Научная статья на тему 'Развитие исследовательских умений учащихся начальной школы через выполнение учебных проектов'

Развитие исследовательских умений учащихся начальной школы через выполнение учебных проектов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1888
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ / ГОТОВНОСТЬ ПРОВОДИТЬ ИССЛЕДОВАНИЕ / МОТИВИРОВАННОСТЬ УЧАЩИХСЯ / ПРОЯВЛЕНИЕ КРЕАТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / PUPILS' MOTIVATION / RESEARCH SKILLS / LEARNING PROJECT / READINESS TO CARRY OUT RESEARCH / CREATIVITY AND INDEPENDENCE DISPLAY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко Ольга Александровна

Эффективным методом формирования исследовательских умений у младших школьников является метод проектов. Выполнение учебных проектов младшими школьниками закладывает у них основу формирования учебной деятельности, создаёт условия для проявления детской любознательности, познавательной активности, предоставляет возможность осознавать и оценивать собственные мысли и действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие исследовательских умений учащихся начальной школы через выполнение учебных проектов»

2. Джуринский А.Н. История педагогики : учеб. пособие для студ. педвузов. М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. С. 432.

3. Корнетов Г.Б. История педагогики: Введение в курс «История образования и педагогической мысли» : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. М. : УРАО, 2003. С. 294.

Correlation of conservative and innovative approaches to educational process development

There is given the analysis of the research of teachers’ treatment to traditions, conservatism, innovations in educational activities in the schools of the Astrakhan Region. There is considered the correlation of conservative and innovative approaches to educational process development.

Key words: conservative and traditional area, innovations, traditiona, conservatism.

о.А. коваленко

(Москва)

развитие исследовательских умений учащихся начальной Школы через выполнение учебных проектов

Эффективным методом формирования исследовательских умений у младших школьников является метод проектов. Выполнение учебных проектов младшими школьниками закладывает у них основу формирования учебной деятельности, создаёт условия для проявления детской любознательности, познавательной активности, предоставляет возможность осознавать и оценивать собственные мысли и действия.

Ключевые слова: исследовательские умения, учебный проект, готовность проводить исследование, мотивированность учащихся, проявление креативности и самостоятельности.

Образовательный процесс в современной начальной школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного решения ими про-

блем прикладного или теоретического характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности исследовательской направленности. особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие познавательных способностей личности.

Проблеме формирования исследовательских умений посвящены работы А.И. Савенкова, Н.А. Семеновой [4; 5] и др. Ученые выделяют их из общеучебных умений, указывают на исследовательский характер деятельности, в которой они развиваются и связывают их с развитием таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификация, систематизация.

Под исследовательскими умениями мы будем понимать способность ученика выполнять умственные и практические действия, соответствующие научно-исследовательской деятельности и подчиняющиеся логике научного исследования на доступном детям материале, на основе знаний, умений и навыков, приобретаемых в результате изучения основ наук и опыта собственной практической деятельности. К сожалению, в практике преподавания сохраняется тенденция к стихийному формированию исследовательских умений. основной формой организации работы по формированию данных умений остаётся работа с книгой: написание докладов, рефератов, сочинений, изложений, которые, не дают высокого уровня их развития ввиду своей шаблонности, ограничения узкой тематикой, а часто и наличия готового списка литературы.

Важное место среди методов, формирующих исследовательские умения, занимает метод проектов, т.к. включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая может осуществляться индивидуально, в паре или группе. Он предполагает создание образовательных ситуаций, которые:

- показывают младшим школьникам явления, противоречащие имеющимся у них представлениям;

- побуждают учащихся высказывать свои предположения, догадки;

- предоставляют возможность проверить эти предположения;

© Коваленко O.A., 2010

- позволяют ученикам представить результаты своего исследования своим одноклассникам, учителям, родителям, чтобы они оценили важность полученных данных.

Современные исследователи метода проектов (Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат и др.) считают, что использование этого метода в комплексе позволяет решать образовательные (получение знаний по предметам), развивающие (формирование умений ставить проблему, планировать свою деятельность, представлять продукты деятельности и др.), воспитательные (воспитание умений работать сообща, принимать мнение товарища и др.) задачи. Ученые указывают на развивающий характер метода проектов и проектной деятельности вообще, они отмечают, что выполнение учебных проектов развивает у детей произвольность психических процессов, повышает познавательную активность, стимулирует стремление к исследованию, формирует личностные новообразования, способствует овладению учебной деятельностью и усвоению ее структуры.

Учебный проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполненный детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации. На разных этапах выполнения проекта от учеников требуются те или иные умения. Это проблематизация, целеполагание, организация деятельности, самоанализ, самооценка, представление результатов своей деятельности, коммуникативность, умения принимать и применять решения.

В работе над учебным проектом проявляется максимальная самостоятельность учащихся в выборе темы, постановке целей и задач, поиске необходимой информации, ее анализе, структурировании и синтезе, исследовании и принятии решения, организации собственной деятельности и взаимодействия с партнёрами. От ученика требуются применение уже известных и «открытие» новых знаний. Рассмотрим, какие умения развиваются на каждом этапе выполнения учебного проекта.

На организационном этапе перед младшими школьниками стоит задача выбрать тему исследования, уточнить цели предстоящей работы. Если школьник точно знает, что его интересует, то выбрать тему ему достаточно легко. В случае, если младший школьник не сразу может определить круг своих интересов,

то необходимо, чтобы он ответил на вопросы: «Чем ты чаще всего занимаешься в свободное время?», «Что из изученного в школе тебе хотелось бы узнать более глубоко?» и др. На этом этапе формируются умения «видеть проблему» и выделять подпроблемы, ставить задачи, вытекающие из этой проблемы; осознавать и принимать познавательную задачу, видеть суть поставленной учебной задачи.

На этапе планирования младшие школьники уточняют информацию по теме, выдвигают гипотезы, определяют цели, задачи предстоящей работы, выбирают методы исследования. Младшим школьникам трудно самостоятельно выдвинуть гипотезу своего исследования, поэтому мы предлагаем использовать опорные слова «предположим...», «допустим...», «возможно...», «а что, если.», которые помогут учащимся выдвинуть предположение для объяснения исследуемого ими явления. На этом этапе у младших школьников формируются умения составлять план своей деятельности; выстраивать гипотезы; определять цель своей работы, структуру исследования; самостоятельно генерировать идеи, выбирать наиболее продуктивный способ решения проблемы и др.

При выполнении проекта младшим школьникам необходимо использовать имеющиеся знания по проблеме, обращаться к детским справочникам и энциклопедиям, компьютеру, учебным фильмам; потребуются умения наблюдать, пользоваться специальными приборами (простыми лупами, биноклями и др.), проводить эксперимент. Когда весь материал по проблеме собран, необходимо выделить из текста основные понятия, разбить на группы основные процессы, явления и др.; выстроить по порядку основные идеи; сделать выводы, умозаключения; подготовить рисунки, схемы, чертежи, макеты и др. На этом этапе формируются умения самостоятельно находить недостающую информацию, использовать альтернативные пути поиска информации; выражать замыслы и вносить коррективы в ранее принятый план действий; классифицировать по какому-либо признаку, наблюдать, сравнивать, проводить эксперимент, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и обобщать изученные факты, практически применять знания, умения и навыки в различных, в том числе нетиповых ситуациях.

На этапе представления результатов своего исследования задача младших школьников - донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской

работы. У учащихся формируются умения рассуждать, отстаивать свою точку зрения, делать выводы, выделять главное и второстепенное.

При оценке результатов деятельности младшие школьники должны самостоятельно оценивать процесс и результат своей деятельности и деятельности своих товарищей, понимать и применять критерии оценивания проектов, отвечать на вопросы зрителей. Это очень важно для работы над следующим проектом, так как, учитывая свой прежний опыт, его положительные и отрицательные моменты, имея желание совершенствоваться, ученик в каждом новом исследовании будет подниматься на качественно новый уровень.

Таким образом, учебный проект является мощным инструментом формирования мышления младших школьников, поскольку он обладает большими возможностями для развития умственных операций, повышения активности целенаправленности, гибкости мышления, способствует формированию культуры логических рассуждений. В качестве критериев для определения степени сформированности того или иного исследовательского умения у младших школьников могут служить непосредственная готовность учащегося проводить исследование, которая заключается в том, что ученик в той или иной степени овладел исследовательскими умениями и применяет их в своем исследовании (данными умениями ученик может овладеть при специально организованном обучении); мотивированность учащихся по отношению к исследовательской деятельности (проявляется в том, что младший школьник в определенной степени желает и может провести работу, связанную с поиском новых знаний и способов действий); проявление креативности в исследовании (заключается в творческом подходе к выбору темы исследования, умении ученика находить оригинальное решение проблемы или несколько способов решения, выборе методов и др.); степень самостоятельности при выполнении исследования (так, если исследовательские умения сформированы на более высоком уровне, степень самостоятельности школьника возрастает и наоборот - если исследовательские умения сформированы на низком уровне, ученик нуждается в грамотной консультативной помощи учителя - научного руководителя, которая

будет способствовать повышению самостоятельности).

организация работы над развитием исследовательских умений через выполнение учебных проектов показала, что у учащихся повысился уровень знаний, что проявляется в самостоятельном «открытии» новых знаний, установлении закономерностей изучаемых явлений, углублении своих знаний по интересующей проблеме. Изменился уровень мыслительной деятельности. Младшие школьники стали рассматривать материал как самостоятельно добываемую, важную для них информацию. Ярче проявляются познавательные интересы детей, их стремление к творческой самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время. Младшие школьники активно участвуют в ежегодных школьных исследовательских конференциях, результатом которых стали многочисленные макеты, плакаты, поделки, рисунки.

кроме того, по результатам устного опроса интерес к выполнению учебных проектов выразили 100% младших школьников; учащиеся отметили, что учебный проект «помогает лучше учиться, так как помогает разобраться во всем» - 78,3%, «учит дружить и помогать друг другу» - 64%, помогает «показать, что ты умеешь делать» - 58,5%, «увлечь товарищей тем, что интересно самому» - 48,4%, «поверить в свои силы» - 37,2%, «подружиться с ребятами из другого класса» - 20%.

Таким образом, формирование исследовательских умений через выполнение учебных проектов позволяет заложить основу для формирования учебной деятельности младшего школьника - систему учебнопознавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Учебные проекты создают условия для развития детской любознательности, потребности в самостоятельном активном познании окружающего мира.

литература

1. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников : кн. для учителя нач. кл. М. : Вентана-Граф, 2004. 112 с.

2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении : пособие для учителей и студ. пед. вузов. М. : АРКТИ, 2008. 112 с.

3. Полат Е.С. Технология телекоммуникационных проектов // Наука и школа. 1997. №4. С. 47 - 50.

4. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению : учеб. пособие. М. : Ось-89, 2006. 480 с.

5. Семенова Н.А. Развитие исследовательских умений младших школьников : дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2005.

Development of research skills of primary school pupils by means of learning projects completion

The project method is an effective method of research skills development at primary school pupils. Completion of learning projects by primary school pupils lays down the foundation of learning activities forming, creates favourable conditions for pupils’ desire for learning, cognitive activity, gives the opportunity to comprehend and assess their own thoughts and actions.

Key words: research skills, learning project, readiness to carry out research, pupils’ motivation, creativity and independence display.

с.в. широ, н.г. левковская

(волгоград)

функциональное значение правовой культуры младшего школьника

Проанализированы особенности формирования правовой культуры младшего школьника. Рассмотрены функции правовой культуры учащихся начальной школы и их социальнопедагогическое значение.

Ключевые слова: культура, правовая культура, школьники, воспитание, функции.

В развитии каждого общества особое значение имеет культурная преемственность. Но «передача культуры» - это лишь внешняя сторона воспитания [8]. В современных социокультурных условиях собственно воспитательное отношение - это создание личностноразвивающей ситуации, обеспечивающей становление опыта субъективирования, т. е. выработку своего (личностного) знания, объективного мнения, своей концепции мира (мировоззрения), персонального стиля, собственной

структуры деятельности. Воспитание в точном значении этого слова - процесс личностно образующий, отличный от процедуры создания «винтика» государственно-бюрократического механизма [1].

Анализ научной литературы показал, что правовая культура - это явление духовного порядка, ориентированное обществом на формирование и развитие правосознания людей, их духовно-правовой составляющей и ценностно-нормативного комплекса личности, а тем самым - поведения и деятельности в социальной сфере. В концентрированном виде она должна соединять в себе правовые знания, взгляды и установки личности, а также правовую активность, умение оценивать свои и чужие действия с точки зрения действующих законов, выбирать для достижения поставленных целей только законные средства. На наш взгляд, под правовой культурой следует понимать правовую сферу жизни социума, детерминируемую общественно-экономическим строем и характеризующуюся достигнутым уровнем юридической деятельности, правосознания личности и в целом правового развития граждан. Основными компонентами правовой культуры как духовной системы являются общественное правосознание, субъекты правовой сферы общества, юридическая деятельность и ее культурно-правовая продукция. Каждый из них имеет собственные состав и структуру.

В процессе формирования правовой культуры следует исходить из его обобщенных характеристик как субъекта деятельности [6]: способность не только воспринимать юридические идеи, но и совершенствовать их, созидать новые; осознание и самостоятельное принятие правовых установок деятельности на всех ее этапах; умение защищать свой юридический статус; понимание собственной значимости для других людей, ответственности за результаты деятельности, причастности к ответственности за явления социальной действительности, способность к нравственному выбору в ситуациях юридических коллизий, стремление определиться, обосновать выбор внутри своего Я; способность к правовой рефлексии, потребность в ней как условии осознанного регулирования своего поведения, деятельности в соответствии с желаниями и принятыми целями, с одной стороны, ограничениями, осознанием пределов собственной несвободы - с другой; интегративная активность, предпола-

© Широ С.В., Левковская Н.Г., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.