Научная статья на тему 'Развитие квалифицированных кадров России: имидж управленца. Постановка проблемы'

Развитие квалифицированных кадров России: имидж управленца. Постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
275
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ПРЕДПРИЯТИЙ / ИМИДЖ УПРАВЛЕНЦА / КОНЦЕПЦИЯ ИМИДЖА КАК МЕХАНИЗМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТЬЮ (ОРГАНИЗАЦИЕЙ / ОБЩЕСТВОМ) / IMAGE CONCEPT AS A MECHANISM OF PSYCHOLOGICAL CONTROL PERSON (ORGANIZATION / SOCIETY) / MANAGEMENT TRAINING BUSINESS / IMAGE MANAGER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ободкова Е. А.

В статье ставится проблема поиска научных способов формирования успешного адекватного реальности управленца через обучение управленческих кадров предприятий на основе «выращивания» знаний в логике механизмов формирования имиджа (имидж как механизм психологического управления). Проводится анализ современного состояния исследований по обозначенной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article shows the problem of seeking scientific ways of forming a successful manager of adequate reality. Management Training business is based on "growing" knowledge. Management is considered in the logic of the mechanisms of image formation (image as a mechanism of psychological control). The article analyzes the current state of research on identified problems.

Текст научной работы на тему «Развитие квалифицированных кадров России: имидж управленца. Постановка проблемы»

РАЗВИТИЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ РОССИИ: ИМИДЖ УПРАВЛЕНЦА. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Е.А.Ободкова

В статье ставится проблема поиска научных способов формирования успешного адекватного реальности управленца через обучение управленческих кадров предприятий на основе «выращивания» знаний в логике механизмов формирования имиджа (имидж как механизм психологического управления). Проводится анализ современного состояния исследований по обозначенной проблеме.

Ключевые слова: обучение управленческих кадров предприятий, имидж управленца, концепция имиджа как механизма психологического управления личностью (организацией, обществом).

Development of qualified personnel of Russia: image of the manager. Problem statement.

Article shows the problem of seeking scientific ways of forming a successful manager of adequate reality. Management Training business is based on "growing" knowledge. Management is considered in the logic of the mechanisms of image formation (image as a mechanism of psychological control). The article analyzes the current state of research on identified problems.

Key words: management training business, image manager, image concept as a mechanism of psychological control person (organization, society).

Модернизация всех сфер жизни общества в кризисный и послекризисный период требует новых подходов к формированию, обучению управленца предприятия на основе инновационных методов обучения и психологических концепций.

В настоящее время стоит проблема поиска научных способов формирования успешного адекватного реальности управленца. Нами предлагается новый подход к развитию управленческих квалифицированных кадров: обучение управленческих кадров предприятий через «выращивание» знаний посредством инновационной методологии обучения (например, В.С.Дудченко) через призму формирования имиджа (как механизма психологического управления).

Нами проводится исследование, которое в основе имеет следующие задачи:

Формирование научно обоснованной социально-психологической концепции имиджа как механизма психологического управления личностью (организацией, обществом), в частности социально-психологической динамической модели имиджа.

Создание научно обоснованной социально-психологической программы формирования успешного адекватного реальности управленца предприятия на основе динамической модели имиджа. Разработка стратегий формирования имиджа, ориентированных на качественное управление предприятием.

Исследование позволяет не только изучить научные аспекты проблемы; имидж как механизм психологического управления; проблемное поле, связанное с нехваткой управленцев среднего и

высшего звена на предприятиях; сформировать необходимый портрет успешного управленца и смоделировать коммуникативные стратегии взаимодействия управленцев высшего и среднего звена с основными социальными группами и прочее, но и на основе авторской концепции имиджа как механизма психологического управления создать и воплотить в жизнь адекватную современным требованиям программу подготовки управленцев предприятий среднего и высшего звена к эффективной деятельности в кризисных и послекризисных условиях на основе инновационной методологии и актуальной тенденции в качественном управлении - имидже (как механизме психологического управления), что является одним из аспектов в решении государственной проблемы, связанной с развитием квалифицированных кадров России. В обществе стоит проблема развития квалифицированных управленческих кадров предприятий, которая не решена как на практическом, так и научном уровне. В данное время в науке об управлении, социальной психологии актуальна проблема поиска научных способов формирования успешного адекватного реальности управленца. Не смотря на особую популярность термина «имидж» в настоящее время феномен «имидж» рассматривается лишь с точки зрения внешних проявлений поведения личности (социальной группы и т.д.) либо маркетинговых, экономических, политических аспектов: нет работ изучающих имидж в аспектах именно психологического управления собой и другим человеком, группой, особенно в аспекте обучения; не раскрыты психологические механизмы влияния имиджа на человека, группу; нет единой социально-психологической структуры, модели имиджа; не выделены устойчивые и универсальные компоненты имиджа; не описана динамика имиджа как механизма психологического управления в ситуации изменения экономических условий; не изучены посткризисные социально-психологические особенности основных социальных групп организации, общества; нет научных оснований построения коммуникаций между управленцем предприятия и социальной группой; отсутствуют образовательные программы для управленцев предприятий направленные на формирование адекватного имиджа профессионала, имеющие научное обоснование и отвечающие современному этапу глобализации и другие аспекты. Разработка научного базиса феномена имидж как механизма психологического управления позволит не только создать научно обоснованную социально-психологическую программу формирования успешного адекватного реальности управленца предприятия, но и дать основу целому направлению образования взрослых на предприятии с рабочим названием «Имидж профессионала», направленное на развитие квалифицированных кадров предприятия.

Актуальность данной проблемы также состоит в специфике научных знаний и исследований феномена «имидж» с точки зрения психологического управления как части развития управленческих кадров предприятия.

Особенное значение этот фактор приобретает в условиях перехода со структурно-сырьевой на инновационно-технологическую модель экономического развития. В стране в период тотальной глобализации и модернизации всех сфер жизни общества в кризисный и послекризисный период

существует проблема формирования на предприятиях управленческого звена среднего и высшего уровней [7].

Как показали проведенные нами социально-психологические исследования управленцев предприятий России, знание предмета управления, технологии производства и пр. не обеспечивают высококлассной и качественной отдачи в работе управленца, становятся максимально важными такие критерии как умение общаться, умение вовлечь людей в работу, умение вести за собой, умение общаться с зарубежными партнерами и т.д. [3] Современный управленец обязан для получения результата эффективно выстраивать диалог со всеми социальными группами, правильно позиционировать себя и т.д., на данный момент в образовательной деятельности управленцев используются устаревшие подходы и методы не решающие вопросы формирования квалифицированных кадров предприятия, для этого необходимы качественные, научно обоснованные знания в области социальной психологии, а именно области психологии имиджа [4].

Изучение проблемы развития квалифицированных управленческих кадров предприятий, в частности проблемы поиска научных способов формирования успешного адекватного реальности управленца сквозь призму феномена «имидж», в такой постановке никем ранее не изучалась - не смотря на большую популярность и востребованность самого термина «имидж» и государственное значение формирования эффективного управленческого звена предприятий России. Что касается современного состояния исследований по обозначенной проблеме, то отечественные крупные ученые А.Ю.Панасюк, Е.Б.Перелыгина, Е.А.Петрова, Г.Г.Почепцов, В.М.Шепель и др. А.Ю. [1,5,6] в основном останавливаются на гносеологическом изучении проблемы имиджа; либо другие ученые делают акцент на исследовании конкретного социального объекта (личность, организация, страна и т.д.) без формирования общей мобильной модели имиджа, кроме того, имидж рассматривается с разных авторских позиций: и как образ, знак, представление (более 150 определений), а научное обоснование имиджа как механизма психологического управления отсутствует.

Отечественная психология при изучении имиджа более ориентирована на вопросы феномена лидерства и преимущественно на изучение имиджа политиков, кандидатов в депутаты, общественных деятелей, лидеров: С.Е. Ананьев, С.В. Вилков, Л.Я. Гозман, Е.В. Егорова, В.Г. Зазыкин и др.

В настоящее время расширяется круг изучаемых объектов имиджа, в том числе работы посвящены проблемам формирования профессиональных имиджей - государственных служащих (О.В. Безгодовой, В.С. Комаровский, А.Ю. Кошмаров и др.), руководителей (С.Е. Ананьев, Ю.В. Андреева, Л.А. Безниско и др.), предпринимателей (В.В. Марченко, О. Феофанов и др.), телеведущих (Т.Я. Аникеева, Н.Н. Богомолова, Л.В. Матвеева и др.), учителей (А.А. Калюжный, Г.М. Коджаспиров, Л.М. Митина и др.), ученых (Е.А. Володарская), личности (И. Битус, А.А. Бодалев, П.С. Гуревич и др.) и др.

Наблюдается рост исследований, посвященных и проблемам корпоративного имиджа. Предприняты попытки определения основных элементов структуры имиджа организации и изучения психологических условий, факторов и механизмов формирования имиджа организации (И.В. Алешина, В.П. Баранчеев, А.Э. Бинецкий, А.В. Хаванов, Д.Л. Харитонова и др.). Раскрывается специфика корпоративного имиджа политических партий и объединений (В.Г. Зазыкин, С.Е. Захарова, Г.Г. Почепцов и др.), муниципальной власти (А.В. Келлер, И.В. Тримурич и др.), учебных заведений (И. Васюков, В.В. Волкова, Ю.В. Гладущенко и др.), имидж организации как работодателя (А.Н. Ковтунова, И.А. Ларионова и др.), имидж как характеристика организационной культуры (Е.Ю. Кравченко, В.А. Спивак, Л.Р. Яковлева и др.), имидж сферы страхования (В.А. Васильева и др.), имидж как фактор конкурентоспособности организации (А.О. Блинов, В.Я. Захаров и др.). Также исследуется имидж таких объектов как семья (Т.И. Дымнова и др.), торговая марка (И.Л. Викентьев, С.С. Владимиров, А. Дейян и др.), бизнес (О.А. Феофанов и др.), радиостанция (В.В. Маринович и др.) страна (Л.А. Соколова-Сербская, В.И. Сороковикова), территория (И.П. Черная и др.), монументы (Ю.Г. Вешнинский) и т. д.

В зарубежной науке вопросы имиджа чаще рассматриваются в экономической литературе (С. Блэк, А. Дейян, Б. Джи, Ф. Котлер, Д. Огилви, Ч. Сэндидж и др.), при этом социально-психологические аспекты освещены довольно поверхностно: как правило, исследователи опираются на эмпирический опыт западных фирм.

В настоящее время создание общей научной теории имиджа как социально-психологического феномена является актуальной задачей. Вопрос психологического управления через механизм имидж в целом изучен крайне недостаточно и не только потому, что нет единого определения феномена «имидж», моделей, алгоритмов формирования и т.д., но и потому что сам вопрос психологического управления в социальной психологии и психологии представлен лишь частично.

Большинство авторов подчеркивают, что разработка и актуальность психологического управления лежат в плоскости социального управления (Э.Мэйо, Д.Морено, Д.Макгрегор, Ф.Херцберг, Т.Конто, И.П.Волков, А.Л.Журавлев, А.А.Грачев, Р.Б.Гительмахер, О.И.Зотова, А.И.Карпов, Б.Д.Парыгин, К.К.Платонов, А.А.Русалинова, и др.). В трудах названных ученых содержатся перспективные идеи, связанные с феноменом «имидж». Однако, общественные отношения изменились, что требует новых способов организации и управления, прежде всего -производством. Отечественные экономисты, философы, юристы, социологи и психологи (А.Г.Аганбегян, В.Г.Афанасьев, Д.М.Гвишиани, А.В.Карпов, А.И.Китов, Г.Х.Попов, В.Ф.Рубахин и др.) внесли существенный вклад в разработку теории управления процессами функционирования общества. Они раскрыли интегративный характер управленческой деятельности, включающий такие аспекты, как политический, экономический, организационно-технический, административно-правовой, социальный, психологический и др. В нашей стране было много интересных публикаций по социально-психологическим проблемам управления. Благодаря исследованиям О.И.Зотовой, А.Л.Журавлева, Е.С.Кузьмина, В.И.Михеева,

A.Л.Свенцицкого, А.В.Филиппова и других ученых сложилась теория социально-психологического управления. По мнению В.В.Новикова, Ю.М.Забродина и др. психологическое управление является частью психологии управления. «Психологическое управление..., - пишет Ю.М.Забродин, - заключается в практическом воплощении научного знания в действиях и рекомендациях психологов, когда знания и методы, имеющиеся в фундаментальных и прикладных разделах психологии, используются для выработки реальных управленческих воздействий» [2]. Феномен «имидж» в контексте психологического управления затрагивается косвенно, лишь в ряде исследовательских и научных проектов (В.А.Бодров, А.Л.Журавлев, Ю.М.Забродин, А.Н.Лебедев,

B.В.Новиков, В.В.Козлов, Г.М.Мануйлов, В.В.Марченко, А.Л.Свенцицкий и другие). Продуктивное решение проблемы имиджа как механизма психологического управления организацией, обществом в современных экономических условиях не отделимо от рассмотрения вопросов межличностного взаимодействия людей, познания человеком друг друга в процессе совместной деятельности, анализа процесса восприятия объекта и управления им и пр. На уровне отражения человеком предметного мира его познанию, о чем справедливо свидетельствуют исследования в социальной психологии, присущи предметность, константность, целостность, обобщенность, структурность. Эти же свойства отчетливо проявляются, когда один человек в различных сферах познания отражает другого человека, группу людей, социальные объекты (Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, В.М.Бехтерев, Б.А.Еремеев, Д.В.Журавлев, В.Н.Куницина, В.А.Лабунская, А.П.Нечаев, В.Н.Панферов, И.А.Сикорский и др.). Так же исследования прослеживают сравнение особенностей восприятия людьми человеческого лица, социальных объектов (А.М.Зимичев, В.Н.Парфенов), раскрыты изменения, происходящие в восприятии и понимании другого человека на протяжении различных возрастных этапов жизни человека, общества (Г.Ф.Гусева, С.В.Кондратьева, В.Н.Куницина, Р.А.Максимова, А.А.Русалинова, М.П.Тихонова, И.А.Шихина и др.), выявлены психологические условия, облегчающие или замедляющие складывания у человека эталонов и возрастных и профессиональных стереотипов, которые воздействуют на восприятие им внешнего облика других людей и на социально-психологическую интерпретацию этого облика (А.А.Бодалев, В.Н.Куницина, В.Н.Лозовцева, В.М.Синченко и др.) многие другие исследования. Важнейшие основы понятийного аппарата, используемого в исследованиях имиджа, как механизма психологического управления, вытекают из социально-перцептивного подхода (К.А. Альбуханова-Славская, А.А. Бодалев, Р.Б. Гительмахер, Д.В. Журавлев, В.Н. Куницина и др.) и психологии социального познания (Г.М. Андреева, Г. Келли, К. Левин, А.Н. Леонтьев, С. Московичи и др.). Исследование содержания воспринимаемого образа невозможно без обращения к категориальным основам «картины мира». Психологические механизмы обобщения, категоризации проявляются в отнесении единичного объекта, организации, события, переживания к некоторому классу значений, к определенной категории (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Дж. Брунер и др.). Восприятие объектов обусловлено субъективной когнитивной структурой личности, репрезентирующей знания личности о мире, предметах, явлениях и ситуациях. В различных подходах существуют свои, специфические

определения понятия индивидуальной категориальной структуры: «имплицитная теория личности» (Дж. Брунер), «теория личностных конструктов» (Дж. Келли), понятие «личностного смысла» (А.Н. Леонтьев), «семантическое пространство» (В.Ф. Петренко, Ч. Осгуд, А.Г. Шмелев), «жизненное пространство» (К. Левин) и др. В данных понятиях и теориях заложена идея преломления восприятия через некие структуры знаний.

Нами ставится проблема управления предприятием, как отсутствием реальных социально-психологических инновационных концепций, моделей, обеспечивающих оптимальное решение вопросов управления. Именно социальная психология, смещающая внимание с вопросов управления как анализа управленческой деятельности, на групповые закономерности, эффекты и т.д. обеспечивает поиск новых способов решения вопросов управления. Применение инновационных методов обучения, в частности инновационных семинаров (В.С.Дудченко), «выращивание» знаний у управленцев предприятий с основой на формирование адекватного каждой социальной группе имиджа как механизма психологического управления является актуальным в условиях расширения коммуникаций, модернизации глобализации общества. Мы называем пока лишь некоторые теоретические источники, которые могут быть использованы при разработке научной социально-психологической теории имиджа как механизма психологического управления, изучении проблемы поиска научных способов формирования успешного адекватного реальности управленца сквозь призму феномена «имидж». Создание научно обоснованной социально-психологической концепции имиджа как механизма психологического управления личностью, группой, обществом позволит не только расширить научные границы в понимании феномена «имидж», но и сформировать социально-психологическую программу формирования успешного адекватного реальности управленца предприятия; дать начало целому направлению образования взрослых на предприятии с рабочим названием «Имидж профессионала», направленное на развитие квалифицированных кадров предприятия; позволит моделировать коммуникативные стратегии взаимодействия управленца высшего и среднего звена с основными социальными группами в условиях непрерывной глобализации и модернизации общества, разработать стратегии формирования имиджа, ориентированные на качественное управление предприятием, что обеспечит эффективное адекватное положение управленцев на предприятиях России.

Литература:

Деркач А.А., Перелыгина ЕБ. Политическая имиджелогия. М.: Аспект Пресс, 2010. 400 с.

Новиков В.В., Забродин Ю.М. Психологическое управление производственной организацией. М.: АСТ,

2009. 260с.

Ободкова Е.А. Имидж организации: выкладки исследования. // Вестник университета (Государственный университет управления). Серия: Социология и управление персоналом. М. 2009. № 26. С. 76-80.

Ободкова Е.А., Новиков В.В. Социальная психология как поиск новых способов решения вопросов управления. //Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Акмеология образования. Кострома. 2011. Т. 17. № 2. С.46-54.

Панасюк А.Ю., Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. М.: Омега-Л, 2008. 266 с.

Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук. 2001. 656 с. Сорос Дж. Тезисы о глобализации. // Вестник Европы, № 2. 2001. С.38 -49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.