Научная статья на тему 'Развитие лексико - грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр'

Развитие лексико - грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
723
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / ЯЗЫК / ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ / МОРФОЛОГИЯ / ИГРА / SPEECH / LANGUAGE / GRAMMATICAL STRUCTURE OF SPEECH / MORPHOLOGY / GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самсонова С.Н.

Актуальность изучения данной темы мотивирована тем, что развитие речи, включающее умение чётко владеть грамматическим строем языка, правильно и грамотно выражать свои мысли это наиболее насущные проблемы, стоящие перед дошкольной образовательной организацией. Нарушения грамматического строя речи создают серьёзные препятствия для успешного обучения в школе и требуют своевременной работы по их устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие лексико - грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр»

Самсонова С.Н. ©

Ассистент кафедры дошкольной и коррекционной педагогики Елецкого государственного

университета им. И. А. Бунина

РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО - ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РЕЧЕВЫХ ИГР

Аннотация

Актуальность изучения данной темы мотивирована тем, что развитие речи, включающее умение чётко владеть грамматическим строем языка, правильно и грамотно выражать свои мысли - это наиболее насущные проблемы, стоящие перед дошкольной образовательной организацией. Нарушения грамматического строя речи создают серьёзные препятствия для успешного обучения в школе и требуют своевременной работы по их устранению.

Ключевые слова: речь, язык, грамматический строй речи, морфология, игра.

Keywords: speech, language, grammatical structure of speech, morphology, game.

Речь - вид деятельности, присущий только человеку. От качества речи зависит очень многое: развитие, обучение, познание окружающего мира и себя в нём. Язык является важнейшим средством человеческого общения, восприятия действительности и служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием обучения. Полноценное владение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. При этом дети не только приобретают знания, но и учатся мыслить, поскольку думать - это значит говорить про себя или вслух, а говорить - значит думать. Ребенок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т. е. воздействовать на окружающих людей. Это предъявляет требования к правильному произношению всех звуков речи, её грамматическому оформлению, выразительности, эмоциональности, связности.

Проблема развития грамматического строя устной речи дошкольников включает усвоение ими морфологии, изучающей структуру слова и грамматические значения в пределах слова; словообразования (аспекты создания, функционирования и строения производных и сложных слов) и синтаксиса (сочетаемость и порядок следования слов, общие свойства предложения) [3, 85]. Морфологический уровень представляет собой развитие у ребёнка умения владеть разнообразными приёмами словообразования, а синтаксический уровень - это умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая слова.

А.В. Запорожец считал важным элементом развития речи период, когда ребёнок грамматически правильно строит предложения, использует их в различных формах и модификациях и связывает их друг с другом [3, 88].

А.Н. Гвоздев в работе «Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка» раскрывает все основные компоненты грамматической стороны речи. По его данным, ребёнок овладевает грамматической структурой языка поэтапно: первая стадия - это однословные и двусловные предложения, вторая характеризуется тем, что до трёх лет происходит формирование разных форм для выражения синтаксических отношений и третья стадия - до семи лет - период усвоения морфологической структуры языка [1, 58].

В исследованиях В. И. Ядэшко подчёркивается, что появление в речи грамматически оформленных предложений возможно при условии овладении ребёнком достаточно большим словарём и грамматическими формами [5, 96]. В трудах М. С. Лаврик доказано, что работа над

© Самсонова С.Н., 2014 г.

предложением является важным звеном в развитии связной монологической речи [3, 91]. М. Р. Львов подчёркивает, что именно правильное формирование предложных конструкций обеспечивает овладение синтаксическими связями [3, 95].

Осуществляя работу по развитию грамматического строя речи у детей, необходимо решать следующие наиболее существенные задачи: уточнение значений слов, имеющихся у детей в активном запасе; дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словоизменения и словообразования; адекватное использование лексических средств языка в целях устного общения; развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Исходя из этого, можно выделить основные направления работы по формированию лексико - грамматических представлений у детей:

- формирование навыка общения - как основного источника развития языка;

- формирование понятия слова - как основного источника общения;

- развитие умения использовать в речи разнообразные средства общения - словесные, мимические и пантомимические;

- формирование инициативы в общении с целью получения новых знаний.

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра и, соответственно, развитие всех компонентов речи не возможно без активного включения ребёнка в этот процесс. Игра - это способ ориентации в окружающем мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей.

Согласно мнению В. А. Сухомлинского, игра - это «огромное светлое окно, через которое духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности » [2, 112]. Известный психолог Д. Б. Эльконин в своих исследованиях делает вывод: "...игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных" [4, 171].

В работе по формированию лексико - грамматических категорий у детей дошкольного возраста можно использовать следующие игры.

Тема проекта Игры на развитие лексико - грамматических категорий

Взаимодействие

Со сверстниками С педагогом С родителями

Мир вокруг нас Игры «Лесные жители», «Домашние животные», «Кто, где живёт?». Игры «Мир, в котором мы живём», «Самый -самый», «Чья голова?». По рекомендации воспитателя организуются игры с детьми дома.

Сказка - ложь, да в ней намёк. Игры «Загадки -отгадки», «Весенняя сказка». Игры «Маленькие сказочники», «Если бы я был волшебником», «А вдруг, ты завтра попадёшь на остров в океане?». Создание для родителей тематической папки для ознакомления дома: «Игры и упражнения для развития грамматической стороны речи у детей»

Что у Марьюшке в лукошке? Игры «Прятки», «Определи на ощупь», «Угадай на вкус». Игры «Маша и медведь», «Аннушка и Марьюшка» Изготовление совместно с родителями «Чудо -овоща» из природно -бросового материала, с составлением описательного рассказа о нём, придумывание волшебного названия

овощу. Оформление фото выставки «Чудо -лукошко».

Игра «Мир, в котором мы живём»

Цель. Расширять словарь детей, развивать грамматический строй речи, воображение, познакомить с разными видами животных.

Ход игры. Детям задают вопрос:

- Какие животные прыгают?

- Зайцы, кенгуру, белки.

- А ты знаешь, что зайцы бывают разные: есть заяц русак, беляк, полосатый заяц.

- Как вы думаете, почему они получили такое название? (ответы детей).

Далее рассказывают детям об этих животных.

- Какие животные ползают?

- Черепаха, ящерица, варан, змея.

- Черепахи тоже бывают разные: красноухая, зелёная, звёздчатая.

- Почему они так называются? (ответы детей).

- А кто плавает?

- Дельфин, рыбы, акулы.

- Акулы бывают разных видов: тигровая, гигантская, акула - молот, белая.

- Давайте подумаем, почему они получили такое название? (ответы детей).

- Давайте вспомним, кто летает?

- Птицы, бабочки, мухи, комары, жуки, стрекозы.

- А каких птиц вы знаете?

- Г олубь, ворона, галка, скворец, аист.

- Ребята, аист бывает белый, чёрный, аист - клювач.

- Почему аист так называется? (ответы детей).

- А сейчас, давайте придумаем предложения со словами заяц, черепаха, акула, аист.

Игра «Маленькие сказочники».

Цель: развивать грамматический строй речи детей, способствовать развитию памяти, воображения, мышления.

Ход игры. Детям предлагается послушать сказку.

«Витя - озорник»

Дорогие дети, усаживайтесь поудобнее - будем слушать сказку про удивительные приключения мальчика Вити. Жил он в небольшом городке и постоянно животных обижал, дразнил, растения выдёргивал. И вот однажды, налетел ветер - буян, подхватил Витю и унёс его в волшебный лес. А там всё горит и сверкает солнечным светом, словно в сказке, эту таинственную тишину нарушает лишь шорох птиц, притаившихся на ветвях деревьях. В лесу кипит жизнь. По травинкам снуют букашки, в воздухе жужжат дикие пчелы. Идёт Витя и вдруг видит, упал маленький птенчик из гнезда и никак не может забраться назад. Сжалился над ним Витя - помог птенчику попасть домой. Идёт он дальше и вдруг - ручеёк, сидит около него Хомка - хомячок, мохнатенький бочок и горько плачет. Спрашивает его Витя: «Что ты плачешь, Хомячок?». А тот отвечает: «Налетел вчера ураган и завалил ручеёк ветками, сучками да листьями. Затопила вода мою норку. Где мне теперь жить - поживать, зиму - зимовать?». «Давай я помогу тебе», - отвечает Витя: «Почищу ручеёк». Сделал мальчик доброе дело и пошёл дальше. Видит, сидит в капкане Зайка - зазнайка и горюет. Сжалился над ним Витя и освободил из железной ловушки. Узнал о добрых поступках Вити ветер - буян и перенёс его обратно домой. Перестал Витя плохие поступки совершать, а стал жить - поживать, животным и людям помогать.

После рассказа сказки с детьми проводится беседа по её содержанию и дошкольникам предлагается придумать добрые дела и поступки.

При использовании игр, необходимо обращать внимание на расширение, активизацию и закрепление словарного запаса детей в соответствии с проектами, на формирование процесса согласования различных частей речи, нужно стремиться к тому, чтобы дошкольники достигали цель игры.

Один из важных моментов успешности обучения в ходе игр - заинтересованность в них самих детей, поэтому все они должны проводиться непринуждённо, живо, эмоционально. Игры, направленные на совершенствование лексико - грамматических категорий, развивают речевую активность детей, способствуют повышению результативности работы воспитателя.

Литература

1. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. М.: Айрис - пресс, 2005. - 96с.

2. Сухомлинский, В. А. Антология гуманной педагогики. Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1997.

3. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников М., 2001. - 240 с.

4. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений/ Д. Б. Эльконин.М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384с.

5. Ядэшко В. И. Развитие речи детей от трёх до пяти лет. М.: Просвещение. 1966. - 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.