Научная статья на тему 'Развитие коммуникативных компетенций ребенка с интеллектуальной недостаточностью как составляющая успешной интеграции'

Развитие коммуникативных компетенций ребенка с интеллектуальной недостаточностью как составляющая успешной интеграции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
665
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В. В. Ткачева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативных компетенций ребенка с интеллектуальной недостаточностью как составляющая успешной интеграции»

Программа предусматривает знакомство детей с неживой и живой природой, признаками погоды, сменой времен года, признаками сезонов года, с дикорастущими и культурными растениями, с лиственными и хвойными растениями, с дикими и домашними животными. Проводятся экскурсии в парк, лес, к водоему.

Чередование на экскурсии умственной и предметно-практической деятельности, наблюдения в природе способствуют повышению познавательной активности детей, снижению утомляемости, и как следствие, дети с задержанным психическим развитием раскрывают свои потенциальные возможности.

Список литературы

1. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. - М.: Вла-дос, 2004. -239 с.

2. Клепинина З.А. Методика преподавания предмета "Окружающий мир". - М.: Adadem-ia, 2013. -336 с.

3. Ланина И.Я., Соломин В.П. Экскурсии в природу по физике и биологии. - СПб.: РГПУ,1998. -185 с.

4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. - М.: Академия, 2001. - 184 с

В. В. Ткачева

Развитие коммуникативных компетенций ребенка с интеллектуальной недостаточностью как составляющая успешной интеграции

Проблема обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является одной из актуальных проблем, стоящих перед государством. Усиление в обществе гуманистических тенденций, признание прав лиц с ограниченными возможностями здоровья на совместное существование с остальными членами социума подводит нас к пониманию приоритетности задач социализации и интеграции таких детей в современное коммуникативное пространство [3; 5].

Интеллектуальная недостаточность - наиболее частая патология, которая встречается среди лиц с ОВЗ. По данным Коломенской территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, количество детей, относящихся к данной категории, составляет около 75% всех обследуемых. Термин «интеллектуальная недостаточность» является собирательным и включает как задержку психического развития различного генеза, так и умственную отсталость разной степени выраженности.

Интеграция и социальная адаптация детей с различными нарушениями интеллекта невозможна без речевого общения и взаимодействия. Формирования коммуникативной компетентности является составной частью успешной социализации и интеграции ребенка с особыми потребностями в круг здоровых людей. При отставании в речевом развитии возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения, оказываются расстроенными взаимоотношения между индивидом и обществом. Особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности [4].

Однако развитие общения у ребенка, имеющего какие-либо интеллектуальные отклонения, качественно отличается от развития такового в норме. Часто «особому» ребенку трудно установить эмоциональный контакт даже с родными, а тем более с другими детьми и взрослыми. В коммуникативной деятельности таких детей обнаруживаются стойкие нарушения всех звеньев данного акта общения, проявляющиеся в резком снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении, неразвитости фонетических, лексических и грамматических средств языка, необходимых для реализации готового речевого продукта. Данной категории детей присущи дефекты звукопроизношения, затруднен процесс восприятия и осмысления обращенной речи, содержания рассказов, сказок и т. д. Связная речь не соответствует возрасту. Все это приводит к тому, что большинство детей, страдающих нарушением интеллекта, не умеют поддерживать беседу, не знают, как начать разговор, как ответить на вопрос собеседника, затрудняются в формулировании вопроса, просьбы. Отклонения в развитии личности ребенка в зависимости от тяжести дефекта выражаются по-разному, но почти во всех случаях наблюдается некоторая изолированность проблемного ребенка от группы нормально развивающихся сверстников [1; 3].

В связи с этим особое значение приобретает искусственное формирование коммуникативных умений и навыков, так как степень их сформированности влияет на процесс социализации и интеграции ребёнка и развития личности в целом. Чем выше уровень развития речи, тем легче «особый» ребенок адаптируются в обществе.

Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора включения его в круг других людей, о чем свидетельствуют фундаментальные исследования отечественных педагогов прошлых лет и настоящего времени: Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконина, А.К. Аксеновой, Э.В. Якубовской и др. Во взаимодействии с другими людьми, и прежде всего, со сверстниками ребенок усваивает разные формы и правила поведения, учится общаться, добиваться того, что он хочет, учитывать желания других. Во время общих игр ребенок нормами и правилами общественного поведения, учится подражать другим, осваивает новые действия, увеличиваются активный и пассивный словарь. Таким образом развиваются коммуникативные навыки [2; 4].

Процесс формирования коммуникативной компетенции, развитие коммуникативного опыта воспитанников с нарушением интеллекта должны идти через овладение и применение педагогом современных педагогических технологий, которые в последнее десятилетие прочно вошли в педагогическую сферу.

Анализ педагогической практики показывает, что многие серьезные затруднения в решении образовательных, воспитательных задач, а также успешности интеграции детей с ОВЗ возникают из-за неумения педагога правильно организовать общение с детьми. При этом обращают на себя внимание следующие трудности: неумение наладить контакт, управлять общением детей в коллективе; выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от специфики педагогических задач; непониманием внутренней психологической позиции ребенка с нарушением интеллекта.

Владение педагогом коммуникативными компетенциями обусловливает отношение детей не только к данному педагогу, но и к сверстникам, обществу в целом [1; 4].

Из определения педагогической технологии как продуманной во всех деталях педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебно-воспитательного процесса, с обеспечением комфортных условий для обучающихся и педагога, вытекает, что коммуникативная технология - это специально организованная деятельность взаимоотношений педагога и детей, обусловливающая успешность обучения, воспитания и социально-психологического обеспечения образовательного процесса.

Данная технология включает:

- организацию коммуникативно-познавательной потребности в общении;

- обучение основам коммуникативного поведения;

- формирование форм и способов коммуникации;

- управление психическим состоянием ребенка.

Коммуникативная технология может быть представлена в виде_этапов решения коммуникативных задач:

- создание ситуации общения с учетом индивидуальных особенностей детей и текущей педагогической ситуации;

- выбор оптимального варианта привлечения внимания;

- непосредственное коммуникативное взаимодействие с осуществлением вербального и невербального общения;

- организация содержательной и эмоциональной обратной связи (стадия обратной связи в общении), что соответствует заключительному этапу решении коммуникативной задачи, целью которой является коррекция.

Представленные логика и этапность процесса коммуникативной технологии в реальной педагогической деятельности могут быть и иными. Некоторые этапы могут быть развернуты в разной степени или недостаточно четко проявленными. Однако такая логика раскрывает наиболее типичные ситуации, складывающиеся в процессе педагогического общения.

Так как коммуникативная технология является проникающей, то общие методические рекомендации по формированию у детей коммуникативных компетенций можно проследить в различных технологиях, таких как игровые, технология диалога, педагогика сотрудничества, технология проблемного обучения, проектные технологии, технологии уровневой дифференциации и др. [2; 4].

Интеграционные процессы все полнее охватывают различные категории детей с отклоняющимся развитием. Сейчас, когда система образования вплотную подошла к организации различных моделей интегрированного обучения, в качестве ориентира образования определена нацеленность на развитие ключевых компетенций детей, которые помогли бы им включиться в общественное пространство. Одной из базовых компетентностей, формируемых у детей с ОВЗ, является коммуникативная - умение эффективно сотрудничать с другими людьми.

Овладение коммуникативными компетенциями является одним из самых значимых приобретений ребёнка, т. к. составляет основу обучения, воспитания и социализации его в обществе. Ребенок с интеллектуальной неполноценностью не может самостоятельно развить в полном объеме навыки общения, что затрудняет его интеграцию в среду здоровых сверстников. Полноценная речь у детей

данной группы формируется только под воздействием специальной коррекцион-ной работы. Применение коммуникативной технологии, проникающей во все виды педагогической деятельности позволяет реализовать требования ФГОС для детей с ОВЗ [3; 5].

Список литературы

1. Коноплева А.Н., Лещинская Т.Л. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: моногр. - Мн.: НИО, 2003. - 232 с.

2. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - СПб.: Детство-ПРЕСС, 2010. - 384 с.

3. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен // Дефектология. - 2008. - № 2. - С 86-94.

4. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сб. игр и упражнений. - М.: Книголюб, 2006. - 64 с.

5. Малофеев Н.Н. Актуальные проблемы интегрированного обучения: материалы меж-дунар. науч.-практ. конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями). - М.: Права человека, 2001.- С. 42.

О. И. Урусова

Междисциплинарное взаимодействие специалистов в процессе непрерывного формирования социального опыта у лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития

28 сентября 2015 г. Республика Беларусь подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов (указ Президента Республики Беларусь № 401 от 24.09.2015 г.), а 18 октября 2016 года ратифицировала данный документ, в котором говорится, что «...государства-участники обеспечивают, чтобы инвалиды могли иметь доступ к общему высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни.» [2, с. 1]. Данная статья обязывает оказывать всестороннюю помощь и поддержку в непрерывном формировании социального опыта у лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), таким образом, подталкивая к поиску новых форм, нового содержания образования и социально-педагогических условий сопровождения в рамках междисциплинарного взаимодействия педагогов центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) и специалистов отделения дневного пребывания при территориальных центрах социального обслуживания населения (ТЦСОН).

Открытие в 1999 г. ЦКРОиР - новых учреждений образования - было обусловлено необходимостью преодоления изолированности системы специального образования, создания условий для возвращения ребенка в семью. Создание ЦКРОиР соответствует общим тенденциям развития социально ориентированного государства и позволяет обеспечить: социальные гарантии на получение образования всеми детьми до 18 лет, независимо от состояния их здоровья; создание условий для обучения детей с нарушениями развития по месту их жительства, а не в закрытых домах-интернатах; рациональное комплектование специальных учреждений образования и общеобразовательных учреждений, где открыты интегрированные классы и группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.