Научная статья на тему 'Развитие качества человека как приоритетная цель образовательного процесса в вузе'

Развитие качества человека как приоритетная цель образовательного процесса в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1034
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА / МОДЕЛИ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА / ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ / QUALITIES OF THE PERSON / MODEL OF QUALITY OF THE PERSON / THE REQUIREMENT TO QUALITY OF THE PERSON IN EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова С. Н.

В статье обоснована актуальность проблемы моделирования качества человека, изучения культурных традиций в рефлексии качества человека и определения задач прогрессивного развития человека в единстве с природой. Особый акцент сделан на рассмотрении моделей качества человека. В статье раскрываются требования к модели качества человека в образовании, которые формируются в образовательном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF QUALITY OF THE PERSON AS THE PRIORITY PURPOSE OF EDUCATIONAL PROCESS IN HIGH SCHOOL

In article considered of a problem of modelling of quality of the person, studying of cultural traditions in a reflexion of quality of the person and definition of problems of progressive development of the person in unity with the nature is proved. The special accent is made on consideration of models of quality of the person. In article requirements to model of quality of the person in formation which are formed in educational process of high school reveal.

Текст научной работы на тему «Развитие качества человека как приоритетная цель образовательного процесса в вузе»

УДК 378

РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

© 2009 С.Н. Белова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры непрерывного профессионального образования, начальник центра аудита качества образования e-mail: fpkkursk@yandex. ru

Курский государственный университет

В статье обоснована актуальность проблемы моделирования качества человека, изучения культурных традиций в рефлексии качества человека и определения задач прогрессивного развития человека в единстве с природой. Особый акцент сделан на рассмотрении моделей качества человека. В статье раскрываются требования к модели качества человека в образовании, которые формируются в образовательном процессе вуза.

Ключевые слова: качества человека, модели качества человека, требования к качеству человека в образовательном процессе

Главной целью политики качества российского государства в сфере образования, в том числе в сфере высшего профессионального образования, является опережающее развитие качества человека.

Процесс моделирования качества человека есть культурный процесс формирования идеала человека, к которому зовет культура данного общества и который кладется в основу воспитания в каждом обществе, в основу образовательной политики.

Качество человека в образовательном пространстве есть отражение качества образования, которое, в свою очередь, отражается в качестве человека, актуализируется в процессе его жизни и профессиональной деятельности в конкретных социальных системах, в системах природопользования, в целом в обществе.

Проблема моделирования качества человека лежит в основе процесса целеполагания в управлении качеством образования на всех уровнях (на государственном, региональном уровнях и уровней образовательного учреждения).

Качество образования включает в себя качество человека, которое в образовательном пространстве вуза является интегрирующим, результирующим и системообразующим фактором в организации деятельности вуза.

Моделирование качества человека, представление об идеале качества человека возможно при обращении к компетентностному подходу, где рассматривается проявление категории компетенции в образовательном процессе вуза.

Формирование идеала качества человека представляет собой одну из приоритетных задач в стратегии развития российского образования в XXI веке, от уровня решения которой зависит и качество актуализации компетентностного подхода.

Решение данной задачи может быть осуществлено на синтезе изучения культурных традиций в рефлексии качества человека, которая нашла свое воплощение в «русской философии» и «русском космизме», в исследования отечественных ученых (В.И Вернадский, А.С.Макаренко, Н.Н. Моисеев, Н.И. Пирогов, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.) и определения задач прогрессивного развития

человека в единстве с природой, так как от того, как мы себе представляем, каким мы хотим видеть человека, зависит эталон качества образования, то есть требования к качеству знаний, уровню и содержанию профессионализма, которые программируются в государственных образовательных стандартах.

Качество человека - это его соответствие природной среде, культуре, обществу, экономике, технологиям, профессиональной деятельности, государству, биосфере, Земле, космосу, с учетом происходящих изменений как по независимым от человечества, общества причинам, так и по антропогенным причинам [Субетто 2006].

Адекватная экспликация требований к качеству человека в российском образовательном пространстве возможна только тогда, когда она опирается на многовековой опыт рефлексии русской культуры, в частности «русской философии» и философии «русского космизма».

По А.П. Карсавину, качество человека и личность суть синонимы. «Качествование, - отмечает русский философ, - есть момент личности и сама личность, но в связи с иным. И понятно, что какой бы из моментов - личностей - всеединства мы ни взяли, во всяком могут индивидуализироваться все эти качествования» (цит. по [Антология русского качества 2000: 24]. В подходе В.С. Соловьева к проблеме качества человека на передний план выдвигается духовность. Примат духовности, а также любви, долженствования, добротолюбия во взгляде на качество человека - личность определяется православной традицией в русской культуре [Бойцов 2000: 33]. В.С. Соловьев к важным моментам модели качества человека в русско-философской рефлексии относит воздержанность в проявлении своих потребностей, оказание помощи ближнему, тем самым указывая на важную ценностную традицию православной духовности.

И.А. Ильин связывал проблему качества русского человека с судьбой России и русской культуры. Он выделил первичные и вторичные «силы». К первичным «силам» ученый относит «духовность», стремление к «Божьей правде» («правдолюбие»). На их основе формируются «вторичные силы» - «воля, мысль, форма и организация». Их объединяет «искание» и «нахождение» «новой справедливости и настоящего русского братства».

А.Н. Толстой в своих размышлениях в работе «Путь к жизни» на первое место духовно-нравственного качества русского человека выдвигает совесть. Проблема воспитания совести - это ведущая проблема в осмыслении качества воспитания в образовательном пространстве России.

К важной стороне модели качества русского человека относится негативное отношение к культу потребительства. Особенно ярко анализ этой стороны представлен в творчестве Ф.М. Достоевского. По Ф.М. Достоевскому «потребительский идеал» убивает в человеке духовное начало и его самовыражение в творчестве. В «Дневнике писателя» он рисует апокалипсическую картину «загнивания» человечества из-за погони за материальными благами. И приходит к выводу, что «нет счастья в бездействии, что погаснет мысль не трудящаяся, что нельзя любить своего ближнего, не жертвуя ему от труда свого, что гнусно жить на дармовщину и что счастье не в счастье, а лишь в его достижении» [Достоевский 1989: 402].

Общим в «идеале качества русского человека», как его сформулировала русская культура, является его антиэгоистическая направленность, последовательно вытекающая из соборно-общинных начал российской цивилизации. Данная направленность русского человековедения приобретает особый смысл в контексте императива становления «ноосферы будущего» и «ноосферного человека», который взыскует новый тип культуры и человека - «экоцентричный», преодолевающий

«эгоистический эгоцентризм» ради жизни человечества в гармонии с Природой на Земле.

«Идеал качества человека» в России, созданный русской культурой и русской философией, — это холистический, целостный человек, с синтетическим типом мышления, обладающий «цельным знанием» (Вл. Соловьев), всесторонне, гармонично развитый, универсально-творческий человек; одновременно это «корневой человек» (П.А. Флоренский), укорененный в русской, российской культурах, в своих «предках»; человек - патриот, государственная личность (К.Н. Леонтьев, К.П. Победоносцев, Ф.М. Достоевский); человек, способный к самопожертвованию, готовый отдать жизнь в соответствии с древним кличем русских воинов «За други своя!» [Субетто 2006].

Дальнейшее развитие модели качества человека в ХХ веке в русской - советской культуре нашло отражение в работах В.И. Вернадского (в работах о ноосфере), Н.Г. Холодного, В.П. Казначеева, В.Н. Сагатовского и других. В.Н. Сагатовский выстроил категориально-ценностную «цепь», лежащую в основе «русской идеи» и соответственно в модели качества русского человека:

Схема 1. Категориально-ценностная «цепь», определяющая модель качества русского человека

«Соборность», по В.Н. Сагатовскому, есть такая форма коллективизма и общинности, в которой обеспечено симфоническое единство свободы творчества личности и коллективизма через внутреннее понимание долга. «Соборность» перерастает во «Всеединство», то есть чувствование и понимание себя в единстве с Россией, с человечеством, с Богом (для православного или в другой вере религиозного человека), с биосферой, с Землей, с космосом. Всеединство переходит в Софийность, которая несет в себе единство мудрости и любви как начал человеческого бытия, а она служит основанием «Общего дела» (впервые это понятие предложил Н.Ф. Федоров), которое в начале XXI века есть становление «ноосферы» на базе «правды отношений» и «ответственного поступка», формирующегося в логике «со-бытия» человека («события» с другим, с обществом, с Природой, с Богом и т.д.).

Предприимчивость, энергетизм личность, ее деятельностное начало не отрицаются. Их отличие от «американской модели качества человека» состоит в том, что они формируются на основании философии «общего дела», на «соборности», на кооперативных началах организации жизни, на принципах солидарности, кооперации, взаимопомощи, любви (П.А. Кропоткин, Ф.М. Достоевский, А.В. Чаянов, С.Г. Кара-Мурза и др.), а не на принципе конкуренции.

Таким образом, главными свойствами личности России являются ее соборность, общинность, коллективизм, государственничество, выносливость, терпимость, правдолюбие, всечеловечность, открытость, доверчивость, мужество, широта души, совестливость, склонность к самокритике, готовность помочь другому, тяга к знаниям, к образованию, к культуре, готовность к самопожертвованию, примат духовного над материальным и др.

В нашем исследовании мы обратились к рассмотрению модели качества человека в образовании, в частности к модели вложенных соответствий качества человека «средами» его бытия, модели качества человека как блочно-сферной модели,

соединяющей в себе «внутреннее» и «внешнее» качества, модели системы деятельности человека А.И. Субетто и 12-блочной модели качества человека В.Д. Шадрикова.

В.Д. Шадриков определил сущностное качество человека как «человечность». Опираясь на рефлексию русской культуры, он выделяет такие составляющие «качества русского человека» («идеального русского»), как державность, патриотизм, внутренняя свобода, «доминирование свободы-для» (т.е. свободы для творчества, созидания) над «свободой-от» (т.е. свободы от социальных ограничений, нравственных нормативов и т.д.), стремление к социальному равенству, соборность, коллективизм, доброта, сострадание и т.п. Исходя из этого, В.Д. Шадриков замечает: «Сказанное выше требует существенных изменений в содержании образования, и прежде всего гуманитарного. Оно должно быть ориентировано на национальную культуру, содержать национальные мифы и предания; всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа; дела и слова своих святых, героев, гениев и вождей; родной язык и литературу; обычаи и обряды, национальную архитектуру, дизайн утвари, изобразительное искусство, хореографию и музыку...» [Шадриков 2001:182]. Поэтому возрождение в содержании гуманитарного образования, в том числе в «блоке» гуманитарных дисциплин в высшей школе, должно быть связано с воссозданием истории русского народа, более глубокого изучения русской литературы, русского языка, без чего мы не преодолеем «духовно-культурный кризис русского человека», происходящую деградацию в обучении русскому языку, выражающуюся в растущей массовой безграмотности в области русского языка.

В своей работе «Происхождение человечности» В.Д. Шадриков предложил 12блочную модель качества человека (схема 2): качество человека, характеризующее его отношение к Богу; качество человека, характеризующее его отношение к другим людям; качество человека, характеризующее его отношение к добру и злу; интеллектуальные качества человека; качества человека, характеризующие его отношение к труду; борцовские качества человека; качества человека, характеризующие его отношение к богатству (собственности); качества человека, характеризующие его отношение к родине; волевые качества человека; эмоциональные качества человека; качества человека, характеризующие осознание им себя; качества, характеризующие свободолюбие [Шадриков 2001].

А.И. Субетто качество человека рассматривает как «объект воздействия образовательного и воспитательного процессов, который раскрывается в соответствии со структурой качества человека» [Субетто 2006: 81]. Структура качества человека, согласно модели вложенных соответствий качества человека «средами» его бытия, отражает «экспликацию качества человека как «матрешку» соответствий, отражающую погруженность человека во множество вложенных друг в друга «сред его бытия», начиная от ближайшей среды - физической, затем профессиональной, потом географической (климатической) среды, затем среды в форме государства, общества, локальной цивилизации, и кончая такими макросредами, как «Биосфера/Ноосфера», «Земля», «Космос».

Четырехсферная модель качества человека дополняет модель вложенных соответствий качества человека «средами» его бытия (схема 3). Она показывает, как обеспечиваются эти «соотвествия», через формирование каких «новообразований» в человека в образовательном процессе.

1. Качество человека, характеризующее его отношение к богу II. Кач e ст б о ч e л о б 0 к а, х а р a к т е ризуга его отношение к другим ЛСДЯУЛ

Р ?

III Качество человека, характеризующие его отношение к добру и злу

1 Р 1 р

IV. Интеллектуальные качества V. Качест в о чело в ека, характеризуют}«

человека е го отно ш єни я к труду

1 Р р

VI. Борцовские качества человека

і Р 1 Р

VII. Качества человека, характеризующее его отношения к богатству (собствежостм) VIII. Качества человека, характеризующее его отношеже к родине

1 Р 1 Р

IX. Волевые качества человека X.Эмоциональные качества человека

1 Р 1 Р

XI. Качества человека, характеризующее осознание тлсебя XII. Качества, характеризуют)« свободолюбие

Схема 2. Модель качества человека в интерпретации В.Д. Шадрикова

Качество культуры

Кач

а ч е с т в о деятельности

Кач

а ч е с т во знания

Качество общеобразовательной подготовки

С и с т е м н о -социальное к а ч е с т во

Духовно -нра в ст венное к а ч е с т во

Ц е н н о с т но -мировоззрен. к а ч е с т во

т еллектуаль-н о го развития

П с и х о л о го -м о т и вац и о н н о е к ачест во

зического ра з -ви т и я

Качество профессиональной подготовки

Кач

а ч е с т во знания

Качество деятельности

Качество культуры

Схема З. Структура четырехсферной модели качества человека (по А.И. Субетто)

Как следует из схемы 3, модель качества человека состоит из четырех «сфер» качества человека.

«Внутренняя сфера» качества человека, его внутреннее качество представлено в виде шести взаимодействующих «блоков»: системно-социальное качество; ценностномировоззренческое качество; духовно-нравственное качество, психологомотивационное качество; качество интеллектуального развития; качество физического развития.

Ценностно-мировоззренческий «блок» в первой «внутренней сфере» формируется под воздействием качества знаний и качества культуры в образовательном процессе, в социальном пространстве высшей школы России.

На современном этапе в этом «блоке» модели качества человека приоритетным направлением является возвращение чувства исторического достоинства русскому народу как главному «скрепу» в единстве российского общества, возвращение «русскости» русскому человеку, обеспечение преемственности с ценностями и человеческими идеалами русской культуры и русской философии, преодоление ценностных «деформаций» в мировоззрении российского студенчества вследствие роста преступности, наркомании, культа наслаждений, героизации в СМИ бандитизма, насилия, появления технологий манипуляции сознанием, «черного пиара» и других негативных явлений, включая социальную дифференциацию студенчества.

Психолого-мотивационный блок модели качества человека отражает собой процессы становления психологического здоровья студенчества в вузах, профилактики психических расстройств и заболеваний, обеспечения становления психологической устойчивости в экстремальных ситуациях, развития профессиональной мотивации и мотивации к учебе, к самореализации и самоактуализации учащихся в период обучения в высшей школе.

Чувственно-эмоциональной блок играет важнейшую роль в модели качества человека в вузе. Познание, обучение, воспитание всегда носят чувственный характер. На передний план выходит проблема воспитания чувств, культуры красоты и гармонии, «культуры радости» как культуры творчества. В этом направлении играет большую роль «внутренняя культура» или «корпоративная культура» в вузе, культивирование особого российско-вузовского стиля общения студента и профессора, создания атмосферы поисковой активности и творчества.

Блок системно-социального качества объединяет остальные «блоки» «внутренней сферы» модели качества человека. Он акцентирует в контексте воспитания и обучения внимание на развитие личности студента, его социальных, гражданственных позиций, социальной ответственности.

«Блок духовно-нравственный» в модели качества играет особую роль в

становлении личности. Перед высшей школой России встает задача развития духовнонравственного качества в личности студента российской высшей школы, отражающего не только духовно-нравственной потенциал поиска русской культуры, православия, но

и духовно-нравственные императивы, обращенные в будущее, связанные с

императивом устойчивого развития человечества и России в форме управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества.

Указанные блоки находят свое отражение в блоках физического и

интеллектуального развития (в принципе их гармонизации) в системе высшей школы, общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Таким образом, качество человека включает в себя ключевые социальнокультурные и духовно-нравственные характеристики, определяющие направленность воспитательных воздействий в образовательном процессе высшей школы: примат

духовного над материальным; соборность, общинность, коллективизм; ответственность, в том числе космопланетарная ответственность, за будущее природы, России, человечества, за обеспечение реализации экологического императива; государственничество, патриотизм, чувство исторического достоинства и ответственности перед прошлыми поколениями за будущее российского государства; социальная справедливость; культ семьи, понимание функции семьи как основы здоровья нации, сохранения репродуктивного потенциала российской нации; забота о стариках и детях; цельность знания (В.С. Соловьев); всечеловечность (Ф.М. Достоевский); высокий профессионализм, синтез слова и дела, культ мастерства; примат долгосрочных интересов над краткосрочными интересами; культ женщины, супруги, матери, культ поклонения перед женщиной; культ материнства и отцовства; священное чувство любви, дружбы, сотоварищества; культ правды; для мужчин -постоянная готовность к защите отечества с оружием в руках; ценность труда; ценность «общего дела» (по Н.Ф. Федорову), которым является становление ноосферы как формы социоприродной гармонии, обеспечиваемой человеком, обществом; ценность единства личности, государства и общества, гармония государственного и частного интересов, ценность служения обществу и народу («жизни для общества», по

Н.И. Пирогову).

Данные шесть «блоков» внутреннего качества человека проходят свое становление и развитие под воздействием трех вложенных друг в друга «сфер»: «сферы» качества знаний личности, «сферы» качества деятельности личности, «сферы» качества культуры личности. Через эти «сферы» и происходит действие двух основных направлений в образовательной подготовке: качества общеобразовательной подготовки и качества профессиональной подготовки, а также воздействие качества воспитания. Диалектика указанного взаимодействия состоит в том, что «знания» воздействуют не только на «системно-социальное качество» и как его часть «качество профессиональной подготовки», но и на все остальные, включая и психомотивационный блок, блоки интеллектуального и физического развития. «Знания» инструментализируются, переходя в «навыки», «умения», профессиональные компетентности», в «профессионально-квалификационные готовности к соответствующим профессионально-квалификационным деятельностям».Они формируют «картины мира» и влияют на ценности и мировоззренческие отношения человека к миру - обществу, государству, биосфере, Земле, космосу.

Следующая модель качества человека - «ядровая» деятельностная модель личности, которая опирается на исследования Б.Г. Ананьева, Л.А. Зеленова,

В.И. Кодухова, Н.Н. Подьякова, А.И. Субетто, В.Д. Шадрикова, Г.П. Щедровицкова и др. Данная модель представляет четыре «ядра». Во внутреннее «ядро» входят такие виды деятельности, как классификационная, распознавательная, мыслительная и (про-, ре-, диа-)гностическая. Второе «ядро», объемлющее первое, включает в себя языковую, речевую, сенсорную, моторную деятельности. В третье «ядро», включающее в себя второе «ядро», входят виды деятельности, представляющие собой «пары»: трудовую и свободную деятельности; физическую и интеллектуальную деятельности. И наконец, периферийное «кольцо», завершающее «ядровую модель», включает в себя восемь родов деятельности:

- четыре рода деятельности, отражающие деятельностное мироосвоение: природопользовательская - «экономическая»; природоохранная, природосберегающая, природовосстановительная - «экологическая»; познавательно-исследовательская, связанная с получением знаний и их применением, - «научная»; эмоциональноэстетическая и этическая деятельность, выражающая собой освоение и осмысление

мира как художественно-эстетическое освоение и воспроизводство -«художестванная»;

- четыре рода деятельности, отражающие деятельностное освоение собственной природы человека: деятельность по воспитанию, обучению и развитию другого человека - «педагогическая» (образовательная); деятельность, связанная с организацией управления и управлением в любых видах деятельности -управленческая; деятельность по поддержанию собственного здоровья и здоровья других, то есть здравоохранительная и здравообеспечивающая - «медицинская»; деятельность по физическому совершенствованию - «физкультурная» [Субетто 2006].

Действует принцип «качество образования в широком смысле отражается в качестве человека» (под качеством образования понимается единство качеств «образования в узком смысле как передачи знаний», обучения (формирования навыков, умений, профессиональных компетенций, готовности к соответствующим видам деятельности) и воспитания). С другой стороны, в зависимости от того, какими конкретно содержанием и системой требований «насыщаются» компоненты «структуры качества» человека, определяется модель качества человека, воздействующая системообразующе на потенциальное качество образования, на его содержание. И, наоборот, в образовательных программах, в программах воспитания, в выбранном приоритетном ряду ценностей, которые «образование» собирается воспитать в человеке, имплицитно отражена соответствующая модель качества человека.

«Модель качества специалиста» является неотъемлемой частью модели качества человека, она находит свое выражение в базовом соотношении общеобразовательной и профессиональной подготовок, фундаментальной и практико-ориентированной частей знания, в системе требований к специалисту (бакалавру, магистру) в Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования, в образовательных программах.

Таким образом, компетенция и компетентность являются компонентами качества человека (выпускника, специалиста и пр.) и выступают новообразованием в его структуре, формирующимися за образовательный цикл в рамках образовательной системы

В таблице обобщены формулировки требований к модели качества человека в образовании, представленных как в нормативно-правовых документах, так и в ряде работ. Они несут в себе противоречие между либеральной и государственно -общественной, коммунитарной моделями качества человека.

Таблица

Требования к модели качества человека в образовательном процессе

Формулировки требований к модели качества человека в образовании Источник

1. Обладающий аналитическими способностями, критически мыслящий, умеющий учиться и самостоятельно воспринимать знания, успевать за изменениями. [«Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина ...», 2001, с. 1]

2. Образованный, нравственный, предприимчивый, самостоятельно принимающий решения в ситуации выбора, способный к сотрудничеству, отличающийся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовый к межкультурному взаимодействию, обладающий чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание, умеющий не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их. [«Образовательная политика России на современном этапе»/Доклад Г оссовета РФ, 2001, с. 4,5].

3. Не только знающий человек, но прежде всего человек подготовленный к жизни и испытаниям. [В.М. Розин, 1991].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ноосферный человек: человек, отвечающий за социоприродную гармонию, гармонию развития Природы и Человечества, и вооруженный соответствующими знаниями, чтобы реализовать эту ответственность. Ставящий духовные начала над всеми другими жизненными благами, подчиняющийся законам Природы и сохраняющий ее, думающий о будущем будущих поколений людей, человек с экологическим сознанием, профессионал, не нарушающий в своей профессиональной деятельности равновесия отдельных экосистем и поддерживающий его, создающий свое благополучие не за счет и не в ущерб другим людям и Природе, человек с космопланетарным пространством сознания. [Н.Н. Моисеев, 1993; А.И. Субетто, 1990, 1992, 1999, 2000, 2001; Н.Н. Лукъянчиков, А.А. Улитин, 2001].

5. Не провидение и одаренность определяет качество и развитие разума, а сами процессы развития и образования. Жан Буто (7. ВоШаМ, 1981)

6. Человек совокупный - это мужчина и женщина в их единстве, два «образа проявления» — «женский и мужской образ». П.А. Бакунин, [«Русское самосознание», 2000].

7. «Корневой человек» по П.А. Флоренскому, т.е. человек укоренный в родных языке и литературе, в истории отечества. [А.И. Субетто, 1995, 1999, 2000].

8. Человек, включенный в космопланетарные, мировые процессы (требование к человеку в «русском космизме» как совокупном течении русско-космической мысли) [В.П. Казначеев, Е.А. Спирин, 1991; В.П. Казначеев, 1996, 1997; А.И. Субетто, 1991, 1995, 1999, 2000, 2001].

9. Человек, вооруженный знаниями человековедения и геополитики. [В.П. Казначеев, 1997; А.И. Субетто, 1995, 1997, 1999, 2000].

10. Человек, подготовленный к жизни в условиях быстро меняющегося мира, обладающий свойствами коммуникативности и толерантности, обладающий профессиональной мобильностью, готовый к сознательному политическому выбору, способный к сотрудничеству, отличающийся мобильностью, конструктивностью, готовый к межкультурному взаимодействию, обладающий чувством ответственности за судьбы страны. [«Образовательная политика России» (проект по состоянию на 19 июня 2001 г.)/ Госсовет РФ, 2001, с.3, 4].

Таким образом, модель качества человека, «эталон качества человека», эталон его духовно-нравственного воспитания, ценностных ориентации, уровня профессионализма является не только вопросом того, как образование удовлетворяет потребности личностного развития и выбора нужной профессиональной специализации (в пределах парадигмы личностно ориентированного образования), но и вопросом того, какая нужна личность, какие компетенции, компетентности должны быть сформированы в образовательном процессе, чтобы и Россия, и человечество выжили в XXI веке.

Эталон качества человека как некоторый ориентир в теории качества образования и соответственно в образовательном процессе уже не может игнорировать императив выживаемости человечества в XXI веке и синхронизированные с ним императивы человеческой революции, обращенные к системе образования: императив всестороннего, гармоничного, универсально-целостного, творческого развития человека; императив примата духовного над материальным; императив становления ноосферного человека; императив духовно-нравственного, трудового и патриотического воспитания личности; императив непрерывного образования личности (на протяжении всей её жизни); императив опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образования как главного механизма «опережающего развития».

Таким образом, развитие качества человека неразрывно связаны с обеспечением качества образовательного процесса в вузе. Образовательный процесс формирует человека, обеспечивает становление его в «образовательном пространстве» не только как профессионала, «знающего человека», но и как личности, «корневого человека» по П.А. Флоренскому, «человека культуры», «человека достоинства».

Библиографический список

1. Антология русского качества / под ред.Б.В. Бойцова, Ю.В. Крянева. - М., 2000. -432 с.

2. Достоевский Ф. М. Дневник писателя. - М., 1989. - 557с.

3. Субетто А.И. Качество человека как главная цель политики качества российского государства, в том числе в сфере высшего образования // Режим доступа: www.trinitas.rU/rus/doc.0012/1a/00120196.htm#600#600

4. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. - М., 2001. - 296 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.