Научная статья на тему 'Развитие коммуникативной компетентности педагога посредством овладения современным этикетом'

Развитие коммуникативной компетентности педагога посредством овладения современным этикетом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКЕТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ETIQUETTE / PROFESSIONAL EDUCATION / COMMUNICATIVE COMPETENCE / BEHAVIORAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курочкина И. Н.

В статье рассматривается потенциал этикета в развитии коммуникативной компетентности, показана необходимость широкого внедрения этикета в профессиональное образование педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A TEACHER BY MEANS OF MASTERING MODERN ETIQUETTE

. The article examines the potential of etiquette in the development of communicative competence that shows the necessity of wide introduction of etiquette into the vocational education of a teacher.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативной компетентности педагога посредством овладения современным этикетом»

УДК 378.14

Kurochkina I.N. DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A TEACHER BY MEANS OF MASTERING MODERN ETIQUETTE. The article examines the potential of etiquette in the development of communicative competence that shows the necessity of wide introduction of etiquette into the vocational education of a teacher.

Key words: etiquette, professional education, communicative competence, behavioral competencies.

И.Н. Курочкина, д-р пед. наук, проф., зав. каф. эстетического воспитания Московского городского педагогического университета, г. Москва, E-mail: KurochkinaI@yandex.ru

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ПОСРЕДСТВОМ ОВЛАДЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ ЭТИКЕТОМ

В статье рассматривается потенциал этикета в развитии коммуникативной компетентности, показана необходимость широкого внедрения этикета в профессиональное образование педагога.

Ключевые слова: этикет, профессиональное образование, коммуникативная компетентность, поведенческая компетенция.

Коммуникативная компетентность педагога рассматривается нами как способность устанавливать связи с широким кругом лиц, оказавшихся задействованными в его педагогическую деятельность, обмениваться с ними мнениями, идеями и мыслями, доносить необходимые сведения, убедительно отстаивать свои взгляды, продумывать способы убеждения и претворять их в действие, вести с ними общение.

Коммуникативная компетентность раскрывается в целом ряде исследований, среди которых назовем исследования Баяни М.Н., Бондаревской Е.В., Максимовой Е.Б., Шапошниковой С.Н. [1-4] и др. Ученые рассматривают коммуникативную компетентность как компонент педагогического мастерства, обеспечивающий гуманистические подходы к воспитательно-образовательному процессу, как компонент психолого-педагогической культуры, который создает возможность для диалога, совместного творчества, сотрудничества, способствует расширению и углублению педагогической поддержки воспитанников на пути их становления, а также родителей на пути преодоления трудностей, связанных с воспитанием детей и юношества.

Педагог, обладающий столь важным компонентом, относится к общению как к процессу взаимодействия равных партнеров -педагога, его воспитанников и родителей воспитанников.

Рассмотрение содержания работы по формированию у студентов педагогического вуза коммуникативной компетентности привело нас к мысли о необходимости обучения студенчества правилам этикета, поскольку в основе этого поведенческого порядка, созданного человечеством, заложено проявление доброжелательно-уважительного отношения к людям.

Этикет - порядок поведения, включающий совокупность поведенческих правил, которые регулируют внешнее проявление взаимоотношений людей. В основе этих взаимоотношений лежит уважение и стремление быть приятными друг другу. Этикет проявляется в манерах поведения и во внешнем облике человека.

К сожалению, нередко в этикете видят внешнюю сторону, показную демонстрацию того, что, возможно, отсутствует в человеке. Однако, мы полагаем, то, что заложено в явлении, и то, что ему приписывают, не равнозначно.

Этот порядок начал складываться в XIV веке в Италии -в стране, в которой в те времена развивались искусства, науки и образование. Мирная жизнь Флоренции, например, способствовала развитию экономики и появлению производителей, которые полностью распоряжались своим производством, продажей произведенных товаров и полученным доходом. Итальянские города процветали благодаря морской торговле, что сказывалось и на росте благосостояния жителей, и на стремлении развивать предпринимательство, повышать свое мастерство. Такое положение формировало в итальянцах чувство независимости, самоуважения и уважения к другим мастерам.

Культура Возрождения, носившая гуманистический характер, формировала новое отношение к жизни и к людям. Возрос интерес к литературе и искусству Древней Греции и Рима, создавались новые произведения литературы и искусства, отвечавшие времени и высоко поднимавшие звание человека, об-

разование способствовало мыслительной деятельности, совершенствованию жизни. В таких условиях в основу поведения были положены красота и изящество манер, а также соблюдение правил приличия.

В обществе формировался интерес к личности человека, а вместе с ним и стремление через поведение демонстрировать доброжелательное, уважительное, внимательное, заинтересованное отношение к личности. Такое поведение, складывавшееся в Италии, распространилось и в других странах, прежде всего при монархических дворах. В XVII веке во Франции появилось слово «étiquette», давшее название новому порядку поведения при дворе короля Людовика XIV, а затем это слово распространилось и в других европейских странах. Порядок же, нацеленный на изящество и красоту, был перенесен из дворца в дома знатных господ.

Разумеется, для соблюдения этикета требовались определенная культура, образование, материальный достаток. Со временем, как нередко бывает, сущность нового порядка была искажена, внешний лоск и демонстрация взяли первенство над искренним отношением к людям и проявлением уважения.

Этикет, формировавшийся в разных странах, взял за основу народные обычаи и традиции, потому можно говорить о разных его ветвях, которые называются европейским (английским, французским, немецким, русским и т.д.), американским, восточным (китайским, японским и т.д.) этикетом. При наличии различных деталей этикетного поведения жителей разных стран неизменным остается проявление доброжелательно-уважительного отношения к людям и стремление к соблюдению эстетичности речевых и неречевых манер.

Мы исследовали историю этикета, его структуру и значение в развитии общества, чему посвятили ряд научных и учебнометодических работ, среди которых есть монографии, учебные и методические пособия [5; 6].

В ходе наших исследований был обнаружен огромный воспитательный потенциал этикета, как на этапе становления личности, так и на этапе профессиональной подготовки, как в образовательно-воспитательной работе, направленной на подрастающее поколение, так и в самовоспитании уже сформировавшейся личности.

Что же в этикете способствует формированию коммуникативной компетентности? Понятие «компетентность» рассматривается отечественными учеными с разных сторон и определяется как:

- свойство личности [7];

- знания, умения и навыки, а также способы их реализации в деятельности [8];

- уровень обученности формам активности, позволяющий личности успешно функционировать в обществе [9];

- интегральное свойство личности, показывающее стремление и способность реализовывать свой потенциал для успешной деятельности» [10];

- интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника профессионального учреждения для выполнения деятельности [11].

Исходя из представленных определений, мы рассматриваем компетентность как способность профессионала, для успешного осуществления своей деятельности, применять знания, умения и навыки в сочетании с приобретенным в этой деятельности опытом и опорой на личностные качества.

Среди знаний должны быть знания поведенческого характера. К примеру:

- как выглядеть в официальной ситуации: торжественной или ежедневной;

- как высказать комплимент или критическое замечание;

- каких правил следует придерживаться, ведя спор или дискуссию;

- что желательно делать в ходе деловых переговоров и от чего следует воздержаться;

- когда поздороваться первым, а когда дождаться приветствия от другого человека.

На многие вопросы поведенческо-делового характера дают ответы правила этикета.

Умения - это способность к качественному выполнению тех или иных действий, которая выражена в готовности правильно и эффективно действовать, в понимании необходимости ряда операций, в выборе способов действия.

Можно знать правила проведения беседы: выслушивать собеседника, не перебивать его, аргументировано высказывать свою точку зрения. Однако, помимо знания надо уметь слушать: смотреть на собеседника, желательно доброжелательно улыбаясь, иногда покачивая головой в знак согласия (но не делать это слишком часто и чрезмерно выразительно); молчать, когда он говорит, но не допускать его долгого монолога, высказать свою точку зрения, показав себя человеком, понимающим обсуждаемую проблему, заинтересованным в обсуждении; не допускать в аргументации своей точки зрения небрежного по отношению к собеседнику тона, усмешки, тем более презрения; строить доказательность на фактах, понятных собеседнику. Умения приобретаются в практической деятельности, при условии анализа собственного поведения.

Навыки как автоматизированные компоненты умений реализуются без включения самоконтроля. Они отрабатываются и становятся частью естества человека. Например, навык встречать любого человека улыбкой и радостным чувством познания его сущности. Навык настолько вживается в человека, что тот не задумывается, что и как делать. Казалось бы, именно этот факт - автоматизация - показывает неискренность действий человека. Однако, как посмотреть. Есть выученное действие от внутреннего состояния, в котором главным является стремление обмануть другого, извлечь выгоду из другого, не дав ему взамен ничего. И есть выученное действие, в основе которого внутреннее желание понять и принять человека, пойти ему навстречу, сделать выгодным общение для обоих.

В первом случае мы видим «игру в этикет, порядочность и доброжелательность», во втором - соблюдение этикета, проявление порядочности и доброжелательного отношения. В первом - притворство, во втором - искренность. Коммуникативная компетентность является выражением второго.

Приобретенный опыт общения способствует развитию коммуникации, поскольку человек познает, например, с опытом:

- как, с кем, о чем говорить, какие слова и речевые конструкции применять;

- как ориентироваться в пространстве, использовать стул, стол и другие предметы;

- как прервать монолог и вставить свое высказывание;

- когда надо сохранить или сменить позу;

- как действовать в ситуации общения с одним деловым партнером или с несколькими, а как с человеком, с которым, возможно, в будущем возникнут деловые отношения.

Знание всевозможных деталей общения можно почерпнуть опять же из правил этикета, поскольку в них сфокусирован опыт человечества. Тем не менее, в практической деятельности неоднократно проверенные знания превратятся в компетентность.

Опора на личностные качества укрепляет позицию человека в том случае, если в них заложено позитивное начало, необходимое в общении, в установлении связей и контактов, в создании обстановки взаимопонимания и взаимодействия.

Личность является продуктом общественно-исторического развития, активно- деятельной единицей общества, способной сознательно выбрать тот или иной образ жизни и действий. Вместе с тем, она может все силы отдавать обществу, но и, наобо-

рот, жить лишь своими интересами. Как бы ни было, личность характеризуется как социальное качество человека, определяется статусом в обществе, общественной ролью и ценностными ориентациями. Личностные характеристики обуславливают мотивации поведения.

Личность надо рассматривать в зависимости от ее отношений с окружающей действительностью и с людьми. Она может активно участвовать в формировании этикета и поддерживать этот поведенческий порядок, поскольку в нем возможно установление отношений, способствующих ее развитию. Овладевая этикетом, сознательно принимая его целесообразность и необходимость, личность идёт по пути совершенствования не только своего поведения, но и своего мировосприятия, развивает нравственное отношение к действительности и к людям.

Какие же личностные качества укрепляются, когда человек осваивает этикет?

Этикет обладает морально-нравственной основой. Он укрепляет моральное состояние общества и нравственность личности, является практическим отражением в поведении личности норм морали. Благодаря технике поведения, заложенной в этикетном поведенческом порядке, личность демонстрирует людям своё нравственное отношение ко всему, что ее окружает.

Формально-организационная основа этикета обнаруживается в проявлении человеком с помощью конкретных действий доброжелательно-уважительного отношения к людям, в выполнении для проявления такого отношения ряда общепринятых поведенческих операций, в придании нравственному требованию уважения конкретной поведенческой формы.

Любовь, уважение, доброжелательность являются нравственными качествами. Правила этикета диктуют, как проявляются эти качества в поведенческих действиях, как технически выполнить действие. Как, например, целовать руку даме, ставить стул к столу, стоять перед аудиторией, выступать с докладом, вести себя в беседе личного или делового характера.

Поскольку этикет является способом демонстрации доброжелательного и уважительного отношения к людям, он относится к общечеловеческим ценностям, ибо помогает приобрести в поведении и общении нравственную силу.

Этикетное поведение всегда связано с гармонией и порядком, в нём проявляется также и эстетическая основа. Соблюдение этикета требует поведения, сообразного понятию красоты, идеала прекрасного. Именно такое поведение вызывает позитивное эстетическое переживание и тем самым влияет на эстетическое развитие общества, формируя эстетику действий и чувств.

Вместе с тем, процессу внедрения этикета в педагогическое образование уделяется недостаточно внимания. Не учитывается многомерная роль этикета в совершенствовании культуры поведения будущего педагога.

Внедрение этикета мы понимаем как процесс, в результате которого обучающийся:

- осваивает этикет, направленный, в первую очередь, на проявление нравственного отношения к людям, на формирование эстетики отношений;

- осознает разумность и необходимость правил этикета;

- овладевает воспитательным потенциалом этикета, теоретическими основами обучения детей и подростков этикетным правилам.

В течение ряда лет мы занимаемся проблемой внедрения этикета в профессиональное педагогическое образование, а также в воспитательный процесс организаций дошкольного, школьного и среднего специального образования. Мы пытаемся преодолеть серьезные противоречия.

Первое противоречие: между готовностью личности к соблюдению этикета и отсутствием соответствующих знаний, необходимых для этого. Это противоречие обусловлено формализованным принятием правил этикета, без учета особенностей личности. Одной из причин формализации соблюдения поведенческих правил является непонимание сущности этикета, созданного для того, чтобы доставлять людям радость общения, чтобы человек своим поведением мог демонстрировать другому человеку уважительное и доброжелательное к нему отношение. Демократическое общество для своего успешного развития требует установления между его членами личностно-ориентированных отношений, при которых учитывается конкретный человек со всем богатством его личности: характером, уровнем знаний, социальной и национальной принадлежностью, настроением, интересами и другими характеристиками. Соблюдение

этикета устанавливает ценностную ориентацию в поведении на другого человека. Однако нередко в нашем обществе формально-организационное соблюдение этикета приоритетно над морально-нравственным.

Второе противоречие возникает в сфере педагогической деятельности: между потребностью общества в педагоге, владеющем поведенческой компетенцией, выраженной в способности использовать этикет в профессиональной деятельности, совершенствовать свое поведение и определять наиболее успешную линию поведения применительно к конкретной ситуации, с одной стороны, и недостаточностью подготовки педагога в высшем учебном заведении по овладению правилами этикета и использованию его воспитательных возможностей, с другой стороны. Механизм проявления данного противоречия кроется в характере деятельности педагога, поскольку современное общество ставит перед ним задачу воспитания высоко образованного и хорошо воспитанного молодого поколения. Это противоречие связано также с огромной общественной ролью педагога, который не только формирует у детей культуру поведения, но через них способствует развитию внутренней и внешней культуры родителей воспитанников

- взрослых членов социума, оказывая тем самым значительное влияние на современное состояние общества. Для выполнения этой роли необходимо не только знание правил этикета, но и понимание его целесообразности и разумности. На осуществление качественного влияния педагога на состояние поведенческой культуры общества ему не хватает знаний, основанных на глубоком научном подходе к данному явлению. Педагогу не достает этих знаний и в осуществлении коммуникативной компетентности.

Воспитатель для дошкольника, учитель для младшего школьника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. Он должен быть также вдумчивым наставником подростка, бережно и продуманно привлекающим его к взаимодействию.

На педагоге лежит огромная ответственность за настоящую и будущую жизнь растущего человека, требующая высокого уровня профессионализма, коммуникативной компетентности, огромных душевных сил. Педагог призван эффективно формировать культуру поведения и общения детей, осуществлять влияние в этой области на родителей воспитанников, а значит - участвовать в деле совершенствования общества. Только так можно формировать осознанное отношение подрастающего поколения к моральным ценностям общества и создавать условия для того, чтобы это отношение носило действенный характер.

Начинать же обучение правилам этикета необходимо в дошкольном возрасте, когда у ребенка начинает формироваться опыт

Библиографический список

социального поведения. И в целях эффективности этой работы воспитателю, а затем и учителю, необходимо знать содержание и сущность этикета, владеть методикой его внедрения в сознание детей и практику их поведения.

Проведенные в последнее десятилетие опросы, анкетирование, беседы с работниками образовательных организаций, а также с родителями детей дошкольного и школьного возраста, с целью выявления социальной потребности в этикете, подтверждают наличие этого противоречия. Выявлен большой интерес к обсуждаемой проблеме: 92% респондентов считают необходимым изучение и соблюдение этикета в жизни. Вместе с тем, осмысление этикета как общественно-значимого явления, приоритетности его морально-нравственной стороны над формально-организационной показали лишь 10% из тех, кто считает соблюдение этикета нужным.

Третье противоречие - между пониманием необходимости соблюдать этикет в педагогической деятельности и отсутствием реальных возможностей для наполнения этой деятельности этикетным содержанием. Педагог призван быть источником этикетного поведения, его действенным проводником. Однако он не готов к выполнению этой роли, поскольку, во-первых, его знания о сущности этикета недостаточны, во-вторых, его собственное поведение нередко не отражает современных требований общества, в-третьих, он не знает, как сегодня, в условиях активного внедрения этикета в общественную жизнь, обучать его правилам детей и даже взрослых людей.

Четвертое противоречие: между общественной потребностью в высококлассных руководителях образовательных организаций, обязанных в целях эффективности руководства соблюдать в управленческой деятельности деловой этикет, и отсутствием изучения делового этикета в педагогическом вузе. Для выполнения современных требований к руководителю, помимо всего того, что вкладывается сегодня в содержание профессиональной подготовки, необходимо еще теоретическое знание и практическое использование в педагогической и управленческой деятельности правил и принципов современного этикета.

Противоречия между требованием современного общества и содержанием профессионального педагогического образования реально выражаются в неумении молодых специалистов использовать в педагогической деятельности этикет.

Исходя из вышесказанного, сделаем следующие выводы:

1. Соблюдение этикета способствует развитию отношений между людьми, доброжелательно-уважительному общению.

2. Необходимо вводить этикет в профессиональное педагогическое образование и в педагогическую деятельность.

3. Овладение этикетом является важнейшим условием функционирования коммуникативной компетентности педагога.

1. Баяни, М.Н. Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя-бакалавра: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Альметьевск, 2006.

2. Бондаревская, Е.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич // Педагогика. - 2004. - № 10.

3. Максимова, Е.Б. Формирование коммуникативных компетенций студентов вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007.

4. Шапошникова, С.Н. Коммуникативная компетентность как компонент психолого-педагогической культуры педагога дополнительного

образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2003.

5. Курочкина, И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников: Учеб. пособие (Практикум для вузов). - М., 2001.

6. Курочкина, И.Н. Этикет как социальное явление и его значение в педагогической деятельности. - М., 2012.

7. Кузьмина, Н.В. Обучающий цикл в высшем учебном заведении. - СПб., 2002.

8. Митина, Л.М. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону, 1996.

9. Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: автореф. дис. ... док. психол. наук. - Л., 1991.

10. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3.

11. Зимняя, И.А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект) // Проблемы качества образования: Материалы XIV Всероссийского совещания. - М., 2004. - Кн. 2.

Bibliography

1. Bayani, M.N. Formirovanie kommunikativnoyj kompetentnosti buduthego uchitelya-bakalavra: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Aljmetjevsk, 2006.

2. Bondarevskaya, E.V. Paradigmaljnihyj podkhod k razrabotke soderzhaniya klyuchevihkh pedagogicheskikh kompetenciyj / E.V. Bondarevskaya, S.V. Kuljnevich // Pedagogika. - 2004. - № 10.

3. Maksimova, E.B. Formirovanie kommunikativnihkh kompetenciyj studentov vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2007.

4. Shaposhnikova, S.N. Kommunikativnaya kompetentnostj kak komponent psikhologo-pedagogicheskoyj kuljturih pedagoga dopolniteljnogo

obrazovaniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Rostov-na-Donu, 2003.

5. Kurochkina, I.N. Sovremennihyj ehtiket i vospitanie kuljturih povedeniya u doshkoljnikov: Ucheb. posobie (Praktikum dlya vuzov). - M., 2001.

6. Kurochkina, I.N. Ehtiket kak socialjnoe yavlenie i ego znachenie v pedagogicheskoyj deyateljnosti. - M., 2012.

7. Kuzjmina, N.V. Obuchayuthiyj cikl v vihsshem uchebnom zavedenii. - SPb., 2002.

8. Mitina, L.M. Psikhologiya professionaljnogo samoopredeleniya. - Rostov-na-Donu, 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Emeljyanov, Yu.N. Teoriya formirovaniya i praktika sovershenstvovaniya kommunikativnoyj kompetentnosti: avtoref. dis. ... dok. psikhol. nauk. - L., 1991.

10. Tatur, Yu.G. Kompetentnostj v strukture modeli kachestva podgotovki specialistov II Vihsshee obrazovanie segodnya. - 2004. - № З.

11. Zimnyaya, I.A. Kompetentnostnihyj podkhod v obrazovanii (metodologo-teoreticheskiyj aspekt) II Problemih kachestva obrazovaniya: Materialih XIV Vserossiyjskogo sovethaniya. - M., 2004. - Kn. 2.

Статья поступила в редакцию 23.03.14

УДК 378

Maliataki V.V. ABOUT THE QUESTION OF EVOLUTION AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF INFORMATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The work describes the development of the informational educational environment in connection with the historical process of formation of information-oriented education. The most promising directions of the development of informational educational environment are distinguished.

Key words: information-oriented education, informational educational environment (IEE), evolution of IEE.

В.В. Малиатаки, ст. преп., Ставропольский гос. педагогический институт, г. Ставрополь,

E-mail: maliataki@yandex.ru

К ВОПРОСУ ОБ ЭВОЛЮЦИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

В работе описано развитие информационной образовательной среды во взаимосвязи с историческим процессом становления информатизации образования, выделены направления перспективного развития информационной образовательной среды

Ключевые слова: информатизация образования, информационная образовательная среда (ИОС), эволюция ИОС.

Образование этапа информатизации характеризуется все более активным использованием информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения. При этом многие авторы, такие как К.К. Колин, М.Г. Багиева, Д.Е. Прокудин, О.В. Вязовова и др., говоря о внедрении информационных технологий в систему образования, подчеркивают, что основные проблемы, пути и этапы информатизации образования в основном совпадают с общими положениями информатизации общества в целом.

Важным направлением, во многом определяющим успешность использования информационных технологий в образовательном учреждении, является создание в нем информационной образовательной среды (ИОС), построенной с учетом основных тенденций и перспектив развития информационных и коммуникационных технологий. Безусловно, не вызывает сомнения тот факт, что становление информационной образовательной среды, так же, как и информатизация образования, происходило эволюционно. Проведенный анализ литературы позволил сделать вывод о том, что однозначного взгляда на то, какой период считать периодом зарождения информатизации образования, не существует. Следует, однако, подчеркнуть, что большинство авторов придерживаются мнения о том, что об информатизации образования можно говорить начиная с 80-х годов XX века. Так, например, в работе Д.Е. Прокудина «Информатизация отечественного образования: итоги и перспективы» [1] в качестве точки отсчета информатизации образования выделяется 1984-1985 год. Автор мотивирует это тем, что именно в данный период было принято правительственное решение о направлении в сферу образования ЭВМ и введении в средних школах курса основ информатики и вычислительной техники. Действительно можно говорить о том, что массовая информатизация отечественного образования началась в 1984 году, с момента выхода Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о введении предмета «Основы информатики и вычислительной техники» в средней школе и широком внедрении ЭВМ в учебный процесс. При этом потенциал использования ЭВМ для повышения эффективности системы образования впервые стал обсуждаться уже в 60-е годы XX века, а с середины 70-х годов была начата активная разработка технологий обучения с использованием ЭВМ. Уже в 80-е годы XX века информатизация образования, а значит и становление информационной образовательной среды, приобрела системный характер. Большое влияние на становление информационной образовательной среды оказало принятое в 1984 году постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, что ускорило темпы информатизации образования и придало ему массовый характер. В этот период на информатизацию образования было выделено свыше 3 млрд. дол-

ларов, позволивших осуществить поставки оборудования в учебные заведения. Тогда же начинает уделяться большое внимание подготовке и переподготовке учителей, формулируются требования к школьным учебникам информатики, разрабатывается курс информатики для преподавания в педагогических вузах [2]. Приоритетной становится задача «разработки педагогических программных продуктов для использования в общеобразовательной школе, их массового внедрения и постепенного создания системы опережающего образования, основанной на новой информационной технологии». В это же время начинается применение в учебных заведениях обучающих программных систем. Таким образом, можно отметить, что информационная образовательная среда, построенная на использовании информационных технологий, сформировалась в общем виде в конце 80-х - начале 90-х гг. XX века. Позже, в 90-е годы, информатизация образования выделяется в качестве одного из приоритетных направлений образовательной политики Российской Федерации. Информационная образовательная среда на данном этапе формируется с учетом развития глобальных компьютерных сетей; активно совершенствуется техническая база, развиваются системы информационного обеспечения и управления образовательной деятельностью. В конце 90-х годов возникает проблема децентрализации информатизации образования, во многом обусловленная экономическим кризисом 1998 года, что ведет к реализации региональных, а зачастую и локальных концепций и программ информатизации образования. Информатизация образования вновь приобретает системный характер только в 2001 году, когда государство приступает к целенаправленной деятельности в данной области. Это находит закономерное отражение в соответствующих федеральных проектах и программах, таких как «Электронная Россия», «Концепция информатизации сферы образования», «Развитие единой образовательной информационной среды» и т.п. В образовательном процессе начинают активно использоваться мультимедийные технологии, виртуальные лаборатории и практикумы; происходит развитие локальных образовательных сетей и дистанционных образовательных технологий, создание и внедрение электронных библиотек. Отдельным направлением становится использование размещенных в сети Интернет электронных образовательных ресурсов и применение сетевых технологий совместной деятельности, основанных на сервисах Web 2.0 и Web 3.0.

Как отмечает Д.Б. Сандаков, современная система образования должна предоставлять возможность «взаимодействия с современными информационными пространствами, которые являются хранилищем актуальных знаний» [3]. При этом изучение опыта использования информационных технологий и раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.