Научная статья на тему 'Развитие малого предпринимательства в местах компактного проживания малочисленных народов Севера'

Развитие малого предпринимательства в местах компактного проживания малочисленных народов Севера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЕГИОНЫ СЕВЕРА / ОЛЕНЕВОДСТВО / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / SMALL BUSINESS / THE REGIONS OF THE NORTH / REINDEER / INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларченко Л. В.

В статье проанализированы особенности развития малого предпринимательства в регионах Севера. Особое внимание уделено проблемам развития оленеводства и переработке его продукции с широким вовлечением коренного населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие малого предпринимательства в местах компактного проживания малочисленных народов Севера»

Ларченко Л.В. ©

Д.э.н., проф., Российский государственный педагогический университетим. А.И. Герцена

РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МЕСТАХ КОМПАКТНОГО ПРОЖИВАНИЯ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

Аннотация

В статье проанализированы особенности развития малого предпринимательства в регионах Севера. Особое внимание уделено проблемам развития оленеводства и переработке его продукции с широким вовлечением коренного населения.

Ключевые слова: малое предпринимательство, регионы Севера, оленеводство, коренные народы Севера.

Keywords: small business, the regions of the North,reindeer, indigenous peoples of the North.

Развитие малого предпринимательства является одним из важнейших факторов ускорения рыночных преобразований экономики, реальным шансом достижения благополучия для различных социальных групп и слоев населения. В регионах Севера малое предпринимательство имеет специфику, связанную, в первую очередь, с природно-климатическими, этно-социальными, хозяйственными особенностями развития территорий.

Для северных регионов характерен невысокий уровень развития малого предпринимательства. Заниматься предпринимательской деятельность на Севере значительно сложнее, нежели в центральных регионах России. Другим фактором, влияющим на выбор населения заниматься или нет предпринимательской деятельностью, являются сравнительно более высокие доходы населения в других секторах экономики. Последний довод чаще всего является определяющим при выборе сферы деятельности северян.

Интенсивное развитие малых предпринимательских форм в регионах Севера, так же как и в РФ в целом, происходит в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений. Так, на сферу торговли и общественного питания приходится 82%. В промышленности сконцентрировано малых предприятий значительно меньше - 3%, в строительстве - 4%.

Медленными темпами развиваются в северных регионах виды деятельности в сфере рыночной инфраструктуры: информационно-вычислительное обслуживание, реклама, представительские услуги, аудиторская деятельность, маркетинговые исследования, финансы, кредит, страхование инвестиционный бизнес и т.д. Слабо развивается инвестиционный бизнес, связанный с развитием рискового капитала, созданием новых технологий, вложением средств в освоение новых видов продукции. Не развито предпринимательство в сфере здравоохранения.

Задача местных органов состоит в определении приоритетных направлений развития предпринимательской деятельности и в стимулировании предпринимательской инициативы в нужном для региона направлении.

Рассмотрим более подробно одно из таких приоритетных направлений развития малого предпринимательства в регионах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера (КМНС) - оленеводство и переработка его продукции с широким вовлечением коренного населения.

Здесь, несомненно, большие трудности, поскольку по существу связано с созданием товарно-рыночных отношений в патриархальном хозяйстве. Мнения специалистов в данном случае расходятся. И споры разгораются не по поводу организационно-правовых форм ведения оленеводства, а возможности вовлечения КМНС в предпринимательскую деятельность в данной сфере. Понятно, что невозможность убежать от рынка, сосуществуя с

© Ларченко Л.В., 2013 г.

ним на одном экономическом пространстве. Но как входить в него - вопрос сложный, требующий обдуманных решений.

Оленеводство уже развивалось в условиях пространственного разделения труда и предполагает товарное производство мяса и его обмен на другие необходимые оленеводам товары, тем не менее, интенсификация товарно-денежных отношений нарушает его традиционные основы. Чем больше оленеводы вовлекаются в экономическую жизнь доминирующего экономического уклада, тем сильнее ощущается противоречие между необходимостью интенсификации хозяйства и невозможностью этого сделать, сохраняя его традиционный уклад.

Изменения правового статуса оленеводческих предприятий в результате реформ носят пока в основном формальный характер: совхозы были преобразованы в коллективно-долевые хозяйства (КДП), а колхозы - в коллективно-долевые хозяйства (КДХ), хотя различия между двумя формами незначительны.

Новыми формами организации оленеводства стали крестьянские или фермерские хозяйства оленеводов,представляющие собой формально независимые частные предприятия. Принципиальным моментом является право коренного населения иметь в своей собственности личных оленей без оформления юридического лица, т.е. без регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства или частного предприятия. Отменены ограничительные рамки оленеводческой деятельности: если раньше действовали единые для всего региона нормы, строго ограничивающие количество оленей, которое можно было иметь в личной собственности, то теперь этот вопрос решается в разных хозяйствах по-разному, в зависимости от местных условий.

Перспективы развития малого предпринимательства в оленеводстве ограничены неразвитостью инфраструктуры, которая смогла бы обеспечить нормальное функционирование отрасли. Главные проблемы развития связаны с отсутствием:

• забойных пунктов у многих хозяйств, расположение которых было бы ориентировано на новые рынки сбыта;

• достаточных холодильных установок у большинства производителей. По этой причине они попадает в зависимость от погодных условий и потребителя, не могут производить забой в ранние сроки до наступления морозов, что лишает возможности использовать для вывоза продукции дешевый водный транспорт. Кроме того, неожиданные оттепели нередко приводят к снижению качества и даже порче продукции, а, следовательно, к уменьшению дохода;

• дешевых видов транспорта для вывоза продукции;

• устойчивых и надежных рынков сбыта.

Несомненно, самим оленеводам эти проблемы не решить. Здесь необходима на первых порах государственная поддержка, которая реализуется на местном уровне. Формы и методы такой поддержки должны разрабатываться как на федеральном, так и региональном уровнях. Такая поддержка, к примеру, может осуществляться в рамках соответствующих инвестиционных программ, создания фондов поддержки малого предпринимательства и т.д. Государственная поддержка необходима в повышении статуса продукции оленеводства путем маркетинга и рекламы. Это позволит освоить внутренний рынок России, перейти к производству дорогих видов продукции (пищевые деликатесы, медицинские препараты, художественные и сувенирные изделия) и благодаря этому сделать отрасль эффективной.

Поддержка предпринимательства в оленеводстве будет содействовать занятости коренного населения, поскольку среди народов Севера велик уровень безработицы. В отличие от переселенцев, безработным коренным жителям мигрировать некуда. Администрации территорий компактного проживания КМНС просто обязаны найти ресурсы для поддержания предпринимательства в оленеводстве, что позволит создать новые рабочие места в национальных селах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.