Научная статья на тему 'Развитие критического мышления младших школьников'

Развитие критического мышления младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5821
734
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / THEORY OF THE DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / CRITICAL THINKING / МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / MENTAL PROCESS / ИНТЕЛЛЕКТ / INTELLIGENCE / МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ / METHODS AND TECHNIQUES / МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТРКМ / METHODOLOGY DEVELOPMENT (TRKM)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гузева Наталья Ивановна

В статье рассматриваются идеи и взгляды зарубежных и отечественных учёных в решении проблемы развития критического мышления. Раскрыта необходимость формирования и развития критического мышления у обучающихся начальной школы в контексте внедрения новых образовательных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гузева Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article investigates the ideas and views of foreign and domestic scientists in solving the problem of development of critical thinking. The need to form and develop critical thinking among primary school students in the context of the introduction of new educational standards is revealed.

Текст научной работы на тему «Развитие критического мышления младших школьников»

Таким образом, системе муниципального управления необходимы изменения. Она должна быть открытой и мобильной. Существующая система во многих аспектах содержит черты еще советской и постсоветской эпох, но сейчас совсем другая жизнь: другие стандарты, другая экономика, другие коммуникации. В связи с этим, необходимо не только подстроить этот механизм под современные условия, но и сделать его принципиально подходящим, для решения очень важных социально-экономических задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бунтовский С.Ю. Анализ уровня инвестиционной привлекательности Краснодарского края / С.Ю. Бунтовский, А.И. Бондаренко, А.И. Кудинова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - № 1. - 2016. - С. 155-157.

2. Об утверждении муниципальной программы муниципального образования город Краснодар «Развитие образования в муниципальном образовании город Краснодар»:постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 05.09.2014. - № 6404. - 2014.

3. Абрамян Р.Т. Государственная политика в сфере образования: ЕГЭ / Абрамян Р.Т., Комова О.И., Бунтовский С.Ю. // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики. Материалы международной научно-практической конференции (Краснодар, 29 апреля 2016 г.). - Краснодар: ЦНТИ 2016. - С. 11-14.

4. Бунтовский С.Ю. Инновационные методы обучения в высшей школе / С.Ю. Бунтовский // Качество современных образовательных услуг - основа конкурентоспособности вуза. Сборник статей по материалам межфакультетской учебно-методической конференции. Краснодар, КубГАУ, 2016. - С. 325-327.

Гузева Наталья Ивановна

учитель начальных классов педагогическое звание «Старший учитель» Новоамвросиевская ОШI-III ступеней (Амвросиевского района ДНР)

УДК: 373.3

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN

В статье рассматриваются идеи и взгляды зарубежных и отечественных учёных в решении проблемы развития критического мышления. Раскрыта необходимость формирования и развития критического мышления у обучающихся начальной школы в контексте внедрения новых образовательных стандартов.

Ключевые слова: теория развития критического мышления, критическое мышление, мыслительный процесс, интеллект, методы и приёмы, методика развития ТРКМ.

The article investigates the ideas and views of foreign and domestic scientists in solving the problem of development of critical thinking. The need to form and develop critical thinking among primary school students in the context of the introduction of new educational standards is revealed.

Key words: theory of the development of critical thinking, critical thinking, mental process, intelligence, methods and techniques, methodology development (TRKM).

Каждому педагогу хочется, чтобы на его уроках царила атмосфера творчества, чтобы ученики проявляли живость воображения, фантазию, могли сравнивать, опираться на интуицию, строить ассоциативные связи, задумываться над проблемными ситуациями и предлагать выход из них, умели отстаивать собственное мнение.

Традиционно успешность обучения измерялась лишь количеством усвоенного учеником учебного материала. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности в условиях обширного современного информационного пространства. Сегодня мы не можем ограничивать себя методами, побуждающими ученика к механическому восприятию знаний. Современная жизнь требует мышления высокого уровня, способности адаптироваться в широком спектре общественных и интеллектуальных ситуаций. Это, в свою очередь, требует от учителя поиска, внедрения в практику новых образовательных технологий.

Среди многих инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности школьников, значительное внимание уделяется технологии критического мышления. За последние двадцать лет эта проблема стала довольно актуальной.

Среди исследователей, занимающихся разработкой этой проблемы, с философской, психологической и педагогической точек зрения можно выделить таких исследователей, как Э. де Боно, Дж. Дьюи, Д. Халперн, Д. Клустер, Р. Джонсон, Дж. Стил, К. Меридит, С. Плаус, Р. Поль.

Так, взгляды Д. Халперн разделяют многие современники. В своем труде «Психология критического мышления» она отмечает, что критическое мышление - это, прежде всего, творческое мышление. Халперн раскрывает проблему «как учить», а «не чему учить» [9, с. 6].

В работе «Психология оценки и принятия решений», по мнению С. Плауса, развитие критического мышления непосредственно связано со способностью оценки и принятия решений. Рациональность означает не что иное, как «правильность», и в этом случае Плаусом представлено множество методов, которые помогают найти именно эту «правильность» [3, с. 314].

Р. Поль связывает критическое мышление с интеллектуальными стандартами. Он дает свою трактовку критического мышления: «Это способ предчувствия и поступательного движения к стандартам и ценностям,

свойственным обученному мышлению, ведь учиться мыслить означает умение осмыслять» [4, с. 5].

По мнению М. Липмана учащиеся должны делать то же, что и учёные, если они хотят научиться мылить самостоятельно [5, с. 2].

В. Руджиеро [6] связывает критическое мышление с чувствами. Это является довольно известным фактом в науке. Чувства и мышление являются взаимодополняющими.

В работах ученых доказано, что главное назначение критического мышления - решение проблем (заданий), а его главным результатом - есть суждение.

Немаловажно, что именно на опыт этих ученых в вопросе развития критического мышления у студенческой молодежи, опирались отечественные философы, психологи и педагоги. За последнее десятилетие эта проблема привлекла внимание отечественных ученых (Болотов В., Коржуев А., Сорина Г., Бутенко А.). Однако следует отметить, что исследования по формированию критического мышления у детей школьного возраста были начаты только в 70-е годы прошлого столетия (Векслер М., Синельников В., Липкина А., Рыбак Л.).

На данном этапе развития педагогической мысли вопрос об использовании в практике технологии критического мышления в обучении младших школьников является довольно актуальным.

Известно, что технология развития критического мышления в процессе обучения ребёнка - это совокупность разнообразных методических приёмов, которые побуждают учащихся к исследовательской творческой активности, создают условия для усвоения ими материала, обобщения полученных знаний.

Цель данной технологии в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Для внедрения этой методической системы дополнительные условия, которые создаются в школе специально для овладения новейшими технологиями, не нужны. Единственным необходимым условием для работы является желание учителя работать творчески, по-новому.

Эта технология помогает готовить детей нового поколения, детей, которые умеют логически мылить, общаться, слышать и слушать других. А. Савченко отмечает, что современный человек объективно вынужден быть более мобильным, информированным, критически и творчески мыслящим, а, следовательно, и более мотивированным к самообучению и саморазвитию [7, с. 3].

В процессе учебно-воспитательной деятельности использование технологии развития критического мышления (ТРКМ), в первую очередь, осуществляется на уроках чтения и письма. За счёт овладения приемами ТРКМ происходит процесс понимания текста на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

Использование ТРКМ происходит с первого класса по заданному алгоритму - учитель стремится:

a) выработать у ученика способность высказывать личное мнение по различным вопросам и проблемам, формировать умения выражать свои мысли вначале в устной, а затем и в письменной форме, делать это ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

b) научить ученика аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

c) сформировать у ученика способность брать на себя ответственность за те или иные поступки;

d) научить ребенка участвовать в совместном принятии решения;

e) развивать умение выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

f) сформировать умение сотрудничать и работать в группе.

Практически на любом уроке можно обращаться к ТРКМ и работать с

учениками любого возраста.

Формы урока с использованием ТРКМ отличаются от традиционных уроков. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают, рассуждают, читают, пишут, обсуждают, анализируют, активно осмысливают прочитанное.

Урок состоит из трех фаз: «вызов», «осмысление», «рефлексия», каждая из которых имеет свои цели и задачи, набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, потом - на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Одним из методических приемов ТРКМ является прием «Fish bone». Преимущество его в том, что он направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме, и поэтому он применен нами на уроке русского языка во втором классе при закреплении темы «Имя существительное».

На стадии «вызова» (создается учителем) у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. На этом этапе урока делается не вызов вообще, а вызов именно той информации, которая актуальна на данном уроке. Учащимся предлагается задание - выбрать из слов - частей речи -только имена существительные: ворона, веселый, лягушка, прыгать, коньки, мороз, желтеть, зеленый, карандаш, снегирь, около, воробей, радостный, лебедь, скакать, пальто, береза, желтеть, красный, собака, ученик, под. Выполнение задания происходит на основе анализа. По окончанию выполнения дети выдвигают умозаключение: «Я выбрал эти слова потому, что к ним можно поставить вопросыА кто? что? А на эти вопросы отвечают имена существительные».

После того, как в «голове скелета», как основной объект исследования, поставлен проблемный вопрос: «Какое значение имеет имя существительное

в нашей речи?», на верхних косточках появляются вопросы, которые решаются в ходе урока на этапе «осмысления».

Эта стадия содержательная, в ходе которой происходит осмысленная работа над проблемой урока.

Проанализировав имена существительные, ученики приходят к выводу о том, что они могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными, изменяться по числам, иметь род. При этом учитель постоянно возвращается к проблемному вопросу в «голове рыбы». При этом учащиеся сами делают вывод о том, что не все существительные изменяются по числам, что у некоторых - не изменяется форма слова. Превращение нарицательных существительных в собственные вызывает у детей удивление.

Постепенно скелет рыбы обрастает вопросами и ответами по данной теме. В хвосте формулируется ответ на проблемный вопрос урока.

На этом этапе проводится тестирование учащихся:

1. Имя существительное обозначает:

а) признак предмета;

б) предмет;

в) действие предмета.

2. Выберите верное утверждение:

а) имена собственные пишутся с маленькой буквы;

б) имена собственные пишутся с большой буквы.

3.Какие из этих из этих слов одушевленные имена существительные:

а) ласточка, белка;

б) вода, морковь.

4. Выбери верное утверждение

а) одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос

что?

б) одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос

кто?

5. На какой вопрос отвечают слова: медведь, карандаш, ворона, мышь, подснежник:

а) кто? что?

б) что делает?

в) какой?

В результате ответов формируется вывод о значении имен существительных в нашей речи.

Третья стадия - «рефлексия» - размышления.

На этом этапе ученики формируют личностное отношение к теме урока, закончив начало предложения:

• На уроке для меня было самым трудным ...

• Мне запомнилось ...

• Для себя я сделал вывод ....

• Я дам совет своим одноклассникам ...

71

Таким образом, выдвижение умозаключений - это одно из ключевых умений в критическом рассуждении, поскольку наличие проблемы предвидит формирование предложений, которые ведут к решению этой проблемы.

Работа с использованием ТРКМ направлена на самое главное -создание на уроке условий, помогающих ученикам самостоятельно добывать себе знания на основе уже имеющегося опыта, приблизить его к процессу познания, к получению удовлетворения от своей работы.

Мы убедились, что схемы «Fish bone» дают возможность организовать работу участников в парах или группах; развивать критическое мышление; визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями; ранжировать факторы по степени их значимости.

Мониторинг знаний по русскому языку подтвердил целесообразность применения ТРКМ: 1) работа в парах и в малых группах удвоила интеллектуальный потенциал учеников, значительно расширила их словарный запас; 2) совместная работа улучшила понимание трудного для восприятия текста; 3) появилась возможность повторения усвоенного материала; 4) выработалось уважение к собственным мыслям и опыту; 5) появилась большая глубина понимания прочитанного.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что технология развития критического мышления дает возможность реализоваться каждому ученику. Открытия, сделанные на уроках в результате поиска, незаметно становятся привычкой для детей. Критерием же результативности опыта является повышение познавательной активности и учебной мотивации младших школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С И. Заир-Бек. - М.: Просвещение, 2011. - 219 с.

2. Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. - СПб; Альянс "Дельта", 2003. - 284 с.

3. Плаус С. Психология оценки и принятия решений / Перевод с англ. / С. Плаус - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998. - 368с.

4. Поль Р. У. Критическое мышление: Что необходимо каждому для выживания в быстро меняющемся мире / Перевод с англ. / Р.У Поль. —1990. — 575 с.

5. Липман М. Критического мышления: что это может быть? / Липман Мэтью. - Институт критического мышления. [Электронный ресурс] http://uchebilka.ru/biolog/93739/index. html?page=3 (дата обращения - 30.04.2017).

6. Руджиеро В. Р. По ту сторону эмоций и чувств: Руководство по критическому мышлению. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://evolkov.net/critic.think/ Ruggiero.R/ (дата обращения - 30.04.2017).

7. Савченко О. «Розвивальнй потенциал змюту осв^и у 12^чнш школi / О. Савченко // Шлях осв^и. - 2008. - №2 (48). - С. 2-7.

8. Скурыгина С. К. Взгляды зарубежных ученых на сущность критического мышления / С.К. Скурыгина // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 708-710.

9. Халперн Д. Психология критического мышления / Перевод с англ. / Д. Халперн. — М.: Питер, 2000. — 512 с.

Зубкова Лилия Алексеевна

МОУ «Школа №76 г. Донецка» (г. Донецк, ДНР)

УДК 378.12

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИВ СОВРЕМЕННОМ

ОБРАЗОВАНИИ

PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN MODERN EDUCATION

В данной статье представлены современные педагогические технологии, которые учитель может использовать в своей педагогической деятельности. Предлагается классификация технологий (по Г. К. Селевко). Детально рассказывается об «игровой технологии».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: педагогические технологии, технология, диагностика, метод проектов.

This article presents modern pedagogical technologies which teacher can use in his pedagogical activity. The classification of technologies is proposed (according to G.K. Selevko). "Gaming technology" is described in details.

Key words: pedagogical technologies, technology, diagnostics, project method.

Воспитание как явление можно рассматривать с разных точек зрения: социальной, профессиональной, методической и т. д. Социальная позиция ставит комплекс ценностей, которые необходимо передать ребенку. Для этого требуется специальная подготовка учителя, чтобы он мог оперировать этими ценностями, чтобы он сам был их носителем. Методический взгляд на воспитание - приобщение воспитанника к культуре. Профессиональный подход рассмотрения этой проблемы говорит о теоретически возможной модели педагога на основе его личных качеств, а также знаний, умений и навыков.

При использовании термина «технология» практически все педагоги отмечают сложность педагогического порядка. Сегодня в педагогике и педагогической литературе широко используется термины «педагогическая техника» и «педагогическая технология».

В настоящее время развитие педагогической технологии открывает большие возможности в поиске новых средств, форм, методов обучения и воспитания. Постоянно появляются подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учёбе учащихся и качества обучения. Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем - обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.

Сегодня понятие образовательной технологии может рассматриваться широко: как область педагогической науки и как конкретная образовательная

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.