Научная статья на тему 'Развитие коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью средствами театральной деятельности'

Развитие коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью средствами театральной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2260
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью средствами театральной деятельности»

Результаты констатирующего эксперимента позволили выделить наиболее характерные для детей экспериментальной группы черты недоразвития фонематического восприятия, к которым можно отнести следующие:

• затруднения детей в воспроизведении рядов слогов с оппозиционными звуками;

• искажение структуры слогового ряда;

• перестановки и недоговаривание слогов;

• замены и смешения звуков;

• трудности различения слов, близких по звучанию.

Отсутствие у детей полноценного восприятия фонем делает

невозможным их правильное произнесение.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что преодоление нарушений фонематического восприятия требует целенаправленной логопедической работы в ходе специально организованного обучения с использованием специальных коррекционных упражнений и заданий, которые должны положительно повлиять на процесс развития фонематического восприятия у детей с ОНР III уровня и обеспечить их лучшую подготовленность к началу школьного обучения.

Е. Ю. Серова, Л. С. Кудрина

Развитие коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью средствами театральной деятельности

Современный этап развития системы специального образования характеризуется поиском и разработкой новых технологий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья на базе деятельностного подхода к личности. Научно обосновано, что повышение эффективности развития коммуникативных навыков возможно не только через совершенствование образования, но и через изменение содержания и форм обучения (Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, Н.Я. Михайленко, Н.Н. Поддъяков).

В работах отечественных психологов и педагогов театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития школьников, что обусловлено родством данных игр с театром - синтетическим видом искусства (Л.В. Артемова, Л.С. Выготский, Н.С. Карпинская, Д.В. Менджерицкая, Б.М. Теплов, Л.Г. Стрелкова и др.). Л.С. Выготский определяет драматизацию, или театральную постановку, как самый частый и распространенный вид детского творчества, так как драматическая форма отражения жизненных впечатлений лежит глубоко в природе детей и находит свое выра-

100

жение стихийно, независимо от желания взрослых. Она включает различные символико-моделирующие виды деятельности и построена на основе органического единства игры, речи, рисования, а также предполагает формирование личностных смыслов посредством «общения искусством» (М.А. Васильева, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, А.А. Леонтьев, С.И. Мерзлякова, Л.Г. Миланович, Н.Ф. Сорокина, Е.Л. Трусова).

Специфика театрализованной игры как особого вида игровой деятельности заключается в том, что она позволяет реализовать принципы культурного воспитания (М.И. Никитина) через формирование «образа мира» (А.Н. Леонтьев), развитие пространственновременной ориентировки, знакомство с законами природы - цикличностью, взаимосвязью и взаимозависимостью объектов и явлений окружающей действительности. В то же время в этих играх формируется умение отличать мир представлений, воображения от действительности, реального мира, а также происходит формирование коммуникативных навыков у детей с нарушениями в интеллектуальном развитии.

Отмечается, что в процессе драматизации моделируются различные ситуации общения, развивается связная речь, являющаяся необходимым условием адаптации ребенка в обществе (М.А. Васильева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, С.А. Козлова и др.). В играх драматического типа у детей развивается произвольность, особая чуткость и внимание к действиям людей в жизни, умение видеть и понимать значение простейших действий человека, его чувства, взаимоотношения с людьми, природой (А.В. Запорожец, Л.Г. Стрелкова, Е.Л. Трусова, Д.Б. Эльконин).

В современной специальной психологии и педагогике актуальной проблемой является использование игровой деятельности для коррекции недостатков развития детей. Исследования, касающиеся коррекционно-развивающих возможностей игровой деятельности, направлены в основном на совершенствование сюжетно-ролевой, дидактической игры со школьниками с интеллектуальной недостаточностью (Е.Б. Аксенова, Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, О.П. Гаврилушкина, М.А. Егорова, А.А. Катаева, Э. Кулеша, Е.С. Слепович, Е.А. Стребелева, Н.Д. Соколова и др.).

Системные исследования особенностей использования театрализованных игр в обучении детей с нарушениями в интеллектуальной сфере характеризуются недостаточной изученностью, имеются лишь отдельные рекомендации по включению данного вида игр в коррекционную работу со школьниками (И.М. Бгажнокова, В.В. Воронкова, О.П. Гаврилушкина, А.Н. Граборов, Е.А. Медведева, Н.Д. Соколова, S.A. Kirk, J.J. Gallagher).

101

Театрализованная игра ставит перед ребенком много важных задач. Дети должны уметь организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия; уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).

Общение является сложным многоплановым процессом установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемым потребностями совместной деятельности и включающим в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) (Общение // Психология общения: энцикл. слов. / под общ. ред. А.А. Бодалева. М.: Когито-Центр, 2011).

У детей с легкими нарушениями в интеллектуальной сфере неполноценны все предпосылки, необходимые для формирования и развития процесса общения: познавательная и речевая активность, речемыслительная деятельность, не сформированы все виды речевой деятельности и её компоненты (Борякова Н. Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития; Виноградова О. А. Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития // Практ. психология и логопедия. 2006. № 2. С. 53-54).

Семья влияет на положение ребенка в обществе. Наиболее негативное влияние на социальный статус, проявление личностной активности в группе у детей с ограниченными возможностями здоровья оказывает чувство неполноценности в семейной ситуации.

Дети с интеллектуальными нарушениями в развитии чаще всего из неблагополучных семей. Совокупность показателей неблагоприятной семейной ситуации образует независимую плеяду: у детей прослеживается отгороженность по отношению к семье, неудовлетворенная потребность в общении с родными. Потребность в общении в семье и ее полная неудовлетворенность приводят к тому, что на фоне выраженного стремления к общению дети проявляют агрессивность к взрослым и к сверстникам. Дети из неполных семей страдают от отсутствия одного из родителей, круг общения их более замкнут. Большинство из этих детей имеют высокий уровень тревожности. Семейные конфликты, непонимание потребностей своего ребенка повышают уровень тревожности детей.

102

В процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом и со взрослыми, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. Игра-драматизация снижает уровень агрессии по отношению к сверстникам и взрослым, принимают опыт героя на себя, следовательно, ребенку легче анализировать ошибки поведения героя, а также видеть его положительные качества, вследствие этого он выводит для себя эталон поведения в обществе. Средствами театральной драматизации можно добиться понижения уровня агрессии между детьми с интеллектуальной недостаточностью, расширения круга общения между собой. Постановки классической литературы и сказок могут вызвать интерес школьников к чтению, поскольку следующую театральную постановку дети выбирают сами. Родители, видя постановки детей, уже по-другому оценивают возможности своих детей. Многие родители стараются принять участие в постановках детей, этим они снижают уровень агрессии в семье, находят общие интересы с ребенком.

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.