Научная статья на тему 'Развитие личностного потенциала студентов средствами физической культуры и спорта'

Развитие личностного потенциала студентов средствами физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
423
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛ / ИССЛЕДОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY / POTENTIAL / RESEARCH STUDY / DEVELOPMENT / PHYSICAL CULTURE / SPORT / SYSTEM OF VALUES OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Великанов Петр Владимирович, Рыжов Василий Васильевич

Личностный потенциал описан как система свойств и возможностей, составляющих основу профессионально-личностного развития человека и обеспечивающих его достижения в профессиональной подготовке, в последующей деятельности, в развитии собственной личности. Каждый из его основных компонентов (гносеологический, аксиологический, творческий, коммуникативный, художественный, профессиональный, духовный) также описан как потенциал личности. В статье рассмотрено влияние средств физической культуры и спорта на развитие и укрепление разных сторон личностного потенциала студентов. Особенное внимание уделено феномену «осознания важности» физкультуры и спорта для личностного развития человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Великанов Петр Владимирович, Рыжов Василий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF PERSONALITY’S POTENTIAL BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT

The personality’s potential is described as a system of characteristics and possibilities, which forms the basis of vocational and personal development of person and provides his achievements in vocational training, further activity and self-development. This system includes cognitive, valuable, creative, communicative, professional, artistic and spiritual components. Each of them is described as a potential too. In the article the authors pay attention to the influence of means of physical culture and sport on the development and intensification of various components of students’ personality’s potential. Special attention is paid to the phenomenon of “understanding the importance” of physical culture and sport for person’s self-development.

Текст научной работы на тему «Развитие личностного потенциала студентов средствами физической культуры и спорта»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9:37

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

П.В. Великанов, В.В. Рыжов

Аннотация. Личностный потенциал описан как система свойств и возможностей, составляющих основу профессионально-личностного развития человека и обеспечивающих его достижения в профессиональной подготовке, в последующей деятельности, в развитии собственной личности. Каждый из его основных компонентов (гносеологический, аксиологический, творческий, коммуникативный, художественный, профессиональный, духовный) также описан как потенциал личности. В статье рассмотрено влияние средств физической культуры и спорта на развитие и укрепление разных сторон личностного потенциала студентов. Особенное внимание уделено феномену «осознания важности» физкультуры и спорта для личностного развития человека.

Ключевые слова: личность, потенциал, исследование, развитие, физическая культура, спорт, ценностные ориентации личности.

THE DEVELOPMENT OF PERSONALITY'S POTENTIAL BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT

P. Velikanov, V. Ryzhov

Abstract. The personality's potential is described as a system of characteristics and possibilities, which forms the basis of vocational and personal development of person and provides his achievements in vocational training, further activity and self-development. This system includes cognitive, valuable, creative, communicative, professional, artistic and spiritual components. Each of them is described as a potential too. In the article the authors pay attention to the influence of means of physical culture and sport on the development and intensification of various components of students' personality's potential. Special attention is paid to the phenomenon of "understanding the importance" of physical culture and sport for person's self-development.

Keywords: personality, potential, research study, development, physical culture, sport, system of values of personality.

Теоретический анализ, основанный на личностном подходе к становлению и развитию специалиста в вузовском обучении, позволяет выделить, систематизировать и представить в целостной структуре основные компоненты его личностного потенциала. Анализ условий формирования личностного потенциала специалиста позволяет также выработать представления о психологических механизмах, обеспечивающих этот непростой процесс.

Рассмотрение основных подструктур личности как потенциалов началось в отечественной науке с работы М.С. Кагана [2]. Разрабатывая системный подход к личности, М.С. Каган предложил рассматривать личность как персонифицированную деятельность. Свою структуру личность получает, по М.С. Кагану, из видового строения человеческой деятельности и характеризуется гносеологическим, аксиологическим, творческим, коммуникативнъм, художественнъм потенциалами.

В современных исследованиях эти продуктивные идеи находят свое отражение в

изучении не только отдельных потенциалов и их взаимосвязей, но и в поиске психологических механизмов и условий развития личностного потенциала в целом.

В наших исследованиях мы выработали следующее определение личностного потенциала специалиста. Личностный потенциал — это система свойств, составляющих основу профессионально-личностного развития человека и обеспечивающих соответствующий уровень его достижений в профессиональной подготовке, в последующей деятельности, в развитии собственной личности [8]. Личностный потенциал складывается из следующих основных компонентов, каждый из которых, в свою очередь, может быть системно рассмотрен как потенциал:

1. Когнитивный потенциал включает систему профессиональных знаний, умений, навыков, а также представлений и взглядов, которыми обладает специалист.

Психологической основой и механизмом формирования этой подструктуры являются

интеллект и умственные способности [1;3;6].

2. Аксиологический потенциал представлен системой целей, ценностей и ценностных ориентаций в профессии; социально-психологических установок личности. Наибольшее значение в этой подструктуре имеет общая осмысленность жизни, понимание жизненной цели, эмоциональная насыщенность жизни, удовлетворенность ее результатами [5;7;10]. При этом особое значение для формирования мотивации профессиональной подготовки и стремления к достижениям приобретают ценностные ориентации студентов.

3. Творческий потенциал составляют: высшие уровни всех когнитивных процессов, специальные структуры мотивационной сферы, эмоциональный профиль, структура волевой регуляции. Все эти качества открывают личности возможность созидать, творить, находить новое, принимать решения и действовать оригинально и нестандартно [4;8;11;13].

4. Коммуникативный потенциал представляет собой систему свойств, умений и способностей личности, обеспечивающих ей успешность общения, понимания и взаимопонимания с другими людьми, способности к овладению и уровень владения языками общения, коммуникативными качествами и конкретными умениями и навыками общения [2;7].

5. Художественный потенциал включает систему эстетических вкусов, предпочтений, художественно-творческих способностей и возможностей человека [2].

6. Профессиональный потенциал находит свое выражение в профессиональных ориентациях, предпочтениях в избранной деятельности, в соответствующем им типе личности специалиста, в уровне мотивации профессиональных достижений.

7. Духовный потенциал включает систему духовно-нравственных ценностей и жизненных позиций личности, ее ценностно-смысловых ориентаций, основных убеждений и мировоззрения, определяющих понимание человеком своей ответственности, свободы и трансцендентности [5;7].

Определяя понятие личности, К.К. Платонов в свое время отмечал, что личность - это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему [9]. Если исходить из огромной важности всех названных процессов, определяющих становление человека как личности и субъекта деятельности, можно предположить, что осознание важности,

становление мотивации, реализация мотивов и соответствующие переживания от занятий физической культурой и спортом будут существенно способствовать формированию личностного потенциала во всем многообразии составляющих его потенциалов и возможностей.

Многообразие видов спорта и спортивной деятельности существенно соответствует всему многообразию личностных потенциалов человека и содержит неисчерпаемые возможности для их развития и совершенствования.

Не следует при этом думать, что, например, интеллектуально насыщенные виды спорта (шахматы, спортивное ориентирование и т.п.) могут способствовать исключительно развитию когнитивного потенциала; художественно наполненные виды спортивной деятельности (художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание и т.п.) - только развитию потенциала художественного; силовые и двигательные - накоплению мышечной силы и скорости рук и ног. Любой вид спорта, также как и занятия физической культурой, при соответствующем отношении личности содержат неограниченные возможности всестороннего развития личностных

потенциалов - интеллектуальных, творческих, коммуникативных, ценностных, духовных и физических.

Качественно новая стадия осмысления сущности физической культуры и спорта, а также их влияния на личностное развитие человека связывается сегодня с пониманием духовной сущности человека, с влиянием любой человеческой активности, в особенности такой, как физическая культура и спорт, на духовную сферу человека как важнейшими условиями интеллектуального, нравственного,

эстетического, физического, творческого, профессионального и иного развития человека, его личностного роста и духовно-нравственного оздоровления.

Подобный подход, к сожалению, не получил пока широкого научного изучения и анализа, хотя и становится в последнее время все более распространенным [3;5;7;10].

Проблему духовности, человеческого духа и сакральности пространства существования и деятельности человека нельзя истолковывать только с религиозной точки зрения. Духовность — сложное интегральное образование, центральная и сущностная характеристика человека, не сводимая ни к высшим уровням интеллекта, ни к ориентациям на высшие достижения человеческой культуры, ни к религиозным взглядам, верованиям или

практикам. Духовность человека можно определить через способность человека различить истинные нравственные ценности, добровольно избрать их в качестве оснований жизни, следовать им в жизни, деятельности и общении. Духовность личности может быть определена мерой ее свободы, ответственности и трансцендентности [7; 10].

Говоря о значимости физической культуры и спорта в современном социуме, необходимо иметь в виду два уровня: общественный и личностный, и представлять механизм преобразования общественных ценностей в достояние каждой личности. Важным, пожалуй, является престижность физической культуры и спорта в обществе, их популярность у различных категорий людей, главное — желание и готовность человека к постоянному развитию и совершенствованию потенциала своей физической культуры. По эффективности их освоения можно реально оценить запросы общества и каждого человека в физической культуре и спорте, а также их действительное отношение к этой важнейшей сфере культуры. С другой стороны, формируя или меняя определенное отношение личности, можно достигать формирования или изменения соответствующей ее активности [9].

Овладение культурой социума, в том числе физической культурой, происходит в процессе взросления и развития через усвоение специфического поведения и паттернов активности, адекватных или неадекватных культуре, через принятие либо отвержение социокультурных ценностей и норм.

Исходя из этого, мы можем утверждать, что восприятие физических, духовных, культурных умений, навыков идет параллельно с развитием и становлением личности, меняя ее индивидуальные качества, создавая устойчивое восприятие психологических и социальных

процессов, формируя определенные отношения личности [12].

В Нижегородском коммерческом институте нами был проведен эксперимент среди студентов первого курса. Было проведено анкетирование, в ходе которого выяснилось, что 37% опрошенных не очень хотели бы заниматься физкультурой и вообще не хотят, чтобы она являлась предметом учебного плана. Большинство этих студентов было приглашено на специально приготовленный для них спортивный праздник, где проводились спортивные эстафеты, игры и творческие конкурсы. Студенты, показавшие по данным анкетирования положительное отношение к занятиям физической культурой, помогали нам в проведении этих мероприятий. Перед ними была поставлена задача максимально привлечь и заинтересовать приглашенных «скептиков» к занятиям спортом. Через несколько недель мы провели повторное анкетирование среди тех студентов, которые участвовали в празднике, и выяснилось, что после его проведения 44% студентов, бывших «скептиков», решили, что будут больше заниматься спортом; 7% - нашли себе новых друзей; 72% - отметили, что давно не были в таком хорошем, душевном настроении; 2% - открыли в себе лидерские качества. И, наконец, 81% студентов признались, что такие мероприятия могут заинтересовать людей, которые не хотят заниматься спортом.

Полученные данные позволяют сделать вывод, что формирование позитивного отношения личности (осознание важности, возбуждение интереса к занятиям физической культурой и спортом и т.п.) через комплексное воздействие на все стороны личностного развития, существенно меняет не только ее устойчивые, социально обусловленные психологические характеристики, но и направленность и содержание ее активности, ведущей к развитию личностного потенциала.

Литература:

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб., 2007. - 368 с.

2. Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа / М.С. Каган. - М., 1974. - 328 с.

3. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / А.Г. Маслоу. - М., 1997. - 430 с.

4. Пономарев Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев. - М., 1976. - 304 с.

5. Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала / В.А. Пономаренко. - 2-е изд. - М., 2004. - 387 с.

6. Стернберг Р.Дж, Форсайт Дж Б., Хелланд Дж Практический интеллект / Р.Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хелланд и др. - СПб., 2002. - 272 с.

7. Рыжов В.В. Личность: творчество и духовность / В.В. Рыжов. - СПб., 2012. - 489 с.

8. Рыжов В.В., Сорокоумова Г.В. Психология творческой личности: Структура творческой личности: монография / В.В. Рыжов, Г.В. Сорокоумова. - Нижний Новгород, 2006. - 258 с.

9. Платонов К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов: отв. ред.: Глоточкин А.Д. -М.: Наука, 1986. - 256 c.

10. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М.,1990. - 368 с.

11. Gardner H. Creative lives and creative works: a synthetic scientific approach // R. Sternberg, T. Tardiff (eds.). The nature of creativity. - Cambridge: Cambridge Press, 1988. - P. 298-324.

12. Ryzhov V., Kuzmina S., Filonov L., Kanatiev K. Development of personality's creativity by means of physical culture and sport // Annals of Science and Education, 2015, № 2(22), (July-December). Volume V. "UCL Press", 2015. - 650 p. - P. 250-259.

13. Taylor C.W. Various approaches to and definitions of creativity // R. Sternberg, T. Tardiff (eds.), The nature of creativity. - Cambridge: Cambridge Press, 1988. - P. 99-126.

Сведения об авторах:

Великанов Петр Владимирович (г. Нижний Новгород, Россия), кафедра физической культуры и организации спортивной деятельности факультета физкультуры и спорта ННГУ им. Н.И. Лобачевского, старший преподаватель.

Рыжов Василий Васильевич (г. Нижний Новгород, Россия), доктор психологических наук, профессор, кафедра теории и методики прикладных и технических видов спорта факультета физкультуры и спорта ННГУ им. Н.И. Лобачевского, e-mail: unn@unn.ru

Data about the authors:

P. Velikanov (Nizhny Novgorod, Russia), senior teacher at the Department of Organization of Sport and Physical Activity, Faculty of Physical Culture and Sport, Nizhny Novgorod State University named after N. Lobachevsky.

V. Ryzhov (Nizhny Novgorod, Russia), doctor of psychology, full professor, professor at the Department of Theory and Methods of Applied and Technical Sports of the Faculty of Physical Culture and Sport, Nizhny Novgorod State University named after N. Lobachevsky, e-mail: unn@unn.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.