Целепидис H. В. Развитие межкультурных связей.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 004.738.5:008
Н. В. Целепидис
РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ СВЯЗЕЙ В ГЛОБАЛЬНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ (АНАЛИЗ МОЛОДЕЖНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ)
В статье рассматривается актуальный вопрос развития межкультурных связей в современном информационном обществе. Автор, анализируя молодежные интернет-ресурсы, раскрывает компьютерную сеть Интернет как феномен межкультурного общения в молодежной среде.
In the article an actual problem of developing intercultural contacts in modern information society is considered. The author, analyzing the youth Internet resources, exposes the Internet as a phenomenon of intercultural dialogue in the youth environment.
Ключевые слова: коммуникация, глобализация, информационное общество, сеть Интернет, межкультурная коммуникация, взаимодействие, принципы коммуникации, виртуальная реальность, феномен интерактивности, компетенция, молодежные порталы.
Keywords: communications, globalization, information society, network the Internet, intercultural communications, interaction, communication principles, virtual reality, interactivity phenomenon, competence, youth portals.
Ha современном этапе развития нашего общества Интернет становится мощным фактором социального и культурного прогресса. У людей формируется новое мышление, они начинают осознавать принадлежность всех людей к единой земной цивилизации и достигнутому уровню культурного развития. Стремление к культурному и социальному прогрессу приводит к осмыслению и эффективному обмену культурными ценностями в международной жизни.
«Фантастический триумф современных средств глобальных коммуникаций и информационных систем накопления и преобразования знаний, фундаментально меняющих наш культурно-цивилиза-ционный мир, вовсе не катастрофа, загоняющая этнокультурную самобытность в этнографический музей, а преддверие победы над клановыми, племенными, профессиональными классовыми и иму-
© Целепидис Н. В., 2009
щественными путами, которые до сих пор мешают людям быть личностями, быть свободными» [1].
Антропологическое измерение коммуникации, являющееся с гуманистической точки зрения бесспорной привилегией человека, в настоящее время существенно модифицируется. Развитие коммуникативной (содержательной) и коммуникационной (технических носителей сообщения) сфер глобализации становится важнейшим атрибутом и характеристикой современности, сквозь которую преломляется и человеческое видение коммуникации, а человек все более оказывается потребителем информации.
Объективно информационная революция, связанная в наши дни с глобальной сетью Интернет, позволяет получить доступ к практически необъятным информационным ресурсам, накопленным человечеством, а также к всемирной электронной почте [2]. Масштабы информационного обмена посредством Интернет удваиваются через каждые 100 дней. И тем не менее именно в среде ученых все отчетливее звучит мысль о приближении эры хаоса, «нового средневековья», неустойчивости и общественной дестабилизации. Проблема информации, информированности и коммуникации на этой основе становится ключевой для развития социума, человеческой культуры и конкретных индивидуумов.
Интернет предлагает множество возможностей общения на разных языках, доступ к текстовой и мультимедийной информации и позволяет печатать свою информацию, что способствует развитию общей осведомленности о мире, формированию умений взаимодействия с различными культурами, установлению причинно-следственных связей различных социокультурных явлений и общей социализации личности.
Под влиянием новых информационных технологий, в том числе Интернет, меняются принципы коммуникации как основы функционирования культуры, меняются протекание и содержание духовных процессов, формы знания и типы мышления. Возникают новые коммуникативные формы культуры, связанные с технологиями виртуальной реальности, феноменом интерактивности. Интернет доказывает, что человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур.
Ресурсы Интернет способствуют развитию межкультурной компетенции, т. е. знакомству с раз-
Культурология
личными культурами, определению путей их взаимодействия и взаимопроникновения друг в друга, формированию культурных универсалий, необходимых для достижения взаимопонимания и плодотворного сотрудничества при непосредственном общении.
Существуют: 1 - обучающие сайты с огромным количеством линков к другим сайтам, развивающим определенные способности, навыки и умения, 2 - электронные журналы, 3 - онлайновые семинары, 4 - форумы. Все эти ресурсы способствуют установлению межкультурных связей в Интернете.
Молодежь посредством Интернета вступает в новый тип общения - информационную межкультурную коммуникацию, протекающую в виртуальной реальности. Это дает возможность индивиду при межкультурных контактах опираться не только на собственный опыт, но и на все то, что составляет феномен виртуальной реальности. В результате происходит смешение знакового и символического уровней отражения реальности, что влияет на характер межкультурных связей.
Анализируя содержательную сторону интернет-ресурсов молодежи, ту среду, в которой почти каждый день по нескольку часов «пребывает» российская молодежная аудитория, исследуя интересы молодых людей, их желания и потребности, мы пришли к выводу, что Интернет для молодежи существует не только как важная информационная среда, используемая для нахождения практически любого материала, Интернет для молодежи - это прежде всего возможность общения, не простого общения, а именно межкультурного. Отметим, что каждый пользователь Интернета имеет возможность выбора средства для межкультурного общения. Например, собственная система индивидуальной связи - электронная почта, телеконференции, чаты, ICQ. Пользователи сами формируют свою собственную информационную среду согласно потребностям и желаниям, будь то источники по образованию, справочно-информаци-онные ресурсы или ресурсы в области культуры и искусства.
Специфика Интернета как новой информационной среды по развитию межкультурных связей во многом объясняет и те особенности, которые присущи происходящей в ней межкультурной коммуникации. Так, МКК в Интернете обладает рядом особенностей:
1. «Прямая» коммуникация (с помощью ICQ, различных чатов люди во всех уголков планеты могут напрямую общаться между собой).
2. Преодоление языкового барьера (существуют различные переводчики и программное обеспечение для автоматизированного перевода).
3. Богатство содержания (интернет-сайты предоставляют участникам межкультурной коммуни-
кации доступ к обширным информационным базам).
4. Многочисленные системы поиска информации. Эта особенность связана с богатством содержания информации в Интернете (удобные системы поиска и навигации).
5. Система гиперссылок. С помощью этой системы сайты соединяются между собой, и тем самым предоставляется возможность быстрого перехода от одного сайта к другому.
6. Своевременность передачи информации. Коммуникация в Интернете может происходить в «режиме реального времени». Для межкультурной коммуникации это очень важно, поскольку в силу различного географического положения между странами образуется разница во времени, которую тоже можно рассматривать в качестве одного из коммуникативных барьеров. Режим реального времени сглаживает разницу во времени и тем самым создает новые условия для коммуникации.
7. Концентрация. Благодаря большой «вместительности» и внутренней взаимосвязанности Интернет в кратчайший отрезок времени может объединить огромное количество коммуникаторов со всего земного шара в любой точке мира и организовать коллективное обсуждение той или иной информации.
Все перечисленные особенности сети Интернет предоставляют небывалые до сих пор возможности как для индивидуальной, так и для групповой коммуникации. С помощью электронной почты и различных «чатов» стал возможен моментальный обмен сообщениями между людьми из разных уголков мира. Благодаря веб-сайтам пользователи Интернета получили неограниченный доступ практически к любой интересующей их информации, при этом без больших затрат времени и средств.
Из всего сказанного следует, что Интернет является уникальным средством межкультурной коммуникации, значительно расширяющим возможности межкультурных связей.
Анализ интернет-ресурсов молодежи показал, что в России на сегодняшний день мало качественных молодежных социальных и образовательных ресурсов. Существующие можно разделить на 5 групп:
1) сайты государственных структур;
2) сайты учебных заведений;
3) социальные сайты, порталы, создаваемые энтузиастами;
4) православные молодежные порталы;
5) сайты развлекательной направленности.
У каждой группы есть свои специфические особенности, плюсы и минусы.
Молодежных сайтов государственных структур не так много. Например: www.dsmp.mos.ru - сайт департамента молодежной и семейной политики города Москвы, сайт www.depms.tomsk.ru - департамента по молодежной политике, физической куль-
Целепидис Н. В. Разбитие межкультурных связей.
туре и спорту Томской области и www.kmp.org.ru -официальный сайт комитета по молодежной политике Иркутской области. Все эти сайты одинаково неудобны в пользовании и неинформативны. Имеющаяся информация подается в очень скучной форме. Так, плохая организация сайтов приводит к их практической непосещаемости.
Сайты учебных заведений - это порталы, созданные либо преподавателями, либо самими студентами, объединяющие на своих страницах учащихся того или иного вуза, к примеру, такие: www.gask.ru - сайт Государственной академии славянской культуры, www.msu.ru - сайт Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. Учащиеся других высших учебных заведений данные сайты практически не посещают, круг их пользователей обычно ограничивается студентами того или иного вуза, так как на страницах подобных сайтов чаще всего можно найти лишь информацию касательно данного учебного заведения. Помимо подобных образовательных сайтов, существуют также и такие, как www.sachok.ru и www.studak.ru, совмещающие в себе образовательный, развлекательный и социальный аспекты, на страницах которых молодежь активно общается.
К этой группе можно отнести официальные сайты студентов того или иного вуза. Например, www.mati-fatal.ru (сайт студентов МАТИ, где есть свой форум, чат).
Третья группа рассматриваемых нами сайтов -это социальные сайты, создаваемые энтузиастами. www.miot.name - молодежный портал о работе, www.vlcity.ru - Владимирский молодежный портал, www.folks.ru - молодежный портал Мурманской области, www.skachcom.ru - Сургутский молодежный портал и многие другие. На данных сайтах публикуется информация о работе для молодежи, жилье, спорте, досуге, по большей части о проводимых мероприятиях в том или ином городе. В данной группе не следует забывать о сайтах, создаваемых социально активной молодежью. Это сайты различных молодежных движений, часто имеющие политическую направленность, к примеру www.molgvardia.ru и www.ligaspr.ru, где можно встретить молодежь, чаще всего обязательно входящую в то или иное молодежное движение, либо тех, кто интересуется политикой.
Четвертая группа - это православные молодежные порталы, например портал «СПАС» -www.mirmanspas.ru, молодежный информационный ресурс Русской Православной Церкви «МИР.РПЦ» -«Обретённое поколение», (Седмица.^). Такие порталы призваны стать информационной площадкой православной молодёжи и средством общения в сети Интернет. Здесь размещаются текущие новости, анонсы и отчёты о мероприятиях, информация о
региональных молодёжных проектах, сведения о молодёжных общественных организациях.
Последняя группа носит наиболее развлекательный характер из всех. Это и www.livejournal.ru, и www.liveinternet.ru, и многие другие сайты, где пользователи сами создают контент, чаще всего это сетевые сообщества. Сайт www.odnoklassniki.ru входит в 10 самых посещаемых сайтов России (по данным за 2008 г.). Проект «В контакте» - самый посещаемый ресурс русского сегмента сети Интернет. Считается Интернет-ресурсом № 1 в России и Украине. Около 80% посетителей данного сайта www.vkontakte.ru проживают в России, остальные 20% - в странах ближнего и дальнего зарубежья. Это один из популярных сайтов, где возможно межкультурное общение. Этот сайт позволяет его участникам общаться друг с другом, искать единомышленников, находить новых и старых друзей. Сайты знакомств - www.neznakomka.ru,www.damochka.ru и другие. Аудитория этих сайтов просто огромна по сравнению с предыдущими группами. Тысячи ребят ежедневно ведут блоги, пытаются найти свою любовь по ту сторону монитора. Развлекательные сайты сегодня являются лидерами среди всевозможных молодежных сайтов.
Проанализировав молодежные ресурсы в Интернете, можно выявить их главную проблему: молодежная аудитория расходится по развлекательным сайтам, а также сосредоточивается вокруг сайтов с интересующими их темами, оставляя порталы социальной направленности без внимания.
В результате проведенного исследования мы можем сделать выводы о молодежной ориентации в Интернете.
1. Предпочтение при межкультурном общении молодежь отдает электронной почте, ICQ и чатам.
2. Существуют тенденции, свидетельствующие об интересе преобладающей части молодежи к сайтам легкого, развлекательного жанра. Иногда учащейся молодежи (студентам старших курсов) присуще стремление к осмыслению наиболее актуальных проблем современности, воплощенных на различных информационных сайтах, либо научных форумах.
3. Происходит частое изменение популярности сайтов в зависимости от модных тенденций, времени года и т. д.
Молодежь и Интернет дает нам уникальную возможность изучения социокультурных изменений в обществе.
Примечания
1. Ракитов А. И. Методы современной коммуникации: проблемы - теории. М., 2002. С. 26.
2. Шишков Ю. В. Информационная революция. Глобалистика: Энциклопедия «Диалог». М.: ОАО Изд-тво «Радуга», 2003. С. 374.