Научная статья на тему 'Развитие креативности у курсантов на занятиях по иностранному языку'

Развитие креативности у курсантов на занятиях по иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ / ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / CREATIVITY DEVELOPMENT / PROBLEM SITUATIONS / TECHNIQUE OF PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овсянникова Оксана Николаевна

В статье рассматривается проблема развития креативности посредством различных подходов и методов на занятиях по иностранному языку. Большое внимание уделено ведущей роли преподавателя в развитии креативности у курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creativity Development among Cadets at Foreign Language Lessons

The article covers the problem of the creativity development by means of different approaches and techniques at lessons in foreign languages. Much attention is paid to the leading role of the teacher in creativity development among cadets.

Текст научной работы на тему «Развитие креативности у курсантов на занятиях по иностранному языку»

Развитие креативности у курсантов на занятиях по иностранному языку

О. Н. Овсянникова (Академия ФСО России, г. Орел)

В статье рассматривается проблема развития креативности посредством различных подходов и методов на занятиях по иностранному языку. Большое внимание уделено ведущей роли преподавателя в развитии креативности у курсантов.

Ключевые слова: развитие креативности, проблемные ситуации, метод проектов.

Высшее образование, в том числе военное, история которого насчитывает несколько столетий, убедительно продемонстрировало свою жизнеспособность, свою готовность к изменениям, содействию преобразованиям прогресса в обществе. Масштабность и темпы преобразования сейчас таковы, что общество все больше базируется на знаниях. Высшее образование и научные исследования в настоящее время выступают в качестве важнейших компонентов устойчивого культурного и социально-экономического развития человека, государства и общества.

В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом

на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требует от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал. Возникает противоречие между репродуктивным характером традиционно сложившейся системы обучения и насущной потребностью общества в креативной системе развития личности.

В первую очередь необходимо развивать креативность у обучающихся, так как она ле-

жит в основе новаторства, творчества, а также обеспечивает способность личности к системности мышления.

Развитие креативности у обучающихся может осуществляться при изучении всех дисциплин, включая изучение иностранного языка, при котором происходят совершенствование мыслительных операций в процессе работы над текстом, анализ языковых форм, сравнение лексико-грамматических явлений родного и изучаемых языков, оценка собственного уровня овладения иностранным языком.

Преподаватель должен активно использовать свой творческий потенциал. Он соответственно переходит к «педагогике сотрудничества», меняет авторитарный стиль общения на демократический. А роль преподавателя — «внешнего организатора» — недостаточна, так как между участниками должно быть взаимодействие, т. е. взаимная связь собеседников. Преподаватель является не только организатором взаимодействия, но и его непосредственным участником.

Конструктивная, организаторская и коммуникативно-обучающая функции преподавателя наполняются новым содержанием. Сотрудничество и сотворчество преподавателя и курсантов помогают глубже раскрывать и развивать креативность обучающихся, а также являются основной линией совершенствования занятий. Творческое самовыражение курсантов наиболее отчетливо наблюдается при выполнении проектов по изученной тематике. А также большую роль в развитии креативности курсантов играет создание мотивов и условий, в которых они могут проявлять познавательную активность и испытывать желание реально пользоваться приобретенными знаниями и сформированными речевыми навыками и умениями. Для этого на занятиях целесообразно использовать информативный и познавательный материал, ориентированный на развитие личностной активности обучающихся, вовлечение их в творческую деятельность (Рогова и др., 1991: 282).

В процессе обучения преподавателю необходимо создавать проблемные ситуации, при решении которых курсанты активизируют свою познавательную деятельность, в резуль-

тате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями, продолжается развитие мыслительных, креативных и познавательных способностей. В процессе такого организованного обучения формируются составляющие креативности: свобода, гибкость, оригинальность, комплексность мышления.

В процессе целенаправленного развития креативности курсантов следует опираться на систему требований, которые заключаются в том, чтобы создать творческую атмосферу, где поощряются исследования, самостоятельность в решении вопросов, широком применении проблемного подхода к организации всей деятельности: проблемное изложение материала, система специальных проблемных вопросов и т. д.

Также на занятиях необходимо использовать разные приемы и методы, направленные на развитие креативности курсантов: словесные, игровые и практические. По способам взаимодействия обучающего и обучающихся используются объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный и исследовательский методы.

При решении дидактических задач методы направлены на первичное овладение знаниями (информационно-развивающий метод и проблемно-поисковый метод); закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (творчески воспроизводящие, решение проблемных задач, выполнение упражнений вариативного характера, поисковая исследовательская работа; деловые игры, метод мозговой атаки и другие активные методы обучения).

Поэтому большое внимание на занятиях уделяется речевой направленности, так как обучение иностранному языку происходит через общение. Для этого на занятиях по иностранному языку целесообразно использовать следующие наиболее известные методы: метод проектов, метод мозгового штурма, метод отбрасывания шаблонных идей, метод контрольных вопросов, метод комплексного решения проблем, метод конференции идей и др. Эти методы побуждают обучающихся к активности и творчеству, тем самым успешно развивается их креативность.

Иностранный язык в отличие от других учебных предметов является и целью, и средством обучения. Речевая направленность, обучение иностранным языкам происходят через общение. Это означает практическую направленность занятия. Трудность заключается в отборе объема знаний, так как его следует проводить очень тщательно (Пассов, 1985: 20).

Преподавателю следует создавать такие проблемные ситуации, при решении которых курсанты активизируют не только конвергентное, но и дивергентное мышление, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и продолжается развитие мыслительных, творческих и познавательных способностей.

На занятиях по иностранному языку преподаватель может использовать моделирование, так как объем страноведческих и лингвистических знаний очень велик и не может быть усвоен в рамках курса, изучаемого в военном вузе. Поэтому преподавателям целесообразно отобрать такой объем знаний, который будет необходим, чтобы представить культуру страны и систему языка в концентрированном, модельном виде, а содержательную сторону языка могут составлять проблемы по изучаемой теме.

Для этого преподавателю необходимо предусмотреть реализацию методических приемов создания проблемных ситуаций, где он:

— подводит курсантов к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

— сталкивает противоречия практической деятельности;

— излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

— предлагает учебной группе рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);

— побуждает обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

— ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

— определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

— ставит проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

Создавая проблемную ситуацию, преподаватель направляет курсантов на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, обучающийся ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации — акт индивидуальный, поэтому от педагога требуется использование дифференцированного и индивидуального подходов.

Важное место в развитии креативности у обучающихся занимает социокультурная грамотность, которая учитывает уровень знаний о культуре родной страны, страны изучаемого языка, общеевропейской и мировой культуре, а также знание и соблюдение основных особенностей формального и неформального общения в устной и письменной речи. Она заключается и в умении анализировать опыт культурного развития различных стран во взаимодействии различных культур; в умении сравнивать культуры, т. е. находить общее и различное в их исторически сложившихся культурных моделях развития; умении выявить отражение культуры в языке той или иной страны.

Разработанная в нашем вузе модель развития креативности у курсантов основывается на теориях поэтапного формирования умственных действий и теории проблемно-развивающего обучения. Первая — ориентирует обучающихся на сознательное управление процессом усвоения знаний, акцентируя их внимание на самостоятельном формировании культуры мышления и развитии интеллекта. Вторая — побуждает к творческому мышлению и развитию креативности, поскольку обучающийся сам должен решить проблему, найти новый способ действий. Это ориентирует обучающихся на эвристический и творческий

уровень осуществления самостоятельной познавательной деятельности.

Все большую популярность для развития креативности у курсантов приобретает работа на занятиях по иностранному языку с использованием метода проектов. В данном случае речь идет об исследовательских, практикоориентированных проектах. Результатом проектной деятельности курсантов является продукт, представляющий собой материальное воплощение их индивидуальной творческой, исследовательской и аналитической работы. Это могут быть описание технической продукции, выпускаемой зарубежной фирмой-из-готовителем, интересные факты из истории вооруженных сил стран изучаемого языка, реферат, доклад видеофильм, аудиозаписи, стенгазета и т. д. Такие задания развивают воображение, фантазию и мышление.

Во время подготовки проекта курсанты учатся самостоятельно получать знания, пользоваться различными источниками, исполнять разные социальные роли. Реализация учебных проектов способствует развитию креативных способностей курсантов. Особенно это проявляется в процессе совместной творческой деятельности преподавателя и обучающихся по разработке проекта. Алгоритм такой работы представлен следующим образом:

1) выявление проблемы, постановка цели, формулировка учебных задач;

2) обсуждение возможных вариантов выполнения проекта, выбор способов и приемов работы;

3) самоанализ и актуализация знаний курсантов для выполнения проекта;

4) продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;

5) исследование: решение отдельных задач, их компоновка и т. д.;

6) обобщение результатов и выводы;

7) анализ успехов и ошибок, коррекция.

Данная форма организации учебной деятельности имеет ряд достоинств и дает положительные результаты, так как разнообразит занятия, развивает способности курсантов, а также способствует мотивации к изучению английского языка.

Работа по созданию проектов представляет особую ценность для преподавателей. Она создает стимул для дальнейших творческих поисков, обостряет педагогическое чутье, формирует личностное отношение к различным проявлениям способностей обучающихся.

Значительную роль в развитии креативности у курсантов играет создание мотивов и условий, в которых они могут проявлять свою познавательную активность, испытывать желание реально пользоваться приобретенными знаниями, сформированными речевыми навыками и умениями в своей профессиональной деятельности (Мильруд, 2003: 64). В свою очередь, на занятиях используется информативный и познавательный материал, который ориентирован на развитие у них профессионально важных личностных качеств.

Следовательно, использование метода проектов позволяет учитывать индивидуальные потребности и интересы курсантов при выполнении заданий, тем самым способствуя развитию их креативности.

Практика подтверждает, что на развитие креативности у курсантов влияет сложная и многообразная система психологических предпосылок, адаптированных к каждой возрастной категории и образовательному уровню. Поэтому все виды и формы организации творческой деятельности в этой системе направлены на формирование положительной мотивации и удовлетворенности результатом творческой деятельности.

В заключение необходимо отметить, что творчество должно сопровождать процесс профессионального становления будущего специалиста. Такие как качества, как гибкость и оригинальность мышления, способность видеть, понимать и решать существующие проблемы, генерировать новые идеи и гипотезы, и определяют креативную личность высококвалифицированного специалиста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Мильруд, Р. П. (2003) Теория обучения языку. Лингвистическая дидактика : в 2 т. Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина. Т. 2.

Пассов, Е. И. (1985) Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М. : Просвещение.

Рогова, Г. В., Рабинович, Ф. М, Сахарова, Т. Е. (1991) Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М. : Просвещение.

CREATIVITY DEVELOPMENT AMONG CADETS AT FOREIGN LANGUAGE LESSONS O. N. Ovsiannikova (The Academy of Federal Security Guard Service of the Russian Federation, Oryol City)

The article covers the problem of the creativity development by means of different approaches and techniques at lessons in foreign languages. Much attention is paid to the leading role of the teacher in creativity development among cadets.

Keywords: creativity development, problem situations, technique of projects.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Mil’rud, R. P. (2003) Teoriia obucheniia iazyku. Lingvisticheskaia didaktika : v 2 t. Tambov : Izd-vo TGU im. G. R. Derzhavina. T. 2.

Passov, E. I. (1985) Kommunikativnyi metod obucheniia inoiazychnomu govoreniiu. M. : Pro-sveshchenie.

Rogova, G. V., Rabinovich, F. M, Sakharova, T. E. (1991) Metodika obucheniia inostrannym iazykam v srednei shkole. M. : Prosveshchenie.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.