Научная статья на тему 'Развитие коммуникативной компетенции в контексте принципа креативности: опыт экспериментального исследования'

Развитие коммуникативной компетенции в контексте принципа креативности: опыт экспериментального исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП КРЕАТИВНОСТИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КРЕАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ГОТОВНОСТЬ / УМЕНИЯ / STUDENT'S READINESS / PRINCIPLE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / INDIVIDUAL CREATIVE FEATURES / SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябова Екатерина Владимировна, Ростовцева Вероника Михайловна

Изменения и инновации, характеризующие современное состояние образовательной сферы и касающиеся разработки новых образовательных стандартов, технологий обучения, поиска более эффективных путей реализации компетентностного подхода, обращаются к проблематике креативности не только в контексте психологии, но прежде всего в плане педагогики и методики преподавания отдельных предметов. В статье рассматривается принцип креативности в образовании и применительно к обучению иностранному языку. Развитию коммуникативной компетенции в контексте принципа креативности свойственна специфика содержания компетенции и готовности студента к ее формированию с присущими им эксплицитными и имплицитными характеристиками. На основе анализа и обобщения данных, содержащихся в исследованиях, авторами представлены основные препятствия в реализации принципа креативности и одно из условий для его успешной реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE THROUGH THE PRINCIPLE OF CREATIVITY: EXPERIMENTAL INVESTIGATION EXPERIENCE

Changes and innovation that characterize current state of the education sector and deal with the development of new educational standards, learning technologies, searching for the better ways to implement the competency approach, also refer to issues of creativity not only in the context of psychology, but primarily in terms of pedagogy and methodology of teaching individual subjects. In the article the phenomenon of creativity in education in relation to teaching a foreign language is considered. The development of communicative competence is characterized by particularities concerning the content and student’s readiness. Based on the analysis and synthesis of the data contained in the studies the authors present the main obstacles to realization of the principle of creativity and one of the conditions for its successful realization.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативной компетенции в контексте принципа креативности: опыт экспериментального исследования»

УДК 811.271 (37.026.9)

Е. В. Рябова, В. М. Ростовцева

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В КОНТЕКСТЕ ПРИНЦИПА КРЕАТИВНОСТИ: ОПЫТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Изменения и инновации, характеризующие современное состояние образовательной сферы и касающиеся разработки новых образовательных стандартов, технологий обучения, поиска более эффективных путей реализации компетентностного подхода, обращаются к проблематике креативности не только в контексте психологии, но прежде всего в плане педагогики и методики преподавания отдельных предметов. В статье рассматривается принцип креативности в образовании и применительно к обучению иностранному языку. Развитию коммуникативной компетенции в контексте принципа креативности свойственна специфика содержания компетенции и готовности студента к ее формированию с присущими им эксплицитными и имплицитными характеристиками. На основе анализа и обобщения данных, содержащихся в исследованиях, авторами представлены основные препятствия в реализации принципа креативности и одно из условий для его успешной реализации.

Ключевые слова: принцип креативности, коммуникативная компетенция, креативные качества личности, готовность, умения.

Формирование и развитие коммуникативной компетенции студентов на материале обучения их иностранному языку связаны с готовностью обучающихся пользоваться иноязычными средствами сообразно ситуациям общения, что предполагает актуализацию преимущественно продуктивного характера речи. Продуктивность речи рассматривается в тесной взаимосвязи с творческим аспектом деятельности. Задача преподавателя заключается в том, чтобы создать условия, побуждающие студентов к творчеству. Известно, что теория педагогического творчества входит в состав политеоре-тического комплекса - креатологии - науки, которая изучает законы творчества человека [1, с. 22]. В этом плане постановка вопроса об актуализации аспекта креативности в учебном процессе по иностранному языку в современной высшей школе представляется вполне обоснованной.

Наше понимание принципа креативности заключается в следующем: это идея, которая определяет вектор созидательности и творчества деятельности субъектов образования как студентов, так и преподавателей, благодаря чему развиваются способности личности порождать новое, творить [2, с. 123]. Эта способность, как важное личностное проявление, обусловлена не только внутренними факторами, например мотивацией, уверенностью в общении и др., но и внешними, такими как окружающая среда, наличие установки к созиданию, творчеству в использовании средств иностранного языка, реакция на это со стороны партнеров по общению и т. д. [3]. Главное предназначение этого принципа - возбуждать воображение и способствовать созданию нового (для обучающихся) речевого продукта. В настоящей статье не ставится задача теоретического обоснования указанного принципа развития коммуникативной компетенции, что потребовало бы широкого контент-анализа специальной науч-

ной литературы. Исходя из практико-ориентиро-ванного подхода, центрируем внимание на анализе самой возможности применения принципа креативности в развитии коммуникативной компетенции студентов, изучающих иностранный язык, с одной стороны, а с другой - на выявлении специфических черт этой компетенции применительно к указанным условиям.

Основными средствами решения поставленной задачи были педагогические наблюдения за учебным процессом по иностранному языку в Томском государственном университете и анкетирование 150 студентов неязыковых факультетов, изучающих английский и немецкий языки. Предмет исследования: понимание/интерпретация креативности студентами, готовность к креативной деятельности с целью развития коммуникативной компетенции. Сравнительно-сопоставительный анализ результатов исследования показал отсутствие существенных расхождений. На основании этого можно утверждать, что использование принципа креативности не зависит от изучения того или иного языка.

Большинство студентов (почти 80 %) продемонстрировали в своих ответах уверенность в том, что понимают это явление и могут его интерпретировать как важное личностное качество. Используя формат множественного выбора (пять позиций из 18 предложенных), подавляющее большинство участников анкетирования указали следующие признаки креативности личности: «фантазия»,

«уникальность, «нестандартность»; более половины респондентов отметили «талант/одаренность», «искусство». Однако такие признаки, как «свобода», «самостоятельность», осознаются лишь 30 %; корреляция креативности и «общения» представлена в 10 % ответов. Таким образом, в целом студенты корректно понимают суть креативности,

следовательно, это можно воспринимать как своеобразную мотивационную основу к использованию принципа креативности в развитии коммуникативной компетенции средствами иностранного языка. Тем не менее настораживает тот факт, что студенты воспринимают качество креативности личности как некоторую природную данность, предрасположенность: 79 % респондентов считают «одаренность» и «гениальность» первоисточником креативности, но только 20 % соотносят его с «трудолюбием», что вполне объясняет низкие показатели в отношении принятия «самостоятельности» и «общения» как важных характеристик креативности личности. Поскольку развитие коммуникативной компетенции осуществляется в контексте общения, ориентировано на высокую степень самостоятельности студента в использовании языковых и речевых средств и как процесс характеризуется известной трудоемкостью, то можно констатировать наличие своеобразного противоречия: креативность предполагает целенаправленную активную позицию личности, однако в понимании ее студентами доминирует своего рода «пассивный характер».

Полученные результаты по другим позициям анкетирования также подтверждают мнение в отношении указанного противоречия. Так, 39 % респондентов «сталкиваются с креативностью в повседневной жизни», а на вопрос «нужна ли креативность в жизни?» положительно ответили 62 %. Следовательно, потенциал креативности востребован. Ситуации, в которых студенты сталкиваются с креативностью в своей учебной/профессиональной деятельности, отметили 37 %, однако целесообразность креативности в учебной/профессиональной деятельности предусматривают только 25 % при том, что 45 % вообще не смогли определиться с ответом по данной позиции анкетирования. Аналогичная картина наблюдается в плане подготовки по иностранному языку: 67 % считают возможной реализацию креативности в своей учебной/профессионально ориентированной деятельности, против высказались только 6 %. Вместе с тем на вопрос «желательна ли креативность в процессе изучения иностранного языка?» положительно ответили 46 % при 54 % не определившихся по данной позиции. А на вопрос «обязательна ли креативность в процессе изучения иностранного языка?» ответы распределились соответственно 9 и 70 %.

Таким образом, результаты свидетельствуют о существенных проблемах в воплощении так называемого «вектора творчества» учебной и профессионально ориентированной деятельности студентов, а также о реально имеющихся препятствиях в реализации принципа креативности. Перспектива преодоления препятствий в его применении для

развития коммуникативной компетенции студентов связана, на наш взгляд, с развитием самопроцессов, прежде всего рефлексии, которые, как показали наблюдения и результаты последующего анкетирования, заметно повышают у студентов рейтинг таких признаков креативной личности, как «общение», «коммуникация», «самостоятельность».

Для успешной реализации принципа креативности необходимо создавать дополнительные условия в ходе организации учебного процесса по иностранному языку. В настоящей статье остановимся на одном из них, имеющем принципиально важное методическое значение: представление о специфике коммуникативной компетенции, развитие которой осуществляется в контексте указанного принципа. В научном плане уже ставился вопрос о лингвистической креативности студента университета, в частности в диссертационном исследовании Г. А. Халюшовой (2005). Цитируемый автор отмечает следующие показатели креативности и креативной личности: оригинальность и нестандартность; характер реакции, подчеркивая ее беглость; эмоциональность, фантазия, гибкость; анализ и рефлексия; самостоятельность и деятельность [4]. Мы полностью разделяем мнение Г. А. Халюшовой в отношении значимости указанных показателей, однако в проекции на процесс развития коммуникативной компетенции в контексте принципа креативности они являются, с одной стороны, слишком обобщенными, а с другой - не дифференцируют собственно компетентностные качества и организационные аспекты учебной деятельности по их формированию и развитию. Поэтому целесообразна их конкретизация. Охарактеризуем каждый из признаков более подробно.

Оригинальность и нестандартность в содержании коммуникативной компетенции актуализируются в комплексе специальных умений:

- отходить от шаблонов и ярлыков в раскрытии и разработке определенной коммуникативной ситуации;

- создавать вариативность идей и проявлять гибкость мышления;

- производить редкие, необычные идеи, искать пути решения сложных, нестандартных заданий;

- использовать по-новому имеющийся коммуникативный опыт для разрешения возникающих трудностей в процессе коммуникации и т. д.

Характер речевой реакции, характеризующийся в первую очередь скоростью ее поступления и беглостью речи, выражается в умениях:

- быстро предложить разнообразные варианты решения задания;

- планировать/оценивать количество времени на выполнение задания и грамотно его использовать;

- реагировать на устные коммуникативные задания, соблюдая нормальный темп речи.

Такие качества, как эмоциональность, фантазия, гибкость, воплощаются в специфических умениях, которые в разной степени сочетают лингвистические и экстралингвистические факторы, обуславливающие порождение речи:

- умение раскрывать свои эмоции, мысли, ощущения при решении коммуникативных заданий, реализация своего «я» в процессе коммуникации;

- умение подключать фантазию, воображение к решению нестандартных заданий;

- умение «украшать» продуцируемую речь (как в устной, так и письменной форме) разнообразными средствами языка - эпитетами, сравнениями, описаниями и другими;

- умение в процессе своей речи гибко переключаться с одной проблемы на другую, генерировать идеи, рассматривать разные аспекты объекта и т. д.

Анализ и рефлексия как структурные элементы коммуникативной компетенции, развиваемой в контексте принципа креативности, проявляются двупланово:

- эксплицитно - в умениях формулировать критику, давать оценку различным явлениям, выражать свое отношение к предмету речи;

- имплицитно - в умениях анализировать и на основе данных проведенного анализа вырабатывать лучшую стратегию деятельности, в способности познавать себя, свою деятельность, свои трудности и ошибки, в умении.

Самостоятельность и деятельность характеризуют высокий уровень самопроцессов, о чем свидетельствуют умения и способности:

- осуществлять самоанализ, владение самореф-лексией и самоконтролем;

- разрабатывать проблему и самостоятельно находить пути ее решения;

- поддерживать мотивацию для собственной работы;

- создавать благоприятную атмосферу, условия для собственной работы;

- действовать уверенно, без опаски и страха допустить ошибку и быть смешным, рисковать;

- обратиться за помощью в нужный момент и продолжить работу и т. д.

Предпринятое нами уточнение содержания коммуникативной компетенции, которая развивается у студентов университета в процессе их обучения иностранному языку в контексте принципа креативности, позволило уточнить и конкретизировать структурные компоненты этой компетенции, детализировать ее критерии и их показатели. С точки зрения методики это важно для выявления факта сформированности компетенции либо определения достигнутого уровня.

В заключение важно отметить следующее. Опираясь на имеющийся опыт, студенты имеют вполне корректное представление о феномене креативности, и, хотя готовность студентов к актуализации принципа креативности имеет преимущественно имплицитный характер, в совокупности это обуславливает вполне реальную возможность применять принцип креативности с целью развития коммуникативной компетенции студентов, изучающих иностранный язык. Успешность этого процесса зависит от понимания специфики содержания коммуникативной компетенции, развиваемой в указанном контексте, и целенаправленно создаваемых условиях по преодолению пассивной позиции студентов при актуализации потенциала креативности личности.

Список литературы

1. Субетто А. И. Онтология и феноменология педагогического мастерства. Книга первая. Тольятти, 1999. 208 с.

2. Словарь современных понятий и терминов / общ. ред. В. А. Макаренко. 4-е изд., дораб. и доп. М.: Республика, 2002. С. 123.

3. Дамбуева А. Б. Развитие креативности студентов в процессе изучения курса общей физики // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 1. С. 22-24.

4. Халюшова Г. А. Развитие лингвистической креативности студента университета: дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2005. 198 с.

Рябова Е. В., аспирант, преподаватель.

Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.

E-mail: [email protected]

Ростовцева В. М., кандидат педагогических наук, доцент кафедры.

Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 07.03.2014.

E. V Ryabova, V M. Rostovtseva

THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE THROUGH THE PRINCIPLE OF CREATIVITY:

EXPERIMENTAL INVESTIGATION EXPERIENCE

Changes and innovation that characterize current state of the education sector and deal with the development of new educational standards, learning technologies, searching for the better ways to implement the competency approach, also refer to issues of creativity not only in the context of psychology, but primarily in terms of pedagogy and methodology of teaching individual subjects. In the article the phenomenon of creativity in education in relation to teaching a foreign language is considered. The development of communicative competence is characterized by particularities concerning the content and student’s readiness. Based on the analysis and synthesis of the data contained in the studies the authors present the main obstacles to realization of the principle of creativity and one of the conditions for its successful realization.

Key words: principle, communicative competence, individual creative features, student’s readiness, skills.

References

1. Subetto A. I. Ontology and phenomenology of pedagogical skills. The first book. Togliatti, 1999. 208 p. (in Russian).

2. Dictionary of modern concepts and terms. Ed. V. A. Makarenko. 4th ed. add. Moscow, Respublika Publ., 2002. P. 123. (in Russian).

3. Dambueva A. B. The development of creativity of students in the study of general physics. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, vol. 1, pp. 22-24 (in Russian).

4. Halyushova G. A. Development linguistic creativity university student. Diss. cand. ped. sci. Orenburg, 2005. 198 p. (in Russian).

Ryabova E. V.

National Research Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.

E-mail: [email protected]

Rostovtseva V. M.

National Research Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.