Научная статья на тему 'Развитие когнитивно-коммуникативных умений на основе англоязычной популярной песни в процессе обучения иностранному языку'

Развитие когнитивно-коммуникативных умений на основе англоязычной популярной песни в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
584
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / АНГЛОЯЗЫЧНАЯ ПОПУЛЯРНАЯ ПЕСНЯ / COGNITIVE AND COMMUNICATION SKILLS / COMPETENCE / POPULAR SONGS IN ENGLISH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горкальцева Елена Николаевна

Дается определение понятия когнитивно-коммуникативных умений, обосновывается актуальность их развития в реализации целей компетентностного подхода и рассматривается дидактическая ценность англоязычных популярных песен как средства развития данного вида умений в процессе обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горкальцева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING COGNITIVE AND COMMUNICATION SKILLS WITH POPULAR SONGS WHEN TEACHING ENGLISH

The article discusses the definition of cognitive and communicative skills, states the importance of cognitive and communicative skills with regard to the competence approach, and reviews the didactic value of popular songs in English for developing students abilities of cognition and communication in the process of language learning.

Текст научной работы на тему «Развитие когнитивно-коммуникативных умений на основе англоязычной популярной песни в процессе обучения иностранному языку»

УДК 811.111:81-26:378.147

Е. Н. Горкальцева

РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ НА ОСНОВЕ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ ПОПУЛЯРНОЙ ПЕСНИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Дается определение понятия когнитивно-коммуникативных умений, обосновывается актуальность их развития в реализации целей компетентностного подхода и рассматривается дидактическая ценность англоязычных популярных песен как средства развития данного вида умений в процессе обучения иностранному языку.

Ключевые слова: когнитивно-коммуникативные умения, компетентность, англоязычная популярная песня.

Одной из целей современного образования и, в частности обучения иностранному языку как одному из предметных областей, является развитие когнитивно-коммуникативных умений обучающихся как фундаментального условия для реализации принципа «обучение в течение всей жизни». Руководствуясь идеями компетентностного подхода, подчеркнем, что наиболее важными чертами личности становятся умения воспринимать информацию, анализировать и оценивать ее, приходить к умозаключениям, организовывать свою деятельность адекватно сообщениям, которые передают другие субъекты и объекты окружающей действительности.

По вопросу о сущности понятия когнитивнокоммуникативных умений (ККУ) отсутствует единая точка зрения. В результате контент-анализа имеющихся по данной проблематике источников мы пришли к выводу, что большинство исследователей указанных умений (Е. А. Ганаева, А. В. Бурова, А. А. Зайченко, Л. В. Лелеп, Е. А. Мелёхина, В. Г. Шабаев) трактуют ККУ либо исключительно с позиции собственно когниции, либо в сочетании когниции и коммуникации. Более широкий взгляд на сущность когнитивно-коммуникативных умений предлагается И. А. Шеиной [1], предлагающей трактовать их как совокупность: 1) умений, связанных с извлечением и сообщением информации;

2) умений, связанных с анализом и оценкой информации; 3) коммуникативно-поведенческих стратегий как результата принятия определенных решений в ходе анализа и оценки получаемой информации. То есть предлагается включить в интерпретацию ККУ аттидютивную сторону когнитивных процессов. Также подчеркивается взаимосвязь познавательных (когнитивных) умений с поведенческими реакциями, возникающими в результате мыслительных операций по извлечению и анализу информации. Определение цитируемого автора созвучно с позицией И. В. Забродиной [2, с. 10], которая также указывает на тесную связь ККУ с коррекцией общения в связи с изменениями ситуации. На основании проведенного анализа мы приходим к выводу, что когнитивно-коммуникативные умения - это способности индивида воспринимать,

перерабатывать, оценивать поступающую информацию и адаптировать собственное поведение (вербальное и невербальное) к изменяющимся условиям окружающей среды.

Степень сформированности ККУ влияет на многие аспекты деятельности человека как в профессиональной сфере, так и межличностных отношениях. С позиций компетентностного подхода наиболее важен результат деятельности. Поэтому целесообразно рассмотреть характер взаимосвязи когнитивно-коммуникативных умений с понятием компетентности. По определению Ю. В. Фролова и Д. А. Махотина, компетентность представляет собой «... интегрированную характеристику личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в различных областях (компетенциях)» [3, с. 39]. Поскольку компетентность - это комплексное явление, то в ее структуре выделяются три компонента: когнитивный (познавательный), мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой. На наш взгляд, когнитивный компонент необходимо рассматривать несколько шире, а именно как когнитивно-коммуникативный.

Мы полагаем, что более актуально говорить о когнитивно-коммуникативном компоненте, так как процесс познания в большинстве случаев связан с коммуникацией. Катализирующая функция общения в познавательной деятельности подчеркивается основоположником коммуникативного подхода Б. Ф. Ломовым и его последователями, благодаря исследованиям которых общение приобрело статус понятия общепсихологической категории. Развивая идеи когнитивизма, исследователи В. А. Барабанщиков, Л. П. Киященко, И. К. Лисеев, В. Н. Садовский доказали позитивное влияние коммуникации в повышении эффективности познавательной деятельности. Студенты изучают материал посредством коммуникации в процессе предусмотренных форматом занятий в учебном заведении, получая знания, требуя объяснений и уточнений, отвечая на контрольные вопросы, анализируя предлагаемые проблемы. При автономной учебной деятельности обучающиеся перерабатывают информацию из различных источников для выполнения заданий, предполагающих контроль через коммуникацию -

либо в письменной, либо в устной форме. Таким образом, познание и коммуникация тесно взаимосвязаны в ситуациях межличностного общения.

Поскольку возрастает значимость межличностного общения, в современной педагогике и когни-тологии происходит переоценка статуса коммуникантов: подвергаются сомнению гносеологические постулаты о наличии объективной картины мира. Фактически возможно существование нескольких вариантов истины. Соответственно, познание субъективно и представляет собой взаимодействие нескольких «Я», субъектов, ведущих полилог [4]. Е. В. Житкова, вслед за А. А. Бодалевым, обращает внимание на то, что межличностное общение почти всегда вплетено в деятельность и выступает как условие его выполнения или ее компонент [5, с. 105]. Таким образом, умение эффективно общаться становится важным условием осуществления многих видов деятельности. Поскольку именно от способностей человека воспринимать информацию и адекватно ее применять в дальнейших действиях, когнитивно-коммуникативные умения являются неотъемлемым компонентом компетенций, которые в своей совокупности формируют профессиональное и личностное качество - компетентность. Данный вид умений входит в структуру нескольких компетенций: ценностно-смысловых, учебно-познавательных, коммуникативных, социально-трудовых, а также компетенций личностного совершенствования [6, с. 137-139], что свидетельствует о важности когнитивно-коммуникативных умений в обучении.

Развитие ККУ возможно на основе применения различных средств и технологий обучения. Одним из эффективных средств достижения данной цели, по нашему мнению, является англоязычная популярная песня, под которой автор понимает песню, относящуюся к музыкальному жанру «поп-музыка» и исполняемую на английском языке как аутентичным исполнителем, так и не носителем английского языка. В данном случае для нас актуальна жанровая принадлежность песни, а не акцент на популярности, измеряемой традиционными музыкальными рейтингами. С точки зрения автора, развитие ККУ обеспечивается в процессе совершенствования у обучающихся текстовой компетентности, предполагающем развитие «... компетенции восприятия, ком -петенции понимания и интерпретационной компетенции» [7, с. 57-59] на основе англоязычной популярной песни.

Песня как средство обучения обладает богатым ситуативно-речевым и языковым материалом, позволяет совершенствовать коммуникативную и лингвистическую компетенции обучающихся на широком спектре заданий. Эта точка зрения подтверждается результатами контент-анализа совре-

менной психолого-психологической литературы. Согласно полученным данным, в лингводидактике применяются различные виды песен: фольклорная (Е. С. Шерр, О. Е. Романовская), популярная аутентичная песня (Ю. А. Комарова, А. Бирюлина, Л. С. Большакова, А. А. Иванов), авторская (О. В. Максимова). Актуальность использования песенного материала для развития коммуникативных умений в процессе обучения иностранному языку обосновывается в нескольких диссертационных исследованиях. Е. В. Логинова (2006) раскрыла дидактический потенциал популярных французских песен с целью формирования диалогизиро-ванной социокультурной компетенции. А. А. Иванов (2006) рассмотрел современную аутентичную популярную песню в качестве средства совершенствования разговорной речи и лингвосоциокультурной компетенции студентов языковых специальностей. Е. В. Житкова (2006) описала пути развития иноязычных умений общения взрослых на основе применения музыкальной наглядности. Однако на данный момент не имеется систематизированных исследований, посвященных вопросу развития когнитивно-коммуникативных умений на основе англоязычной популярной песни, что свидетельствует о научном потенциале разработки данной проблемы.

Таким образом, мы переходим к следующей задаче - проанализировать принципы отбора англоязычных популярных песен для развития ККУ обучающихся. Для этой цели выделяем три группы принципов: общемузыкальные, содержательно-смысловые и методические. Общемузыкальные касаются качества песни с точки зрения ее музыкального рисунка и художественной значимости. Содержательно-смысловые принципы применяются для оценки смыслового компонента песни. Методические принципы касаются непосредственно языкового материала в песенном тексте и вопросов дидактической организации работы с песней с целью развития интересующих нас умений. Обратимся к каждой группе принципов последовательно.

Общемузыкальные принципы включают в себя следующие критерии: 1) гармоничное звучание песни; 2) наличие культурологической значимости с точки зрения антологии поп-музыки; 3) наличие смены ощущений в мелодии песни. Песни гармоничного звучания способствуют созданию позитивной атмосферы на занятии и повышению мотивации к конструктивной деятельности. Критерий наличия культурологической значимости с точки зрения антологии поп-музыки необходим для реализации образовательной и развивающей целей обучения. Что касается критерия наличия смены ощущений в мелодии песни, его включение мотивировано целью удовлетворения имеющейся у

каждого человека потребности в новых ощущениях. Данная потребность появляется в младенческом возрасте и сопровождает людей всю жизнь [8, с. 286]. Наличие возможностей для удовлетворения этой потребности позитивно влияет на эмоциональное состояние человека и, следовательно, на его когнитивную деятельность.

Содержательно-смысловые принципы предполагают: 1) сюжетность; 2) антропоцентричность;

3) эмоциональную окрашенность. С точки зрения сюжетности песня должна иметь полноценную информационную составляющую (сюжет), быть интересной в целях извлечения информации, иметь смысловое поле для своеобразных открытий, которые совершаются в результате восприятия, понимания и интерпретации песенного текста. Критерий антропоцентричности предполагает, что песня тематически строится вокруг индивида, его потребностей, переживаний. Песни антропоцен-тричного содержания мотивируют слушателей к осмыслению собственного отношения к сюжету песенного текста, обращению к личному опыту, что способствует совершенствованию когнитивно-коммуникативных умений как составной части коммуникативной компетенции. Наконец, включение критерия эмоциональной окрашенности песни объясняется имеющимися исследовательскими данными о позитивном воздействии эмоциональной составляющей в деятельности, представленными Б. И. Додоновым [9, с. 274]. С помощью эмоций человек ощущает свою сопричастность ситуации, а с лингводидактической точки зрения это провоцирует вербальную реакцию как следствие усиления мотивационного компонента.

Методические принципы содержат: 1) критерий дидактической ценности; 2) критерий соответствия языковому уровню; 3) критерий языковой нормативности. Охарактеризуем более подробно каждый из них.

Наиболее важным среди методических критериев является критерий дидактической ценности. Это значит, что песня должна иметь большой обучающий потенциал с точки зрения совершенствования текстовой компетентности на основе разви-

тия компетенции восприятия, понимания и интерпретационной компетенции. Восприятие и понимание популярных песен, несмотря на видимую легкость содержащегося в них языкового материала, сопряжено со значительными трудностями, на что обращает внимание исследователь Ю. А. Комарова, говоря о том, что «. декодирование заложенного автором смысла происходит медленнее, чем при восприятии зрительного или моторного образа» [10, с. 41]. Однако обучающийся, развивая умение извлекать информацию из песенного текста, более сложного по форме презентации, легче понимает более привычные по форме аудиоотрывки. В целях совершенствования интерпретационной компетенции песня должна быть адекватна коммуникативным задачам.

Следующим методическим критерием считаем соответствие песенного текста языковому уровню обучающихся. Данный принцип поддерживается

Н. А. Качаловым и Е. В. Житковой, которые конкретизируют этот принцип, утверждая, что «... песенные тексты должны быть оформлены с помощью уже знакомых обучающимся лексических и грамматических средств» [11, с. 10]. Мы считаем, что в текстах допустим небольшой процент новых языковых единиц в качестве дополнительного стимула для развития аналитико-синтетиче-ских умений.

В завершение необходимо указать на значение такого критерия, как критерий языковой нормативности. В соответствии с этим критерием рекомендуем исключать песни, содержащие жаргонизмы или отклонение от грамматических норм английского языка, которое иногда встречается в популярных песнях, передающих некоторые особенности разговорной речи.

Таким образом, в контексте приоритетов современного образования применение англоязычной популярной песни должно занимать место среди средств обучения английскому языку, поскольку способствует развитию когнитивно-коммуникативных умений обучающихся, являющихся необходимым компонентом целевых компетенций в современной образовательной парадигме.

Список литературы

1. Шеина И. М. Межкультурная коммуникация как проявление лингвистического и культурного опыта: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2009. 50 с.

2. Забродина И. В. Формирование когнитивно-коммуникативных умений у учащихся подросткового возраста (на примере гуманитарных дисциплин): дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 1996. 178 с.

3. Фролов Ю. В., Махотин Д. А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 34-41.

4. Барабанщиков В. А. Коммуникативный подход к исследованию когнитивных процессов // Сайт НОУ ВПО «Институт психоанализа» / 11^: www.inpsycho.ru/info/resursy/biblioteka/stati-prepodavatelej (дата обращения 27.01.11).

5. Житкова Е. В., Качалов Н. А. Музыкальные произведения как средство обучения иноязычному общению // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. № 4. 2007. С. 104-108.

6. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: дидактика и методика. М.: Издат. центр «Академия», 2007. 352 с.

7. Салосина И. В. Текстовая компетентность: от восприятия к интерпретации // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. № 10. 2007. С. 55-59.

8. Божович Л. И. Потребность в новых впечатлениях // Психология мотивации и эмоции. М.: ЧеРо, 2002. С. 286-291.

9. Додонов Б. И. Эмоция как ценность // Там же. С. 273-286.

10. Комарова Ю. А., Бирюлина А. Использование современного песенного материала в обучении учащихся старших классов // Иностранные языки в школе. № 4. 2008. С. 41-46.

11. Качалов Н. А., Житкова Е. В. Особенности обучения иноязычному общению на основе использования средств музыкальной наглядности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. № 2. 2008. С. 9-12.

Горкальцева Е. Н., старший преподаватель.

Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, г. Томск, Томская область, Россия, 634050.

E-mail: elena_gork@mail.ru

Материал поступил в редакцию 14.03.2011.

E. N. Gorkaltseva

DEVELOPING COGNITIVE AND COMMUNICATION SKILLS WITH POPULAR SONGS WHEN TEACHING ENGLISH

The article discusses the definition of cognitive and communicative skills, states the importance of cognitive and communicative skills with regard to the competence approach, and reviews the didactic value of popular songs in English for developing students’ abilities of cognition and communication in the process of language learning.

Key words: cognitive and communication skills, competence, popular songs in English.

Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634050.

E-mail: elena_gork@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.