Научная статья на тему 'Развитие коммуникативных умений младших школьников'

Развитие коммуникативных умений младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7822
693
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яшкова Л.А.

Формирование и развитие коммуникативных умений младших школьников является важнейшей задачей современной школы, т.к. все этапы пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Статья содержит материалы исследования по проблеме поиска наиболее эффективного подхода развития коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности по ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативных умений младших школьников»

международный научный журнал «инновационная наука» №2/2016 issn 2410-6070

профессиональной деформации и активизация их способности к саморазвитию. Содержание данного концентра основано на том, что у педагогов не только формируются теоретические представления о профессиональных деформациях, но и устанавливаются взаимосвязи между профессиональной деформацией и саморазвитием, непрерывным образованием и самообразованием. Реализация этого концентра эффективна с помощью следующих форм: тренингов, деловых игр, семинаров-практикумов.

На данном этапе у педагога, на наш взгляд, должны быть сформированы следующие показатели профилактики профессиональной деформации: стремление к саморазвитию, наличие желания достигать высоких профессиональных результатов, понимание необходимости заниматься профилактикой профессиональных деформаций.

3 концентр (поведенческий) - формирование стрессоустойчивости и навыков саморегуляции педагогов. Без целенаправленного формирования навыков стрессоустойчивости и навыков саморегуляции практически невозможно осуществлять качественную профилактику профессиональной деформации педагогов ДОО.

Эффективность реализации этого концентра обусловлена использованием следующих форм: тренингов, мини-лекций как составной части тренингов. В рамках данного концентра мы намереваемся сформировать следующие показатели профилактики профессиональной деформации: стремление к саморазвитию педагога, наличие желания достигать высоких профессиональных результатов, понимание необходимости заниматься профилактикой профессиональных деформаций.

Все три концентра взаимосвязаны между собой.

Реализация второго этапа позволит перейти на третий итоговый этап, цель которого - анализ результатов внедрения программы, направленной на профилактику профессиональных деформаций. Содержание работы: проведение анкетирования; подведение итогов работы; изучение и сравнительный анализ полученных результатов (до и после внедрения программы).

В качестве идеального результата мы хотели бы видеть отсутствие симптомов профессиональной деформации педагогов, овладение умениями преодолевать профессиональные трудности самостоятельно.

Итак, представленная профилактическая модель позволит, на наш взгляд, эффективно осуществлять предупреждение профессиональной деформации личности педагога дошкольной образовательной организации.

Список использованной литературы:

1. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности/ С.П. Безносов. — СПб.: Речь, 2004. - 272с.

2. Прокопцева Н. В. Психолого-педагогические условия профилактики профессиональной деформации педагога: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Прокопцева Н. В.- Москва, 2010.- 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/866.

3. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителей // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 54-67.

4. Штоф В.А. Моделирование и философия/В.А. Штоф. - М.:Наука, 1966.- 302 с.

© Шинкарева С.А., 2016

УДК 372

Л.А. Яшкова

К.и.н., доцент

ФГБОУ ВО, КубГУ, филиал в г.Славянске-на-Кубани г.Славянск-на-Кубани, Российская Федерация

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Формирование и развитие коммуникативных умений младших школьников является важнейшей

международный научный журнал «инновационная наука» №2/2016 issn 2410-6070

задачей современной школы, т.к. все этапы пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Статья содержит материалы исследования по проблеме поиска наиболее эффективного подхода развития коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности по ФГОС.

Ключевые слова

Коммуникативные умения, коммуникативные универсальные учебные действия, внеурочная деятельность, общение.

Федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед учителями начальных классов задачу развития коммуникативных умений, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся [2, с. 12]. В связи с этим особую важность приобретает учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в начальной школе.

Для того, чтобы творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия: прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность; воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей с друг другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.

В соответствии с ФГОС второго поколения нагрузка внеурочной деятельности составляет 10 часов в неделю [1, с. 22]. Во внеурочной деятельности имеются большие возможности для развития всесторонне развитой личности, в том числе в творческой сфере. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и альтернативные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое мастерство.

Общение - это обмен духовными ценностями (общепризнанными и специфическими для различных номинальных и реальных групп), которое происходит в форме диалога человека как в процессе взаимодействия с окружающими, так и с другими Я.

Введение коррекционных заданий во внеурочную деятельность в начальной школе помогают решить многие педагогические проблемы, которые не решаются привычными методами. Личность живет в обществе и должна уметь общаться, а творческая личность особо привлекательна в общении; творческий человек успешен в профессиональной деятельности; творчество выступает мощным фактором развития личности.

Именно в совместной деятельности ребёнок наиболее ярко проявляет свои способности, раскрывает своё мироощущение, открывает для себя что-то новое. В то же время, богатые возможности современного программного обеспечения позволяют подходить к работе творчески и нестандартно. Процесс и развитие коммуникативных умений пронизывает все этапы формирования личности младшего школьника, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Занятия на основе совместной творческой деятельности младших школьников позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, способствуют формированию коммуникативных и организаторских умений, способности работать в группе, навыков практической деятельности. Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества.

международный научный журнал «инновационная наука» №2/2016 issn 2410-6070

Вышеуказанные позиции определили актуальность и позволили уточнить проблему исследования, заключающуюся в поиске путей наиболее эффективного подхода развития коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности.

Недостаточность разработки теоретических подходов к решению выше обозначенной проблемы, ее недостаточная методическая проработанность обусловили выбор темы исследования «Развитие коммуникативных умений младших школьников».

Проблема исследования: содержание и методика развития коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности.

Объект исследования: процесс развития коммуникативных умений младших школьников.

Предмет исследования: методические условия развития коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие коммуникативных умений младших школьников будет эффективнее, если разработать и внедрить во внеурочную деятельность программу «Риторика».

Задачи исследования:

1. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.

2. Рассмотреть возрастные особенности младших школьников.

3. Определить уровень развития коммуникативных умений младших школьников.

4. Разработать программу «Риторика», направленную на развитие коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: методы теоретических исследований (изучение психолого-педагогической литературы); методы эмпирического исследования (анкетирование, беседа); статистический метод обработки экспериментальных данных.

Эмпирическая база исследования. Исследование проведено на базе МБОУ Лицей № 1 г. Славянска-на-Кубани, МО Славянский район. В исследовании приняли участие учащихся 3 класса «В» (экспериментальная группа) в котором обучается 33 человека и 3 класса «Г» (контрольная группа) в количестве 32 человек.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснованы теоретические основы и условия развития коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности.

Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут являться теоретической основой для организации работы учителей начальных классов по развитию коммуникативных умений во внеурочной деятельности в начальной школе с помощью разработанной программы «Риторика», в общеобразовательных учреждениях.

Как известно, общение рассматривается в качестве одного из основных условий развития ребенка (особенно развития речи и мышления) практически на всех этапах онтогенеза. Его роль в психическом развитии ребенка определяется тем, что благодаря своей знаковой (вербальной) природе оно изначально, генетически связано с обобщением (мышлением). Возникая как средство общения, слово становится средством обобщения и становления индивидуального сознания [3, с. 36].

Однако невозможно совершенствовать речь учащихся вне связи с ее исходной коммуникативной функцией - функцией сообщения, адресованного реальному партнеру, заинтересованному в общем результате деятельности, особенно на начальном этапе обучения.

В условиях традиционной школы коммуникативные трудности преодолеваются крайне слабо, в виде негативного стиля общения. У значительного числа детей они приобретают хронический характер, постепенно переходя в устойчивые и неблагоприятные характерологические черты.

международный научный журнал «инновационная наука» №2/2016 issn 2410-6070

В связи с этим можно полагать, что создание в школе реальных условий для преодоления эгоцентрической позиции, успешное формирование навыков эффективного сотрудничества со сверстниками послужит мощным противодействием многочисленным личностным нарушениям у детей.

Отношение к школе, учению и поведение ребенка в ситуации учебной деятельности, характеризующее сформированность внутренней позиции школьника исследовалось в ряде исследований М. Р. Гинзбург, Н. И. Гуткина, В. В. Давыдов, А. З. Зак, Т. А. Нежнова, К. Н. Поливанова, Д. Б. Эльконин [2, с. 45].

В условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных умений младших школьников происходит более интенсивно (т.е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре. Так, например, в число основных составляющих организации совместного действия входит внеурочная деятельность.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты [1 c.23].

Целью внеурочной деятельности младших школьников является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, общения, коммуникативной компетентности

Таким образом, изучив возрастные особенности развития коммуникативных умений младших школьников, особенности организации внеурочной деятельности в начальной школе, педагогические условия формирования универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте, моно говорить о том, что есть необходимость изучения влияние внеурочной деятельности на уровень сформированности коммуникативных умений у младших школьников [2, с. 32]..

Цель констатирующего этапа эксперимента, проведенного на базе МБОУ лицея №1 определить уровень развития коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности. Для выявления коммуникативных умений младших школьников, были выделены критерии и подобраны следующие методики по определению доминирования познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка: «Незавершенная сказка», «Братья и сестры».

Для обработки полученных данных в ходе проведения методики «Незавершенная сказка» и «Братья и сестры» направленных на выявление уровня сформированности коммуникативных умений в 3 «В» классе (экспериментальной группе), были выявлены три основных уровня: 61% (20 чел.) низкий уровень, дети с низкой инициативой в ситуации общения с взрослым; 27% (9 чел.) имеют средний уровень, дети взаимодействуют с взрослыми, но еще не уверенны в себе; 12% (4 чел.) высокий уровень, дети сами проявляли инициативу в общении с взрослым, можно сказать, что коммуникативный навык умения задавать вопрос сформирован.

В 3 «Г» классе (контрольная группа) в ходе проведения первичной диагностики и качественного анализа были получены следующие результаты: 50% (16 чел.) показали низкий уровень сформированности коммуникативного навыка; 38% (12 чел.) имеют средний уровень, дети взаимодействуют с взрослыми, но еще неуверенны в себе; 12% (4 чел.) высокий уровень, дети сами проявляли инициативу в общении с взрослым, можно сказать, что коммуникативный навык умения задавать вопрос сформирован.

Общие показатели результатов исследования уровня сформированности коммуникативных умений младших школьников экспериментальной и контрольной групп представлены в таблице 1 и отражены на рисунке 1.

Таблица 1

Уровень сформированности коммуникативных умений младших школьников на констатирующем этапе эксперимента

Класс (группа) Уровень сформи рованности коммуникативных умений

низкий средний Высокий

3 «В» класс (экспериментальная группа) 61% 27% 12%

3 «Г» класс (контрольная группа) 50% 38% 12%

межд ународ ный научный журнал «инновационная наука» №2/2016 issn 2410-6070

низкий уровень средний высокий

уровень уровень

■ экспериментальная группа _ контрольная группа

Рисунок 1 - Уровень сформированности коммуникативных умений младших школьников на

констатирующем этапе эксперимента

Проведенное нами исследование выявило низкий уровень развития коммуникативных умений младших школьников. При этом в учебном плане начального общего образования нет специального учебного предмета, который был бы фундаментальной основой для формирования названных компетенций учащихся, давал бы важные гуманитарные знания метапредметного характера, также нравственные ориентиры социальной жизни.

В ходе формирующего этапа эксперимента была разработана программа «Риторика», направленная на повышение уровня развития коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности.

Программа по внеурочной деятельности «Риторика» составлена на основе авторской программы Т. А. Ладыженской, Н. В. Ладыженской.

В программу заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, предусмотренных стандартом, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Одно из требований программы - коммуникативная направленность всего комплекса учебно-воспитательного воздействия.

Объём учебного времени, отводимого на изучение данного курса с 1 -го по 4-й класс - 1 час в неделю, 34 часа в год - для каждого класса, общий объём учебного времени составляет 136 часов.

Целесообразно организовать обучение во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности.

Для проверки результатов, проведенной в ходе формирующего этапа эксперимента, работы на контрольном этапе были повторно проведены методики «Незавершенная сказка» и «Братья и сестры»

Для обработки полученных данных в ходе проведения методики «Незавершенная сказка», направленной на выявление уровня развития познавательного интереса и качественного анализа во 3 «В» классе (экспериментальной группе), были использованы три основных уровня: 51% (17 чел.) низкий уровень, дети с низкой инициативой в ситуации общения с взрослым; 33% (11 чел.) имеют средний уровень, дети взаимодействуют с взрослыми, но еще не уверенны в себе; 16% (5 чел.) высокий уровень, дети сами проявляли инициативу в общении с взрослым, можно сказать, что коммуникативный навык умения задавать вопрос сформирован.

Во 3 «Г» классе (контрольная группа) в ходе проведения методик получены следующие результаты: 47% (15 чел.) показали низкий уровень сформированности коммуникативного навыка; 41% (13 чел.) имеют средний уровень, дети взаимодействуют с взрослыми, но еще не уверенны в себе; 12% (4 чел.) высокий уровень, дети сами проявляли инициативу в общении с взрослым, можно сказать, что коммуникативный навык умения задавать вопрос сформирован.

Общие показатели результатов исследования уровня сформированности коммуникативных умений у младших школьников экспериментальной и контрольной групп представлены в таблице 2 и отражены на рисунке 2.

международный научный журнал «инновационная наука»

№2/2016

issn 2410-6070

Таблица 2

Уровень сформированное™ коммуникативных умений у младших школьников на контрольном этапе эксперимента

Класс (группа) Уровень сформированном^ коммуникативных умений

низкий средний Высокий

3 «В» класс (экспериментальная группа) 51% 33% 16%

3 «Г» класс (контрольная группа) 47% 41% 12%

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

низкий уровень

средний уровень

| экспериментальная группа

высокий уровень

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- контрольная группа

Рисунок 1 - Уровень сформированности коммуникативных умений у младших школьников

на контрольном этапе эксперимента

Таким образом, полученные данные о сформированности коммуникативных умений младших школьников в ходе формирующего эксперимента убедительно показывают, что разработанная и апробированная программа «Риторика», подтвердила результативность формирования коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.

Список использованной литературы:

1. Актуальные вопросы реализации стандарта второго поколения «Перспективная начальная школа» [Текст] : материалы участника личностно-ориентированного модуля / ред. Р. Г. Чуракова. - М. : Академкнига, 2014. - 60 с. - (Переподготовка и повышение квалификации работников образования).

2. Атрашенко, А. Н. Внеурочная деятельность учащихся как фактор повышения эффективности образовательного процесса [Текст] / А. Н. Атрашенко, О. И. Аладко // Начальная школа плюс до и после. -2008.- № 1.- С. 82-83.

3. Бершанская, О. Н. Формирование универсальных учебных действий младших школьников при работе с электронными образовательными ресурсами [Текст] / О. Н. Бершанская // Информатика и образование. -2012. - № 3. - С. 17-20.

4. Давыдов, В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности [Электронный ресурс] / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии : сайт. - URL: http://www.voppsy. ru/issues/1992/923/ 923014.htm (дата обращения: 20.11.2014).

5. Давыдова, Н. Н. Универсальные учебные действия: управление формированием [Текст] / Н. Н. Давыдова, О. В. Смирных // Народное образование. - 2012. - № 1. - С. 167-174.

© Яшкова Л.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.