Развитие мелкой моторики детей 2-4 лет средствами пластилинографии
Денисова Лариса Юрьевна
МДОУ д/с комбинированного вида .№79,г.Комсомольск-на-
Амуре
Ключевые слова:
мелкая моторика,пластилинография,развитие умелости рук,пластилиновая живопись.
Аннотация: Статья посвящена вопросу развития мелкой моторики детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами пластилинографии.
Проблема развития мелкой моторики у детей раннего и дошкольного возраста всегда волновала педагогов и родителей. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые стимулируют работу речевых центров в коре головного мозга. Поэтому развитие мелкой моторики рук ребенка влияют на развитие речи, а также на его общее развитие, на развитие интеллектуальных способностей.
В настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, слабо развитым вниманием, памятью, мышлением, поэтому проблему развития мелкой моторики рук можно считать актуальной и востребованной. Одним из эффективных средств развития мелкой моторики у дошкольников может стать пластилинография - нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объему (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности. Понятие «пластилинография»( имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Занятия пластилинографией способствуют:
- развитию внимания, памяти, мышления, творческих способностей;
- развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе;
- развитию умелости рук, укреплению силы рук, подготовке руки к освоению письма;
- формированию различных способов и приемов техники пластилиновой живописи: мять, комкать, скручивать в комки и т.д.
Целью моей работы с детьми стало развитие мелкой моторики средствами пластилинографии. Были определены задачи работы:
- формирование навыков и умений работы с пластилином;
- освоение новых приемов и создание с их помощью сюжетных картин;
- обучение ориентировке на листе бумаги;
- пробуждение интереса к окружающему миру;
- развитие мелкой моторики;
- воспитание трудолюбия, усидчивости.
На основе методики Г.Н.Давыдовой (Давыдова Г.Н., 2008, с.2 ) был разработан перспективно-тематический план работы с детьми 2 - 4 лет по пластилинографии. Одним из несомненных
достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.). В соответствии с темами занятий был подобран и систематизирован дополнительный материал: подвижные игры, дидактические игры, пальчиковые игры, русский народный фольклор.
Немаловажным для работы с детьми является подбор материала. Для пластилинографии подбирается пластилин чистых цветов, мягкий, нелипнущий к рукам и не токсичный. Основа -плотный картон (не глянцевый), к которому хорошо прилипает пластилин. Картон с нанесенным рисунком - шаблоном желательно заламинировать или заклеить скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен; работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Также при создании пластилиновых картин необходимо иметь подручные материалы для придания объема и декоративности: колпачки фломастеров, трубочки, зубочистки, расчески, стеки. На каждом занятии перед ребенком ставится новая учебная задача, закрепление и усложнение которой, происходит на последующих занятиях.
С детьми мы лепим простые по форме, знакомые малышам предметы (на основе шариков и колбасок). Необходимо, чтобы во время работы предмет (или муляж) был у детей перед глазами в качестве образца. Перед началом работы помогаем детям определить форму, цвет предмета, выделить важные детали. Такие занятия можно разделить на следующие виды:
1) используется только прием скатывания;
2) используется только прием раскатывания;
3) используются оба предыдущих приема, а так же прием разрезания.
Чтобы навыки лучше усвоились, быстрее закрепились и не смешивались, обучение проводится поэтапно.
1 этап. Освоение приемов размазывания и надавливания. (Лыкова И.А., 2007, с. 19). На этих занятиях дети учатся создавать пластилиновые картинки с помощью приемов надавливания и размазывания. Такая методика работы с пластилином позволяет очень быстро создавать яркие пластилиновые картинки. Для того чтобы дети усвоили эти навыки, необходима помощь взрослого.
Надавливание. В нужном месте на картон мы кладем небольшой пластилиновый шарик диаметром 5-10 мм. Затем берем указательный пальчик правой руки ребенка, кладем его на шарик и своим указательным пальцем надавливаем сверху на палец ребенка. В результате из шарика получается круглая лепешка.
Размазывание. В нужном месте на картон кладем небольшой пластилиновый шарик диаметром 5-10 мм, затем берем указательный палец правой руки ребенка, кладем его на шарик и своим указательным пальцем сначала надавливаем сверху, а потом, не уменьшая давления, оттягиваем палец малыша в нужном направлении.
2 этап. Освоение приема вдавливания. (Лыкова И.А., 2007, с.44) Для создания картинок с помощью приема вдавливания используется основа, на которую наносится равномерный слой теста или пластилина.
3 .этап. Лепка объемных фигур из теста и пластилина. (Лыкова И.А., 2007, с.57). На этих занятиях дети осваивают такие приемы лепки, как скатывание и раскатывание; учатся создавать поделки с применением освоенных приемов
Диагностика, проведенная по окончанию работы, показала, что у детей сформированы навыки ручной умелости: дифференцированные движения кистей и пальцев рук; движения обеих рук стали более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствовала хорошая мышечная нагрузка на пальцы рук. У детей развито пинцетное хватание, т. е. захват
мелкого предмета двумя пальцами или щепотью. Расширился сенсорный опыт - чувство пластики, формы, веса. Кроме того, дети научились доводить свою работу до конца.
Таким образом, результаты позволяют сделать вывод о том, что использование пластилинографии способствует развитию мелкой моторики у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Дети освоили различные технологические приёмы и способы работы с пластилином, повысился интерес к работе с пластилином, дети проявляют усидчивость и стремление к успешному завершению своих работ.
Список литературы:
Х.Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей.» - Скрипторий, 2008.-48 с.
2.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Педагогика, 1973. - 144 с.
3.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа»-М.:КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА: Творческий центр "СФЕРА", 2007.- 158 с.
4.Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. - М.:ОЛМА Медиа Групп,2007.-512 с.
5.Шкицкая И.О. «Аппликация из пластилина» - Ростов н/Д: Феникс, 2011.-87 с.
6.Янушко Е.А. «Лепка с детьми раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей» - М.:Мозаика - Синтез, 2007.-80 с.