Научная статья на тему 'Развитие креативности у детей младшего школьного возраста'

Развитие креативности у детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4083
767
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / СПОСОБНОСТЬ / ДИАГНОСТИКА / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛИЧНОСТЬ / ВООБРАЖЕНИЕ / ГИБКОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVITY / ABILITY / DIAGNOSIS / CREATIVITY POTENTIAL / PERSONALITY / IMAGINATION / FLEXIBILITY / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Санжаева Римма Дугаровна, Бадмаева Хандама Тогоновна

Статья посвящена актуальной проблеме современного образования развитию способности к креативному мышлению у младших школьников, вопросам создания особых психолого-педагогических условий для развития креативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

The article is devoted to the topical problem of modern education development skills of creative thinking in primary school children, the issues of arrangement the special psychological, educational environment for creativity development.

Текст научной работы на тему «Развитие креативности у детей младшего школьного возраста»

Жаргалсайхан Буянхишиг, преподаватель кафедры философии, политологии и культурологии Института социальных технологий Монгольского государственного университета науки и технологий, г. Улан-Батор (Монголия). E-mail: buynaa915@mail.ru

Zhargalsaikhan Buyankhishig, lecturer, department of philosophy, political science, and culture studies, Institute of Social Technologies, Mongolian State University of Science and Technology. Ulaanbator (Mongolia). E-mail: buynaa915@mail.ru

УДК 371. 015. 3 © Р.Д. Санжаева, Х.Т. Бадмаева

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья посвящена актуальной проблеме современного образования - развитию способности к креативному мышлению у младших школьников, вопросам создания особых психолого-педагогическихусловий для развития креативности.

Ключевые слова: креативность, способность, диагностика, творческий потенциал, личность, воображение, гибкость, деятельность.

R.D. Sanzhaeva, Kh.T. Badmaeva

DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

The article is devoted to the topical problem of modern education - development skills of creative thinking in primary school children, the issues of arrangement the special psychological, educational environment for creativity development.

Keywords: creativity, ability, diagnosis, creativity potential, personality, imagination, flexibility, activity.

В психологии система интеллектуальных и личностных особенностей человека, способствующих самостоятельному выдвижению и нешаблонному решению проблем, генерированию оригинальных идей, обозначается понятием «креативность ».

Принято считать, что креативность можно развивать путем специального обучения. Несмотря на то, что творческие способности являются объектом специального развития в процессе обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Богоявленская, В.В. Давыдов, А.З. Рахимов и др.), в целом в отечественной психологической науке развитие креативности в учебном процессе изучено чрезвычайно мало, недостаточно исследованы факторы, оказывающие влияние на развитие креативности. Экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что упражнения, направленные на развитие интеллектуальных функций без опоры на личность, мало способствуют формированию креативности. В связи с этим необходимы комплексные подходы к формированию креативности.

Под креативностью понимается способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения. К данному понятию автор обращается в связи с тем, что основным требованием к образованию сегодня является развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать нестандартные решения, создавать продукты, характеризующиеся новизной. Психологи при характеризации креативности указывают на проблему

способностей и чаще всего креативность рассматривают как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. При этом они утверждают, что креативность связана с развитием воображения, фантазии, порождением гипотез (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Я.А. Пономарев, А.Г. Шмелев).

Для решения задач, поставленных для определения психолого-педагогических условий развития креативности у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности, был проведен эксперимент, в котором участвовали дети младшего школьного возраста начальной школы с. Сосново-Озерск Еравнинско-го района Республики Бурятия.

Общее количество участников психологического эксперимента составило 30 человек, которые были представлены двумя группами: 2А и 2Б классы по 15 человек в каждом. 2Б класс составил экспериментальную группу, 2А - контрольную.

Эксперимент состоял из трех этапов:

1-й этап - констатирующий - первичная диагностика уровня развития креативности в экспериментальном и контрольном классах.

2-й этап - формирующий - апробирование специальных приемов, направленных на развитие креативности у детей младшего школьного возраста.

3-й этап - контрольный - итоговая диагностика уровня развития креативности в экспериментальном и контрольном классах, анализ полученных результатов.

Для оценки развития креативности использованы методики, разработанные П. Торренсом и Д. Гилфордом, определяющие: оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры; быстроту, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации; гибкость, как способность предложить новое использование известного объекта; вариативность, т. е. способность предложить различные идеи в той или иной ситуации.

Для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных по-

казателей было выделено три уровня развития креативности у школьников: низкий уровень -ребенок не может предложить новый замысел, использует известный вариант; средний уровень - ребенок затрудняется в предложении нового использования предметов; высокий уровень -ребенок может предложить различные новые замыслы, способен предложить новое использование для известных предметов и объектов.

После подведения итогов были выявлены следующие уровни развития креативности у детей во 2А и 2Б классах (табл. 1).

______________________________________Таблица 1

Уровни Оригинальность (%) Гибкость(%) Быстрота (%) Вариативность(%)

Учащиеся 2 А класса

Низкий 55 27 33 53

Средний 27 46 33 33

Высокий 20 27 33 14

Учащиеся 2 Б класса

Низкий 40 53 33 33

Средний 27 27 33 60

Высокий 33 20 33 7

На этапе констатирующего эксперимента особых отличий в процентных показателях контрольной и экспериментальной групп не наблюдается.

В конце формирующего эксперимента, на контрольном этапе применялись те же методики. В контрольном 2А классе изменений не произошло, в экспериментальном 2Б процентные показатели увеличились

60

50

40

30

20

10

0

□ окончание

□ начало

50

45

40

35

30-

25

20

15

10-

5

0

□ окончание

□ начало

низк высок

Оригинальность

Гибкость

60

50 40 30 20 10

1

□ окончание

□ начало

50

40

30

20

10

0

□ окончание

□ начало

Быстрота Вариативность

Диаграмма. Показатели развития креативности во 2 Б классе

Можно сделать вывод об эффективности применения представленной системы приёмов в целях повышения креативности учащихся в процессе учебной деятельности. Основные приёмы развития креативности на уроках русского языка: написание сочинений, изложений; рецензирование сочинений; игры; составление словарей, ребусов, шарад, кроссвордов; творческие задания на дом.

Следующие виды работ позволяют сделать уроки развития речи живыми и интересными: свободное сочинительство; «Фантазия-картинка» - опиши словами картинку, которую ты видишь в своём воображении; экскурсия в картинную галерею репродукций картин профессиональных художников; музыкальное сочинение - опиши образы, которые возникают в сознании под впечатлением прослушанного музыкального произведения; сочинение-продолжение написанного накануне изложения или диктанта; сочинения-ассоциации; сочинения-стилизации; сочинение «Проба пера» и др.

Развитию креативности способствует и такой вид работы, как творческий диктант.

На уроках русского языка могут быть предложены различные нестандартные задания. Это могут быть проблемные ситуации, деловые и ролевые игры, конкурсы (по принципу «кто быстрее? больше? лучше?») и другие задания с элементами занимательности (фантастические ситуации, лингвистические сказки, загадки, расследования).

Структура творческого урока математики включает в себя четыре этапа. Первый этап -разминка. На этом этапе преобладают репродуктивные задачи, хотя доля репродукции успешно снижается за счет ограничения времени на ответ, применения «обманных» заданий, чередования вопросов из разных областей знания, что помогает развитию у детей способности быстро переключать внимание с одной деятельности на другую. Цели применения познавательных задач во время разминки: способствовать подготовке памяти, актуализация полученных ранее знаний для выполнения творческих заданий, создание благоприятного эмоционального фона и т. д.

Второй этап - развитие психических механизмов как основы РТС (памяти, внимания, воображения, наблюдательности). Развитое мышление, по выражению П. Блонского, проявляет себя в рациональных способах запоминания и припоминания. На этом этапе следует заниматься работой по их формированию и усовершенствованию на основе специально разработанных репродуктивных и логически-поисковых задач,

ввода рациональных приемов, в том числе алгоритмов, ориентированных на организацию целенаправленной деятельности учащихся.

Третий этап - решение частично-поисковых задач разного уровня.

Иногда говорят, что умение творить — удел немногих и творческая личность является даром богов. Может быть, в этом есть доля истины, так как известно, что Пушкины и Моцарты рождаются достаточно редко. Но мы говорим не о воспитании гениев, а о формировании личности, умеющей мыслить самостоятельно, нестандартно. Когда одного из французских математиков спросили, почему он такой гениальный, ответ был следующим: «Потому что я знаю три тысячи алгоритмов!» По мнению П.Я. Гальперина, инсайт (озарение), присущий открытиям, - это свернутый алгоритм, и интеллектуальное творчество проявляется в умении человека в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения. Задачи данного этапа выражают именно такой подход к проблеме развития творческих способностей.

Четвертый этап - решение творческих задач. Их можно разделить на два типа. Первый - это собственно творческие задания, которые связаны с той или иной учебной дисциплиной. Они требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. Второй — это задачи повышенной трудности интегративного характера. Они отличаются тем, что одно и то же задание ориентировано на применение знаний из различных школьных дисциплин, то есть на интеграцию знаний и способов деятельности в целом.

По мнению Л.С. Выготского: «Есть один основной факт, который очень убедительно показывает, что до литературного творчества ребенок должен дорасти. Только на очень высокой ступени овладения речью, только на очень высокой ступени развития личностного внутреннего мира ребенка становится доступным литературное творчество. Этот факт заключается в отставании развития письменной речи детей от устной речи». Именно уроки литературного чтения с первых дней пребывания ребенка в школе способствуют формированию устной и письменной речи, а также развитию творческих способностей школьников, так как ученик в учебном процессе старается занять позицию исследователя, творца. Цель учителя - вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить стремление к познанию.

Развитие творческих способностей посредством литературной деятельности будет успешным, если соблюдать следующие условия:

1) использовать совокупность методических приемов, направленных на развитие творческого потенциала;

2) использовать образцовые авторские и народные произведения;

3) зарубежный литературный материал должен опираться на знания детей в области отечественной литературы, так мы научим их уважать свою культуру и обогатим их кругозор;

4) осуществлять преемственность между начальной и старшей ступенью обучения.

Один из самых благодатных способов активизации творчества учащихся - это работа с пословицей.

Для развития творческих способностей детей использовался методический прием, предложенный Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, - интерпретация сказки. Сочинительство сказок - это один из эффективных приемов для развития

творческих способностей детей, он способствует самовыражению младшего школьника.

Таким образом, одним из социальнопедагогических условий развития креативности является использование соответствующих программ, методов и приемов обучения. В качестве основных условий, способствующих развитию творческих способностей, мы выделяем позицию педагога по отношению к детям и содержание программ обучения.

Литература

1. Акимова М.К. Способности и одаренность: учеб. пособие. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - С. 376.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - С. 213.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: учеб. пособие. - М.: 2001. - С. 216.

4. Грузенберг, С.О. Психология творчества: учеб. пособие. - Минск, 2007. - С. 213.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Кыштымова И.М. Креативность: содержание, развитие, диагностика. - Иркутск, 2002. - С. 220.

Санжаева Римма Дугаровна, доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета. E-mail: rimmasan@pochta.ru

Бадмаева Хандама Тогоновна, соискатель кафедры возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета. E-mail: badmaeva_chanbair@mail.ru

Sanzhaeva Rimma Dugarovna, doctor of psychological sciences, professor, department of age and pedagogical psychology, Buryat State University. E-mail: rimmasan@pochta.ru

Badmaeva Khandama Togonovna, competitor for candidate degree, department of age and pedagogical psychology, Buryat State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.