: «...пионер ведет за собой октябрят, он дорожит честью своей организации, своими делами и поступками укрепляет её авторитет, он надёжный товарищ, уважает старших, заботится о младших, всегда поступает по совести и чести.»3.

Развитие молодёжной политики в России и СССР

115

Отдельно следует выделить права пионеров: «...избирать и быть избранным в органы пионерского самоуправления, обсуждать на пионерских сборах, слетах, сборах советов отрядов и дружин работу пионерской организации, критиковать недостатки, вносить предложения в любой совет пионерской организации, вплоть до Центрального Совета ВПО»4.

На следующем этапе юноши и девушки в возрасте 14-28 лет вступали в ряды комсомольской организации. Безусловно, вся работа комсомольской системы была подчинена коммунистической идеологии, но параллельно с этим он закладывал фундамент личности, готовой к самостоятельной и «правильной» жизни. Так, в уставе ВЛКСМ чётко прописывались требования по патриотическому отношению к своей стране, коллективизму и добросовестному труду: «...комсомол воспитывает у юношей и девушек глубокое уважение к государственным Гербу, Флагу, Гимну, олицетворяющим героическую историю, мощь и величие страны, добросовестный труд на благо общества (кто не работает, тот не ест), коллективизм и товарищеская взаимопомощь (каждый за всех, все за одного), гуманные отношения и взаимное уважение между людьми (человек человеку друг, товарищ и брат), честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни, взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей, непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству, дружба и братство всех народов, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.»5. Также, на мой взгляд, заслуживает внимания и система поощрения здорового образа жизни молодёжи (с 10 лет), которая обеспечивалась программой физкультурной подготовки БГТО6.

Многие юноши и девушки СССР получили бесплатную путёвку в жизнь, став парашютистами, летчиками, водителями и т. д., пройдя обучение в системе ДОСААФ7.

Таким образом, на мой взгляд, одним из важнейших преимуществ данного периода можно назвать равные права всех юношей и девушек на получение бесплатного образования, здравоохранения, трудоустройства. Вся работа с молодёжью строилась на высокой нравственности, патриотизме и интернационализме.

В 1991 г. распался СССР и прекратила своё существование КПСС, закончилось идеологическое сопровождение молодёжной политики государства. Началось время перемен, когда старые молодёжные институты уже не работали, а новые ещё не созданы. Экономический спад заставил государство и родителей заниматься латанием «бюджетных дыр», а молодёжь во многом была предоставлена сама себе. Советский институт практически 100 % трудоустройства молодёжи в новой стране не работал, начались массовые увольнения и безработица. Для реализации мечты «о красивой жизни, всё и сразу» многие ушли в криминал, бандитизм и рэкет. Одним из важных факторов, способствовавшим росту числа молодёжи, тянущейся к криминалу, стала массовая пропаганда в кино и СМИ позитивных образов преступников. Молодёжь считала нормальным не платить налоги, брать взятки, употреблять наркотики. Часть юношей и девушек воспользовались возможностью выезда за границу, некоторые оставались там навсегда - началась «утечка мозгов». Для исправления ситуации принимались законы, целевые программы, создана вертикаль федеральных, региональных и местных органов власти, но реальные успехи в государственной молодёжной политике стали заметны только через 10-15 лет. На настоящем этапе много сделано, но очень много ещё предстоит воплотить в жизнь

Таким образом, в СССР существовала чёткая система патриотического, физического и трудового воспитания, обеспечения досуга и реализации творческих навыков юношей и девушек. Сейчас модно критиковать и клеймить комсомол за идеологические перегибы, но, на мой взгляд, эти «привычки» очень желательно прививать и современной российской молодёжи.

Примечания

1 Декрет ВЦИК от 10.02.1921 «О комиссии при всероссийском центральном исполнительном комитете по улучшению жизни детей» [Электронный ресурс] // Справочно-пра-вовая система «Консультант Плюс». URL : http://www.cоnsultantru/Компания «Консультант Плюс». С. 1.

2 Панова, Н. С. Учителю о работе с октябрятами. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Просвещение, 1972. С. 9.

116

В. В. Неговоров

3 Положение о Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина (утв. Бюро ЦК ВЛКСМ 17.03.1967) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». С. 6.

4 Там же. С. 8.

5 Устав ВЛКСМ СССР (1976 г.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». С. 4.

6 Будь готов к труду и обороне СССР // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». С. 10.

7 Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». С. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.