Научная статья на тему 'Развитие личной церковной геральдики во второй половине XVII века'

Развитие личной церковной геральдики во второй половине XVII века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
305
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ЛИЧНАЯ ЦЕРКОВНАЯ ГЕРАЛЬДИКА / КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ ГЕРБОВ ЦЕРКОВНЫХ ИЕРАРХОВ / ГЕРБ ПАТРИАРХА НИКОНА / NICKON'S EMBLEM / PERSONAL CHURCH HERALDRY / ARMS AND LOAN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Колтович Владимир Владимирович

Особенности становления личной церковной геральдики на Руси соотносятся с тенденциями создания отечественных родовых дворянских гербов и заимствованием западноевропейского геральдического опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Колтович Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of personal church heraldry in Russia correspond with tendencies of creation of the domestic patrimonial nobiliary arms and loan of the West-European heraldic experience

Текст научной работы на тему «Развитие личной церковной геральдики во второй половине XVII века»

Владимир КОЛТОВИЧ

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОИ ЦЕРКОВНОЙ ГЕРАЛЬДИКИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В.

Особенности становления личной церковной геральдики на Руси соотносятся с тенденциями создания отечественных родовых дворянских гербов и заимствованием западноевропейского геральдического опыта.

Features of personal church heraldry in Russia correspond with tendencies of création of the domestic patrimonial nobiliary arms and loan of the West-European heraldic experience.

Ключевые слова:

личная церковная геральдика, композиционное построение гербов церковных иерархов, герб патриарха Никона; personal church heraldry, arms and loan, Nickon’s emblem.

Характеризуя личную церковную геральдику, подчеркнём, что устоявшихся геральдических традиций подобного рода на Руси не существовало. К обозначенному в статье периоду можно отнести только несколько личных гербов церковных иерархов, в их числе гербы митрополита Петра (Могилы), митрополита Димитрия (Туптало), митрополита Стефана (Яворского) и архимандрита Иосифа (Тризны). Архиереи были дворянами малороссийского происхождения, сохранявшими традиции своей родины относительно использования фамильных гербов с надлежащим образом дополненными посохами, митрами и т.д.1

Композиционное построение гербов церковных иерархов было идентичным тенденциям создания родовых дворянских гербов и имело следующие особенности: во-первых, в построении композиции гербов владык использовано деление щита, традиционное для западных церковных гербов; во-вторых, дворянские родовые гербы взяты за основу для помещения их в поля щита; в-третьих, присутствие в гербах архиерейских жезлов, митр как основных церковных атрибутов, указывающих на корпоративную принадлежность армигеров; в-четвертых, наличие в клейнодной части в гербах священнослужителей церковных головных уборов; в-пятых, помещение по сторонам щита аббревиатуры титулов армигеров; в-шестых, композиции церковных гербов православных армигеров заимствованы из геральдической практики греко-католической церкви.

Сложные взаимоотношения между мирской и духовной властями в конце XVII — начале XVIII вв. вылились в публичную зависимость и пассивность церкви (пусть не абсолютную, но очевидную). Даже высшие церковные иерархи не могли полностью претендовать на равенство с аристократией. Поэтому архиереи, игумены и другие духовные персоны почти никогда не создавали индивидуальные эмблемы для себя (за исключением вензелевых изображений, встречающихся на целом ряде печатей высшего духовенства), но использовали для самоидентификации неличный религиозный символизм и государственные эмблемы, делая, таким образом, ударение на немирской важности духовенства и отражая факт того, что Русская православная церковь со времён Петра Великого стала составлять единое целое с административной системой Российской империи.

Герб патриарха Никона также не стал началом для создания си-

КОЛТОВИЧ Владимир Владимирович — аспирант Российского государственного социального университета

1 Комаровская Е.А. Портреты священнослужителей в русской живописи XVIII— XIX вв. как исторический источник и их место в системе геральдических памятников // Источниковедческая компаративистика и историческое построение: Тез. докл. и сообщений XV науч. конф. Москва, 30 янв.—1 февр. 2003 г. Рос.гос. гуманит. ун-т. Ист.-архив. ин-т. — М., 2003, стр. 170—171.

стемы русских церковных гербов, оставшись только единичным примером герба иерарха столь высокого ранга. Целый ряд гербов церковных иерархов, относящихся к XVII в., создан не в рамках единой системы церковной геральдики, а только с учётом личных пристрастий и вкусов ар-мигеров. В основе этих гербов, как правило, — родовые дворянские гербы. Создавались подобные геральдические изображения с учётом западноевропейской и польской традиций, однако именно этот опыт православного духовенства весьма ценен для использования в качестве базового при построении системы современной российской церковной геральдики.

При составлении герба цель патриарха состояла в утверждении церкви и её главы в глазах православного и инославного мира. Памятуя о Ромейском политическом и святоотеческом наследии, следствием которого стало политическое образование третьего Рима на канонической территории Русской православной церкви, он попытался сформулировать и выразить графическими средствами достоинство и честь первоиерарха Русской православной церкви в системе общественно-государственных, даже шире — межгосударственных отношений в период их активного развития. Для этого потребовался соответствующий официальный знаково-символический эквивалент выражения чести и достоинства, присущих лицу, которое представляет православную церковь. Именно в этом состояло упо-

требление первоиерархом герба в качестве символа суверенитета церкви и её независимости от властей предержащих и государственно-политических образований.

Отметим несколько исторических моментов, поясняющих особенности становления личной церковной геральдики на Руси: во-первых, не будучи дворянином, Святейший не имел права на личный герб, хотя традиционно высшие церковные иерархи на Руси имели личные печати; во-вторых, герб патриарха Никона идентичен в композиционном решении первым дворянским гербам, в основу которых положены деяния или военные подвиги их владельцев; в-третьих, идея недворянской личной эмблемы была слишком нова для России того времени и использовалась она патриархом Никоном, прежде всего, в пропагандистских целях. Существование этой эмблемы выражало сохранённую меру внутренней независимости, самоуважения и самоидентификации церкви в XVII в. В-четвертых, личный герб предстоятеля является единственным в своём роде геральдическим памятником XVII в., и его создание явилось первым шагом на пути к формированию геральдической культуры и церковных символических традиций, ставших прообразом современных церковных геральдических концепций построения корпоративных и личных недворянских гербов церковнослужителей разных рангов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.