Научная статья на тему 'Развитие личностных качеств студентов в контексте предпринимательского подхода в обучении'

Развитие личностных качеств студентов в контексте предпринимательского подхода в обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
553
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волошина Татьяна Александровна

Данная статья рассматривает проблему развития личностных качеств студентов в контексте предпринимательского подхода в обучении, описывает адаптивную модель обучения предпринимательству студентов, апробированную на факультете технологии и предпринимательства Карельского государственного педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие личностных качеств студентов в контексте предпринимательского подхода в обучении»

Развитие личностных качеств студентов

5. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки: Опыт солижения теоретического музыкознания и эстетики. - М.. Советский композитор, 1978. -351 с.

6. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - М,- Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. -512 с.

Т.А. Волошина

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ В КОН'ГЕКС ГЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ

Преамбула. Данная статья рассматривает проблему развития личностных качеств студентов в контексте предпринимательского подхода в обучении описывает адаптивную модель обучения предпринимательству студентов, апробированную на факультете технологии и предпринимательства Карепьского государственного педагогическою университет?.

Радикальные изменения общественной жизни нашей страны оказали огромное влияние на современные образовательные парадигмы, которые ставит перед собой высшая школа. Они зависят не только от политической, экономической и социальной позиции государства, но и от формирования нового общества, способного адекватно существовать в современных условиях. Современное развитие обществ? требует новой системы образования - «инновационного обучения», которое сформировало бы у обучаемых способность а проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и свои профессиональные способности влиять на это будущее.

Создание необходимых условий для формирования специалиста, требует новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях пазличного типа. В этих условиях особую актуальность приобретает предпринимав ельский подход в обучении, ориентированный не столько на формирование знаний, умений и навыков в сфере выбранной про фессии, сколько на развитие предпринимательских качеств личности специалистов: ответственное отношение к делу, способность к творческому решению проблем, самостоятельность, порядочность, способность брать на себя риск, стрессоустойчивость, коммуникабельность, этичность и др.

Изменения в экономической и политической системе в нашей стране одновременно несут как

большие возможности, так и серьёзные угрозы для каждой личности, устойчивости её существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека. Умение общаться с клиентами, быстро находить выход из сложных нестандартных ситуаций, слаженно работать в команде и небольших коллективах проявлять гибкость, герпимость, а иногда и выносливость как физическую, так и моральную - это новые требования работодателей, что обуславливает неооходимость в формировании у молодого поколения иной мотивации, современного рыночного мышления.

Формирование предпринимательского мышления является важнейшей предпосылкой и фак тором успешного освоения профессиональных навыков и знаний для всех без исключения современных профессий и специальностей. Одновременно предпринимательское мышление способствует гармонизации интересов каждого отдельного работника и предприятия в цетом. Как показывают результаты исследования, требования к наличию предпринимательского мышления работодатели выставляют сегодня всем работникам. независимо от профессиональной принадлежности и исполняемых функций.

Сущность предпринимательского поцхоца в обучении, а так же модели ет вне прения в образовательную систему наиболее полно раскрыты в трудах западноевропейских ученых Берн-харда Бука, Джорджа Уайта, Понтера Фалтина, Аллана Гибба, Андре Пер, Берта Эггинка и др. В докладе Берхарда Бука на конференции «Инновации в профессиональном образовании и обучении: предпринимательский подход к подготовке кадров» (2002) говорится, что «профессиональное образование и обучение на основе идеи предпринимательства отличается от традиционного подхода ориентацией на развитие личных качеств, а не только функциональных ком-

ет. А. Волошина, 2007

петенций. Оно направлено не столько на передачу теоретических знаний и практических действий для решения технических задач, сколько на развитие предпринимательского отношения к делу, на поиск творческих решений проблем и способность их реализовать. Предпринимательский подход в образовании и обучении целиком делает ставку на потенциал обучающегося как новатора, умеющего планировать свои действия, и нацелено на развитие его способности адаптироваться к запросам и требованиям рынка».

Предпринимательский подход к образованию предполагает стимулирование гаких качеств учащихся, как инициативность, самостоятельность, собранность и организованность. Основная ответственность за результаты образования ложится на самого обучаемого. Личная ответственность должна быть принята в самом начале обучения и должна формироваться на протяжении всей жизни. Подход нацелен на совершенствование и развитие системы образование для подготовки выпускников к самостоятельной трудовой жизни.

Одной из главных задач предпринимательского подхода заключается в развитии предпринимательства (или предпринимательских качеств личности). В целом концепция предпоииима-тельства находится в русле общественной тенденции, определяющей происходящую трансформацию, прежде всего, как процесс «индивидуализации».

В этой связи в настоящее время подготовка кадров для малого предпринимательства приобретает все оолее системный характер. Основы предпринимательства студенты изvчaют в вузах, в частности на факультете технологии и предпринимательства Карельского государственного педагогического университета (КГПУ). Высшая школа должна активно знакомить своих выпускников с основами предпринимательской деятельности. Осуществляя подготовку будущих специалистов на факультете технологии и предпринимательства (ФТиП), важно сформировать, прежде всего, личность, способную к активной деятельности как в области малого бизнеса, так и технологического образования школьников в условиях рыночной экономики; сформировать прочные социальные знания, умения и навыки в области предпринимательства, экономики, менеджмента, маркетинга. Постановка такой задачи ориентирована на процесс обучения в обще-

образовательной школе. Школьная программа образовательной области «Технология» включает в себя изучение научных основ предпринимательской деятельности, рассматривая предпринимательство как учебную дисциплину.

Выпускники педагогического вуза по специальности 030600 «Технология и предпринимательство» должны владеть достаточными знаниями теории и практики в области технологии, экономики, предпринимательства и методики преподавания. Изучаются вопросы организационных форм и правовых основ предпринимательской деятельности, раскрывают ей особенности организации и деятельности малых предприятий; подробно излагается материал по методике предпринимательства в сфере производства товаров; рассматриваются вопросы перераспределения занятости в материальном производстве и непроизводственных отраслях.

Кафедра технологии Карельского государственного педагогического университета в контексте сравнительной педагогики разработала свою адаптивную модель обучения предпринимательству студентов. Это модульный по.дход. Он состоит из четырех основных мо дулей.

Первый модуль «Развитие предприимчивости» основан на введении в учебный процесс элективных курсов, тренингов и мастер-классов по развитию личностных качеств студентов, таких как оптимизм, вера в успех, энергичность, энтузиазм, ответственность, сообразительность, доброжелательность, активность, гибкость, инициативность, самоорганизованность и др.

На базе ФТиП студенты посещают курсы «Позитивное мышление и концентрация на успехе», «Управление стрессом», «Управление временем»; проводятся регулярные мастер-классы: «Корпоративная культура», «Технологии профессионального успеха» и «Предпринимательская стратегия выпускника образовательного учреждения». Совместно с кафедрой психологии организованы тренинги личностного роста, тренинги на сплочение коллектива, коммуникативные тренинги

Второй модуль «Проектная деятельность» погружает студентов в активную работ} по созданию самос гоятельных проектов различ ного направления Это могут быть технические проекты (в курсе «Проектирование» - проект наружной рекламы), художественные проекты (создание творческих работ в курсе «Декоративно-

86

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова , 2007 Том 13

Развитие личностных качеств студентов .,

Таблица 1

Модель обучения предпринимательству на ФТиП КГПУ

Модуль Педагогические условия

Модуль 1 Развитие предприимчивости Элективные курсы, студии, мастер-классы, тренинги

Модуль 2 Проектная деятельность Создание самостоятельных проектов (на спецкурсах технологической. художественной, информационной, социальной направленности)

Модуль 3 Предпринимательская компетентность Блок экономических дисциплин (бизнес-план, бухучет, маркетинг, имидж и др.)

Модуль 4 Моделирование предпринимательской деятельности Бизнес-лагерь, создание моделей предпринимательской деятельности с выходом на дипломный проект

прикладное творчество», «Функциональная организация пространства», «Проектирование одеж ты», «Проектирование аксессуаров» и цр.), электронные проекты (создание Web-сайтов и проектов в программе 3D Мах в курсе «Компьютерная графика». «Информационные технологии»), социальные проекты и т.д. Основной задачей этого модуля является развитие аналитических, экспериментальных, организационных и презентационных способностей студентов.

Третий модуль «Предпринимательская компетентность» включает ряд экономических и предпринимательских дисциплин, формирующих уровень знаний студентов. В процессе обучения они изучают такие дисциплины, как основы экономической теории, маркетинг, менеджмент, анализ хозяйственной деятельности, организацию предпринимательской деятельности, бухгалтерский учет, налогообложение юридическое право и т.п. В настоящее время возможности предпринимательской подготовки студентов расширяются за счет широкого применения интерактивных методов обучения и углубленного изучения особенностей развития коммерческого и социального предпринимательства. В этих целях нами созданы спецкурсы «Основы имид-жмейкерства», «Технология рекламы», «Технология финансирования проектов», предполагающие проведение различных типов занятий с использованием модели SEED (Шведская модель обучения предпринимательству) и в сотрудничестве с компаниями-менторами.

Следующий модуль «Моделирование предпринимательской деятельности» включает студентов в создание моделей собственного бизнеса. На основе существующих портативных моделей предпринимательства студенту предоставляется возможность конструировать собственную политику организации своего дела. Одной из действенных форм по апробации моделирования бизнес-идей является бизнес-лагерь. Коллектив кафедры технологии КГПУ разработал авторскую программу по обучению предпринимательству, развитию предпринимательских качеств студентов.

Программа позволяет в ограниченный период времени, в условиях замкнутого игрового пространства сформировать у участников понимание работы рыночной модели экономики, бизнес-навыков управления экономическими процессами на предприятии, партнерства и личной эффективности. Она состоит из двух переплетающихся ключевых учебных модулей - общей деловой игры и серии бизнес-тренингов, посвященных основам предпринимательской деятельности. Серия из нескольких тренингов является источником практических знаний и навыков, которые участники смогут апробировать и скорректировать во время основной деловой игры.

Наряду с практической частью данного модуля разрг ботан спецкурс «Моделирование предпринимательской деятельности.» направленный на созданж моделей предпринимательской деятельности с выходом на дипломный проект

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4. 2007

87

Во всех модулях препложенной модели обучения предпринимательству используются интерактивные методы обучения (модерации, кейсы, деловые ролевые игры, тренинги, дискуссии, портфолио, семинары и др.). Данная система обучения направлена на стимулирование познавательной деятельности обучающихся, где студент уже не является просто «объектом» обучающих действий, а сам выстраивает маршрут 1ич-ностного роста. Происходит перенос акцента с обучающей цеятельности препс цавателя на развитие познавательной деятельности студента.

В результате Формируется личность, способная самостоятельно принимать решения, направленная на достижение результата, обладающая исследовательскими и аналитическими качествами, умеющая планировать свою деятельность, выраоатывать идеи, оказывать влияние на других людей, т.е. «личность предприимчивого типа». Это видно по результатам, полученным в ходе опытно-экспериментальной работы. Студенты ФТиП КГПУ активно принимают участие в различных конкурсах фестивалях, выставках, молодежных движениях. Было получено финансирование на 6 грантов из различных фондов, разработана партнерская сеть, создана лаборатория экспериментальных технологий и предпринимательской культуры. Студенческие проекты отмечены наградами, медалями, ценными подарками.

В заключении отметим, что обучение предпринимательству выпускников высшей школы -процесс многогранный. Он основан на использовании комплекса методических инструментов, образовательных технологий, блоков учебных дисциплин и методических материалов, формирующих у учашихся новое отношение к труду, основанное на стремлении к постоянному саморазвитию. Данная система предполагает не только изменение методов и форм обучения, но и перестройку образовательной системы в целом, поиска путей адекватных действий на вызовы современной экономики. Образование также относится к сфере услуг и ее продукция - это пре-

имущества, получаемые учениками после обучения. Нацеленность на студента, как на клиента, может привести и к улучшению показателей обучения и учебных достижений в рамках соответствующего учебного заведения.

Такая переориентация и вн} тренняя реорганизация профессиональных учебных заве гений, а также ее юридическое закрепление в Законе о профессиональном образовании и обучении позволит молодежи выбирать не только практически направленное образование и карьеру, но и равноценную ей академическую образовательную карьеру, обеспечивающие ей возможность реализации личных, институциональных и региональных потенциапов развития в направлении обретения большей самостоятельности и ответственности.

Библиографический список

1. Педагогика и психология высшей школы-учебное пособие. - 3-е изд., лерераб. и доп. -Ростов н / Д- Феникс,2006.

2. Отчет семинара по обновлению образовательных программ «Предпринимательство в образовании и обучении». Март 2000 г. - Алма-ты, 2000.

3. Образование и бизнес, предпринимательский подход в обучении как фактор социальной адаптации молодежи. Межвузовский сборник научных статей: материалы научно-практической конференции 18-20 октября 2006 г. - Петрозаводск: КГПУ 2006.

4. Шевченко В.И. «Предпринимательский подход в профессиональном образовании и обучении»: материалы республиканской научно-практической конференции «Продуктивное обучение: сущность, реализация перспективы», -Петрозаводск, 2005.

5 Инновации в пр!фессиональном образовании и обучении: предпринимательский подход в подготовке кадров. Информационные материалы международного проекта ' Под редакцией Борисовой I.В , Аветовой Т.Ю - СПб.: СевероЗападное агентство международных программ, 2002.-40 с.

88

Честник КГУ им. Н А. Некрасова . 2007, Том 13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.