Научная статья на тему 'Развитие казахоязычного Интернет пространства'

Развитие казахоязычного Интернет пространства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
302
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сеилов Шахмаран Журсинбекович, Жуманов Ж. М.

Одним из самых заметных явлений в мире информационных технологий является Интернет. появившийся из военных разработок, он начал свое развитие в среде уни верситетов и всего за несколько лет изменил жизнь почти всего земного шара. В данной статье приводятся данные по текущему состоянию казахоязычного интернет пространства, потребности граждан республики в казахоязычных сайтах, анализу качества и содержания информации на них, рейтингу сайтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие казахоязычного Интернет пространства»

Развитие казахоязычного Интернет-пространства

ОДНИМ ИЗ САМЫХ ЗАМЕТНЫХ ЯВЛЕНИЙ В МИРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЯВЛЯЕТСЯ ИНТЕРНЕТ. ПОЯВИВШИЙСЯ ИЗ ВОЕННЫХ РАЗРАБОТОК, ОН НАЧАЛ СВОЕ РАЗВИТИЕ В СРЕДЕ УНИВЕРСИТЕТОВ И ВСЕГО ЗА НЕСКОЛЬКО ЛЕТ ИЗМЕНИЛ ЖИЗНЬ ПОЧТИ ВСЕГО ЗЕМНОГО ШАРА.

В ДАННОЙ СТАТЬЕ ПРИВОДЯТСЯ ДАННЫЕ ПО ТЕКУЩЕМУ СОСТОЯНИЮ КАЗАХОЯЗЫЧНОГО ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА, ПОТРЕБНОСТИ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ В КАЗАХОЯЗЫЧНЫХ САЙТАХ, АНАЛИЗУ КАЧЕСТВА И СОДЕРЖАНИЯ ИНФОРМАЦИИ НА НИХ , РЕЙТИНГУ САЙТОВ.

Сеилов Ш.Ж.

Президент, д.э.н.,

Казахская Академия инфокоммуникаций Жуманов Ж.М.

Исполнительный директор, MСS,

Казахская Академия Инфокоммуникаций

Введение

Интернет в результате своего стремительного развития из явления технического превратился в часть социальной жизни планеты, стал "междисциплинарным" явлением. Вместе с проблемами доступа и скоростей передачи данных в настоящее время большая часть внимания специалистов уделяется проблемам информационного содержания (контента), правового регулирования Интернет, влиянию Сети на различные аспекты жизни общества.

Не последнее место в данном списке занимает представление в Интернет адекватной и актуальной информации о различных странах и культурах. В настоящее время имидж любого государства напрямую зависит от того образа, который формируется у миллионов активных пользователей Интернет. В последние годы частым стало употребление терминов "Информационное взаимодействие" и "Информационное противостояние" применительно к общению пользователей различных ресурсов Интернет.

Все это говорит о том, что Интернет стал одним из важнейших факторов всестороннего развития государства. И очень важно уделять пристальное внимание к его развитию в стране.

Учитывая то, что казахоязычный Интернет является неотъемлемой частью Казнет, почти все черты Казнета присущи и казахоязычным сайтам. Статья основана на матери-

алах исследования казахоязычного Интернет-пространства, которое Казахская Академия Инфокоммуникаций проводило в текущем году по заказу Министерства культуры и информации Республики Казахстан.

Анализ текущего состояния казахоязычного Интернет-пространства

1. Казахский язык и количество его носителей в мире

Казахский язык является государственным языком Республики Казахстан. Казахский язык входит в кыпчакскую подгруппу тюркских языков (в нее также входят: татарский, башкирский, карачаево-балкарский, кумыкский, караимский, крымскотатарский, каракалпакский, карагачский, ногайский). Вместе с ногайским, каракалпакским и кара-гачским языками казахский язык относится к кыпчакско-ногайской ветви.

Население Республики Казахстан по данным Агентства Респубики Казахстан по статистике, на 1 сентября 2008 г. составляло 15 713 157 человек. Национальный состав Казахстана, в процентах от всего населения представлен в таблице 1.

Таблица 1

Национальный состав населения РК

Народы %

Казахи 59,2

Русские 25,6

Украинцы 2,9

Узбеки 2,9

Уйгуры 1,5

Татары 1,5

Немцы 1,4

Другие 5,0

По данным переписи населения 1999 г. в Казахстане родным языком свободно владело 98% казахов. Если провести аналогию с последними данными по населению, то на сегодняшний день в Респеблике Казахстан более 9 млн человек владеют казахским языком. По статистическим оценкам, всего на казахском языке говорят в мире около 12 млн человек, из них в Казахстане — более 9 млн человек, в остальных странах СНГ — 2 миллиона, в Китае — 1,5 млн. Кроме того, казахский язык распространен в Монголии, Афганистане, Пакистане, Иране, Турции, Германии.

Таким образом, можно констатировать, что в мире существует значительная потенциальная аудитория потребителей информации на казахском языке, из которой 25% проживает за пределами территории Республики Казахстан.

2. Данные по операторам доступа

к сети Интернет в Республике Казахстан

По данным Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи, на осуществление деятельности по предоставлению услуг доступа к сети Интернет АИС РК всего было выдано 776 лицензий 403 компаниям, из них 14 лицензий были приостановлены и 177 аннулированы.

Всего на рынке доступа к сети Интернет в Казахстане предоставляет услуги более 39 субъектов, наибольшую рыночную долю из которых занимают АО "Казахтелеком", АО "Нурсат", АО "Арна" и АО "Лбієі".

По данным Агентства Республики Казахстан по статистике предприятиями связи за январь-декабрь 2007 г. оказано услуг на сумму 314 млрд тенге, что в сопоставимых ценах на 14,5% больше объема аналогичного периода прошлого года.

При этом структура доходов от услуг телекоммуникаций такова: мобильная связь занимает — 51,4%, фиксированная связь — 24,9%, передача данных и Интернет — 8,7%, 1Р-телефония — 1,7%, услуги платного ТУ — 3,9 и другие виды связи — 9,4% (рис. 1).

Наиболее высокие темпы по сравнению с 2006 г. демонстрируют предприятия, предоставляющие услуги Интернета службы передачи данных, мобильной связи, службы передачи данных. Таким образом, услуги по передаче данных и Интернет занимают важное место в телекоммуникационной отрасли и, соответственно, в экономике Республики Казахстан. Учитывая то, что данный сектор является одним из быстроразвивающихся, можно с уверенностью утверждать, что с технической стороны развитие Казнета в ближайшие годы должно быть обеспечено на должном уровне.

3. Оценка общего состояния сети

Интернет в Казахстане Пользователи услуг сети Интернет

Для оценки развития сети Интернет в стране в мировой практике используется понятие "Проникновение Интернет". Этот показатель представляет собой количество пользователей сети Интернет на 100 человек населения страны.

Важным является то, каким образом пользователи подключаются к сети Интернет. Традиционным и самым распространенным является подключение с использованием телефонной линии. Можно подключаться, используя коммутируемое подключение — через аналоговый модем, или, более современное решение, — с использованием технологии ADSL. Другими вариантами подключения к Интернет могут быть: беспроводные сети, спутниковое подключение, подключение через мобильные устройства.

Рисунок 2 иллюстрирует проникновение Интернет в Казахстане и показывает, какую долю составляют пользователи ADSL (услуга АО "Казахтелеком" "Мегалайн").

На рисунке 3 представлен график роста проникновения Интернет в Казахстане за 2000-2007 гг.

Таблица 2

Возрастной состав пользователей Интернет

Возрастная группа Доля

моложе 18 21,3

18-24 34,1

25-30 15,0

31-35 9,5

36-40 7,2

41-50 9,5

51-60 3,4

Рис. 1. Структура доходов от услуг телекоммуникаций

Также следует отметить, что в 2008 г. были неоднократно снижены тарифы доступа к сети Интернет. Для пользователей широкополосного доступа с 1 марта 2008 г. были сняты ограничения по трафику на все ресурсы, входящие в 1Р-адресное пространства АО "Казахтелеком" и повышена скорость доступа на внутренние ресурсы до 256 кбит/с. С 1 июня 2008 г. была повышена скорость доступа на внутренние ресурсы до 512 кбит/с.

По приведенным данным можно судить о том, что Интернет в Казахстане становится все доступнее широким слоям населения, о чем свидетельствует увеличивающиеся темпы

роста количества пользователей.

Динамика увеличения количества доменных имен

По оценкам специализированных сервисов, с начала 2008 г. количество сайтов в Казнете увеличилось ориентировочно с

5 000 до 6 000. Это говорит о том, что в месяц в Казнете появляется около 100 сайтов.

В таблице 3 представлены данные по количеству доменных имен, регистрируемых в доменной зоне .кг. За последние 3 года наблюдается устойчивый рост количества доменных имен.

Рис. 2. Уровень проникновения Интернет в Казахстане

*Источник: http://www.internetworldstats.com

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Рис. 3. Динамика уровня проникновения Интернет в Казахстане

Таблица 3

Динамика роста доменных имен

Страна Зона 2004г. 2005г. 2006г. 2007г.

Россия .яи 305 632 446 729 718 101 1 157 567

Россия (СССР) .эи 3 420 4 906 8 152 30 492

Украина .ид 133 907 169 644 241 666 335 073

Казахстан .кг н/д 9 574 16 431 26 293

Узбекистан .иг н/д 3 155 3 621 5 767

Германия .ЭЕ 8 266 466 9 378 395 10 422 702 11 673 389

Весь мир - 70 500 к 91 000 к 120 000 к 156 000 к

Кодировки казахского языка

Долгое время в Казахстане активно обсуждалась проблема представления символов казахского алфавита в компьютерных программах и в Интернет. Суть проблемы заключалась в том, что в прошлом при разработке многих программных продуктов не учитывалось использование символов, отличных от тех, что присутствуют в алфавите английского языка. При наличии дополнительных символов, как во многих европейских языках, или при использовании, к примеру, кириллицы или иероглифов, приходилось создавать новые наборы шрифтов. До некоторого времени создание этих наборов шрифтов происходило нецентрализованно. В результате этого для одного и того же языка оказывалось по нескольку несовместимых между собой наборов. К примеру, для русского языка широкое распространение получили:

• кодовая страница 866;

• кодовая страница 1251;

• К01-8^

• ^0-8859-5.

Для казахского языка также было создано несколько вариантов:

• KаzWin;

• Каг;

• Ка£

• К2;

• КЗ-Ыб;

• К2-1048.

После широкого распространения стандартов Unicode, данная проблема перестала быть актуальной для пользователей современных программных продуктов. Старые версии программного обеспечения все еще могут иметь проблемы с правильным отображением, но, как правило, для них предусмотрены специальные механизмы обновления, помогающие решить подобные проблемы.

На данный момент для 'Л'еЬ-страниц на казахском языке рекомендуемой является кодировка ШГ-8. Поскольку этот формат основывается на Unicode, то эта кодировка применима для оформления 'Л'еЬ-страниц на любом языке. Проблема может быть только в том, что в конкретных шрифтах, которые использует программа-браузер на вашем компьютере, может не оказаться полного набора символов, необходимых для демонстрации текста на избранном языке. Кодировка UTF-8 в настоящее время поддерживается всеми современными браузерами.

С использованием UTF-8 не требуется устанавливать разные специальные "казахские" шрифты, типа Каг, KaZ, К2. Большинство из них нестандартны, они и породили нынешнюю путаницу в кодировках. Достаточно просто обновить базовые шрифты, их свежие версии поддерживают казахский язык наряду с другими языками. При работе над веб-сайтами все инструменты для создания веб-страниц позволяют сохранять созданные документы в кодировке UTF-8 без необходимости знания технических деталей.

Перевод казахского алфавита на латиницу

Одним из вариантов решения проблемы с кодировками было предложение перехода на алфавит с использованием латинских символов. Основным аргументов приверженцев этой идеи было то, что клавиатура современного компьютера создана для латинской графики, поэтому перевод казахского языка на нее позволит решить все проблемы. Оппоненты перехода утверждают, что клавиатура и вообще современный облик компьютера — дело временное. С появлением более совершенной техники, учитывающей особенности языка, переход на нее будет намного проще,

столь радикальной реформы языка. Переход же на латиницу обязательно вызовет большой ряд проблем, в культуре, языкознании, библиотечном деле, сохранении интеллектуального наследия. На сегодняшний день есть некоторое количество сайтов, которые используют для казахского языка, как кириллицу, так и латиницу. Однако, как было описано в предыдущем разделе, в настоящее время проблема отображения символов казахского языка уже решена более экономичным способом.

Следует отметить и то, что казахская письменность не самая уникальная. К примеру, еврейский (12-14 миллионов носителей), арабский (420 миллионов носителей) или китайский языки, не смотря на свои общеизвестные особенности, без больших проблем используются в Интернет.

Государственная политика и правовое регулирование Интернет

О значительной востребованности развития Казнета и казахоязычного Интернета свидетельствует то, внимание к этой области, которое уделяется государством. Государственный подход к управлению Интернетом имеет междисциплинарную природу и базируется на пяти основных аспектах:

Первый аспект — это управление телекоммуникационной средой доступа в Интернете, широкополосный доступ в Интернет, управление доменными именами, сервисами и вопросы стандартизации.

Второй аспект связан с сокращением цифрового разрыва. Цифровой разрыв — это понятие, введенное для социологической оценки по всей местности применения Интернета в обществе. В данном случае мы рассматриваем его как разрыв между использованием Интернета в городе и в сельской местности.

Третий аспект — экономический. Имеются в виду инвестиции в область Интернет-торговли, электронная цифровая подпись, Интернет-банкинг и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Четвертый аспект—социокультурный. Подразумевается многоязычие в Интернете. Для казахстанского Интернета безусловный приоритет — это развитие государственного языка.

Пятый аспект — правовой. Это одно из самых важных направлений, которое связано с развитием нормативно-законодательной базы, это — пользование цифровой подписью, закон

об авторском праве, торговой марке и тд.

О том, что государство принимает активное участие в процессе информационного наполнения Казнета, свидетельствуют планы по поддержке создания 30 информационных

ресурсов в Интернет: 10 государственных и 20 частных. 26 сентября 2008 г. в Астане состоялась презентация девяти новых познавательных порталов в зоне .кг. Среди них: информационно-познавательный портал Министерства образования и науки РК (http://www.it-bilim.kz), портал АИС РК, предназначенный для повышения квалификации и тестирования отечественный специалистов в области информационных технологий (http://www.it4u.kz), электронный государственный библиотечный фонд "Библиотека Казахстана" (http://www.kazneb.kz), портал, популяризующий историко-культурное наследие Казахстана (http://wwwmadenimu-га.Ь), портал Министерства индустрии и торговли РК (http://www.mit-portal.kz), портал Министерства здравоохранения РК (http://www.info-health.kz), портал "Национальное наследие" (http://www.ata-mura.kz).

К ключевым проблемам правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с использованием сети Интернет, можно отнести три:

• проблему юрисдикции отношений в сети Интернет;

• проблему ответственности информационных провайдеров (посредников);

• проблему разработки и реализации инициатив в сфере саморегуляции отношений в сети Интернет.

Они являются теми критериями, которые определяют состояние решения любой проблемы в сфере правового регулирования информационного пространства и сервисов сети Интернет.

Любое государство и любой человек хочет быть хозяином в своем доме. Для государств это естественное желание обеспечивается принципами международного права, принципом государственного суверенитета, заключающимся в верховенстве, самостоятельности и независимости государственной власти, и принципом невмешательства во внутренние дела других государств. Для личности — международным и национальным законодательством, гарантирующим всем известные права человека и гражданина.

Последнее десятилетие глобальное информационное пространство, существующее, в первую очередь, в виде сети Интернет и возникшее в результате интернационализации общественных отношений и научно-технического прогресса, заставляет пересматривать границы дома и объем прав и обязанностей хозяина. Кроме того, часть пользователей, проповедуя "экстерриториальность" Сети, декларирует свою независимость от го-

>10» Р

п>т«»»<пр«чч>»пи1 ||0чс»ип»««ч ■т.хтжя

»**» проо«и»|« Тцкпмамм

Информация

ПИ*1 Промчдаите РК О Государственно* ■Ьм ПС5'Р*"1»»

К1 пыг рное

Государственная программа "Культурное наследие"

Государственна* прогрвии* «Культурное "еопадие» (далее - Прогрею*) ра>р*6оте~е по

Шв «Я1>тм Премдеите Ресяублмги Кемхсгеи Нурсултана дби.

• Прогреми* О

пропагандой гиеспедиа страны, прееисуаеииостыо рт«'« и еоуроадеииа и «ул»ууриы> традиций, предусиетриаает норм по сомению целостной систоим «>учаина »у!*уур«0*0 И«:л»ди«. • той .«СП» и современной м*и«оиа/*иоЛ гуПаУуры, ♦0"а«"0ра, традиций ■ с-6м-**а. и»ого*«» овею сгчла -»иио«»''*«ой гыт»с>ачр». - ^(ич.-ос». по

\ Л сотдеиню ре»а*ри,т*,' ■ тдо.астваины. . на,-<пм> с

Дие«и(<< следователем

^ Ы*шт*М Магмвим и (пит

• 05 11 .ДКВ Гунтуру - * иассм

• в. II.200* Эстафета паяет*

О.И.ОбГочл

а ^миераапгш>1а1\>1итт<тмки««а

И. емст^я с до» дадо» «О «ада реаоое^ы государстве»**»» гуогурюй и I

а Я П.ОвП а Л.И.ОвН

виогогроегте Лу|%ту^*юе наслади*» на 200* -2011 годы

Рис. 4. Главная страница портала "Культурное наследие"

сударств и закона и борется за свою "суверенную Сеть".

Упрощенно цепочку информационных общественных отношений в терминах можно представить следующим образом: пользователь (потребитель) — информационный ресурс — собственник (владелец ресурса). При этом в существующей общественно-правовой ситуации каждый из элементов находится в сфере юрисдикции определенной страны мира. Понимая, что для каждого элемента цепочки отношения существует свой собственный правовой режим, имеем в общем случае три варианта правового регулирования: регулирование отношений по законодательству страны проживания пользователя, страны местонахождения ресурса и по законодательству страны собственника.

На самом деле приведенная схема весьма условна и не учитывает тот факт, что цепочка информационных общественных отношений, выстраивающаяся в процессе использования Сети, имеет не три, а минимум пять элементов (рис. 5), в число которых входят лица, оказывающие услуги по доступу, размещению и распространению информации в сети Интернет и называемые информационными провайдерами (посредниками).

Рассмотренная многомерность информационных общественных отношений вполне закономерно представляет собой источник растущего клубка общественно-правовых противоречий. Регулировать эти противоречия и конфликты в связи с эксплуатацией Сети пользователями, собственниками и хозяе-

вами серверов хостинга из разных стран мира пытаются уже сейчас.

Основными источниками права, регулирующего общественные отношения, являются международные договора, национальное законодательство, судебная практика и обычаи, формирующиеся в процессе реализации тех или иных общественных отношений.

В настоящее же время несколько десятков стран имеют зачатки национального законодательства, касающегося использования глобального информационного пространства. Международные соглашения по этому вопросу отсутствуют, обычаи использования Сети весьма противоречивы — а значит, спорных ситуаций становится все больше, и постепенно формируется судебная практика по данным общественным отношениям. Нельзя сбрасывать со счетов и геополитические интересы различных стран. Одни из этих стран еще не осознали значения всемирного информационного пространства, другие стремятся распространить на него свое влияние, в частности, пытаясь использовать свою

Рис. 5. Схема общественных отношений, возникающих в связи с использованием сети Интернет

систему права и свое законодательство для разрешения конфликтов в Сети.

В спорных ситуациях сталкиваются различные интересы и правовые системы, и возникает коллизия: какое право применять, в чьем ведении находится тот или иной информационной процесс, юрисдикция какого государства распространяется на те или иные информационные общественные отношения?

В международном праве для ответа на эти вопросы существуют так называемые коллизионные нормы. Они не разрешают вопрос сами по себе, а лишь указывают на те нормы, которые должны быть использованы в данной конкретной ситуации (например, lex loci contractus — закон места совершения сделки, lex loci actus — закон места совершения акта, lex patrie — закон гражданства, lex domini-cilii — закон местожительства, lex rei sitae — закон местонахождения вещи и т. д.).

В настоящее время таковые нормы для Интернета отсутствуют, и международное информационное пространство пытаются "осваивать", используя подручные средства и национальные правовые концепции. Можно заметить, что аналогичные процессы имели место в первые десятилетия нашего века в сфере освоения воздушного пространства, но, несомненно, темпы освоения, масштабы и потенциальные возможности Сети на фоне общего потенциала развития планеты выглядят значительнее.

Судебная практика, трактующая и разрешающая проблему юрисдикции Сети, сейчас относится главным образом к наиболее доходным отраслям бизнеса в Сети — игорному и торговле информацией "для взрослых" — и формируется в тех странах, которые уже встали на путь правого регулирования Интернета.

Существует несколько возможных путей решения проблемы юрисдикции использования сети Интернет.

В первую очередь, это международные договора, определяющие статус международного информационного пространства и фиксирующие соответствующие коллизионные нормы использования законодательства различных государств. Не панацеей, но временным выходом могут служить региональные многосторонние соглашения, а также двусторонние договора о правовой помощи. Именно в них нужно вкраплять коллизионные нормы, помогающие стабилизировать международные информационные отношения. В идеале, необходима унификация норм национальных законодательств относительно использования Сети. Требуется соответствующее национальное информационное законодательство, чтобы не быть ни "открытыми

на фоне всеобщей закрытости", ни отгораживаться от всех железным занавесом. Конечно, предварительно необходимо на государственном уровне решить, какова в принципе идеология использования информационного пространства и в рамках данного решения принять соответствующие нормы.

Регулирование отношений, помимо проблемы юрисдикции, определяется специальным институтом ответственности информационных провайдеров: ISP, ASP, владельцы служб информационных объявлений (от досок объявлений до Интернет-аукционов), в европейском законодательстве в ходу термин "intermediary service providers", в американской практике — on-line service provider, provider of access, provider of the informational content.

В российских законопроектах употребляют термин "информационный посредник". Например, определяя его как "лицо, которое от имени другого лица отправляет, получает или хранит электронные документы или предоставляет другие услуги в отношении данных документов".

Действия информационных провайдеров по оказанию услуг обладают следующими свойствами. Провайдер не инициирует информационные отношения, не выбирает содержание передаваемой информации и ее получателя, не влияет на содержание информации и хранит таковую только в пределах времени, определяемого техническими стандартами и протоколами для нужд передачи информации.

Ответственность провайдеров базируется на том, что они имеют организационнотехническую возможность в любой момент времени воздействовать на информационные общественные отношения своих пользователей. Форма воздействия может быть довольно разнообразной: от блокирования информационного обмена до информирования третьих лиц о содержании передаваемой информации.

В каком случае провайдер — владелец информационного ресурса и/или информационной системы — несет ответственность за действия лиц, которые воспользовались указанными ресурсами и/или системами?

На этот счет существуют три основных подхода:

• провайдер несет ответственность за все действия пользователей, вне зависимости от наличия у него, как у субъекта права, знания о совершаемых действиях;

• провайдер не несет ответственности за действия пользователей в том случае, если выполняет определенные условия, связанные с характером предоставления услуг и взаимодействием с субъектами информационно-

го обмена и лицами, чьи права нарушаются действиями пользователей;

• провайдер не отвечает за действия пользователей.

Законодательства разных стран предлагают решение проблемы ответственности провайдеров сообразно трем приведенным схемам. Если, например, в Китае и странах Ближнего Востока принят первый подход, в США — третий (в подавляющем большинстве случаев провайдеры обладают иммунитетом и не несут ответственности за действия своих пользователей), то в Европе придерживаются второго подхода: наиболее детально решение проблемы ответственности проработано в европейской директиве по электронной коммерции.

Директива устанавливает, что провайдер не несет ответственности за передаваемую информацию в случае, если он не инициирует ее передачу, не выбирает получателя информации и не влияет на целостность передаваемой информации. При этом допускается временное хранение передаваемой информации для осуществления необходимых технических действий по ее передаче. Также детализируются условия кэширования, и утверждается, в частности, что провайдер не несет ответственности за действия пользователей при предоставлении услуг хостинга, если он не был осведомлен об их противозаконной деятельности и после получения информации прекратил размещение или доступ к информации пользователей.

Резюмируя вышесказанное, можно утверждать, что проблема ответственности провайдеров — это актуальный вопрос государственной политики по использованию сети Интернет. В зависимости от того, как будет определена и регламентирована роль провайдеров в информационных общественных отношениях в сети Интернет, возможны разные пути развития сети Интернет.

Действующ ие нормативные акты по вопросам регулирования Интернет возможно классифицировать на группы по предмету правового регулирования:

1. Определяющие, правовой статус информационных ресурсов сети Интернет и порядок доступа к ним;

2. Регулирующие деятельность операторов сетей передачи данных и доступа в Интернет, а также поставщиков услуг ^-провайдеров и других лиц, использующих информационные ресурсы или сети передачи данных для предоставления услуг доступа;

3. Регулирующие тарифы на услуги доступа к сети Интернет.

К первой группе возможно отнести:

1) Закон Республики Казахстан "Об информатизации". Закон предусматривает понятия информатизации и информационных услуг, меЬ-сайта, доменного имени, электронных информационных ресурсов и их владельцев.

Предметом Закона является регулирование правового статуса владельцев информационных ресурсов и информационных систем, которые в зависимости от права собственности и категории доступа подразделяются на:

• государственные и негосударственные;

• общедоступные и ограниченного доступа.

При этом, Закон об информатизации определяет информационные ресурсы как элемент состава имущества, которые находятся в частной и государственной собственности. Приведенная законодателем правовая конструкция вызывает вопросы, поскольку информационные ресурсы, содержащиеся в сети, могут быть без особых проблем отделены от своих материальных носителей, в связи с чем, правовой статус такого вида объектов целесообразно определить через правовой механизм исключительных прав (право интеллектуальной собственности), предусмотренный Разделом 5 ГКРК

Для системного внедрения информатизации в деятельности государственных органов Законом введено понятие национального оператора в сфере информатизации — юридического лица, созданного по решению Правительства Республики Казахстан, на которое собственником в лице государства возложены задачи по интеграции и обеспечению безопасности государственных информационных систем и государственных электронных информационных ресурсов, по участию в реализации единой технической политики в сфере информатизации, функции проектного интегратора инфраструктуры "электронного правительства". В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от16 января 2004 г. № 44, Национальным оператором в сфере информатизации определено акционерное общество "Национальные информационные технологии".

Другой важной составляющей Закона являются требования по регистрации электронных информационных ресурсов, информационных систем и их аудиту. Порядок регистрации информационных ресурсов и систем определен постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 октября 2004 г. № 1075, в соответствии с которым обеспечение ведения Государственного регистра, а также организация технических условий для доступа физических и юридических лиц к общедоступным государственным информационным ресурсам с целью удовлетворения их информационных потребностей, осуществляется Национальным оператором в сфере информатизации.

Аудит информационных систем заключается в

системном процессе оценки текущего состояния информационных систем, действий и событий, происходящих в ней устанавливающий уровень их соответствия определенным критериям, техническим регламентам, стандартам и нормативно-технической документации. Аудит информационных систем производится за счет владельцев информационных ресурсов. Проведение аудита осуществляется лицами, обладающими специальными знаниями и опытом работы в сфере информационных технологий в порядке, определяемом уполномоченным органом (Агентство Республики Казахстан по информатизации и связи).

2) "Закон Республики Казахстан "Об элеюрон-ном документе и электронной цифровой подписи".

Законом даны понятия электронного документа и документооборота, ключей цифровой подписи и также установлена равнозначность, при соблюдении установленных условий, электронных документов/подписей документам/подписям на бумажном носителе.

3) Закон Республики Казахстан "О национальной безопасности", в части обеспечения информационной безопасности Республики Казахстан.

4) Закон Республики Казахстан "О средствах массовой информации", в части регулирования деятельности электронных средств массовой информации.

5) Закон Республики Казахстан "О государственных секретах", в части доступа к государственным информационным ресурсам.

6) Указ Президента Республики Казахстан от 10 ноября 2004 г. № 1471 "О государственной программе формирования "элеаронного правительства" в Республике Казахстан на 2005-2007гг.

7) Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 октября 2006 г. "Об утверждении Программы снижения информационного неравенства в Республике Казахстан на 2007-2009 гг.".

8) Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 июня 2007 г. № 460 "Об утверждении перечня персональных данных физических лиц, включаемых в состав государственных электронных информационных ресурсов".

9) Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2007г. №553 "Об утверждении положения и состава Межведомственной комиссии Республики Казахстан по координации работ в сфере информатизации".

10) Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 июля 2007 года № 598 "Об утверждении Правил размещения электронных информационных ресурсов на веб-сайтах государственных органов".

Ко второй группе нормативных правовых актов можно отнести:

1) Закон Республики Казахстан "О связи", в части регулирования деятельности операторов связи.

2) Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 сентября 2004 г. "О некоторых вопросах лицензирования деятельности в области связи", в части определения лицензирования операторских услуг по передаче данных и доступу к сети Интернет.

3) Постановление Правительства Республики Казахстан от 22 июля 2003 г. № 724 "Вопросы Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи", в части определения компетенции уполномоченного органа в области связи по контролю за деятельностью операторов связи, предоставляющих доступ к услугам передачи данных и Интернет.

4) Приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи от 12 июля 2004 г. № 145-п "Об утверждении Правил присоединения сетей телекоммуникаций к сети телекоммуникаций общего пользования и регулирования пропуска телефонного трафика по сели телекоммуникаций общего пользования Республики Казахстан", в части регулирования вопросов технического взаимодействия сетей операторов связи.

Нормативные правовые акты, регулирующие тарифы на услуги доступа к сети Интернет.

1) Закон Республики Казахстан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности", в части регулирования деятельности операторов связи, занимающих доминирующее положение на рынке доступа в Интернет.

2) Закон Республики Казахстан "О связи", в части определения универсальных услуг телекоммуникаций.

Из анализа приведенных выше нормативных правовых актов усматривается отсутствие норм, регулирующих предоставление услуги по доступу в Интернет конечному потребителю (пользователю). В тоже время условия предоставления иных услуг связи — местной, междугородной и международной, телеграфной, сотовой — урегулированы соответствующими Правилами, принятыми уполномоченным государственным органом в области связи.

Полагаем, что отсутствие такого акта в сфере доступа к сети Интернет создает вакуум и не позволяет определить параметры качества услуги ее вид, условия ее предоставления в интересах конкретного конечного потребителя.

Необходимо принятие Правил предоставления доступа к сети Интернет, содержащих определение услуги по доступу, права и обязанности сторон, определяющие виды услуг и соответствующих технологий доступа.

Продолжение статьи читайте в следующем номере журнала

8-я международная конференция

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ДОВЕРИЕ

при использовании Уааі

ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ И СИСТЕМ

1-3 апреля 2009 года г. Москва, Президент Отель

Конференция проводится общественно-государственным объединением «Ассоциация документальной электросвязи» при поддержке Минкомсвязи России.

Отличительной особенностью конференций АДЭ является высокий уровень представительства органов государственной власти и бизнеса, а также методологическая стройность, профессионализм, актуальность и практическая направленность программ, в реализации которых участвуют ведущие российские и зарубежные специалисты.

Участники конференции получат возможность ознакомиться с передовым опытом ведущих организаций, работающих в области обеспечения информационной безопасности, встретиться с руководителями российских и международных организаций, с разработчиками и пользователями защищенных приложений, узнать о стратегии совершенствования нормативной и правовой базы обеспечения информационной безопасности инфокоммуникационных сетей и систем, получить информацию о выполняемых и планируемых в этой области проектах. Современные технологические, организационные и нормативные аспекты обеспечения информационной безопасности рассматриваются под углом зрения устойчивого функционирования ССОП.

В программе конференции предусмотрено время для ответов на вопросы участников и проведения дискуссий.

В первый день конференции состоятся учебные лекции, во второй и третий дни - пленарные и секционные заседания.

Основные темы конференции:

• информационная безопасность в операторском бизнесе;

• обеспечение информационной безопасности при работе в сети Интернет;

• обеспечение СОРМ на 1Р-сетях;

• управление идентификацией пользователей и приложений;

• безопасность критических инфокоммуникационных инфраструктур;

• стандартизация, внедрение и оценка информационной безопасности;

• управление ССОП в условиях ЧС и ЧП;

• совершенствование нормативной базы обеспечения информационной безопасности на ССОП;

• порядок ввоза и экспорта криптографических средств;

• защита прав субъектов персональных данных;

• обеспечение безопасности при использовании технических средств связи иностранного производства;

• защита пользователей от угроз информационной безопасности;

• этические проблемы обеспечения информационной безопасности.

Приглашаем Вас на международный форум 2009 года по обеспечению информационной безопасности инфокоммуникационных сетей и систем!

/ГК'

\ А у ж

V эл

АССОЦИАЦИЯ

ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ

ЭЛЕКТРОСВЯЗИ

Оргкомитет: тел.: (495) 673-34-28,673-32-46, 673-48-83, 956-26-12,995-20-11 факс (495) 673-30-29 • e-mail: info@rans.ru • http://www.rans.ru

■е

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.