УДК 378.147
Булашова Анастасия Николаевна
ассистент кафедры иностранных языков Тюменского индустриального университета
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Bulashova Anastasia Nikolayevna
Assistant, Foreign Languages Department, Tyumen Industrial University
DEVELOPMENT OF STUDENTS' COMMUNICATIVE COMPETENCE IN THE PROCESS OF PROJECT ACTIVITIES DURING FOREIGN LANGUAGE TRAINING IN TECHNICAL
UNIVERSITIES
Аннотация:
В статье анализируется опыт организации научно-исследовательской деятельности студентов технического вуза в рамках курса иностранного языка. Автор полагает, что проектный метод стимулирует развитие всех компонентов коммуникативной компетентности как сложной системы языковых и социальных компетенций.
Ключевые слова:
коммуникативная компетентность, компетенция, иноязычная коммуникативная компетенция, проект, проектный метод, занятия по иностранному языку, студенты технического вуза.
Summary:
The article reviews experience in organization of technical higher school students' research activities in the framework of the foreign language course. The author believes that the project method improves development of all components of the communicative competence as a complex system of linguistic and social skills.
Keywords:
communicative competence, competence, foreign language communicative competence, project, project method, foreign language classes, technical university students.
Стремительное развитие цифровых технологий запустило процесс создания глобального информационного пространства, которое характеризуется непрерывным ростом объема и скорости информационных потоков. Коммуникативная компетентность, предполагающая среди прочего способность принимать, обрабатывать, трансформировать, создавать и вербально транслировать информацию на различных языках, становится одним из главных условий успешного существования в глобализированном постиндустриальном обществе. В рамках компетентност-ного подхода в техническом вузе на занятиях по иностранному языку необходимо внедрение активных методов и форм обучения, включающих в деятельность студентов «элементы проблем-ности, научного поиска, самостоятельной работы» [1, с. 31].
Компетентность - владение комплексом компетенций, которые обеспечивают готовность к решению задач в профессиональной сфере. Компетентность подразумевает развитие определенного типа мышления, формирование мировоззрения, предполагающего личностное отношение к деятельности, ответственность за свой выбор, стремление к дальнейшему саморазвитию и самообразованию [2]. Коммуникативная компетентность - сложный комплекс языковых и социальных компетенций, которые обеспечивают способности индивида к продуктивной профессиональной и межличностной коммуникации как на родном, так и на иностранном языках. В понятие коммуникативной компетентности как личностной характеристики входят интерес к иной культуре, толерантность, стремление к непрерывному совершенствованию навыков общения.
Цель преподавания иностранного языка для студентов неязыковых направлений сформулирована в последних (значительно унифицированных) образовательных стандартах (ФГОС ВО 3++) для бакалавриата в общекультурной компетенции (ОК) как «способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия» [3].
Проектный метод является одной из наиболее эффективных форм организации учебного процесса, построенного на принципах субъект-субъектного образования, и представляет собой активную самостоятельную творческую деятельность учащихся по решению проблемной задачи. Л.И. Палаева характеризует ее следующим образом: «По содержанию - это учебная деятельность интеллектуально нагруженная; по форме предъявления материала - проблемная, по форме добывания знаний - самостоятельная» [4, с. 38]. Результаты работы, как правило, оформляются в виде презентации, печатного доклада и/или научной статьи. В зависимости от типоло-
гических признаков исследователи выделяют различные виды проектов, учитывая такие критерии, как доминирующая деятельность, количество участников, содержание проекта, продолжительность выполнения,характер координации и т. п.
Непосредственно на занятии достаточно продуктивны коллективные проекты, предполагающие совместную работу над заданной проблемой в ограниченный период времени. Например, в рамках темы, посвященной изучению культуры стран изучаемого языка, студентам, разделенным на группы, предлагается выразить представление о стране/городе в нескольких символах-образах. Проектный метод стимулирует активную, самостоятельную, направленную на творческий поиск деятельность студентов и включает обсуждение («мозговой штурм»), принятие решения, реализацию замысла, презентацию и итоговое обсуждение проектов. В процессе этой деятельности формируются лингвистическая, дискурсивная, компенсаторная, социолингвистическая, социокультурная и учебно-познавательная компетенции как элементы иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК) [5, с. 84-85], входящей в целостную систему коммуникативной компетентности. На личностном уровне студенты приобретают опыт работы в команде, получают возможность раскрыть лидерский потенциал. Проектный метод способствует процессам самоактуализации личности, повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Эффективность такой формы построения занятия зависит от общего уровня подготовленности группы, материально-технического обеспечения аудитории (наличие ПК, мультимедийного оборудования) и даже от расписания занятий группы.
Зачастую в общей работе студенты с низким уровнем владения языком имеют возможность уклониться от активной деятельности. Работа над индивидуальным исследовательским проектом дает возможность повысить коммуникативную компетентность каждого учащегося, учитывая его уровень владения иностранным языком, помогает раскрыть (либо нивелировать) персональные особенности обучаемого (застенчивость, амбициозность, креативность и т. п.), что отвечает задачам личностно ориентированного подхода в образовании.
Индивидуальные научно-исследовательские работы студентов можно условно разделить на две группы:
1) работы реферативного плана;
2) самостоятельные научные проекты, предполагающие опросы, анкетирование; проведение опытов; конструирование приборов и т. п.
Работы первой категории, как правило, представляют студенты первого курса, еще не обладающие знаниями по профильным предметам. Реферативная работа является важным этапом формирования коммуникативной компетентности, так как включает чтение, перевод, анализ и подготовку summary (краткого изложения, обобщения) аутентичных текстов, что способствует погружению в языковую среду, формируя различные элементы ИКК. Для достижения этой цели в настоящее время работу с текстом следует проводить в аудитории, так как с развитием технологий перевод становится делом нескольких «кликов». К собственно исследовательской деятельности можно отнести сопоставление различных точек зрения на проблему, выработку и формулирование собственной позиции. Тематика таких рефератов разнообразна: культура стран изучаемого языка, проблемы экологии, перспективы развития новых источников энергии и т. п.
Отдельное внимание уделяется компетенциям, связанным с подготовкой и проведением презентации на иностранном языке, включая и компетенцию самопрезентации, понимаемую как «способность выбрать и реализовать нужную технику формирования и транслирования собственного положительного образа в конкретной коммуникативной ситуации» [6].
Самостоятельные проекты обязательно включают реферативную часть, однако ядро работы составляет результат научного поиска, чаще всего связанный с направлением и профилем обучения студента. Куратором такой деятельности является преподаватель по ведущей дисциплине. Как правило, роль занятий по иностранному языку заключается в формировании коммуникативной компетентности на основе опыта работы с аутентичными текстами, подготовки к презентации на иностранном языке, оформления научных статей. На наш взгляд, студентам технических вузов стоит предоставлять возможность развить коммуникативную компетентность на новом уровне и предлагать в качестве предмета исследования лингвокультурологические проблемы, связанные с деловой и личной межкультурной коммуникацией. Особенно интересен такой опыт в вузе, где учатся студенты из разных стран мира: в ходе опроса иностранных студентов учащиеся активно развивают ИКК, приобретают опыт реального использования английского языка как языка международной коммуникации, расширяют кругозор, формируя толерантное отношение к иной культуре, что способствует адаптации в глобализированном мире.
Таким образом, на занятиях по иностранному языку в техническом вузе проектный метод предоставляет широкие возможности развития коммуникативной компетентности студентов, которая является одним из базовых элементов современной компетентностной модели выпускника
технического вуза и понимается как сложная система, включающая различные компетенции, обеспечивающие способность к межкультурному и межличностному общению. Проектная работа студентов должна быть организована с соблюдением принципа «от простого к сложному»: индивидуальной самостоятельной работе над научно-исследовательским проектом должен предшествовать опыт реферирования аутентичных текстов, подготовки докладов-презентаций, участия в коллективных проектах.
Ссылки:
1. Пчелинцева И.Г. Реализация компетентностного подхода при обучении иностранным языкам в техническом вузе // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2010. № 15. С. 31-35.
2. Булашова А.Н. Проблемы реализации компетентностного подхода в обучении иностранному языку студентов технического вуза [Электронный ресурс] // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 8. URL: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/spp/2016/8/pedagogics/bulashova.pdf (дата обращения: 10.11.2016).
3. ФГОС ВО по направлениям балакавриата «Математика и механика» [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91M/28 (дата обращения: 10.11.2016).
4. Палаева Л.И. Использование метода проектов на среднем этапе обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе. На материале английского языка : дис. ... канд. пед. наук. М., 2005.
5. Таюрская Н.П. Иноязычная коммуникативная компетенция: зарубежный и российский опыт // Гуманитарный вектор. Грани профессионального развития. 2015. № 1 (41). С. 83-87.
6. Пашина А.В. Самопрезентация на занятиях по английскому языку в техническом вузе [Электронный ресурс] // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 6. URL: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/spp/2016/6/peda-gogics/pashina.pdf (дата обращения: 11.11.2016).
References:
Bulashova, AN 2016, 'Problems of realization competence approach in teaching a foreign language technical college students', Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika, no. 8, viewed 10 November 2016, <http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/spp/2016/8/pedagogics/bulashova.pdf>, (in Russian).
Palaeva, LI 2005, Using the method of projects at the middle stage of learning foreign languages in secondary school. On a material of English language: PhD thesis, Moscow, (in Russian).
Pashina, AV 2016, 'Self-presentation in the English language classes at a technical college', Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika, no. 6, viewed 11 November 2016, <http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/spp/2016/6/pedagog-ics/pashina.pdf>, (in Russian).
Pchelintseva, IG 2010, 'The implementation of competence approach in teaching foreign languages in technical colleges', Vestnik Sibirskoy gosudarstvennoy avtomobil'no-dorozhnoy akademii, no. 15, pp. 31-35, (in Russian).
Tayurskaya, NP 2015, 'Foreign language communicative competence: Foreign and Russian Experience', Gumanitarnyy vektor. Grani professional'nogo razvitiya, no. 1 (41), pp. 83-87, (in Russian).