УДК 378
РАЗВИТИЕ ЛЕКЦИИ КАК ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Р.Г. Гайнутдинов (г.Казань, Российская Федерация)
Раскрываются основные характеристики лекции как формы организации обучения в высшей школе; дан краткий анализ диссертационных исследований в области форм организации обучения за последние годы; сделан акцент на рассмотрении вопроса о развитии лекции в условиях повсеместного внедрения информационно-компьютерных технологий и формирования Интернет-пространства.
Ключевые слова: форма организации обучения; лекция в вузе; информационно-компьютерные технологии; Интернет-пространство
LECTURE DEVELOPMENT AS A FORM OF TRAINING ORGANIZATION
IN HIGH SCHOOL IN TERMS OF EDUCATION INFORMATIZATION
R.G. Gainutdinov (Kazan, Russian Federation)
Abstract. The main characteristics of the lecture revealed as a form of organization of education in high school, a brief analysis of dissertation research in the field of organizational forms of learning in recent years; emphasis on examining the development of lectures under the widespread introduction of information and computer technologies and the growth of Internet space.
Keywords: form of learning organization; lecture at the university; information and computer technology; Internet space.
Современный этап развития образования характеризуется переходом от образовательной парадигмы индустриального общества к образовательной парадигме постиндустриального общества. Отмечается, что становление нового типа общества «требует не просто внедрения в обучение информационных технологий, а новой методологической основы всей системы образования, радикального обновления его целей и содержания, форм, методов и средств обучения [1, с.3]. Переход означает, прежде всего, выход на главную роль проективного начала, отказ от понимания образования как получения готового знания, изменение роли преподавателя, использование для получения знаний компьютерных сетей. Все это изменяет цели обучения, его содержание, формы, методы и средства.
Остановимся в этой связи на анализе вопроса о развитии лекции как формы организации обучения в профессиональной школе. Внимание к этой
форме не случайно. Во-первых, несмотря на модернизационные процессы, которые касаются целей, содержания, форм и методов обучения и контроля, лекция как форма организации обучения продолжает занимать важное место в подготовке бакалавров и специалистов. Достаточно сказать, что на долю лекций в учебном процессе приходится около 40,0 % учебного времени. Во -вторых, в новых условиях повсеместного внедрения информационно-компьютерных технологий, использования Интернет-пространства в системе образования традиционная лекция видоизменяется как форма организации обучения с тем, чтобы отвечать новым вызовам времени. Внедрение в лекционные занятия презентаций и мультимедийных технологий сопровождается разработкой новых педагогических методик при проведении активных форм лекций. Для организации самостоятельной работы по изучению лекционного материала создаются электронные учебные пособия, конспекты лекций. Многообразие возможностей, предоставляемых данными техническими средствами, модернизует лекцию.
В то же время, развитие лекции, осуществляемое достаточно активно в практике обучения, не находит еще должного внимания со стороны исследователей с тем, чтобы разработать и предложить практике выводы по проектированию и реализации лекции в условиях информатизации образования. Лекция - это особая конструкция учебного процесса, когда преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает учебный материал, а студенты его активно воспринимают. Благодаря тому, что учебный материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме, лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации. При проведении лекции учитываются в целом композиция, содержание, подбор примеров и иллюстраций, дидактическое и методическое оформление, расчет времени, состав слушателей, приемы активизации внимания, связь с предыдущим материалом, основные вопросы для запоминания и записи в ходе лекции, литература для самостоятельной работы. Живая речь преподавателя непосредственно воздействует на формирование
знаний студентов и на успешность учебного процесса в целом. Следует отметить и такой важный факт, что лекционное изложение учебного материала опирается на такие дидактические принципы обучения, как системность, фундаментальность, наглядность, которые в совокупности ответственны за качество фундаментальной подготовки бакалавров и специалистов [2; 3].
На современном этапе развития образования под влиянием новых информационно-компьютерных технологий и Интернета изменилось содержание понятия образовательное пространство. Традиционно педагог находился в среде конкретного класса, учебной группы и учебного заведения. Образовательная среда была привязана к конкретному учебному заведению с его ресурсами (кадровыми, информационными, материально-техническими и т.п.). В результате информатизации и компьютеризации образования окружающая педагога внешняя среда расширилась до глобальных масштабов. Информация, доступная ранее лишь некоторым, благодаря интернету стала легко доступной каждому. Это резко изменило роль и место педагога, ибо доступ к информации обучающегося и педагога стал одинаковым, но уровни понимания разные. В этих условиях существенно возросла роль таких умений, как осуществлять выбор, находить необходимую информацию и проектировать учебный процесс [4; 5; 6].
Общедоступность информации ведет также к изменению роли и места различных форм организации обучения [7]. Существенно возрастает значение и качество самостоятельной работы студентов. Однако и лекция получает развитие: в практике обучения появляются новые ее виды (лекция-визуализация; веб-лекция, слайд-лекция, лекционный электронный комплекс и др.); меняется структура лекции и формы учебной деятельности студентов, формы коммуникации; возникают новые сетевые схемы взаимодействия лекции и других форм организации обучения; изменяются и внешние, пространственно-временные характеристики лекции.
Вопросы информатизации высшего образования находятся в поле зрения многих исследователей. Им посвящены труды таких ученых, как А.В. Коржуев,
Г.И. Кирилова, В.В. Кондратьев, В.А. Попков, И.В. Роберт, В.А. Тестов и другие [1; 5; 6; 8; 9]. Если говорить о теоретических аспектах развития лекции, то изучение вопроса показало, что имеет место интерес исследователей к этой форме организации обучения. Различным аспектам совершенствования вузовских лекций посвящены работы таких ученых, как Е.И. Аксенова,
A.А. Вербицкий, Г.Г. Даниленкова, Г.И. Ибрагимов, Р.Л. Идиатуллов,
B.C. Ильин, М.И. Махмутов, Л.А. Мирошниченко, Р.А. Низамов, А.М. Новиков и др. За последние десять лет написано свыше 13 кандидатских диссертаций, посвященных различным сторонам развития лекции как формы организации обучения в высшей школе. В этих работах раскрыты, в частности, такие вопросы развития лекции, как: проблемная учебная лекция в профессиональной речи учителя русского языка и литературы (О.В. Гордеева, 2003, 13.00.02), педагогические условия совершенствования организационной формы обучения студентов-якутов: на примере лекционных занятий (Борисова М.С., 2003, 13.00.01), лекционный мультимедийный комплекс как средство активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся (И.В. Белицын, 2003,13.00.02), лекция в вузе как средство активизации познавательной деятельности студентов педагогического университета (Г.Н. Кисметова, 2004, 13.00.08), методика создания и применения динамических слайд-лекций при обучении физике вуза (Е.И. Аксенова, 2005, 13.00.02), современные лекционные демонстрации по разделу: волновая оптика курса общей физики (А.В. Селиверстов, 2005, 13.00.02), мультимедийные обучающие системы лекционных курсов: теоретические основы создания и применения в процессе обучения студентов технических вузов электротехническим дисциплинам (Семенова Н.Г., 2007, 134.00.02), обучение студентов способам кодирования учебно-научной лекционной речи (О.А. Ласковец, 2009, 13.00.02), повышение эффективности лекций по физике на основе применения информационно-коммуникативных средств (В.В. Леменкова, 2010, 13.00.02), повышение эффективности обучения в вузах МЧС России на основе увеличения информационного накопления лекций (С.А. Техтеренов, 2010, 13.00.08),
применение технологий лекционного экспресс-контроля (А.М. Новиков, 2010, 13.00.08), лекционный электронный комплекс как средство активизации учебной деятельности студентов вуза (Н.М. Виштак, 2011, 13.00.08), формирование умений аудирования лекций по специальности у иностранных студентов-русистов в рамках когнитивно-дискурсивного подхода (Т.В. Макаревич, 2012, 13.00.02). Эти исследования мы разделили на несколько групп.
Первая группа исследователей (Г.Г. Даниленкова, Л.А. Мирошниченко, Р.А. Низамов, Г.Н. Кисметова и др.) в своих трудах рассматривали дидактические условия формирования учебной деятельности студентов на вузовской лекции. Вторая группа работ (Е.И. Аксенова, И.В. Белицын, Н.М. Виштак, В.В. Леменкова, А.В. Селиверстов, Н.Г. Семенкова и др.) посвящена вопросам применения лекции в условиях электронного обучения, путем активного использования информационных и мультимедийных средств. Третья группа исследователей (М.А. Маллаев, Т.В. Макаревич и др.) раскрывает проблемы использования лекций и семинаров для развития профессионально - методической компетенции студентов языкового вуза.
Обращает на себя внимание тот факт, что примерно половина диссертационных работ выполнено по вопросам, связанным с совершенствованием лекции на основе применения информационно-компьютерных технологий. Причем удельный вес таких исследований растет с годами, что объясняется тем фактом, что ИКТ входят в образовательный процесс высшей школы все шире и глубже.
Еще один вывод из анализа выполненных диссертационных исследований по проблеме лекции как формы организации обучения - все работы носят методический характер, ибо относятся к специальностям 13.00.02 - теория и методика обучения (предмету) или 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. Нет ни одной работы, относящейся к специальности 13.00.01 - общая педагогика, теория и история педагогики. Это говорит о том, что шел процесс накопления определенного научно-
методического опыта в области развития лекции как формы организации обучения, который сегодня требует теоретического осмысления и обобщения с тем, чтобы выявить и разработать дидактические характеристики современной лекции в вузе в условиях информатизации образования.
Анализ существующих исследований позволяет сделать вывод о недостаточной изученности современной лекции в вузе в условиях информатизации образования. Совершенствование вузовских лекций касается оптимизации процесса их подготовки. Одновременно в данных исследованиях недостаточно уделено внимание вопросам использования программных средств учебного назначения, использованию различных типов лекций, что является важным в современных условиях модернизации образовательного процесса в вузах. Остались лишь фрагментно рассмотренными вопросы проектирования и реализации лекций с учетом информатизации современного высшего профессионального образования.
Сегодня мы наблюдаем ситуацию, когда инновационная практика развития лекции как формы организации обучения в вузе, опережает педагогическую теорию, которая не успевает за практикой. Многие преподаватели готовят материалы к своим лекциям, используя персональный компьютер для поиска необходимой информации в сети Интернет. С другой стороны практически все студенты используют для собственного образования глобальную сеть Интернет. При этом Интернет выполняет две основные функции: во-первых, информационную, поскольку Интернет является универсальным ресурсом, источником информации по многим дисциплинам. Кроме этого он позволяет и хранить необходимую информацию; во-вторых, коммуникативную функцию, поскольку Интернет позволяет студентам осуществлять коммуникацию как между собой, так и с преподавателем.
В нашем исследовании осуществлялась опытно-экспериментальная проверка одного из вариантов структуры лекции с использованием Интернет-ресурсов: ориентировочный этап, на котором студенты делятся на несколько групп, даются задания каждой группе; исполнительский этап, где
осуществляется самостоятельная работа студентов в сети Интернет, результатом которого является подготовка каждой группой выступления по заданной теме; контрольно-систематизирующий этап, на котором имеет место представление и обоснование в ходе дискуссии результатов каждой группы, осуществляется анализ и оценка результатов выполнения заданий. Предварительные результаты исследования позволяют говорить о том, что такая форма лекции повышает интерес студентов к изучаемой теме, формирует у них компетенции самостоятельной работы и работы в команде, развивает чувство ответственности за процесс и результаты учебной деятельности.
Источники:
1. Тестов В.А. Информационное общество: переход к новой парадигме в образовании // Педагогика. 2012. №4. С.3-10. [Testov V.A. Information society: the transition to a new paradigm in education // Pedagogika. 2012. №4. p.3-10. (In Russ.)]
2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. М.: Высшая школа, 1991. 207 с. [Verbitskiy A.A. Active learning in higher education. Moscow: Higher education, 1991. 207 p. (In Russ.)]
3. Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М.: Высшая школа, 1975. 316 с. [Zinov'ev S.I. Educational process in Soviet higher education. Moscow: Higher education, 1975. 316p. (In Russ.)]
4. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Андрианова Т.М. Теория обучения. Учебное пособие для студентов / Под ред. Г.И. Ибрагимова. М.: «Владос», 2011. 383 с. [Ibragimov G.I., Ibragimova E.M., Andrianova T.M. Learning theory. Textbook for students / Edited G.I. Ibragimov. Moscow: «Vlados», 2011. 383p. (In Russ.)]
5. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. М.: Изд-во «Эгвес», 2008. 136 с. [Novikov A.M. Postindustrial education. Moscow: Publishing house «Egves», 2008. 136 p. (In Russ.)]
6. Роберт И.В. Развитие дидактики в условиях информатизации образования // Педагогика. 2012. №9. С. 25-37. [Robert I.V. Didactics development under conditions of education informatization // Pedagogika. 2012. №9. p.25-37. (In Russ.)]
7. Ибрагимов Г.И. Форма организации обучения как дидактическая категория // Педагогика. 2009. №6. [Ibragimov G.I. Form of training as a didactic category // Pedagogika. 2009. № 6. (In Russ.)]
8. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. М.: Академический проект, 2010. 341 с. [Popkov V.A., Korzhuev A.V. Theory and practice of higher education. Moscow: Academic Project, 2010. 341 p. (In Russ.)]
9. Реализация информационно-средового подхода в профессиональном образовании. Учебно-методическое пособие / под ред. Г.И. Кириловой. Казань: ИПП ПО РАО, 2012. 104 с. [Implement information and environmental approach in professional education. Teaching aid / Edited G.I. Kirilova. Kazan: IPPPE RAE, 2012. 104 p. (In Russ.)]
References:
1. Testov V.A. Informatsionnoe obshchestvo: perekhod k novoi paradigme v obrazovanii // Pedagogika. 2012. №4. S.3-10.
2. Verbitskii A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshei shkole. M.: Vysshaya shkola, 1991. 207 s.
3. Zinov'ev S.I. Uchebnyi protsess v sovetskoi vysshei shkole. M.: Vysshaya shkola, 1975. 316 s.
4. Ibragimov G.I., Ibragimova E.M., Andrianova T.M. Teoriya obucheniya. Uchebnoe posobie dlya studentov / Pod red. G.I. Ibragimova. M.: «Vlados», 2011. 383 s.
5. Novikov A.M. Postindustrial'noe obrazovanie. M.: Izd-vo «Egves», 2008. 136 s.
6. Robert I.V. Razvitie didaktiki v usloviyakh informatizatsii obrazovaniya // Pedagogika. 2012. №9. S. 25-37.
7. Ibragimov G.I. Forma organizatsii obucheniya kak didakticheskaya kategoriya // Pedagogika. 2009. № 6
8. Popkov V.A., Korzhuev A.V. Teoriya i praktika vysshego professional'nogo obrazovaniya. M.: Akademicheskii proekt, 2010. 341 s.
9. Realizatsiya informatsionno-sredovogo podkhoda v professional'nom obrazovanii. Uchebno-metodicheskoe posobie / pod red. G.I.Kirilovoi. Kazan': IPP PO RAO, 2012. 104 s.
Зарегистрирована: 12.05.2014
Гайнутдинов Раиль Габделбарович (г.Казань), Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО, аспирант. Тел.: 8-950-327-24-17, 8-965-602-31-69. E-mail: [email protected]
Gainutdinov Rail Gabdelbarovich (Kazan), Institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education RAE, a graduate student. Tel.: 8-950-327-24-17, 8-965-602-31-69. E-mail: [email protected]