Научная статья на тему 'Развитие маскулинности и фемининности у представителей мужского и женского пола на разных этапах онтогенеза'

Развитие маскулинности и фемининности у представителей мужского и женского пола на разных этапах онтогенеза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1573
698
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ОНТОГЕНЕЗ / ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КОНАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИНИННОСТЬ / DEVELOPMENT / ONTOGENY / GENDER IDENTITY / CONNOTATIVE COMPONENT / MASCULINITY / FEMININITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Флотская Наталья Юрьевна

В статье рассматриваются основные тенденции развития половой идентичности на разных этапах онтогенеза. Особое внимание уделяется изменениям, происходящим в показателях маскулинности и фемининности конативного компонента половой идентичности у представителей мужского и женского пола, начиная с 6-7 лет и заканчивая 60-летним возрастом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Masculinity and Femininity in Males and Females on Different Stages of Ontogeny

The article looks at the main tendencies of gender identity development on different stages of ontogeny. Special attention is given to the changes in indicators of masculinity and femininity of the connotative component of gender identity among male and female representatives, beginning from 6-7 years old up to the age of 60.

Текст научной работы на тему «Развитие маскулинности и фемининности у представителей мужского и женского пола на разных этапах онтогенеза»

УДК 159.922

ФЛОТСКАЯ Наталья Юрьевна, доктор психологических наук, профессор кафедры специальной педагогики и психологии, заместитель директора Института педагогики, психологии и социальной работы по учебной и методической работе Cеверного (Арктического) федерального университета имениМ.В. Ломоносова. Автор 208 научных и учебно-методических публикаций, в т. ч. трех монографий и одного учебного пособия

РАЗВИТИЕ МАСКУЛИННОСТИ И ФЕМИНИННОСТИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО ПОЛА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА

В статье рассматриваются основные тенденции развития половой идентичности на разных этапах онтогенеза. Особое внимание уделяется изменениям, происходящим в показателях маскулинности и феми-нинности конативного компонента половой идентичности у представителей мужского и женского пола, начиная с 6-7 лет и заканчивая 60-летним возрастом.

Ключевые слова: развитие, онтогенез, половая идентичность, конативный компонент, маскулинность, фемининность.

Социально-экономический кризис, обусловленный политическими и социальными трансформациями в России в конце прошлого столетия, заострил проблемы, связанные с самоидентификацией мужчин и женщин. В связи с этим современная ситуация ярко высвечивает необходимость осмысления процесса становления половой идентичности у представителей мужского и женского пола на разных этапах онтогенеза.

Половая идентичность - это внутренняя динамическая структура, интегрирующая отдельные стороны личности, связанные с осознанием, переживанием себя как представителя

определенного пола и саморегуляцией своего полоролевого поведения1. В качестве структурных компонентов половой идентичности выступают когнитивный, эмоциональный и ко-нативный компоненты, которые формируются на разных стадиях индивидуального развития. Процесс формирования мужской или женской половой идентичности включает в себя процесс присвоения соответствующей половой роли, производной от норм и обычаев соответствующего общества и культуры. На уровне культуры половые роли существуют в контексте определенной системы половой символики и стереотипов маскулинности и фемининности.

© Флотская Н.Ю., 2012

Категория «маскулинность / фемининность» является маркером и коррелятом мужской или женской идентичности. Половая идентичность основывается на характерологических свойствах личности, оцениваемых по степени их соответствия или несоответствия нормативному стереотипу маскулинности или феминин-ности. Маскулинность - это комплекс физиологических, соматических, психических и психологических признаков, определяющих принадлежность к мужскому полу, фемининность - это комплекс физиологических, психологических признаков, определяющих принадлежность к женскому полу2. Осознанность и произвольность этих психологических свойств придают им конативный характер в том смысле, что они направляют поведение и деятельность человека в определенное русло, вовлекая в этот процесс такие важные психические образования, как потребности, чувства, интересы, убеждения, оценку. Совокупность личностных качеств субъекта, оцениваемых с точки зрения маскулинности и фемининности и определяющих саморегуляцию полоролевого поведения в социуме составляет конативный компонент половой идентичности.

Цель нашего исследования - установить возрастную динамику развития маскулинности и фемининности у представителей мужского и женского пола. На наш взгляд, изучение развития показателей маскулинности и феми-нинности конативного компонента половой идентичности в детские и юношеские годы, в периоды взрослости и старения позволит глубже понять сложный характер возрастных изменений человека, роль ранних этапов жизни для последующего развертывания психических «ресурсов» в более поздние этапы онтогенеза и осуществлять научное прогнозирование психического развития личности.

С помощью Анкеты половых ролей Бем (В8Ы)3 были установлены показатели выраженности маскулинности и фемининности у представителей мужского и женского пола на разных этапах онтогенеза, начиная с 6-7 лет и заканчивая 60-летним возрастом (см. рисунок).

В исследовании приняли участие 1636 респондентов (795 представителей мужского пола и 841 - женского).

—♦-■■■ш-л.ьл :*п .V :ь. тли —Р- чх1> :н кип ;л:1

Возрастная динамика развития маскулинности и фемининности у представителей мужского и женского пола

Анализ конативного компонента половой идентичности в дошкольном возрасте показал, что средние значения показателей маскулинности и фемининности являются достаточно низкими относительно других возрастных периодов, отсюда следует, что в возрасте 6-7 лет развитие данных категорий только начинается. Обращает на себя внимание тот факт, что средние значения маскулинности и фемининности практически не различались у мальчиков и девочек. В этом периоде, в отличие от всех других возрастных периодов, у мальчиков и девочек отсутствуют значимые различия между показателями маскулинности, а также между показателями фемининности.

При этом необходимо подчеркнуть, что если у девочек показатель фемининности (89,39) значительно выше показателя маскулинности (81,38) и различия между данными показателями являются значимыми, то у мальчиков 6-7 лет эти различия отсутствуют и средние значения показателей маскулинности и фемининности практически одинаковы, поскольку показатель маскулинности составляет 86,27, а показатель фемининности - 85,44. Несмотря на отсутствие значимых различий в показателях маскулинности и фемининности у дошкольников, установлено, что у девочек все же несколько выше показатель феминин-ности, а у мальчиков - маскулинности. В связи с этим, можно говорить лишь о наметившейся тенденции в различии показателей маскулин-

ности и фемининности, что в целом и обусловливает начало половой дифференциации.

Результаты исследования показали, что за период младшего школьного возраста на фоне первых гормональных сдвигов у мальчиков и девочек происходит значительное увеличение показателей маскулинности и фемининности. Так, у мальчиков к 10-11 годам, по сравнению с возрастом б-7 лет, отмечается резкое повышение показателя маскулинности с 8б,27 до 99,47 (р < 0,001). У девочек показатель маскулинности тоже имеет тенденцию к повышению с 81,38 до 90, 9 (р < 0,001). Значительные изменения происходят в показателе фемининности у представительниц женского пола по сравнению с предыдущим периодом: он повышается с 89,39 до 98,55 (р < 0,001). У мальчиков показатель фемининности тоже имеет тенденцию к повышению с 85,44 до 89,б2, но эти изменения не значимы. Анализируя показатели выраженности маскулинности и фемининности у мальчиков и девочек, хотелось бы отметить, что показатель маскулинности у мальчиков значительно выше, чем у девочек (р < 0,001), а показатель фемининности более высокий у девочек (р < 0,001), нежели у мальчиков. Отсюда следует, что наметившаяся в дошкольном возрасте тенденция в различиях показателей маскулинности и фе-мининности усиливается к концу младшего школьного возраста, и налицо значимые различия в рассматриваемых показателях. Причем, если посмотреть на рисунок, то отчетливо прослеживается некоторая симметрия в выраженности показателей у мальчиков и девочек. Согласнодихотомииполов,умальчиков 10-11 лет более высокими представлены значения маскулинности, а у девочек этого же возраста -значения показателя фемининности. При этом обращает на себя внимание то, что верхнее значение показателя маскулинности у мальчиков практически равняется верхнему значению показателя фемининности у девочек, аналогично и с нижними значениями, показатель фемининности у мальчиков является практически сходным с показателем маскулинности у девочек.

Считается общепризнанным, что период младшего школьного возраста является латентным, процессы формирования половой идентичности как бы замедляются, но результаты проведенного исследования доказали обратное. К 10-11 годам у мальчиков и девочек происходит увеличение показателей маскулинности и фемининности. По существу, это значимый период в становлении поведенческого компонента половой идентичности, особенно для представителей мужского пола.

Обратимся к следующему возрастному периоду - 14-15 лет. В старшем подростковом возрасте в рамках становления нового уровня самосознания начинается интенсивное усвоение мужского и женского стилей поведения. Подростки сознательно и бессознательно наблюдают за взрослыми, чтобы освоить внешнее поведение мужчины и женщины. При этом им нужны не только образцы поведения представителей каждого отдельного пола, но и образцы взаимодействий мужчин и женщин. Половая идентификация обостряет в подростке его рефлексивные способности к установлению новых, более взрослых отношений с ровесниками обеих полов. Результаты исследования показали, что значимых изменений в показателях маскулинности и фемининности с 10-11 до 14-15 лет не происходит. Показатели маскулинности и фемининности в 14-15 лет остаются практически такими же, как в 10-11 лет, причем показатель фемининности у девочек пусть незначительно, но повышается с 98,55 до 99,01, тогда как у мальчиков показатель маскулинности понижается с 99,47 до 98,65.

Анализ показателей маскулинности и фемининности у мальчиков и девочек 14-15 лет позволил установить, что так же, как и на предыдущем возрастном этапе, показатель маскулинности у мальчиков значительно выше, чем у девочек (р < 0,001), а показатель фемининности более высокий у девочек (р < 0,001), нежели у мальчиков. Причем у подростков сохраняется та же симметрия в показателях маскулинности и фемининности. Как показывает рисунок, среднее значение показателя маскулинности

у мальчиков практически одинаково с показателем фемининности у девочек; совпадают у подростков и нижние значения показателя маскулинности и фемининности.

Таким образом, несмотря на отсутствие значимых различий в показателях маскулинности и фемининности и в распределении типов половой идентичности в анализируемый период, изменения в конативном компоненте половой идентичности хоть и медленно, но все же происходят. К 17-18 годам у юношей и девушек значимых изменений в средних показателях маскулинности и фемининности, по сравнению с возрастом 14-15 лет, не наблюдается. Показатель маскулинности у юношей и девушек остается практически таким же, как и раньше, но при этом у юношей данный показатель незначительно понижается с 98,б5 до 98,09, тогда как у девушек отмечается тенденция к повышению с 90,22 к 91,7б.

У юношей и девушек происходят незначительные изменения и в показателе фемининно-сти: у юношей данный показатель снижается с 89,01 до 87,93, а у девушек он увеличивается с 99,01 до 101,41. Необходимо отметить, что так же, как и прежде, показатель маскулинности гораздо выше у представителей мужского пола, а показатель фемининности - у представительниц женского, т. е. половая дифференциация сохраняется. Но в отличие от других возрастных периодов, у девушек показатель феминин-ности выше, чем показатель маскулинности у юношей; не совпадают и нижние значения показателей маскулинности и фемининности. Как показано на рисунке, показатель маскулинности у девушек превышает показатель феми-нинности у юношей. Необходимо отметить, что показатель фемининности у девушек (101,41 ± 1,07) является одним из самых высоких на всей линии онтогенетического развития.

Сравнение половых различий выраженности показателя маскулинности и фемининно-сти свидетельствует, что различия по каждому показателю значимы. Среднее значение показателя маскулинности у юношей значительно больше, чем у девушек (р < 0,001), а среднее

значение показателя фемининности, наоборот, у девушек больше, чем у юношей (р < 0,001). Значимые различия у юношей и девушек установлены также в распределении типов половой идентичности. Так, юношей с маскулинным типом почти в два раза больше, чем девушек (р < 0,05), а девушек в два раза больше с фемининным типом, нежели юношей (р < 0,001). Но, как показывают результаты исследования, с недифференцированным типом половой идентичности юношей почти в три раза больше, чем девушек (р < 0,001). Можно предположить, что в этот период на развитие половой идентичности наиболее сильное влияние оказывают генетические факторы. Организм выделяет больше гонадотропных гормонов, корректирующих формирование эволюционно-биологических признаков пола. Скорость, с которой происходят соматические изменения, требует построения нового представления о своей половой принадлежности и усвоения соответствующих навыков и стиля поведения. Можно заметить, что у девушек, по сравнению с юношами, склонность к принятию своей половой идентичности выражена сильнее. Формирование же половой идентичности у юношей происходит в рамках более узкого коридора, что, возможно, объясняет гораздо большее, чем у девушек непринятие своей «родовой принадлежности» и значительный процент юношей с недифференцированным типом половой идентичности. Отметим, что показатель фемининности у девушек 17-18 лет является одним из самых высоких на всей линии онтогенетического развития. При этом на последующих возрастных этапах показатель фемининности у девушек имеет тенденцию к снижению. Все это позволяет судить о возрасте 17-18 лет для женского пола как сензитивном периоде становления половой идентичности.

Период от 18 до 30 лет отличается от предыдущего тем, что в нем заканчивается общесоматическое развитие, достигает своего оптимума физическое и половое созревание. На этой возрастной стадии показатель маскулинности у мужчин имеет лишь тенденцию

к увеличению, различия с предыдущим возрастом незначимы, но средний показатель маскулинности - 100,07±2,01 является самым высоким на всей линии онтогенеза. У женского пола средняя величина показателя маскулинности снижается, различия достоверны (р < 0,001), а показатель фемининности практически не меняется (100,01±1,12). Сравнение половых различий выраженности показателей маскулинности и фемининности свидетельствует

о статистической значимости различий по каждому показателю. Среднее значение показателя маскулинности у мужчин значительно больше, чем у женщин (р < 0,001), а среднее значение показателя фемининности значительно больше у женщин, чем у мужчин (р < 0,001). При этом в данном возрасте снова отчетливо прослеживается симметрия в выраженности показателей маскулинности и фемининности у представителей мужского и женского пола. Обращает на себя внимание то, что верхнее значение показателя маскулинности у мужчин практически равняется среднему значению показателя фемининности у женщин, аналогично и с нижними значениями, показатель фемининности у мужчин является практически сходным с показателем маскулинности у женщин.

Результаты исследования позволяют предположить, что для мужского пола возраст 30 лет является кульминационным в развитии половой идентичности, поскольку в этом возрасте показатель маскулинности является самым высоким на всей линии онтогенеза.

Результаты проведенного исследования показали, что к 40 годам значимые изменения в средних показателях маскулинности и феми-нинности у мужчин и женщин, по сравнению с возрастом 30 лет, не наблюдаются. Но, как видно из таблицы, у женщин уменьшаются средние значения показателей маскулинности с 88,09 до 83,49 и фемининности с 100,01 до 97,06. У мужчин тоже отмечается снижение показателя маскулинности с 100,70 до 96,11, и обращает на себя внимание повышение показателя фемининности с 88,88 до 90,13. Сравнение половых различий выраженности показателя

маскулинности и фемининности свидетельствуют о значимости различий по каждому показателю (р < 0,001). Среднее значение показателя маскулинности у мужчин значительно больше, чем у женщин (р < 0,001), а среднее значение показателя фемининности значительно выше у женщин, чем у мужчин (р < 0,05).

Итак, к 40 годам показатель маскулинности у мужчин имеет тенденцию к снижению, а показатель фемининности к повышению. У женщин тоже наблюдается снижение показателя маскулинности, но, в отличие от мужчин, и уменьшение показателя фемининности.

Результаты проведенного исследования показали, что к б0 годам наблюдаются изменения в показателях маскулинности и фемининности у мужчин по сравнению с возрастом 40 лет. Среднее значение показателя маскулинности у мужчин уменьшается с 9б,11 до 88,87 (р < 0,05), а показатель фемининности увеличивается с 90,13 до 91,23. У женщин мы отмечаем снижение показателя маскулинности с 83,49 до 7б,14 и повышение показателя фемининности с 9б,13 до 97,б3. Сравнивая выраженность показателей маскулинности и фемининности у мужчин и женщин, необходимо отметить, что различия по каждому показателю не так ярко выражены, как в предыдущие периоды. Хотя среднее значение показателя маскулинности у мужчин по-прежнему остается больше, чем у женщин (р = 0,007), а среднее значение показателя фемининности несколько выше у женщин, чем у мужчин, но значимые различия в показателе фемининности у представителей мужского и женского пола уже отсутствуют.

В целом показатель маскулинности у мужчин и женщин к б0 годам имеет тенденцию к снижению, а показатель фемининности к повышению. Необходимо отметить, что в этом возрасте, также как и в дошкольном, отсутствуют значимые различия в показателе феминин-ности у мужчин и женщин. Таким образом, анализ составляющих конативного компонента половой идентичности в онтогенезе позволил выявить особенности и закономерности указанного компонента. В периоды роста

и созревания можно констатировать постепенное развертывание и усиление выраженности маскулинности, затем ее стабилизацию в периоды зрелости и, наконец, ослабление в период старения. Аналогичные процессы наблюдаются и в отношении фемининности, но в отличие от маскулинности в период старения происходит повышение показателя фемининности.

Системное рассмотрение конативного компонента половой идентичности позволяет выявить особенности развития этого личностного образования психики на каждом этапе онтогенеза:

- в дошкольном возрасте 6-7 лет отсутствуют значимые различия в показателе феми-нинности;

- за период младшего школьного возраста у мальчиков и девочек происходит увеличение показателей маскулинности и фемининности;

- у подростков 14-15 лет достоверных различий между средними значениями показателей маскулинности и фемининности, относительно предыдущего возраста, не выявлено;

- в юношеском возрасте у девушек показатель фемининности является одним из самых высоких на всей линии онтогенетического развития, на последующих возрастных этапах показатель фемининности имеет тенденцию к снижению, т. е. возраст 17-18 лет для женского пола является наиболее сензитивным периодом становления половой идентичности; у юношей показатель маскулинности имеет тенденцию к снижению;

- у женщин 30 лет показатель маскулинности имеет тенденцию к снижению, а показатель фемининности к повышению; для мужского пола возраст 30 лет является кульминационным

в развитии половой идентичности, поскольку в этом возрасте показатель маскулинности является самым высоким на всей линии онтогенеза;

- к 40 годам показатель маскулинности у мужчин имеет тенденцию к снижению, а показатель фемининности к повышению; у женщин тоже наблюдается снижение показателя маскулинности, но, в отличие от мужчин, и уменьшение показателя фемининности;

- у мужчин и женщин к б0 годам показатель маскулинности имеет тенденцию к снижению, а показатель фемининности к повышению; в этом возрасте, так же, как и в дошкольном, отсутствуют значимые различия в показателе фемининности у мужчин и женщин;

- в периоды роста и созревания можно констатировать постепенное развертывание и усиление выраженности маскулинности, затем его стабилизацию в периоды зрелости и, наконец, ослабление в период старения; аналогичные процессы наблюдаются и в отношении феми-нинности, но в отличие от маскулинности в период старения происходит повышение показателя фемининности;

- развитие показателей маскулинности и фе-мининности конативного компонента половой идентичности не ограничивается каким-то одним возрастом, а охватывает как самые ранние, так и самые поздние периоды человеческой жизни.

Итак, проведенное исследование убеждает в том, что эволюционно-инволюционные процессы, присущие онтогенезу в целом, характерны и для развития показателей маскулинности и фемининности конативного компонента половой идентичности.

Примечания

1 Флотская Н.Ю. Психология половой идентичности: учеб. пособие. Архангельск, 2009. С. 37.

2 Психология: слов. / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990.

3 Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб., 2000. С. 199-202.

Flotskaya NataliaYuryevna

Northern (Arctic) Federal University named after M.V Lomonosov, Institute of Pedagogics, Psychology and Social Work

DEVELOPMENT OF MASCULINITY AND FEMININITY IN MALES AND FEMALES

ON DIFFERENT STAGES OF ONTOGENY

The article looks at the main tendencies of gender identity development on different stages of ontogeny. Special attention is given to the changes in indicators of masculinity and femininity of the connotative component of gender identity among male and female representatives, beginning from 6-7 years old up to the age of 60.

Key words: development, ontogeny, gender identity, connotative component, masculinity, femininity.

Контактная информация: e-mail: n.flotskaya@narfu.ru

Рецензент - СимоноваН.Н., кандидат биологических наук, заведующая кафедрой психологии Института педагогики, психологии и социальной работы Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.