Научная статья на тему 'Развитие межкультурных коммуникаций в образовательном пространстве России в XIX - начале XX века'

Развитие межкультурных коммуникаций в образовательном пространстве России в XIX - начале XX века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие межкультурных коммуникаций в образовательном пространстве России в XIX - начале XX века»

Т. Н. Кандаурова

Развитие межкультурных коммуникаций в образовательном пространстве России в XIX — начале XX вв.

В истории России XIX в. стал временем формирования новых образовательных учреждений и структур, развития образовательных институтов, оформления образовательного пространства и, как следствие, временем роста культурного и образовательного потенциала общества и активизации развития межкультурных коммуникаций1. Дело Петра I и Екатерины II в области просвещения было продолжено, а основные образовательные идеи получали реализацию в новых исторических условиях. Реформа образования, осуществленная Александром I в начале царствования, способствовала росту и расширению государственной образовательной системы, все звенья которой были взаимоувязаны и обеспечивали преемственность в развитии образования от уровня начальной до уровня высшей школы.

В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения, ставшее центральным органом, который регулировал развитие образования на масштабных пространствах российского государства. Законодательными актами 1803-1804 гг. была сформирована многоступенчатая образовательная система2. В каждом губернском городе создавались гимназии на базе Главных народных училищ, учрежденных Екатериной II, были открыты новые университеты в Дерпте, Вильно, Казани, Харькове, а позднее и в Санкт-Петербурге, учреждены Демидовский и Царскосельский лицей, открыт Педагогический университет (1803 г.) в столице3.

1 Очерки русской культуры XIX века. Культурный потенциал общества. Т. 3. - М., 2001. - С. 5-9.

2 «Предварительные правила народного просвещения» и «Устав учебных заведений, подведомственных университету и попечителям округов». - ПСЗ. Т. XXVII. 1802-1803. - СПб., 1830. - С. 438; ПСЗ. Т. XXVIII. 1804-1805. - СПб., 1831. - № 21.501. - С. 625; Сборник постановлений по Министерству Народного просвещения. Т. 1. - СПб., 1864. - № 47. Ст. 301 - 339.

3 Алешинцев И. А. История гимназического образования в России (Х VIII и ХК век). - СПб., 1912; Кандаурова Т. Н. Гимназии // Очерки русской культуры XIX века. ... Т. 3. - С. 68-123; Петров Ф. А. Российские университеты / Ф. А. Петров, Д. А. Гутнов // Очерки русской культуры XIX века. ... Т. 3. -С. 124-199.

Расширялась сеть начальных учебных заведений на местах1. Получили развитие профессиональные учебные заведения: коммерческие гимназии, Московская Практическая Академия коммерческих наук, Институт инженеров корпуса путей сообщения и др.2 Основы, заложенные Александром I в образовании, получали развитие и в последующий период. За столетие образовательный потенциал страны значительно возрастал, образовательное пространство постоянно расширялось за счет включения новых провинциальных центров и регионов и увеличения числа образовательных учреждений в них3.

Рост образовательного потенциала и расширение образовательного пространства способствовали развитию различных форм межкультурных или кросс-культурных коммуникаций на разных уровнях: столица - провинция, провинция - столица, Россия - Европа, Европа - Россия, на межэтническом уровне, на уровне отдельных субкультур и культур поколений и сообществ. Россия, определяя для себя модель развития образовательной системы, ориентировалась еще со времен Петра I на европейский опыт развития образовательных институтов и структур.

В начале XVIII в. предполагалось учредить гимназию в Санкт-Петербурге, в 1706 г. был даже разработан план создания правительственной гимназии («Einrichtung und Abtheilung der Information in dem gymnasio Petrino, anno 1706»). Предполагалось, что гимназия будет включать шесть классов. Главным предметом определялся латинский язык, из

1 Сысоева Е. К. Народная школа // Очерки русской культуры XIX века. ... Т. 3. - С. 10-67.

2 Академия коммерческих наук //Энциклопедический словарь. Т. 1. - СПб., 1891. - С. 262-263; Балашов Е. М. Коммерческие училища. Энциклопедия Санкт-Петербурга // http://www.encspb.ru/article.php; Из истории коммерческого образования в России и за рубежом. Образовательный портал Ханты-Мансийского автономного округа // http://www.eduhmao.ru/artical&dbid.; Сборник постановлений ... Т.1. - № 35. Ст. 228-234. - Об учреждении Коммерческой гимназии в Одессе (16 апреля 1804 г.); Гимназия № 2 имени А. П. Чехова г. Таганрог. Историческая справка //_http://gymnazшm2.narod.ru/History_spr.htmi Пятидесятилетний юбилей и торжественный акт в Таганрогской гимназии //Журнал Министерства народного просвещения. 1858. N 1. Отд. VII. С.48; Сборник постановлений ... Т.1. - № 78. Ст. 393-399. - Об учреждении Коммерческой гимназии в городе Таганроге (1 сентября 1806 г.); Иконникова А. Школы старого Таганрога / А. Иконникова, А. Матковская // Народное образование в России: Исторический альманах. -2000. - № 10. - С. 108-112; Кошман Л. В. Профессиональное образование // Очерки русской культуры XIX века. ... Т. 3. - С. 200-251.

3 Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX в. / под ред. Э. Д. Днепрова, С. Ф. Егорова, Ф. Г. Паначина, Б. К. Тебиева. - М., 1991; Очерки русской культуры XIX века. Культурный потенциал общества. Т. 3. - М., 2001.

иностранных языков - немецкий, французский и итальянский, в третьем классе - шведский1. Однако тогда проект не был реализован, а состоялось это только через двадцать лет, когда была открыта в столице академическая гимназия.

В 1724 г. в России была основана как высшее научное учреждение Академия наук («Академия наук и курьезных художеств») по примеру европейских государств. Петр I выработал основные организационные принципы российских университетов в переписке (1720-1721 гг.) с известным немецким ученым Вольфом: «совместное существование Академии наук, университета и гимназии, академики одновременно являются и профессорами университета, выпускники гимназии поступают в университет, который не только служит развитию науки, но широкому распространению научных знаний и т.д.». Д. И. Менделеев считал, что император опирался, прежде всего, на голландский опыт, где академии и университеты тогда существовали совместно2.

В основу организации Академии наук был положен «Проект Положения об учреждении Академии наук и художеств», подготовленный лейб-медиком Л. Л. Блюментростом и утвержденный Петром I в январе 1724 г. Проект предусматривал создание Академии наук как научно-исследовательского и образовательного учреждения одновременно. При Академии создавался Академический университет (1724-1803 гг.) и Академическая гимназия (1724-1805 гг.) для подготовки научных кадров. Первым президентом Академии был назначен Л. Л. Блюметрост.

Разрабатывая проект Академии наук, Петр I заботился о том, чтобы ее деятельность соответствовала уровню науки своего времени. Поэтому для работы в Академию были приглашены видные иностранные ученые: математики Н. и Д. Бернулли, Л. Эйлер, Х. Гольбах, физик Г. Крафт, астроном и географ Жан Делиль, естествоиспытатель И. Г. Гмелин, историк Г. Ф. Миллер и другие, которые, будучи носителями европейской культуры, внесли значительный вклад в становление и развитие российской науки. Важнейшей задачей Академии изначально была подготовка отечественных научных кадров.

В 1725 г. в Россию стали приезжать европейские ученые, приглашенные для преподавания в академическом университете. Практика привлечения иностранных ученых и учителей была характерна и для предшест-

1 Толстой Д. А. Академическая гимназия в XVIII столетии, по рукописным документам архива Академии Наук // Записки императорской Академии Наук. Т. 51. - Кн. 1. - СПб., 1885. - Приложение 2. - С. 1.

2 Аврус А. И. История российских университетов. Очерки. - М., 2001. - С. 8.

220

вующего времени1. Первоначально в Петербург прибыли 17 европейских профессоров2. Учащихся было немного, «и большинство из них были иностранцы, многие из них были выписанные из Германии»3. Первыми слушателями в университете были и русские студенты, возвращенные из университетов Европы, где проходили к этому моменту курс обучения. Позднее студентов набирали из состава слушателей славяно-греко-латинской академии, из духовно-учебных заведений со знанием латинского языка и иностранных языков, на которых велось преподавание. Среди первых иностранных профессоров академического университета были математик Н. Бернулли, астроном И. Делиль, правовед Х. Гольдбах, физик Г. Бюльфингер, физиолог Я. Герман. В дальнейшем студентов набирали из числа выпускников академической гимназии. Пытались также открыть доступ в университет для представителей всех сословий, кроме крепостных крестьян. Привлекали для обучения в академическом университете и иностранцев. Хорошо успевающие студенты вели занятия в академической гимназии, осваивая педагогическую практику.

В составе академической гимназии было два отдела: немецкая школа (приготовительная), которая включала три класса, и латинская школа с двумя классами. Немецкая школа готовила учеников к восприятию программы, которая читалась на немецком языке, так как преподаватели были немцами. Первым инспектором академической гимназии был профессор древностей Ф. С. Байер (с 1828 г.). Он был специально приглашен «для устройства гимназии и управления ею» из Кенигсбергской кафедральной школы, где был проректором. В декабре 1825 г. президент Академии Блюментрост заключил с ним контракт. Байеру предоставлялось право «устроить гимназию по представленному им проекту, заведовать ею и управлять по собственному его усмотрению, назначать часы и предметы преподавания, вводить учебныя руководства и методу преподавания, какия заблагорозсудит»4. В 1726 г. в гимназию приняли 112 учеников.

При учреждении Московского университета также был использован европейский опыт развития высших учебных заведений. М. В. Ломоносов сыграл выдающуюся роль в выработке идеи открытия университета в Москве, в разработке проекта его Устава, используя для этого свой опыт знакомства с западноевропейскими университетами,

1 Шульгин В. С. История русской культуры IX-XX вв.: пособие для вузов / В. С. Шульгин, Л. В. Кошман, Е. К. Сысоева, М. Р. Зезина. - М., 2002. - С. 88-89.

2 Аврус А. И. Указ. соч. - С. 8.

3 Академический университет в Санкт-Петербурге. 1724-1766 // http://www.school.edu.ru.

4 Толстой Д. А. Указ. соч. - С. 1.

особенно Лейденским1. «В основу Устава Московского университета, -как считает А. И. Аврус, - были положены традиции ряда европейских университетов, что делало российский университет непривычным явлением в самодержавной стране: он имел необычные для России XVIII века права и вольности»2.

Опыт формирования образовательных структур в России в первой четверти - середине XVIII в. представляется ярким примером развития кросс-культурных коммуникаций в образовательном пространстве и широкого использования европейского опыта и практики развития учреждений образования и подготовки научных кадров. В начале XIX в. данная тенденция получила дальнейшее развитие. При разработке программных материалов по гимназиям в начале XIX в. учебный план был составлен Н. И. Фусом по образцу планов французских лицеев, что является свидетельством ориентации России на европейский опыт развития средних образовательных учреждений. В России к концу XIX в. была сформирована дифференцированная система среднего образования, которая включала классические гимназии и реальные училища, хотя подобный выбор был сделан не сразу, а посредством некоторого практического эксперимента. Подобная практика развития средних учебных заведений вполне соответствовал европейскому опыту развития системы среднего образования, где классическое и реальное образование были также разделены.

Отечественная модель развития гимназического образования в целом вписывалась в контекст развития модели европейской образовательной системы и имела практически те же конструктивные и системные начала и атрибуты. Изначально Россия формировала и развивала систему гимназического образования, ориентируясь, опираясь и применяя на практике европейский опыт развития среднего образовательного звена. Российская система образования использовала образцы системно-структурного построения учебных планов, организации учебного процесса и формы структурных построений средних учебных заведений, принятые в Европе и опробованные здесь на практике в течение многих десятилетий3. При формировании системы средних учебных заведений в начале XIX в, безусловно, учитывался и опыт развития российских средних учебных заведений в XVIII в. - академической и университетских гимназий.

При определении модели развития университетского образования и путей развития российских университетов также учитывался опыт развития университетов в Европе. В 1803 г. было создано Главное правление

1 Аврус А. И. Указ. соч. - С. 10.

2 Там же. - С. 11.

3 Рудаков В. Гимназия //Энциклопедический словарь / изд. Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. Т. УШа. - СПб., 1893. - С. 700-704.

222

училищ, в состав которого вошли «молодые друзья» императора, члены Негласного комитета - граф П. А. Строганов, граф Н. Н. Новосильцев и князь А. А. Чарторыйский. Именно Чарторыйскому принадлежал общий план устройства учебных заведений в России. При его формировании он использовал западноевропейский опыт. Именно его проект лег в дальнейшем в основу развития всей системы просвещения в России и определил ее построение в виде строгой иерархии учебных заведений: приходские школы - уездные училища - гимназии - университеты как центры обширных учебных округов1. По проекту просветителя и ученого-энциклопедиста В. Н. Каразина университетское образование предполагалось в виде двух ступеней, и он был взят за основу при определении структуры университетов.

Разработка университетской структуры была поручена «академикам Н. Я. Озерецковскому и Н. И. Фусу как наиболее опытным ученым, знакомым с университетским образованием в Западной Европе»2. В своих предложениях они «ориентировались на структуру немецких протестантских университетов, сочетавших в себе черты государственных учреждений с корпоративной самостоятельностью, и предлагали создать четыре факультета»3. Академики, как отмечают историки университетского образования, «стремились перенести западный опыт на русскую почву не механически, а сообразуясь с общим ходом развития русской культуры. В этом отношении представляется не совсем точным мнение о несамостоятельности происхождения российских университетов, которые якобы были «слепком» с германских средневековых университетов. Нельзя, конечно, отрицать значительное влияние немецкой системы высшего образования на становление российской. Широкая университетская автономия с правом самоуправления, выборность университетского руководства и всего профессорско-преподавательского состава, широта подхода к преподаванию, носившему не утилитарный, а общефилософский характер, - все это, несомненно, сближало российские университеты с немец-кими»4. Однако, разрабатывая структуру российских университетов, составители устава отвергли неприемлемые в условиях России особенности западноевропейских университетов5. При составлении Устава был от-

1 Петров Ф. А. Российские университеты / Ф. А. Петров, Д. А. Гутнов // Очерки русской культуры XIX века. ... Т. 3. - С. 126.

2 Там же. - С. 127.

3 Там же. - С. 127.

4 Там же. - С. 127-128.

5 Там же. - С. 128.

вергнут опыт развития аристократических английских университетов -Оксфордского и Кембриджского1.

В начале XIX века возможности пополнения профессорского корпуса в самой России были весьма ограниченными, что вынуждало, как и прежде, приглашать ученых из-за границы. В 1803 г. попечитель Московского учебного округа М. Н. Муравьев пригласил в Москву девять профессоров ведущих университетов Германии, большинство из которых навсегда связали свою судьбу с московским университетом2. «Поставив перед Московским университетом задачу - «соразмерить свои успехи с распространением наук в Европе», Муравьев обратился к опыту университетов Западной Европы, и, прежде всего, Германии, в которой он видел образец академической жизни и университетского преподавания со свойственной им свободой»3. Иностранных профессоров приглашали, в основном, из Геттингенского университета, одного из ведущих в Германии и имевшего хорошую библиотеку на русском языке4.

Муравьев видел одну из главных задач всех университетских преобразований в подготовке нового поколения русских профессоров, «обладающих должным уровнем научных знаний и новейшей методикой преподавания». «Необходимым условием для формирования нового поколения отечественной профессуры он считал стажировку выпускников Московского университета в иностранных университетах»5. Для лучших адъюнктов или магистров «из россиян, отличившихся своими талантами», предусматривалась двухлетняя стажировка в лучших университетах Западной Европы. Для этого в каждом университете на двух человек ежегодно ассигновывалось 4000 руб. Стажировки позволяли выпускникам столичного университета знакомиться с новейшими достижениями науки и техники, с развитием европейской научной мысли, передовыми образовательными методиками и практиками. География научных стажировок была весьма представительной и масштабной.

В период попечительства Муравьева «за границей стажировались будущие ректоры университета профессор физико-математического факультета И. А. Двигубский (Геттинген, Прага, Львов, Пешт, Вена, Париж) и ориенталист А. В. Болдырев (Геттинген и Париж); профессора медицинского факультета И.П. Воинов (Геттинген, Париж, Вюрцбург, Йена, Галле, Лейпциг), М. Я. Мудров (Геттинген, Париж, Вена, Берлин, Бам-берг), И. Е. Грузинов (Лондон, Эдинбург, Франция, Германия); профес-

1 Там же. - С. 128.

2 Там же. - С. 129.

3 Там же. - С. 128-129.

4 Аврус А. И. Указ. соч. - С. 15.

5 Петров Ф. А. Указ. соч. - С. 129.

сора факультета словесности античник Р. Ф. Тимковский (Галле, Лейпциг, Геттинген), профессор римского права Л. А. Цветаев (Геттинген и Париж), а также сын первого ректора А. X. Чеботарев (Польша, Силезия, Лейпциг, Кенигсберг). Этим ученым Муравьев предоставлял кафедры по возможности сразу же по возвращении в Россию»1.

Опыт и практика заграничных стажировок стали со временем практически обязательными условиями для подготовки к преподавательской и научной деятельности. В Европе совершенствовал свои знания и научную практику после университетского курса в Москве известный российский врач-терапевт, основатель отечественной школы научной медицины С. П. Боткин во второй половине 1850-х гг. Он работал и практиковался в терапевтической клинике профессора Гирша в Кенигсберге, Вюрцбурге и Берлине у профессора Вирхова, в Берлине в клинике профессора Траубе, в клинике нерволога Ромберга и дерматолога Боренширунга. В декабре 1858 г. Боткин переехал в Вену, где посещал лекции профессора Лудвига и клинику Оппольцера. В октябре 1859 г. он «приехал для зимних занятий в Париж»2. В Париже он «посещал лекции Клода Бернара, клиники Бартеза, Труссо, Бушю и др.; там же он написал свою докторскую диссертацию.» и ряд научных исследований3. «В 1857 г. в Берлин прибыли для занятий И. М. Сеченов, офтальмолог Юнге, и ... хирург Беккерс»4.

Реформы середины XIX в. не только способствовали росту образовательного потенциала и расширению образовательного пространства России, а также активизации формирования национальных научных кадров, но и это время «открыло перед начинающими учеными возможность стажироваться в лучших лабораториях Европы и общаться с зарубежными коллегами». «Только в первой половине 60-х гг. в зарубежных командировках побывало более 100 молодых ученых «для подготовки к профессорскому званию»5.

По оценке ученого И.М. Сеченова, «не менее половины профессоров, работавших в высших учебных заведениях России в 60-70-х гг., «прошли серьезную научную школу на Западе»6. Они не просто принесли с собой, как отмечал в 1890-х гг. К. А. Тимирязев, «плоды европейской науки, но,

1 Там же. - С. 130.

2 Белоголовый Н. А. Его жизнь и врачебная деятельность // Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова . - СПб., 1892. - С. 21-25. -.

3 Там же. - С. 26.

4 Там же. - С. 24.

5 Бастракова М. С.. Наука: «ученые средства» и «ученые силы» / М. С. Бастракова, Г. Е. Павлова // Очерки русской культуры XIX века. ... Т. 3. -С. 279-280.

6 Там же. - С. 280.

что важнее всего, сумели привить их на родной земле, доказав в первый раз и в больших размерах, что и она может давать своих ученых деятелей, а не обречена на вечную зависимость от пришлых сил»1. Примерно к середине 70-х гг. в России уже сложились собственные «ученые силы»2. В середине 1870-х гг. более 80% профессоров высшей школы и до 70% действительных членов Академии наук были выпускниками отечественных учебных заведений3. В конце 1890-х гг. дипломы российских высших учебных заведений имел практически весь профессорско-преподавательский корпус страны, а в составе академиков только четверо являлись воспитанниками

зарубежных университетов4. При этом практика получения образования в зарубежных вузах и стажировок в целом не имела тенденции к ограничению.

Опыт развития российских образовательных структур и пространства в XIX - начале XX вв. позволяет говорить о значительном расширении и активизации кросс-культурных коммуникаций на уровне Россия - Европа и Европа - Россия в научной области и сфере образования и межкультурному взаимодействию. Подобные процессы также способствовали росту научного потенциала России, росту ее «ученых сил» и «ученых средств», активизации процесса формирования образовательного и научного потенциала.

1 История естествознания в России. Т. I. Ч. 2. - М., 1957. - С. 267.

2 Бастракова М. С. Указ. соч. - С. 280.

3 Щетинина Г. И. Университеты в России и Устав 1884 г. - М., 1975. - С. 50; Щетинина Г. И. Состав Академии наук в России в последней четверти XIX в. // Вопросы истории. - 1979. - № 6. - С. 173.

4 БастраковаМ. С. Указ. соч. - С. 280.

226

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.