Научная статья на тему 'Развитие метакомпетентности преподавателя иностранного языка в условиях внедрения образовательного стандарта федерального университета'

Развитие метакомпетентности преподавателя иностранного языка в условиях внедрения образовательного стандарта федерального университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД / МЕТАКОМПЕТЕНЦИИ / МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / "МЯГКИЕ НАВЫКИ" / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА / META-SUBJECT APPROACH / META-ABILITIES / META-COMPETENCE / SOFT SKILLS / EFFECTIVE TEACHING / FEDERAL UNIVERSITY EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сизова Екатерина Викторовна

В статье рассматриваются методологические основы и педагогические условия формирования метакомпетенций преподавателя иностранного языка в контексте внедрения образовательного стандарта высшего образования федерального университета. Дано определение понятия «метакомпетентность». На основе анализа эмпирических данных выделены ключевые компоненты метакомпетентности преподавателя неязыкового вуза. Описана структура метакомпетентности бакалавра по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сизова Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines methodological foundations and pedagogical conditions for developing foreign language teacher’s meta-abilities in respect of implementing federal university educational standard of higher education. The author gives a definition of the notion “meta-competence”. By means of the empirical data analysis the main components of foreign language teacher’s meta-competence are identified. The structure of the meta-competence of a bachelor degree student in the field of training 44.03.01 “Pedagogical Education” is described.

Текст научной работы на тему «Развитие метакомпетентности преподавателя иностранного языка в условиях внедрения образовательного стандарта федерального университета»

Сизова Екатерина Викторовна

РАЗВИТИЕ МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

В статье рассматриваются методологические основы и педагогические условия формирования метакомпетенций преподавателя иностранного языка в контексте внедрения образовательного стандарта высшего образования федерального университета. Дано определение понятия "метакомпетентность". На основе анализа эмпирических данных выделены ключевые компоненты метакомпетентности преподавателя неязыкового вуза. Описана структура метакомпетентности бакалавра по направлению подготовки 44.03.01 "Педагогическое образование". Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272018/2-1/56.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2018. № 2(80). Ч. 1. C. 202-205. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2018/2-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

Принципы формулирования компетентностных задач во ФГОС ВО нуждаются в унификации, особенно в тех случаях, когда целевой рынок труда един, что оставляет открытым вопрос: компетенция - это насущная необходимость, формальный признак или актуальный результат образования?

Список источников

1. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]: Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 10.11.2017).

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 21.11.2014 № 1505. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/440401.pdf (дата обращения: 10.11.2017).

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 Филология (уровень магистратуры) [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 03.11.2015 № 1299. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/450401.pdf (дата обращения: 10.11.2017).

4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 45.04.02 Лингвистика (уровень магистратуры) [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 01.07.2016 № 783. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/450402.pdf (дата обращения: 18.07.2016).

INTEGRATIVE ADAPTATION OF COMPETENCE MODULES OF THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS OF REALIZATION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER EDUCATION ON THE FIELDS OF STUDY 44.04.01 PEDAGOGICAL EDUCATION, 45.04.01 PHILOLOGY AND 45.04.02 LINGUISTICS

Svoikin Konstantin Bertol'dovich, Doctor in Philology, Associate Professor Vereshchagina Liliya Vasil'evna, Ph. D. in Philology, Associate Professor National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk svoikin@gmail.com; verliliya@yandex.ru

The article presents the results of adaptation of the basic educational program on the field of study 44.04.01 Pedagogical Education -Master's Degree Program "Teacher of General Secondary Education: Innovative Technologies of Foreign Language Teaching" for realization of the basic educational program on the field of study 45.04.01 Philology - Master's Degree Program "Foreign Languages (Scientific Foundations of General and Professional Linguo-Didactics)". The paper describes the mechanism for integrative adaptation of the basic and additional competences of Master's Degree Programs focused on professional pedagogical activity.

Key words and phrases: basic educational program; Federal State Educational Standard; higher education; Master's Degree course; professional standard; competence.

УДК 378.4

В статье рассматриваются методологические основы и педагогические условия формирования метаком-петенций преподавателя иностранного языка в контексте внедрения образовательного стандарта высшего образования федерального университета. Дано определение понятия «метакомпетентность». На основе анализа эмпирических данных выделены ключевые компоненты метакомпетентности преподавателя неязыкового вуза. Описана структура метакомпетентности бакалавра по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование».

Ключевые слова и фразы: метапредметный подход; метакомпетенции; метакомпетентность; «мягкие навыки»; эффективность преподавательской деятельности; образовательный стандарт федерального университета.

Сизова Екатерина Викторовна

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону kati_doli@mail. гы

РАЗВИТИЕ МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Внедрение автономных образовательных стандартов в отдельных отечественных вузах, в том числе в ряде федеральных университетов, выдвинуло новые требования к профессиональной компетентности преподавателя высшей школы, в том числе необходимость развития надпрофессиональных метакомпе-тенций педагогов.

Термин «метакомпетентность» относится к понятиям метапредметного подхода как базового методологического принципа федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, ориентирующего педагогов на формирование у учащихся метапредметных результатов и универсальных способов деятельности (универсальных учебных действий), в том числе в коммуникативной сфере. В содержательном и методологическом отношении метапредметный подход близок к компетентностному подходу, что сделало возможным применение данного подхода в вузовской практике.

С 2014-2015 гг. в Южном федеральном университете (далее - ЮФУ) разрабатывались проекты, а с 2017 года внедряются в практику образовательные стандарты по различным направлениям профессиональной подготовки. В этой связи перед профессорско-преподавательским составом встали следующие достаточно сложные задачи: гармонизация требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования к результатам подготовки выпускников в системе многоуровневого образования и требований образовательного стандарта вуза; необходимость унификации терминологии компетентностного подхода в процессе разработки основных образовательных программ; развитие надпредметных умений, связанных с формированием компетенций профессионального саморазвития, совершенствованием методической компетентности, развитием управленческих и коммуникативных навыков, приобретением междисциплинарных знаний и др.

В данных условиях стало возможным говорить о формировании метакомпетентности преподавателя вуза, под которой мы понимаем готовность к многоаспектному профессиональному совершенствованию и повышению эффективности профессионально-преподавательской деятельности на основе метакогнитивных, креативных и стратегических навыков. По мнению исследователей, метакомпетенции представляют собой своего рода «надструктурный вход», облегчающий приобретение профессиональных компетенций [3] и обеспечивающий способность к эффективному переходу на новую ступень познания, образования или профессионального мастерства [1]. Метакомпетентность следует рассматривать в качестве проявления «функциональной грамотности» как «практической способности вступать во взаимодействие с человеческим и инструментальным окружением для решения профессиональных и жизненных задач» [2, с. 242]. С точки зрения теории управления метакомпетенции относятся к классу так называемых «мягких» навыков (от англ. soft skills), которые позволяют специалисту повысить эффективность профессиональной деятельности посредством способностей к межличностному взаимодействию, умения работать в команде, принимать нестандартные решения в конкретной ситуации и др. [5].

Для преподавателя вуза важны такие личностные качества, как высокий уровень интеллекта, жизненный опыт, трудолюбие, ответственность, cтрессоустойчивость, доброжелательность, открытость, чувство юмора, умение доступно излагать свои мысли [4].

В структуру метакомпетентности преподавателя иностранного языка (далее - ИЯ), помимо «мягких навыков», обеспечивающих успешность профессиональной коммуникации и правильность управленческих решений, целесообразно включить также навыки в области риторики, лингводидактические навыки, широкую лингвокультуроведческую подготовку.

В 2015-2016 гг. на базе языковых кафедр Южного федерального университета был проведен анкетный опрос преподавателей и студентов различных структурных подразделений, позволивший выделить следующие ключевые компоненты в структуре метакомпетентности преподавателя ИЯ: 1) общая образованность;

2) элементарная грамотность в непрофильной дисциплинарной области, в которой задействован педагог;

3) выраженная мотивация к профессиональному росту; 4) коммуникативные навыки, умение работать в команде; 5) навыки организации и управления; 6) способность к самоанализу и самооценке; 7) речевая культура. Поскольку мы говорим о надпредметных компетенциях, такой аспект, как «знание своего предмета», намеренно не включался в состав анализируемых понятий.

В анкетировании принимало участие 75 преподавателей языковых и неязыковых кафедр ЮФУ и 233 студента (бакалавриат и магистратура по естественно-научным направлениям). В зависимости от степени значимости рассматриваемых компонентов ответы респондентов (в % от общего числа участников опроса) распределились следующим образом (см. Рис. 1).

Полученные данные свидетельствуют о том, что оценка преподавателями и студентами отдельных составляющих метакомпетентности педагога существенно отличается. Так, базовую минимальную грамотность преподавателя-лингвиста в непрофильной сфере профессиональной деятельности, в которой задействован педагог, относят к ключевым компонентам метакомпетентности 90% студентов неязыковых направлений подготовки и лишь 71% преподавателей. При этом студенты значительно выше оценивают наличие у преподавателя сформированных коммуникативных навыков и способности к самооценке, в то время как для преподавателей более значимыми оказываются развитие методической грамотности, мотивация к профессиональной деятельности и навыки организации и управления.

Необходимо также принимать во внимание тот факт, что формирование метакомпетентности специалиста - процесс, основанный на реализации принципа преемственности на различных ступенях многоуровневой профессиональной подготовки. В частности, развитие метакомпетентности преподавателя ИЯ, так же как и преподавателей других дисциплин, начинается задолго до начала профессиональной карьеры педагога. Фундаментом метакомпетентности будущего преподавателя является формирование ключевых компетенций по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (уровень бакалавриата). Проиллюстрируем эту мысль на примере образовательного стандарта ЮФУ по данному направлению подготовки (утвержден на основании решения Ученого совета ЮФУ от 24.07.2017 г.). Сгруппировав универсальные (УК),

общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК) компетенции в зависимости от соответствующей сферы деятельности, можно выделить несколько типов метакомпетенций, составляющих структуру метакомпетентности будущих педагогов (см. Табл. 1).

общая образованность

методическая грамотность

грамотность в непрофильной сфере

профессиональная мотивация

коммуникативные навыки

навыки управления

способность к самооценке

речевая культура

0 50 100 150

Рисунок 1. Значимые компоненты метакомпетентности преподавателя ИЯ

Таблица 1. Компоненты метакомпетентности преподавателя ИЯ

Метакомпетенции Компоненты метакомпетентности

Общегуманитарная Применяет социально-гуманитарные знания, культуру мышления, системный подход и критический анализ при формировании мировоззренческой и гражданской позиции (УК-1); осознает социальную значимость будущей профессии, обладает мотивацией к реализации профессиональной деятельности (ОПК-4); выявляет культурные потребности различных социальных групп (ПК-12).

Научно- исследовательская Применяет междисциплинарные знания для решения профессиональных задач с учетом смежных областей науки и практики (ОПК-1); использует систематизированные знания для решения исследовательских задач в области образования (ПК-10); способен руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-11); использует возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредмет-ных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов (ПК-4).

Программно-методическая Осуществляет проектную деятельность в профессиональной сфере (ОПК-2); проектирует и реализует образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1); применяет современные методы обучения и диагностики (ПК-2); осуществляет методическое сопровождение образовательного процесса, процесса реализации программ основного и дополнительного образования (ОПК-7); разрабатывает культурно-просветительские программы (ПК-13).

Социально-коммуникативная Аргументированно, логически верно строит устную и письменную речь на русском и иностранном языках для решения коммуникативных задач (УК-2); способен работать в команде, принимать организационно-управленческие решения и нести за них ответственность (УК-3); соблюдает принципы и нормы толерантного отношения к носителям разных этнокультурных и религиозных традиций в многонациональном поликонфессиональном обществе (УК-6); решает профессиональные задачи на основе информационной и библиографической культуры, требований информационной безопасности (ОПК-3); способен организовывать совместную деятельность субъектов образовательного процесса для решения профессиональных задач (ОПК-9); способен организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их инициативность, самостоятельность, развивать творческие способности (ПК-6).

Тьюторская Осуществляет обучение, воспитание, развитие и психолого-педагогическое сопровождение с учетом индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-6); проектирует индивидуальные образовательные маршруты (ПК-8); реализует педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5).

Про фессионально -личностная Готов к саморазвитию и самосовершенствованию, проявлению творческого подхода, повышению своей квалификации и мастерства (УК-4); способен проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-9).

76

84

85

71

90

82

75

58

75

89

70

81

96

студенты преподаватели

Таким образом, внедрение в вузах автономных образовательных стандартов высшего образования требует от преподавателя иностранного языка непрерывного профессионального совершенствования, рассматриваемого как системный процесс формирования метакомпетентности в контексте обретения педагогического мастерства.

Список источников

1. Азарова Л. Н., Кривова В. А. О диагностике метапредметных компетенций у первокурсников высших образовательных заведений // Теория и практика общественного развития. 2015. № 10. С. 220-223.

2. Бермус А. Г. Гуманитарные смыслы образования: из ХХ в XXI век: монография. Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2015. 318 с.

3. Самойличенко А. К., Малахова В. Р. Развитие метакомпетенций студентов как психологическая основа будущей востребованности рынком труда [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-metakompetentsiy-studentov-kak-psihologicheskaya-osnova-buduschey-vostrebovannosti-rynkom-truda (дата обращения: 19.11.2017).

4. Сафроненко О. И., Доля Е. В. Личность эффективного педагога в контексте качественного преподавания [Электронный ресурс]. URL: http://mir-nauki.com/PDF/54PDMN516.pdf (дата обращения: 19.11.2017).

5. Heckman J. J., Kauts T. Hard evidence on soft skills // Labour Economics. 2012. Vol. 19. Iss. 4. P. 451-464.

FOREIGN LANGUAGE TEACHER'S META-COMPETENCE DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL UNIVERSITY EDUCATIONAL STANDARD

Sizova Ekaterina Viktorovna

Southern Federal University, Rostov-on-Don kati_doli@mail. ru

The article examines methodological foundations and pedagogical conditions for developing foreign language teacher's meta-abilities in respect of implementing federal university educational standard of higher education. The author gives a definition of the notion "meta-competence". By means of the empirical data analysis the main components of foreign language teacher's meta-competence are identified. The structure of the meta-competence of a bachelor degree student in the field of training 44.03.01 "Pedagogical Education" is described.

Key words and phrases: meta-subject approach; meta-abilities; meta-competence; soft skills; effective teaching; Federal University Educational Standard.

УДК 378.126

Статья посвящена методам преодоления барьеров, препятствующих формированию способности будущего специалиста к межличностному взаимодействию в профессиональной деятельности. Автором выявлены психолого-педагогические и социально-экономические барьеры. Особое внимание уделено описанию методов преодоления психолого-педагогических барьеров формирования вышеуказанной способности.

Ключевые слова и фразы: учебная ситуация формирования способности будущего специалиста к межличностному взаимодействию в профессиональной деятельности; барьеры формирования способности будущего специалиста к межличностному взаимодействию; метод «взаимодополнения»; метод «пазла»; метод «карусель».

Синенко Татьяна Николаевна, к. пед. н.

Волгоградский государственный технический университет TNSinenko@mail.ru

О ПРЕОДОЛЕНИИ БАРЬЕРОВ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА К МЕЖЛИЧНОСТНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В связи с качественными изменениями требований федеральных государственных образовательных стандартов в техническом вузе особое внимание следует уделять подготовке будущих специалистов к работе в команде, формированию навыков межличностного взаимодействия в профессиональной деятельности. В этой связи чрезвычайную актуальность приобретает формирование способности будущего специалиста к межличностному взаимодействию в профессиональной деятельности, разработка учебных ситуаций и методов, нацеленных на решение данной задачи.

В ходе нашего исследования выявлено, что эффективным средством формирования способности будущего специалиста к межличностному взаимодействию в профессиональной деятельности обладает учебная ситуация, являющаяся структурной единицей образовательного процесса, который направлен на активизацию деятельности его субъектов путем обретения ими собственных смыслов в результате учебной деятельности, осуществляемой на протяжении одного или системы занятий. С одной стороны, учебная ситуация формирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.