Научная статья на тему 'Развитие контрольно-оценочной деятельности учителя в системе повышения квалификации'

Развитие контрольно-оценочной деятельности учителя в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1468
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОНТРОЛЬ / ОЦЕНИВАНИЕ / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / CONTROL AND ESTIMATED ACTIVITY / CONTROL AND ESTIMATED INDEPENDENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER / PERSONAL THE FOCUSED TRAINING / CONTROL / ESTIMATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартьянов Евгений Александрович

В настоящее время в условиях перехода на личностно-ориентированное обучение начальное общее образование столкнулось с необходимостью изменения существующей модели контроля и оценивания образовательных результатов младших школьников. В контексте исследуемой проблемы проводится анализ федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». В данной статье даётся характеристика ключевой задачи начального общего образования формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников и подготовке в системе дополнительного профессионального образования педагогов к данному виду деятельности. Также предлагается краткая характеристика педагогических приёмов, средств и организационных форм формирования контрольно-оценочной деятельности младших школьников, используемых кафедрой начального образования в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартьянов Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OW IN THE CONDITIONS OF TRANSITION ON PERSONAL THE FOCUSED TRAINING THE PRIMARY GENERAL EDUCATION FACED NEED OF CHANGE OF EXISTING MODEL OF CONTROL AND ESTIMATION OF EDUCATIONAL RESULTS OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS. THE ANALYSIS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD AND THE PROFESSIONAL STANDARD "THE TEACHER (PEDAGOGICAL ACTIVITY IN THE SPHERE OF THE PRESCHOOL, PRIMARY GENERAL, MAIN GENERAL, SECONDARY GENERAL EDUCATION) (THE TUTOR, THE TEACHER)" IN A CONTEXT OF A STUDIED PROBLEM IS CARRIED OUT. IN THIS ARTICLE THE ANALYSIS OF A KEY PROBLEM OF THE PRIMARY GENERAL EDUCATION FORMATION OF CONTROL AND ESTIMATED INDEPENDENCE OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS AND PREPARATION IN SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF TEACHERS TO THIS KIND OF ACTIVITY IS CARRIED OUT. THE SHORT CHARACTERISTIC OF PEDAGOGICAL RECEPTIONS, MEANS AND ORGANIZATIONAL FORMS OF FORMATION OF CONTROL AND ESTIMATED ACTIVITY OF THE YOUNGER SCHOOL STUDENTS USED BY CHAIR OF PRIMARY EDUCATION IN SYSTEM OF PROFESSIONAL RETRAINING AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT IS GIVEN.

Текст научной работы на тему «Развитие контрольно-оценочной деятельности учителя в системе повышения квалификации»

УДК 378.091.398

Развитие контрольно-оценочной деятельности учителя в системе повышения квалификации

Е. А. Мартьянов

Development of control and estimated activity of the teacher in professional development system

E. A. Martyanov

Аннотация. В настоящее время в условиях перехода на личностно ориентированное обучение начальное общее образование столкнулось с необходимостью изменения существующей модели контроля и оценивания образовательных результатов младших школьников.

В контексте исследуемой проблемы проводится анализ федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

В данной статье дается характеристика ключевой задачи начального общего образования - формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников и подготовке в системе дополнительного профессионального образования педагогов к данному виду деятельности.

Также предлагается краткая характеристика педагогических приемов, средств и организационных форм формирования контрольнооценочной деятельности младших школьников, используемых кафедрой начального образования в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Abstract. Now in the conditions of transition on personal the focused training the primary general education faced need of change of existing model of control and estimation of educational results of younger school students. The analysis of the federal state educational standard and the professional standard “The Teacher (Pedagogical Activity in the Sphere of the Preschool, Primary General, Main General, Secondary General Education) (the

Tutor, the Teacher)” in a context of a studied problem is carried out.

In this article the analysis of a key problem of the primary general education - formation of control and estimated independence of younger school students and preparation in system of additional professional education of teachers to this kind of activity is carried out.

The short characteristic of pedagogical receptions, means and organizational forms of formation of control and estimated activity of the younger school students used by chair of primary education in system of professional retraining and professional development is given.

Ключевые слова: контрольно-оценочная

деятельность, контрольно-оценочная самостоятельность, профессиональная компе-

тентность учителя, личностно ориентированное обучение, контроль, оценивание, система повышения квалификации.

Keywords: control and estimated activity, control and estimated independence, professional competence of the teacher, personal the focused training, control, estimation, professional development system.

Концепция долгосрочного социальноэкономического развития России до 2020 года выдвигает, прежде всего, новые социальные требования к системе школьного образования.

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, инициативные и самостоятельные, отличающиеся мобильностью,

I Исследования молодъи^ученылс ЧИППКРО

динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны [1]. Для того чтобы современная школа смогла достичь поставленной перед нею цели, она должна последовательно решать задачи на всех уровнях образования. Каждый уровень образования, на наш взгляд, должен решать

также собственные ключевые задачи, которые будут определять выполнение образовательных целей на последующих уровнях. В таблице 1 отображены ключевые задачи каждого уровня образования, которые, по нашей гипотезе, позволят достичь основной цели школьного образования.

Таблица 1

Ключевые образовательные задачи уровней образования

Начальное общее образование (начальный этап -1-4 классы) Основное общее образование (подростковый этап -5-9 классы) Среднее общее образование (этап самоопределения -10-11 классы) —► Самостоя- тельность, инициатив- ность, ответствен- ность молодых людей

1 Г 1 г 1 г

Формирование контрольнооценочной самостоятельности младших школьников — Развитие учебной самостоятельности подростков — Развитие способности учиться на основе индивидуальных образовательных программ —►

Остановимся в этой статье на ключевой задаче начального этапа школьного образования - формировании контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников и подготовке в системе дополнительного профессионального образования педагогов к данному виду деятельности.

Приступая к решению данной задачи, необходимо отметить, что федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвинул перед современной школой ряд новых целей и задач, фиксируя не само содержание начального общего образования, а планируемые (личностные, метапред-метные и предметные планируемые) результаты освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования [2].

Одним словом, федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования определяется проблема разработки инновационных подходов к организации контрольно-оценочной деятельности для адекватного оценивания учителем достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Далее мы находим, что с точки зрения профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», совершенствование контрольно-оценочной деятельности в современных условиях модернизации российского образования относится к важнейшим компетенциям педагогических работников [3].

Однако многие исследования и аналитические материалы показывают, что педагогические работники в повседневной практике чаще всего используют репродуктивный массовый контроль, при котором основной показатель успешности обучения - лишь правильное воспроизведение предметных знаний, без достаточного умения их школьниками применять, что, естественно, не в полной мере соответствует целям современного образования [4; 5; 6; 7].

В стандарте профессионального образования в качестве одной из базовых компетентностей современного учителя выделена компетентность в педагогическом оценивании, а именно: умение осуществлять контроль и оценивание с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся (диагностическая функция контроля),

делегировать контрольно-оценочную функцию учителя ученику (формирование контрольнооценочной самостоятельности младшего школьника), создавать психологическую комфортность каждому ребенку в процессе контроля и оценивания и т. д. [3].

В этой связи профессиональная компетентность сегодняшнего учителя начальной общеобразовательной школы невозможна без специальных знаний и умений, деятельностной подготовки к организации контрольно-оценочной деятельности, отвечающей личностно ориен-трированному обучению.

Как показало анкетирование, проведенное среди слушателей профессиональной переподготовки и курсов повышения квалификации учителей начальных классов, причина подобного состояния проблемы заключается в первую очередь в том, что учителя начальных классов (54%) не имеют полного представления о лич-ностно ориентированных технологиях контроля и оценивания, о новых подходах к организации контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Во-вторых, учителя (72%) испытывают затруднения в оценивании метапредметных результатов младших школьников. И, в-третьих, большинство педагогов (89%) имеют недостаточную подготовку в области возрастной психологии.

В связи с данными обстоятельствами, как в рамках профессиональной переподготовки, так и в рамках курсов повышения квалификации, организуются учебные занятия, на которых в деятельностной форме отрабатывается овладение слушателями педагогическими приемами, средствами и организационными формами совершенствования контрольно-оценочной деятельности младших школьников.

Остановимся на краткой характеристике приемов, средств и организационных форм формирования контрольно-оценочной деятельности младших школьников, используемых на учебных занятиях профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

Одна из задач учителя начальной школы организовать в классе деятельность так, чтобы учащиеся могли работать в разных образовательных пространствах свободно переходить из одного в другое. Подобный переход должен

стать общим способом работы в классе начальной школы. Педагогическими средствами такой работы могут быть: «место сомнений (тренировки)», «место на оценку» или по-другому «черновик» и «чистовик», место «помощи» и место «заданий». Подобные педагогические приемы и средства организации образовательного процесса в школе и дома работают на формирование учебного действия школьника как выбора между способами работы («я тренируюсь дальше» или «я готов усовершенствовать свои знания», или «я готов предъявить результаты своей работы другим для оценки» и т. п.).

Приведем только некоторые педагогические приемы, которые используются в работе со слушателями дополнительного профессионального образования при организации различных форм и тем учебных занятий и которые помогают в педагогической практике учителю формировать учебные действия контроля и оценки у младших школьников в начальной школе:

- прием «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал слушателями);

- прием «прогностическая оценка» (оценка возможностей для решения той или иной задачи);

- прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия);

- прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т. п.);

- прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);

- прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенного в представленной задаче);

- прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»);

- прием «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание;

- прием «составление проверочных заданий» (работа над выделением критериев и на их основе разработка проверочных заданий);

- прием «многоступенчатый выбор» (умение работать со столом «заданий»);

- прием «орфографические или математические софизмы» (умение обнаружить и опро-

Исследования молодыхученых

вергнуть псевдологичное рассуждение при решении той или иной задачи).

Итак, перечисленные выше некоторые педагогические условия, средства, формы организации образовательного процесса могут достаточно эффективно помочь учителю начальных классов в формировании у учащихся действий контроля и оценки как основы для становления умения учиться в основной школе.

Так, педагог может и должен эффективно реализовывать контрольно-оценочную деятельность, на наш взгляд, при наличии следующих компетентностей:

- умения выбирать и применять современные образовательные технологии, адекватные поставленным федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования целям - планируемым результатам (технология «Портфель достижений», технология оценивания образовательных достижений учащихся и др.);

- корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры (комплексная работа, стандартизированная работа, уровневый подход к представлению планируемых результатов и др.);

- формировать контрольно-оценочную самостоятельность младших школьников [1; 8].

Следует указать на то обстоятельство, что формирование и развитие готовности учителя начальных классов к личностно ориентированной контрольно-оценочной деятельности в системе повышения квалификации обеспечивается, если:

- это формирование рассматривается как целостный процесс курсовой подготовки и межкурсового периода, основанной на личностно-деятельностном подходе к обучению, в котором личностная ориентация заключается в гибкости содержательной части процесса подготовки, и позволяет выстраивать индивидуальную образовательную траекторию для каждого слушателя, а деятельностная составляющая обеспечивает формирование у учителя начальных классов позиции субъекта собственной контрольно-оценочной деятельности, рефлексии процесса и результата подготовки;

- используется проблемное обучение, содействующее осознанию педагогами затруднений в личностно-ориентированной контрольнооценочной деятельности, формированию моти-

вации и профессионально-личностных потребностей в освоении и внедрении личностно ориентированных технологий контроля и оценивания в современной начальной школе;

- обеспечивается формирование у учителя практического опыта личностно ориентированной контрольно-оценочной деятельности в специально создаваемых профессиональных объединениях в послекурсовой период.

Таким образом, одной из главных задач, стоящих перед современной системой образования, является обеспечение непрерывного образования педагогов, их профессионального и творческого роста через систему профессиональной переподготовки, повышения квалификации, а также самообразовательной деятельности в межкурсовой период.

Библиографический список:

1. Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant. ru/online/base/?req=doc; base=law;n=82134 [дата обращения: 26.01.14].

2. Федеральный государственный образовательный стандартначального общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2013 г. № 544-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

4. Автайкина Т. О. Формирование готовности учителя начальных классов к личностно ориентированной контрольно-оценочной деятельности в системе повышения квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Т. О. Автайкина. - Новокузнецк, 2008.

5. Борытко Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания / Н. М. Борытко. -Волгоград : Перемена, 2001. - 214 с.

6. Вязинько Е. П. Модель единой системы внутришкольного контроля, аттестации и повышения квалификации / Е. П. Вязинько // Педагогический вестник ЕАО. - 2005. - № 1.

7. Коновалова И. С. Электронный журнал как инновационная форма контрольно-оценочная деятельность / И. С. Коновалова // материалы XII Южно-российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». «ИТО-Ростов-2012» 15-16 ноября 2012 года. -Ростов н/Д., 2012.

8. Кисляков А. В., Шилков Д. А. Дополнительное профессиональное образование педагога как воспитателя в условиях реализации со-временой модели образования / А. В. Кисляков, Д. А. Шилков // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров : научно-теоретический журнал. - Челябинск : ООО «Фотохудожник», 2011. - № 4 (9).

Bibliography:

1. Concept of long-term social and economic

development The Russian Federation till 2020: the order of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 No. 1662-r [An electronic resource]. - URL : http://www.consultant.

ru/online/base/? req=doc; base=law; n=82134 [address date: 26.01.14].

2. Federal state educational standard of the primary general education. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 06, 2009 No. 373.

3. The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 18, 2013 No. 544-n “About the approval of the

professional standard “The Teacher (Pedagogical Activity in the Sphere of the Preschool, Primary General, Main General, Secondary General Education) (the Tutor, the Teacher)”.

4. Avtaykina T. O. Formirovaniye of readiness of the elementary school teacher to personal the focused control and estimated activity in professional development system : abstract yew. ... edging. ned. sciences : 13.00.08 / T. O. Avtaykina. -Novokuznetsk, - 2008.

5. Borytko N. M. Pedagog in spaces of modern education / N. M. Borytko. - Volgograd : Change, 2001. - 214 p.

6. Vyazink E. P. Model of uniform system of in-tra school control, certification and professional development / E. P. Vyazinko // The pedagogical messenger of EAO. - 2005. - No. 1.

7. Konovalova I. S. Elektronny magazine as innovative form control and estimated activity / I. S. Konovalov // materials XII of the Southern Russian interregional scientific and practical conference exhibition “Information Technologies in Education”. “IT0-Rostov-2012” on November 1516, 2012. - Rostov-on-Don, 2012.

8. Kislyakov A. V., Shilkov D. A. Additional professional education of the teacher as tutor in the conditions of education / modern model realization. A. V. Kislyakov, D. A. Shilkov // Scientific providing system of professional development of shots. Scientific-theoretical magazine. - Chelyabinsk : JSC Fotokhudozhnik, 2011. - No. 4 (9).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.