Научная статья на тему 'Развитие компетенций по организации продуктивного взаимодействия супругов у будущих бакалавров психологии'

Развитие компетенций по организации продуктивного взаимодействия супругов у будущих бакалавров психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
114
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СТРАТЕГИИ И МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ СУПРУГОВ / DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / STRATEGIES OF INTERACTIONS / BEHAVIORAL MODELS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Баранов Александр Аркадьевич, Баранова Зубарьзят Яхиновна

В статье обосновывается актуальность формирования консультационных компетенций у будущих специалистов помогающих профессий практических психологов по работе с проблемными семьями на основе интерактивного (социально-адаптационного) подхода. Раскрывается необходимость детального рассмотрения в процессе подготовки бакалавров и магистров направлений «Психология» и «Психолого-педагогическое образование» моделей поведения супругов и механизмов формирования продуктивных стратегий взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of future bachelors’ of psychology competences in organization of productive interaction between spouses

The authors lay a foundation for development of consultancy-based competence for caring professions’ specialists, in particular psychology practitioners, who work with problem families. Their provisions are suggested to rely on interactive (social-adaptation) approach. The article reveals the importance of it for “Psychology” and “Psychological and Pedagogical Education” bachelor and master programs so as to equip students with the knowledge of behavioral mechanisms and models for effective interactive strategies.

Текст научной работы на тему «Развитие компетенций по организации продуктивного взаимодействия супругов у будущих бакалавров психологии»

Дьюи Д. Школы будущего. М., 1922; Килпатрик У. X. Воспитание в условиях меняющейся цивилизации. М., 1930; Килпатрик У. X. Основы метода. М.; Л., 1923; Perkinson H. J. Two Hundred Years of American Educational Thought. N. Y., 1976. P. 200-236.

13. Goodman P. Gowing up absurd. N. Y., 1960. P. 12.

14. Dewey D. Experience and Education. N. Y., 1938. P. 1.

15. Edman I. John Dewey. New Jork, 1955. P. 21.

16. Бернштейн M. С. Закат прагматической педагогики. М., 1963. С. 15.

17. Дьюи Э., Дьюи Д. Школы будущего. М., 1922. С. 15.

18. Уэллс Г. Прагматизм - философия империализма. М., 1955; Кроссер П. Нигилизм Джона Дьюи. М., 1958; Мельвиль Ю. Американский прагматизм. М., 1957.

19. Там же. С. 100.

20. Шевкин В. С. Педагогика Д. Дьюи на службе современной американской реакции. М., 1952. С. 101.

21. Thayer V. T. Formative Ideas in American Education. N. Y., 1966. P. 365.

22. Davis J. A. The Enduring Effects of Education. Chicago, 1975.

23. Hechinger F. M, Hechinger G. Growing Up in America. N. Y., 1975. P. 135.

24. Life Adjustment. Education in the American Culture. W., 1951. P. 19.

25. Meyer A. E. An Educational History of the American People. N. J., 1957. P. 412.

26. Life Adjustment. Education in the American Culture. С. 24.

27. Ibid. С. 56-57.

28. Шмыгина А. Б. Буржуазная концепция «эффективного работника» в теории и практике современной школы США: дис. ... канд. пед. наук. М., 1976.

29. Fard and Wagnalls. Desk Standard Dictionary. N. Y., 1944. P. 264.

30. Gilmore John F. The Productive Personality. San-Francisco, 1974.

31. Havighurst R. J. Human Development and Education. N. Y., 1955. P. 131.

32. Hall R. T., Davis D. U. Moral Education in Theory and Practice. Buffalo, 1975. P. 35.

33. Anspach C. L., Congdon W. H. Problems in Educational Sociology. N. Y., 1974. P. 314.

34. McPhail P., Ungoed J. R. Moral Education in the Secondary School. L., 1972. P. 106.

35. Hall R. T., Davis D. U. Moral Education in Theory and Practice. С. 141.

УДК 159 УДК 378

А. А. Баранов, 3. Я. Баранова

РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУПРУГОВ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГИИ

В статье обосновывается актуальность формирования консультационных компетенций у будущих специалистов помогающих профессий - практических психологов по работе с проблемными семьями на основе интерактивного (социально-адаптационного) подхода. Раскрывается необходимость детального рассмотрения в процессе подготовки бакалавров и магистров направлений «Психология» и «Психолого-педагогическое образование» моделей поведения супругов и механизмов формирования продуктивных стратегий взаимодействия.

The authors lay a foundation for development of consultancy-based competence for caring professions' specialists, in particular psychology practitioners, who work with problem families. Their provisions are suggested to rely on interactive (social-adaptation) approach. The article reveals the importance of it for "Psychology" and "Psychological and Pedagogical Education" bachelor and master programs so as to equip students with the knowledge of behavioral mechanisms and models for effective interactive strategies.

Ключевые слова: развитие профессиональных компетенций, стратегии взаимодействия, социально-психологическая адаптация, стратегии и модели поведения супругов.

Keywords:development of professional competence, strategies of interactions, social and psychological adaptation, behavioral models.

Основные компетенции студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Психология» и «Психолого-педагогическое образование» по семейному консультированию, формируются в рамках таких дисциплин государственного стандарта, как «Семейная психология», «Психологическое консультирование», «Основы психотерапии», а также в факультативных курсах и курсах по выбору (например: «Психология взаимопонимания», «Половозрастное консультирование и т. п.). Отработка и дальнейшее развитие семейно-кон-сультационных компетенций происходит в рамках диагностической, консультационной и кор-рекционной видов учебных практик.

По частоте клиентских запросов работа с семьей занимает у практикующих психологов до половины всех обращений [1]. В связи с этим в процессе подготовки профессиональных психологов необходимо придерживаться доказавших свою состоятельность теоретико-методологических подходов к такой важной сфере человечес-

© Баранов А. А., Баранова 3. Я., 2013

кого бытия, каким является социальный институт социализации - семья.

Жизнь в семье невозможна без общения в ней, взаимодействия между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневной жизнедеятельности. Удовлетворённость супругов общением зависит от степени совместимости их взглядов, ценностей, норм и правил поведения [2].

Отсутствие взаимопонимания в семье приводит к подавленности, отчуждённости, к ухудшению психологического и физического состояния, значительному понижению работоспособности человека. Неумение общаться способно разрушить семью [3]. Основными компонентами культуры общения являются сопереживание, терпимость, уступчивость, доброжелательность.

Жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества. Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. От того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будут жить наши дети [4]. Будет ли общество, построенное на принципах добра и справедливости, или же наоборот? В этом случае очень важно партнерское, поддерживающее общение между супругами. Именно в процессе семейного общения зарождается и протекает формирование личности ребёнка, члена общества. Последствиями непродуктивного общения в семье могут быть конфликты и разводы, которые наносят большой социальный вред обществу. Чем меньше разводов в семьях, тем здоровее общество.

Вполне справедливо отмечает М. Н. Николаев [5], что социально-психологическое здоровье общества прямо пропорционально зависит от здоровья семьи, так же как и здоровье семьи -от общества, и, следовательно, адаптационный потенциал социума будет складываться из продуктивных стратегий приспособительного поведения членов первичной ячейки общества.

В науке признается, что психика как приобретение и неотъемлемое свойство человека появилось в процессе эволюции именно для успешной адаптации к окружающей среде (включая и среду социальную). При таком ракурсе анализа соотношения двух понятий (супружеские взаимоотношения и социально-психологическая адаптация) межличностное благополучие супругов будет частным случаем их социально-психологической адаптации. Большинство авторов персо-нологических теорий считают, что личность является пластичным образованием, в той или иной мере способным к адаптации. Во многих концеп-

циях личности (G. Allport, H. Eysenck, С. Jung) адаптационным механизмам отводится интегрирующая, системообразующая роль. Так, Н. А. Ми-лославова [6] полагает, что «процесс социальной адаптации может выступать не только как объективный механизм приспособления, прино-ровления к социальной среде (пассивное приспособление кого-либо к чему-либо), но и как механизм субъективной деятельности, направленный на приспосабливание индивида к тем или иным нормам, стандартам, меркам (активное приспосабливание кем-либо кого-либо)».

Социально-психологическая адаптация заключается во взаимном приспособлении личностей, групп путем усвоения ролей, норм, способов, форм взаимодействия в определенных условиях. Так, человек сначала «входит» в группу, приспосабливается к ней, разделяя убеждения и представления его членов, а затем воздействует на них, изменяя их взгляды [7].

Итак, при подготовке психологов необходимо рассматривать следующие возможные четыре стратегии приспособления одного супруга к другому:

- «реактивная стратегия» - «пассивное» приспособление к требованиям супруга. Реакция (ответ) личности на акцию со стороны другого субъекта взаимодействия (стимул). Субъект, мало осознавая, изменяется под воздействием социализации в новых выдвигаемых брачным партнером условиях (наиболее близкий к собственно биологической трактовке процесса адаптации случай);

- стратегия - «приспосабливание среды» -активное «возделывание» социального пространства супруга, его приспособление под свои нормы и правила (примером может служить традиционная, к сожалению, схема взаимодействия учитель - ученик, а точнее - воздействия первого на второго, в школах России);

- стратегия «диалога» - сознательное освоение (присвоение) новых социальных требований, транслируемых брачным партнером (ценностей, традиций, ограничений и поощрений), на фоне трансформации ранее интериоризированных установок, стереотипов, норм и правил, при сохранении стержневых, базальных структур личности (смыслов, идеалов и ценностей), сформировавшихся в процессе персоногенеза;

- стратегия «приспосабливание себя» - высокоосознанное принятие в качестве приоритетных, главенствующих в мировозрении супруга регуляторов поведения, в какой-то степени личностное самоотречение. Переосмысление и деструкция ранее сложившихся детерминант личностной саморегуляции.

Поведение же людей при начальной стадии развития супружеских отношений разворачивается, нередко, в стрессогенных (конфликтоген-ных) ситуациях межличностного взаимодействия.

Достаточно продуктивной для понимания и дальнейшего социального, психологического и педагогического сопровождения (превенции и помощи) молодых супругов, на наш взгляд, будет попытка соотнести разрабатываемый нами [8] подход к рассмотрению адаптационного процесса с моделями поведения К. Додда [9].

Так, этносоциолог К. Додд выделяет четыре основные модели поведения в межэтническом взаимодействии в условиях адаптации:

1) Flight - создание своего микромира, попытка избежать прямых контактов с чужой культурой;

2) Fight - активное проявление этноцентризма, желание перенести свою модель поведения в новую среду;

3) Filter - диалог культур или разнонаправленная стратегия:

а) сохранение собственной культуры, идентификации со своей этнической группой;

б) высокая активность, коммуникабельность в новой среде.

4) Flex - изменение культурной идентичности как на уровне внешнего поведения, так и на уровне социального восприятия.

Сразу обозначим принципиальное условие -в качестве мигранта - представителя одного этноса, по К. Додду, - мы рассматриваем одного супруга из семейной пары (вне зависимости от пола и паспортного возраста), а под новой культурной средой, коренным этносом будем иметь в виду психологическое (точнее личностное) пространство другого партнера по семейным взаимодействиям.

Первая модель поведения межэтнического взаимодействия (Flight) в процессе адаптации в соотнесённости с индивидуальной трудовой миграцией и миграцией по национальным причинам может иметь неприятие инонациональных иммигрантов титульным населением; взаимную дистан-цированность. Продуктами такого копинг-пове-дения будет являться накопление и проявление в процессе вынужденного межкультурного взаимодействия (общения) социальной отчужденности, тревоги, недоверия, а в крайних формах - и различных агрессивных реакций. В соответствии с нашими взглядами это не есть собственно адаптационная стратегия, а вариант развития деза-даптационных процессов у супруга с такой стратегией поведения, которая может быть оправданна только на начальном этапе вхождения в новую культуру, и то при значительном временном ограничении ее функционирования.

Проявление этноцентризма (Fight) возможно лишь в общностях, сформировавшихся в ходе военных конфликтов, вооружённых столкновений, а также национальных распрей, и волей этих обстоятельств заброшенных на чужбину. При

условии непонимания их проблем властными структурами, при возникновении конфликтных ситуаций с коренными жителями, при усиливающейся активности их лидеров, а также нестабильности политической или экономической ситуации у инонациональных мигрантов на первый план могут выдвигаться этноцентристские требования (попытка перенести свои национальные стереотипы и образцы поведения в новую среду). Все указанные факторы, как правило, ведут к напряженности во взаимоотношениях между вынужденными мигрантами и титульным населением, создавая благоприятную почву для формирования у мигрантов эгоцентризма, завышенной самооценки, нетерпимости, низких самокритичности и эмпатийности.

Следующая модель поведения - Filter - представляет собой одновременное нахождение в двух культурных средах. Для экономических инонациональных мигрантов (а именно эта форма миграции создаёт условия для Filter) важно сохранение своей национальной культуры, самосознания, но не менее важно быстро осваивать язык титульной нации, а также устанавливать контакты с властями, связи с нужными людьми, ориентироваться в новых быстро меняющихся обстоятельствах принимающего общества.

Поэтому особенностью данного поведения межэтнического взаимодействия, обусловленного, как правило, вынужденной миграцией с учётом собственного интереса в условиях адаптации, является сохранение собственной идентичности при высокой и быстрой приспособляемости в иной этнической среде. Последствиями такого поведения межэтнического взаимодействия будут прочные контакты в бизнесе, профессиональной и образовательной сферах. Адаптация осуществляется по типу стратегии «диалога», что способствует становлению и развитию позитивной «Я-концепции», социально-перцептивных и эмпатийно-рефлексивных способностей, чувства доверия, толерантности и удовлетворению аф-филиативных потребностей.

Четвёртая модель поведения (Flex) полностью изменяет культурную идентичность человека, и, следовательно, являет собой органичную часть ассимиляционного процесса. Темпы ассимиляции зависят от близости языка, культуры мигрантов и местного населения, от характера их расселения, принципов национальной политики принимающего государства. Как правило, модель поведения «Flex» применима в ситуации экономической, политической миграции, когда человек настроен на дальнейшее постоянное проживание и активное участие в общественной жизни новой для себя страны. В основе этой модели поведения лежит адаптационная стратегия «приспосабливания себя», которая не исключает у человека

появление чувства тревоги и дискомфорта в незнакомой обстановке, но сознательно избранная стратегия поведения помогает в преодолении сложностей, носящих, в первую очередь, внешний по отношению к внутреннему миру личности, социально обусловленный характер.

Итак, еще раз, но уже кратко сопоставим модели межэтнического взаимодействия, предложенные К. Доддом, с разрабатываемыми нами адаптационными стратегиями личности в стрес-согенных условиях жизнедеятельности:

1) Flight - «реактивная стратегия»;

2) Fight - стратегия «приспосабливание среды»;

3) Filter - стратегия «диалога»;

4) Flex - стратегия «приспосабливание себя».

Такая схема сопоставления может быть полезной при определении будущими практическими психологами наиболее адекватных и эффективных путей и методов личностного и группового сопровождения процесса социально-психологической адаптации молодых супругов друг к другу. В связи с этим необходимо активней внедрять в учебно-образовательные программы профессиональной подготовки студентов по работе с семьей лекционно-практические и тренинговые занятия по отработке соответствующих продуктивных консультационных компетенций у будущих бакалавров и магистров, обучающихся по направлениям «Психология» и «Психолого-педагогическое образование».

Примечания

1. Эйдемиллер Э. Г, Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2000.

2. Андреева Т. В., Кононова А. В. Распределение ролей в молодой семье // Ананьевские чтения - 2002. Психология и политика. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002.

3. Андреева Т. В. Психология семьи. СПб.: Речь, 2007.

4. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2002; Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М., 1989.

5. Николаев M. Н. Вечная ценность семьи. М.: Антиква, 2006.

6. Милославова И. А. Социальная адаптация: анализ понятия // Понятия, принципы, категории. Л., 1975. С. 139-146.

7. Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989.

8. Баранов А. А. Стресс-толерантность педагога: теория и практика. М.: АСТ, 2002; Баранов А. А. Феноменология адаптации личности // Вестник Удмуртского университета. Ижевск, 2003. С. 27-41.

9. Dood Carely H. Dynamics of Intercultural Communication. JAL Press, 1996.

УДК 159.946

A. A. Мосунова

ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПСИХОЛОГИИ ЧТЕНИЯ

Анализируется понятие библиопсихологии (психологии чтения). Рассматриваются в первом приближении история и теоретические предпосылки возникновения психологии чтения. Обращается внимание на современное состояние проблемы отношений человека, книги и общества.

Examines the concept of bibliopsychology (psychology of reading). In first approximation, history and theoretical background of psychology of reading. Draws attention to the current state relations issuesof human, books and society.

Ключевые слова: библиопсихология, история возникновения библиопсихологии, научные основы развития библиопсихологии.

Keywords: bibliopsychology, the history of bibliopsychology, the scientific basis for the development of bibliopsychology.

Приступая к рассмотрению истоков и теоретических основ относительно молодой области науки, важно определить само понятие библиопсихологии (психологии чтения).

Представления о психологии чтения связаны с получившим широкое распространение термином «библиопсихология». Он служит для обозначения специализированного раздела науки, который ещё не имеет подлинных традиций и находится в стадии становления. Поэтому значение этого термина пока недостаточно определённое. В самом общем плане библиопсихология - это особая область психологической науки, включающая проблемы взаимодействия человека с книгой. Слово происходит от греч. biblio - книга, а вопрос о том, что и как изучает библиопсихология, до сих пор остается дискуссионным и составляет содержание ряда солидных трудов.

Вместе с тем в трёх моментах позиции большинства учёных сходятся. Они едины в том, что психология в сфере книги изучает: 1) процесс литературного творчества, 2) процесс чтения, 3) процесс книжного влияния. Следовательно, в библиопсихологии выделяются три аспекта: психология литературного творчества, психология чтения и психология воздействия книги на читателя. Поскольку основу взаимодействия человека с книгой составляет процесс чтения, в узком плане библиопсихологию можно трактовать именно как психологию чтения. Тем самым понятия библиопсихологии и психологии чтения выступают как синонимичные, значение первого из

© Мосунова Л. А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.