Научная статья на тему 'Развитие культуры речи будущих педагогов'

Развитие культуры речи будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1894
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК / КУЛЬТУРА РЕЧИ ПЕДАГОГА / ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ / ТРЕБОВАНИЯ К РЕЧИ ПЕДАГОГА / НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ / ЯЗЫК / РЕЧЬ / КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / RUSSIAN LITERARY LANGUAGE / CULTURE OF TEACHER''S SPEECH / LANGUAGE NORMS / REQUIREMENTS TO TEACHER''S SPEECH / DIRECTIONS OF WORK / LANGUAGE / SPEECH / COMMUNICATIVE AND SPEECH COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гареева Лилия Махмутовна

Статья посвящена основным аспектам развития культуры речи будущих педагогов. В ней рассматриваются основные требования к речи педагога, выделяются три направления работы по развитию культуры речи студентов в рамках изучения дисциплины «Педагогическая риторика». Выделены и описаны также обязательные компоненты работы по развитию культуры речи студентов педагогического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SPEECH CULTURE OF FUTURE TEACHERS

The article is devoted to the main aspects of the development of speech culture of future teachers. It discusses the basic requirements for the speech of the teacher, there are three areas of work on the development of the culture of speech of students in the study of the discipline "Pedagogical rhetoric". The obligatory components of work on development of speech culture of students of pedagogical profile of preparation are allocated and described also.

Текст научной работы на тему «Развитие культуры речи будущих педагогов»

важность и значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом.

Мультимедийная презентация - это современный высокотехнологичный способ донести информацию до студентов. Использование презентаций сопровождает и иллюстрирует объяснения преподавателя, обогащает рассказ, делает его более доступным и запоминающимся. Это сопровождение позволяет воспринимать информацию не только на слух, но и визуально. Применение компьютера на уроках русского языка приобщает студентов к лучшему усвоению учебного материала, способствует развитию у студентов наглядно-образного восприятия. Активизация познавательной деятельности студентов - одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения. Установлено, что уровень развития мыслительных операций, степень овладения ими определяет ход мыслительных процессов и его результат, а следовательно, продуктивность познавательной деятельности. Активизируется познавательная деятельность, возникают новые мотивы познавательной деятельности и, как следствие, растет интерес к предмету, формируется творческое мышление, развиваются коммуникативные способности, выполняются задания исследовательского характера, полученные применяются знания в жизни. Таким образом, активизация познавательной деятельности должна быть направлена не только на улучшение процесса усвоения знаний, но и на формирование активности и самостоятельности как существенных качеств личности. Использование инновационных технологий развивает творческие способности обучающихся, позволяет за короткий промежуток времени выполнить наибольшее количество разнообразных заданий, развивающих слух, интерес, связную письменную и устную речь, любознательность. В результате использования инновационных технологий, безусловно, повышается интерес к русскому языку, обогащается словарный запас студентов, проявляется творческая активность и желание в решении языковых проблем, развивается логическое мышление и самостоятельность студентов, повышается культура речи и общения, что является очень важным компонентом в создании гармонически развитой личности.

Список литературы

1. Национальная программа по подготовке кадров. Ташкент, 1997.

2. Ахмедова Л. Т., Лагай Е. А. Современные технологии преподавания русского языка и литературы. Ташкент: Fan va texnologiyа, 2016. 325 с.

3. Азизходжаева Н. Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. Ташкент: Изд.-полиграфический творческий дом им. Чулпана, 2005. 198 с.

4. Воинова М. Г. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. Ташкент: «IQTISOD-MOLIYA», 2006. - 160 с.

4. Ходиев Б., Голыш Л. Способы и средства организации самостоятельной учебной деятельности. Изд. 2., доп. и испр. Ташкент: ТГЭУ, 2010. 115 с. References

1. Natsional'naya programma po podgotovke kadrov. Tashkent, 1997.

2. Akhmedova L. T., Lagay Ye. A. Sovremennyye tekhnologii prepodavaniya russkogo yazyka i literatury. Tashkent: Fan va texnologiya, 2016. 325 s.

3. Azizkhodzhayeva N. N. Pedagogicheskiye tekhnologii i pedagogicheskoye masterstvo. Tashkent: Izd.-poligraficheskiy tvorcheskiy dom im. Chulpana, 2005. 198 s.

4. Voinova M. G. Pedagogicheskiye tekhnologii i pedagogicheskoye masterstvo. Tashkent: «IQTISOD-MOLIYA», 2006. - 160 s.

5. Khodiyev B, Golysh L. Sposoby i sredstva organizatsii samostoyatel'noy uchebnoy deyatel'nosti. Izd. 2., dop. i ispr. Tashkent: TGEU, 2010. 115 s.

УДК 811 Л. М. Гареева

Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация: Статья посвящена основным аспектам развития культуры речи будущих педагогов. В ней рассматриваются основные требования к речи педагога, выделяются три направления работы по развитию культуры речи студентов в рамках изучения дисциплины «Педагогическая риторика». Выделены и описаны также обязательные компоненты работы по развитию культуры речи студентов педагогического профиля.

Ключевые слова: русский литературный язык, культура речи педагога, языковые нормы, требования к речи педагога, направления работы, язык, речь, коммуникативно-речевая компетентность.

L. M. Gareeva

Ural state University of physical culture, Chelyabinsk

DEVELOPMENT OF SPEECH CULTURE OF FUTURE TEACHERS

Annotation: The article is devoted to the main aspects of the development of speech culture of future teachers. It discusses the basic requirements for the speech of the teacher, there are three areas of work on the development of the culture of speech of students in the study of the discipline "Pedagogical rhetoric". The obligatory components of work on development of speech culture of students of pedagogical profile of preparation are allocated and described also.

Keywords: Russian literary language, culture of teacher's speech, language norms, requirements to teacher's speech, directions of work, language, speech, communicative and speech competence.

Языковое обучение в нашей стране направлено на сознательное практическое и теоретическое овладение русским литературным языком, его нормами. Языковое воспитание находит отражение в формировании чувства уважения к великому наследию россиян и ответственности за речевую культуру современного российского общества.

Речь всегда была показателем общей культуры человека, его интеллекта, его уровня развития. Именно поэтому овладение культурой речи, ее совершенствование начинается в школьные годы и планомерно продолжается во время обучения в вузе.

В связи с постоянным развитием общественной жизни в России возрастает потребность воспи-

тания и самовоспитания гармонично развитой и уверенной в себе личности, что предполагает наличие устойчивых навыков свободного, непринужденного осуществления речевой коммуникации. Особенно это важно для вузовского обучения студентов педагогического профиля, от которых зависит дальнейшая передача опыта и знаний, уровень культуры поведения и общения новых поколений.

Будущие педагоги должны овладеть теоретическими базовыми знаниями по культуре русской речи, риторике, конфликтологии, чтобы вести беседы, убеждать и опровергать, а также разрешать и предупреждать конфликты в ученическом коллективе. Для этого необходимо сформировать навыки эффективного общения через осознание, освоение и осуществление риторической модели самореализации. Важно на этапе обучения в вузе формировать вкусы студентов, чтобы они смогли дойти до высоких языковых стандартов.

Профессиональной речи педагога присуще наличие следующих компонентов: качество языкового оформления речи; ценностно-личностные установки педагога; коммуникативная компетентность; четкий отбор информации для создания высказывания; ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

В связи с этим существуют определенные требования к речи педагога. Перечислим и охарактеризуем их.

1) Правильность, то есть соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми педагог обязан придерживаться основных норм современного русского языка, прежде всего орфоэпических (правил литературного произношения), а также норм словообразования, словоупотребления и словоизменения.

2) Точность, то есть соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Педагог должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, так как это способствует формированию у обучаемых навыков точного словоупотребления.

3) Логичность, то есть выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагог в общении с учащимися должен учитывать, что в детском возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

4) Чистота, то есть отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Учитывая ведущий механизм речевого развития детей (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: не допускать употребления слов-паразитов, жаргонной и диалектной лексики.

5) Выразительность, то есть особенность речи, призванная захватывать внимание и создавать атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на учащегося. Умеющий использовать разнообразные средства выразительности (интонацию, темп речи, силу, высоту голоса и т.п.), профессионал способствует формированию произвольности выразительности речи воспитанника, более полному осознанию им содержания речи

взрослого, а также вырабатывает умение выражать собственное мнение, отношение к предмету разговора.

6) Богатство, то есть умение применять в речи разнообразные языковые единицы с целью оптимального выражения мысли. Обширный словарный запас педагога способствует расширению лексикона воспитанников, помогает формированию у них навыков точности словоупотребления, образности и выразительности речи, так как в школьном возрасте закладываются основы словарного запаса человека.

7) Уместность, то есть использование в речи единиц, адекватных ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, в частности, наличие чувства стиля и меры в использовании языковых средств. Учет специфики разных возрастов обучаемых помогает педагогу формировать у них культуру речевого поведения (навыки общения, умение использовать различные формулы речевого этикета, учитывать ситуацию общения, подстраиваться под конкретного собеседника и

др.).

К названным выше требованиям также относится правильное использование педагогом невербальных средств общения, его способность как правильно говорить с ребенком, так и слышать и понимать его [4].

Будущие педагоги должны усвоить, что эффективное общение практически невозможно осуществить без усвоения носителем языка основных правил эффективного слушания. Если открыть любое пособие по деловой речи, переведенное на русский язык, то на первом месте в этих книгах ставится вопрос о приемах эффективного слушания. Умение слушать зарубежные ученые ставят на первое место, видимо, в западном обществе эта проблема также актуальна. Если понаблюдать за беседой русских людей, то можно заметить, что люди не слушают друг друга, а просто обмениваются информацией или критикуют друг друга [1].

Дисциплина «Педагогическая риторика» ведется, как правило, на всех направлениях педагогического профиля, поэтому задача преподавателей - научить студентов искусству слушания, так как без этого невозможно сформировать и развить практические навыки публичной речи, обучить речевым навыкам различной степени сложности, элементарным навыкам культуры речевого поведения в быту до управления общением, сформировать индивидуальный поведенческий комплекс.

Необходимо добиваться того, чтобы наши студенты были культурно компетентными, то есть обладали совокупностью разнообразных знаний и представлений, ориентировались в коммуникативных стратегиях и тактиках, приобретали умения и навыки как экстралингвистического, так и собственно лингвистического характера, обеспечивающие оптимальное общение на русском языке, реализовали потенциальное владение в определенных коммуникативных условиях.

Участившиеся в последнее время факты речевых ошибок говорят о том, что происходит нарушение коммуникативной компетенции, а повышение уровня культуры речи и успешное использование

языка в разных сферах общения предупреждает коммуникативные неудачи.

Формирование коммуникативно-речевой компетентности - одно из приоритетных направлений языкового образования студентов педагогического профиля обучения. Дисциплина «Педагогическая риторика» направлена на формирование и развитие коммуникативно-речевой компетентности будущих педагогов. Она предоставляет широкие возможности для осмысления и усвоения студентами основных понятий культуры речи; приобретения навыков, необходимых для повседневного и профессионального общения; формирования грамотной, яркой и выразительной речи.

Каждая тема, каждый раздел должны вносить вклад в развитие логического мышления и речи студентов педагогического направления. Развитие культуры речи на занятиях по дисциплине «Педагогическая риторика» связано со всеми видами речевой деятельности - говорением, слушанием, чтением и письмом - и ведется комплексно по трем направлениям.

Первое направление в развитии культуры речи студентов подразумевает совершенствование владения нормами современного литературного языка (произношение, словообразования и словоупотребление, построение синтаксических конструкций). В это направление входит, прежде всего, работа по искоренению из речи будущих педагогов просторечий и жаргонизмов.

Второе направление предполагает обогащение словарного запаса, выработкой у студентов привычки постоянно пополнять свой лексикон, интересоваться значением незнакомых слов и терминов. Словарь учащихся обогащают все учебные дисциплины, однако главную роль в этом играют русский язык и педагогическая риторика. Пополнение словаря на занятиях зависит от наличия систематической словарной работы. В результате прививается умение замечать незнакомые слова, вырабатывается привычка постоянно использовать словари и справочники, наблюдать за формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.

Третье направление в развитии культуры речи будущих педагогов включает выработку умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Она включает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания. Для этого используются специальные упражнения, а также практические задания (например, подготовить выступления и сообщения на заранее заданные темы). Данный вид деятельности направлен на развитие навыка проводить анализ темы и уточнять ее границы, определять главную мысль, разрабатывать план и систематизировать материал в соответствии с ним, проводить отбор языковых средств. В процессе проведения практикумов основное внимание уделяется совершенствованию навыков устной речи учебно-научной и публичной (ораторской) разновидности [3].

Обязательные компоненты работы по развитию культуры речи будущих педагогов -предупреждение и устранение речевых ошибок различных типов, а также формирование и совершенствование навыков выразительного чтения (важно,

чтобы связный текст любого функционального стиля не читался монотонно, невыразительно).

Опыт преподавания позволяет констатировать, что эффективное развитие коммуникативно-речевой компетентности студентов в процессе изучения дисциплины «Педагогическая риторика» может быть достигнуто при соблюдении комплекса педагогических условий, которые включают следующие организационные принципы:

- гуманизацию процесса обучения;

- индивидуализацию подхода к каждому студенту;

- коммуникативную направленность;

- интегративность полученных знаний, умений и навыков;

- ситуативность, направленность на конкретные условия общения;

- новизну;

- функциональность (применимость в разных жизненных и профессиональных условиях);

- риторизацию процесса обучения (умение грамотно и умело строить устную речь является приоритетным).

На занятиях-практикумах нами используются различные интерактивные формы обучения; тестирование с использованием словарей и справочников; создание сценариев обучающих фильмов. Многочисленные игровые формы способствуют развитию навыков ораторского мастерства. К ним относятся: круглый стол, деловые и учебные игры, проведение переговоров, брейнсторминг в режиме реального времени, диспут, дебаты, составление и произнесение протокольных речей разных видов [2].

Итак, основными направлениями работы по развитию культуры речи студентов педагогического профиля мы считаем ознакомление их с теоретическими основами учения о культуре речи, стилистике и риторике; систематизацию знаний норм современного русского литературного языка с учетом вариативности и динамизма русской языковой системы; развитие навыков уместного использования речевых средств со стилистической и экспрессивной окраской; расширение представления о профессиональных видах монологических и диалогических жанров устной и письменной речи; повышение речевой культуры студентов и уровня их гуманитарной образованности в целом.

В заключение отметим, что культура речи является важнейшим компонентом педагогического мастерства. Анализ педагогической деятельности показывает, что на занятиях, которые не сопровождаются яркой и образной речью педагога, не могут быть плодотворно решены учебно-воспитательные задачи. Преподаватель должен иметь хорошую вербальную память, правильно выбирать языковые средства, логично излагать собственные мысли и учить этому детей, уметь ориентировать речь на конкретного собеседника, а также прогнозировать результаты своего словесного воздействия.

Список литературы

1. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г Павлова, Е. Ю. Кашаева. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 544 с.

2. Гареева Л. М. Русский язык и культура речи: практикум /Л. М. Гареева. Челябинск: Уральская академия, 2015. 44 с.

3. Найн А. А., Гареева, Л. М. Формирование коммуникативной компетенции бакалавров физической культуры / А. А. Найн, Л.М. Гареева // Теория и практика физической культуры. 2016. № 5. С. 9-11.

4. Педагогическая риторика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л. В. Ассуирова, Н. Д. Десяева, Т. И. Зиновьева и др.; под ред. Н. Д. Десяевой. М.: Академия, 2013. - 256 с.

References

1. Vvedenskaya L. A. Russkij yazyk i kultura rechi uchebnoe posobie dlya vuzov / L. A. Vvedenskaya, L. G. Pavlova, E. Y. Kashaeva. Rostov-na-Donu: Feniks, 2010. 544 s.

2. Gareevа L. M. Russkij yazyk i kultura rechi: praktikum / L. M. Gareeva. Chelyabinsk: Uralskaya akademiya, 2015. 44 s.

3. Nain A. A., Gareevа, L. M. Formirovanie kommunikativnoj kompetencii bakalavrov fizicheskoj kultury / A. A. Nаin, L. M. Gareevа // Teoriya i praktika fizicheskoj kultury. 2016.№ 5. S. 9-11.

4. Pedagogicheskaya ritorika: uchebnik dlya stud. uchrezhdenij vyssh. рю^ оbrazovaniya / L. V. Assuirova, N. D. Desyaeva, Т. I. Zinoveva i dr.; pod red. N. D. Desyaevoj. М.: Аkademiya, 2013. 256 s.

УДК 808.5 Н. Л. Карнаух

Московский городской университет управления Правительства Москвы, Москва

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ СТУДЕНТОВ-НЕФИЛОЛОГОВ С ОПОРОЙ НА ЖАНРОВО-СТИЛЕВОЕ МНОГООБРАЗИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация: В статье описан опыт использования литературного материала на занятиях по русскому языку и культуре речи для расширения читательского кругозора студентов нефилологического профиля обучения.

Ключевые слова: разновидности национального языка, типы речевой культуры, просторечные слова и выражения в рассказах М. Зощенко, образная народная речь в произведениях В. Астафьева, официально-деловой и художественный стили речи, образец литературно-разговорного стиля речи на примере письма А. Чехова и стихотворения в прозе в форме письма М. Ватутиной, речевая избыточность героя Н. Гоголя и современных носителей языка, тексты научно-популярного стиля, письмо Обломова и заявление Ивана Бездомного, обращение к собеседнику в XIX веке и XXI, тексты современных писателей, интерактивный и тотальный диктанты.

N. L. Karnauch

Moscow City Government University of Management in Moscow

NON-PHILOLOGIST STUDENTS' SPEECH CULTURE DEVELOPMENT BASED ON THE GENRE AND STYLE VARIETY IN LITERATURE

Annotation: The article describes the experience of literary materials usage in the Russian languageand speech culture courses for the broadening of non-philologist students' readership horizon.

Key words: national language varieties and types of speech culture, colloquialisms in stories by M. Zoshchenko, national tropology in novels by V. Astafyev's, official, business and literary styles, the sample of literary conversational style in A. Chekhov's letter and in Vatutina's prose poem in a letter form, speech

redundancy of N. Gogol's character and modern native speakers, popular-scientific texts, Oblomov's letter and I. Bezdomny's statement, address to the interlocutor in the 19th and 21st century, texts of modern writers, interactive and total dictations.

Курс «Русский язык и культура речи», как правило, изучается в вузах нефилологического профиля на первом курсе, входит в блок дисциплин базовой части учебного плана различных направлений бакалавриата. Главная его цель - развитие коммуникативных способностей учащихся.

Прекрасные возможности на занятиях открываются при обращении к литературному материалу. Приведем примеры из опыта работы со студентами в вузе управленческого профиля.

Рассматривая разновидности национального языка (литературный язык, просторечие, диалекты) и типы речевой культуры (элитарная, среднелите-ратурная, народно-речевая, профессионально ограниченная, фамильярно-разговорная), которые выделяют исследователи языка, предлагаем прочитать рассказы писателя первой половины XX века М. М. Зощенко «Аристократка», «Обезьяний язык» и выписать примеры просторечных слов и выражений из речи героев. Образную народную речь, «живые» слова и словосочетания, нередко утраченные жителями-урбанистами, находим в эссе «Отблеск пламени» (тетрадь девятая из книги «Затеси») писателя второй половины XX века В. П. Астафьева [1]. Предлагаем студентам найти примеры слов, «сохраняющих свежесть» [2], в произведениях А. И. Солженицына, В. Г. Распутина, В. И. Белова, Б. П. Екимова и других.

Повторяя тему «Функциональные стили русского литературного языка», сопоставляем два текста. Первый - отрывок из Конституции Российской Федерации:1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации [3].

Второй текст - из оды «Вольность» восемнадцатилетнего А. С. Пушкина [4]. И днесь учитесь, о цари: Ни наказанья, ни награды, Ни кров темниц, ни алтари Не верные для вас ограды. Склонитесь первые главой Под сень надежную Закона, И станут верной стражей трона Народов вольность и покой. Студенты определяют стиль речи каждого из отрывков и делают вывод, что одну и ту же мысль можно выразить в официально-деловом и в художественном стиле речи: «Все равны перед законом и судом» (из статьи девятнадцатой конституции) и «Склонитесь первые главой под сень надежную

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.