I
РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ КАК ОДИН ИЗ ДРАЙВЕРОВ РОСТА ТЕРРИТОРИЙ
Кирюхин Антон Юрьевич, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск
E-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статье автор детерминирует необходимость развития международной торговли услугами, определяя ее как один из 0 источников устойчивого роста территорий. В рамках статьи представлены • основные характеристики международных услуг, их классификация, а также объем экспортно-импортных операций с услугами в России и за рубежом. В заключении представлены основные направления развития международной торговли услугами в Российской Федерации.
Ключевые слова: международная торговля, услуги, классификация услуг, развитие территорий, бизнес, государственная поддержка.
Усиление процессов глобализации и расширение международной торговли оказывают значительное влияние на устойчивое социально-экономическое развитие территорий в различных регионах мира, способствуя формированию и укреплению внешнеэкономических связей между государствами. Особенно активное развитие в данном контексте получила международная торговля услугами, претерпевшая за последнее десятилетие серьезные количественные и качественные изменения [1, с.36]. На сегодняшний день международный рынок услуг является драйвером роста многих регионов мира, поэтому изучение и учет его специфики и тенденций развития являются необходимым условием для формирования грамотной стратегии и направлений работы государственных структур Российской Федерации в сфере международной торговли услугами. Согласно концепции активного государства, именно оно должно стать инициатором развития данного сектора экономики, задавая не только «правила игры», но и выступая катализатором и помощником, стимулирующим и дополняющим деятельность прочих участников рынка [2, с.74].
151
о
Щ SCIENCE TIME Щ
Рынок международных услуг специфичен, что во многом связано с характеристиками услуги как предмета торговли. Общей специфической особенностью услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Иными словами, услуги не материальны и не делимы. Ниже представлены особенности международного рынка услуг.
- услуга является предметом международной торговли в том случае, если производитель услуги и ее покупатель - это физические или юридические лица -резиденты разных стран независимо от места совершения сделки между ними;
- международная торговля услугами находится в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и оказывает на нее сильное воздействие;
- услуги потребляются одновременно и не подлежат хранению, поэтому требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг;
- регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими
положениями внутреннего законодательства. Отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не может выступать критерием экспорта услуги [3, c.17]. X
Главным правовым документом в сфере торговли услугами является ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами). ГАТС - это первое многосторонне межнациональное соглашение по торговле услугами, которое является итогом Уругвайского раунда. ГАТС содержит принципы, составляющие правовые основы торговли услугами. В рамках переговоров Уругвайского раунда была создана классификационная схема видов услуг, которые могут быть предметом торговли. Классификатор включает 161 вид услуг, сгруппированных в 12 разделов. Наиболее популярными услугами являются: транспортные услуги, услуги связи, инжиниринговые, туризм, компьютерные и информационные услуги, страховые услуги.
В последнее десятилетие на международном рынке услуг четко проявились следующие тенденции в развитии его отдельных сегментов. Доля туризма в экспорте услуг увеличилась на 7% (2005-2013 гг.). Обусловлено это ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта и развитием инфраструктуры туризма. Доля транспортных услуг также возросла на 7% (20052013 гг.).
Наиболее динамично развивающейся отраслью являются информационные и компьютерные услуги. Так, с 2005-2013 гг. в среднем прирост составил 14%. Причиной является стремительное развитие информационных и компьютерных технологий по всему миру, компьютеризация большинства процессов на предприятиях.
Средний прирост за 2005-2013 гг. в сфере страховых услуг составил 11%. В
152
а
о
Щ SCIENCE TIME Щ
большинстве своем это связано с тем, что, начиная со второй половины ХХ века рынки страхования различных стран стали активно развиваться в направлении создания единого международного страхового пространства. Теперь страховые услуги предоставляются не только резидентам страны, но и иностранцам [4, с.17].
В табл.1 представлены страны-лидеры по экспорту услуг за 2013 год. Первое место в данном рейтинге занимает США (объем экспорта услуг составил 662 млрд. долл.), второе место досталось Великобритании (290 млрд. долл.), за ней с небольшим отставанием - Германия (287 млрд. долл.).
Таблица 1
Рейтинг основных стран-экспортеров услуг в 2013 году
Место Страна-экспортер Объем, млрд. долл.
1 США 662
2 Великобритания 290
3 Германия 287
4 Франция 233
5 Китай 207
Источник: разработано автором на основе [5, c.23]
В табл.2 представлены страны-лидеры по импорту услуг за 2013 год. Первое место, как и в рейтинге по показателям экспорта услуг, по-прежнему занимает США (427 млрд. долл.), второе место досталось Китаю (329 млрд. долл.), далее следует Германия (315 млрд. долл.).
Таблица 2
Рейтинг основных стран-импортеров услуг в 2013 году
Место Страна-импортер Объем, млрд. долл.
1 США 427
2 Китай 329
3 Германия 315
4 Франция 188
5 Великобритания 173
Источник: разработано автором на основе [5, c.23]
153
а
о
Щ SCIENCE TIME Щ
Торговля услугами в Российской Федерации развивается также стремительно, как и во всем мире, опережая темпы роста торговли товарами, что связано с общим экономическим подъемом страны и соответствует мировым тенденциям.
Проведенный анализ экспортно-импортных операций России на международном рынке услуг в период с 2012-2013 гг. позволяет сделать следующие выводы:
- в рейтинге стран-лидеров мирового импорта коммерческих услуг Россия за рассматриваемый период поднялась с 14 на 8 место, увеличив объем импорта услуг со 103 млрд. долл. до 123 млрд. долл.;
- в рейтинге стран-лидеров мирового экспорта коммерческих услуг Россия за рассматриваемый период поднялась с 22 на 21 место, доведя объемы оказанных услуг до 66 млрд. долл. (с 58 млрд. долл.).
Таким образом, на международном рынке услуг Россия выступает в роли нетто импортера, постоянно имея в торговле отрицательный баланс. Это объясняется неразвитостью в нашей стране транспортной и туристической инфраструктур, слабостью финансовых, консультационных, аудиторских и иных подобных организаций, что ограничивает возможности предоставления соответствующих услуг иностранным потребителям.
Ввиду общей тенденции ухудшения развития международной торговли, а также негативного влияния санкций, введенных в отношении России, в среднесрочной перспективе следует ожидать общее снижение объемов экспортно-импортных операций, которые будут постепенно восстанавливаться за счет переориентации российский предприятий на поставщиков и партнеров из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Эта тенденция характерна и для рынка услуг. В таких условиях развития главной задачей государства становится создание и улучшение благоприятных условий развития международных связей в сфере торговли услугами в различных регионах страны.
Учитывая текущие тенденции развития международной торговли услугами и ее влиянии на экономическое развитие Российской Федерации, целесообразно выделить следующие направления поддержки данного сектора экономики:
- создание и поступательное развитие экономических зон свободной торговли в России, в частности на территории приграничных регионов, где потенциал организации международной торговли услугами является высоким ввиду привлекательной географической расположенности основных участников торговли; особенно привлекательным в данном контексте выглядит АзиатскоТихоокеанский регион [6];
- поддержка и развитие малого предпринимательства (в частности в приграничных регионах), так как именно малый бизнес призван стать драйвером роста российской экономики [7, с.989], он обладает для этого всем необходимым
о
Щ SCIENCE TIME Щ
потенциалом: малый бизнес более активен, в данном секторе гораздо чаще принимаются и реализуются инновационные решения;
- дальнейшая проработка инструментов и механизмов стимулирования развития международной торговли, в частности за счет создания и развития специальных инвестиционных групп, в которые входят представители заинтересованных государств, а также развитие государственно-частного партнерства на международном уровне.
Развитие данных направлений работы в сфере международной торговли услугами призвано не только изменить структуру торгового баланса Российской Федерации, но и в долгосрочной перспективе обеспечить стабильное функционирование ее территорий за счет развития малого предпринимательства, несырьевого экспорта и новых конкурентоспособных услуг.
Литература:
1. Кокушкина И.В., Подоба З.С. Тенденции развития международной торговли в условиях глобализации // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 3. - С.
6 33-38.
2. Верлуп Е.В. Роль государственных структур в стратегическом развитии территории // Шаг в будущее: теоретические и прикладные исследования современной науки. Материалы 8 молодежной международной научнопрактической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Научноиздательский центр «Открытие». North Charleston, SC, USA, 2015. - С. 74-77.
3. Безпалова А.Г. Маркетинг в сфере услуг (сервисная деятельность): Учебное пособие. М.: Изд-во «Ваш полиграфический партнер», 2014. - 228 с.
4. Сачук Т.В. Территориальный маркетинг. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.
5. Merchandise Trade: Leading Exporters and Importers, 2013 // WTO and UNCTAD Secretariats Press release, PRESS/721. - Geneva, 2013, 23 p.
6. Улюкаев А. Зоны свободной торговли - драйверы роста // Лента новостей «Вести. Экономика» [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http:// www.vestifinance.ru/articles/42926.
7. Кныш Н.А., Верлуп Е.В. Государственное программирование
территориального развития малого предпринимательства: проблемы и
перспективы управления // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №8-1 (61-1). - С. 989-994.
155
а