головного мозга человека, занятия направленные на развитие мелкой моторики у младших подростков будут способствовать: успеваемости в школе, развитию речи, развитию коммуникативных навыков, регуляции поведения, концентрации внимания и так как лобная кора находится во взаимосвязи со всеми зонами мозга, то решение проблем связанные с ее развитием будет оказывать положительное влияние на протекание всех психических процессов. Подбирать методики для развития мелкой моторики у детей младшего подросткового возраста необходимо очень тщательно в соответствии с поставленными задачами и учитывая при этом возрастные особенности.
Список литературы:
1. Краковский А.П. О подростках (содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка). - М.: Педагогика, 1970. - 272 с.
2. Микадзе Ю.В. Нейрофизиология детского возраста: учебное пособие [Электронный ресурс]. - СПб.: Питер, 2008. - Режим доступа: www.scor-cher.ru/neuro/science/base/ch_ontogenesis.php.
3. Придворова В.С. Для чего нужна мелкая моторика и как её развивать [Электронный ресурс] // Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье. - Режим доступа: http://doshvozrast.ru/index.htm.
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
© Якимова С.Д.*
Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых,
г. Владимир
Без широкого использования психологических знаний в учебном процессе успешное его осуществление в школе становится невозможным. Это делает актуальным проведение коррекционно-развивающей работы в школе. В процессе нашего исследования мы определили направления коррекционных занятий в начальных классах и представили анализ результатов проведенной работы с ученицей 2 класса. Нами была зафиксирована динамика улучшений в развитии познавательной сферы ребёнка и в развитии логических операций при работе с понятиями. Это всё станет основой для дальнейшего развития логического мышления.
В настоящее время многие учителя понимают, что без широкого использования психологических знаний в учебном процессе успешное его
* Студент.
осуществление в школе становится невозможным. Все чаще учителя признают, что основным препятствием для успешного обучения детей становится низкий уровень их общего познавательно-личностного развития. В связи с этим становится всё более актуальным проведение коррекционно-развивающей работы в школе.
Коррекционно-развивающая работа в образовательных учреждениях представляет собой совокупность психолого-педагогических воздействий, предполагающих либо исправление, либо профилактику недостатков и отклонений в развитии ребенка. Проведение коррекционных занятий непосредственно в начальной школе - это специальная пропедевтическая работа, способствующая усвоению детьми базисных знаний и умений, а также адаптации к условиям обучения в школе.
Основной целью коррекционно-развивающей работы является познавательно-личностное развитие школьников (формирование умения осуществлять различные умственные действия, развивать самостоятельность детей, способность к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения и др.), т.е. формирование таких психологических качеств и умений, которые помогают школьникам усваивать учебный программный материал на предметных уроках [1].
Как правило, выделяются 3 основные задачи проведения коррекционно-развивающей работы:
1. развивающая, предполагающая оптимизацию, стимулирование и обогащение содержания развития;
2. профилактическая, направленная на предупреждение отклонений и трудностей в развитии;
3. коррекционная, включающая в себя исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития [1].
Коррекционно-развивающая работа основана на закономерности психического развития, на значении последовательности его стадий для формирования личности ребенка. Исходя из этого, основные задачи психологического развития в разных классах будут различны.
В возрасте 7-8 лет (1 класс) ребёнок ещё мыслит конкретными категориями, его мышление является наглядно-образным. А за время обучения в начальном звене он, прежде всего, должен познакомиться с понятиями, с их существенными и несущественными признаками в процессе анализа предметов. Поэтому первый этап в развитии мышления младших школьников можно определить как знакомство с признаками понятий. Цель развивающих занятий: совершенствование операций анализа, синтеза на наглядном материале.
На втором этапе целью КРР является формирование у ребёнка умения оперировать существенными признаками понятий, абстрагируясь от несущественных. Также, как и на первом этапе, важно сенсорно-перцептивное развитие, развитие словесно-логического мышления, внутреннего плана действий.
На третьем этапе необходимо самое серьёзное внимание обратить на формирование логической операции сравнения с опорой на существенные и несущественные признаки предметов и явлений. При формировании этой операции логического мышления следует особое внимание обратить на поиск общих и отличительных признаков понятий, предметов и явлений.
Первые три этапа развития логического мышления реализуются в 1-2 классах начальной школы.
На четвёртом этапе (3 класс) школьники должны научиться выстраивать иерархию понятий, вычленять более широкие и узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями.
Пятый этап (3-4 класс) предполагает развитие аналитической деятельности, которая в 1-2 классах заключается в анализе отдельного предмета, а к 3-4 классу - в умении анализировать связи между предметами и явлениями [2].
В итоге к окончанию начальной школы учащийся должен владеть операциями анализа, синтеза, сравнения, классификации, абстрагирования и прочими логическими операциями, а также использовать эти операции при работе с понятиями (прежде всего грамматическими). Но не всем это удаётся вследствие недостаточного развития мышления. И эта проблема становиться очевидной при диагностировании уровня развития мыслительных операций младших школьников.
Нами было проведено диагностирование уровня развития операций мышления во 2 классе среднеобразовательной школы № 6 г. Владимира. В результате анализа полученных данных выявлена группа детей 8-9 лет, у которых недостаточно развиты операции анализа, синтеза и абстрагирования. С этими учащимися проводились индивидуальные коррекционно-развиваю-щие занятия, в основу которых была положена развивающая программа для младших школьников Н.П. Локаловой «Уроки психологического развития» [3].
Изначально при диагностировании были отмечены высокие результаты следующих параметров психологического развития: мелкая моторика, чёткость речи, пространственные представления, зрительное и слуховое восприятие, операции анализа, синтеза и сравнения (при работе с наглядным материалом), мотивационная сфера (стремление к правильному и быстрому выполнению задания).
На последнем занятии нами была проведена итоговая диагностика уровня развития мыслительных операций. При сопоставлении результатов начальной и итоговой диагностики были получены показатели, зафиксированные в табл. 1.
При сравнении показателей начального и конечного диагностирования зафиксирована определённая динамика, проявляющаяся в развитии познавательной сферы ребёнка за 2 месяца проведения индивидуальных коррек-ционно-развивающих занятий. Особо значимые положительные изменения -в уменьшении ошибок в заданиях на анализ, синтез и классификацию, в раз-
витии слуховой памяти, слухового и зрительного восприятия, расширении объёма внимания, повышении устойчивости внимания, а также улучшении распределения и переключаемости внимания. Нами была зафиксирована положительная динамика в развитии мыслительных операций при работе с понятиями: были улучшены показатели уровня владения операциями анализа, синтеза, классификации с опорой на существенные признаки предметов. Уменьшилось количество ошибок при поиске общих и отличительных признаков предметов и явлений.
Таблица 1
Параметры психологического развития ребёнка
Параметры психологического развития Начальные показатели Конечные показатели
анализ 2 ошибки из 5 1 ошибка из 6
синтез 1 ошибка из 10 0 ошибок из 10
сравнение 0 ошибок из 10 0 ошибок из 10
классификация 3 ошибки из 9 1 ошибка из 9
слуховая память 50 % 70 %
зрительная память 70 % 70 %
моторно-двигательная память 85 % 90 %
объём внимания 3 единицы 4 единицы
устойчивость внимания 1 ошибка из 8 1 ошибка из 15
распределение внимания 3 ошибки из 52 3 ошибки из 66
переключаемость внимания 4 ошибки из 42 1 ошибка из 60
слуховое восприятие 7 ошибок из 30 3 ошибки из 27
зрительное восприятие 4 ошибки из 25 5 ошибок из 23
Развитие логического мышления - важнейшее направление начального образования. И учителя должны постоянно держать его в поле своего внимания. Коррекционно-развивающая работа в этом плане поможет каждому ученику достигнуть нужного уровня. Специальные коррекционно-развиваю-щие занятия и задания, включённые в учебный процесс, помогут учителям в решении этой задачи.
Список литературы:
1. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. - М.: Совершенство, 1998. - 352 с.
2. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 144 с.
3. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-ГУ классов). - М.: «Ось-89», 2006.