Научная статья на тему 'Развитие интернет-троллинга и проблемы «Шума» в канале коммуникации'

Развитие интернет-троллинга и проблемы «Шума» в канале коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
821
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРОЛЛИНГ / КАНАЛ КОММУНИКАЦИИ / ИСКАЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / TROLLING / COMMUNICATION CHANNEL / THE DISTORTION OF INFORMATION FLOWS / PROFESSIONAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Загидуллина Марина Викторовна

Статья посвящена такому специфическому явлению интернет-коммуникации в современном информационном пространстве, как троллинг. Автор указывает на роль троллинга в искажении профессиональной коммуникации и предлагает обзор актуальных точек зрения на этот феномен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие интернет-троллинга и проблемы «Шума» в канале коммуникации»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 31 (322).

Филология. Искусствоведение. Вып. 84. С. 35-37.

М. В. Загидуллина

РАЗВИТИЕ ИНТЕРНЕТ-ТРОЛЛИНГА И ПРОБЛЕМЫ «ШУМА»

В КАНАЛЕ КОММУНИКАЦИИ

Статья посвящена такому специфическому явлению интернет-коммуникации в современном информационном пространстве, как троллинг. Автор указывает на роль троллинга в искажении профессиональной коммуникации и предлагает обзор актуальных точек зрения на этот феномен.

Ключевые слова: троллинг, канал коммуникации, искажение информационных потоков, профессиональная коммуникация.

Троллинг, едва появившись в мировой паутине, сразу привлек внимание исследователей, хотя фундаментально это явление не изучено. Конечно, широко известно, что существуют универсальные методические указания для «троллей», где подробно расписываются виды, типы, назначение троллинга, однако такие документы «прикладного назначения» пока не попадали в исследовательское поле.

В настоящей статье ставится задача проанализировать именно научные подходы к явлению и рассмотреть возможности современной теории коммуникации в выработке грамотных «антитроллинговых» рекомендаций, основанных на анализе явления, его трендов и перспектив развития. Это значимая задача, поскольку позволяет рассматривать троллинг как ультрасовременный вариант «шума» в канале коммуникации, а соответственно и реальный барьер в осуществлении коммуникации, в том числе профессиональной.

Как утверждают специалисты, троллинг возникает в начале 1980-х гг. уже при первых шагах Шепе^а, то есть одновременно с появлением самой сети. Согласно принятому определению, под троллингом понимается намеренно провокативное поведение участника коммуникации, связанное с выполнением им разных задач, не имеющих отношения к существу дискуссии или предмету коммуникации.

По сообщению Дж. Шин, автора статьи «Исследование интернет-троллинга и его моральной стороны» [8. Р. 2834], в 2006 г. одна из политических активистов Кореи судилась с 26 людьми, которых она обвинила в троллинге. 12 из них получили обвинительные приговоры, 14 - оправдательные. Среди «троллей» преимущественно были мужчины с высшим образованием и уважаемыми профессиями - врач, учитель, менеджер, профессор и др. Общество было шокировано самим фактом возможной трансформации: «троллем» в Интернете может

оказаться любой человек, совершенно «нормальный» в своей «оффлайн» жизни и превращающийся в садиста, мучающего свою жертву, в анонимном Интернете [8].

Троллинг - «заманивание» участников коммуникации в бессмысленные и бесконечные дискуссии, лишающие основные ветви форумов содержания, уводящие от существа проблемы. На сегодня обнаруживаются десятки научных статей, посвященных этому явлению. Наиболее важным исследовательским полем троллинга с коммуникативной точки зрения следует признать коммерциализацию этого процесса, когда из «психологической игры» троллинг превращается в поле довольно высоких заработков гуманитариев-люмпенов. С этой точки зрения, наблюдение за «психологической основой» троллинга становится уже не таким актуальным. Еще в 2011 г. можно было обнаружить такое высказывание: «Что касается мотивов деятельности сетевых троллей, следует отметить основополагающие:

- анонимный поиск внимания: тролль стремится доминировать в дискуссии, вызывая гнев;

- развлечение: сетевых троллей забавляет идея, что человека задевают утверждения совершенно незнакомых людей;

- гнев: использование троллинга с целью выразить враждебность группе или некой точке зрения;

- трата времени пользователей - одна из самых привлекательных целей троллинга;

- проверка работы системы: например, чтобы увидеть, как отреагируют на явное нарушение те, кто следит за порядком;

- самоутверждение» [3. С. 135].

Как видим, о троллинге как заработке речь не идет. Но уже в 2012 г. появляется масса сообщений о заработке на троллинге, есть конкретные расценки и «минимумы» высказываний, которые должны делать тролли по указке своих

заказчиков (конечно, сам заказной троллинг появился десятилетием и даже больше ранее).

Для коммуникации, которая в данном случае представляет собой поле борьбы, выход на авансцену профессионалов, зарабатывающих на троллинге деньги, оказывается новым вызовом самой ее сути. Если старинные формы троллинга (прежде всего, «эзопов язык» литературы и публицистики XIX в.) преследовали некую идею, выполняли миссию, то современный троллинг оказывается свободен от моральных ограничителей не потому, что его носитель аморален, а именно в силу высокой цены конечного результата - срыва «нормальной» коммуникации. В научной литературе появляются размышления о том, что профессиональный троллинг трудно отличить от остроумного «чистого» участия, причем, возможно, и сам тролль не осознает, что он троллит собеседника, манипулирует мнением группы: «...троллинг - это форма манипулирования, таковой и останется, как бы ни был эрудирован, подготовлен и какими бы ни обладал психоаналитическими способностями тролль» [1. С. 53].

Обратимся к конкретному материалу - дискуссии по поводу интервью Светланы Симаковой, взятому у Александра Евгеньевича Попова, директора физико-математического лицея № 31 города Челябинска, обвиненного в получении взятки, затем в нанесении пощечины учителю физкультуры своей школы [2]. На момент написания статьи (05.09.2013) под интервью было 1040 сообщений. Приведем в пример одну из ветвей дискуссии (для удобства анализа реплики пронумерованы):

(1)Гость

20 августа

Что ж... на трибунах становится тише... Губернатор заступился, пиар-компания подошла к концу, до следующего года (кто обращал внимание, Попов пиарится ежегодно). Спасибо за балаган, особая благодарность ярмарочным скоморохам (группе поддержки).

Ответить

Скрыть ответы

(2) Гость

20 августа

Ученики каждый год выигрывают олимпиады. Челябинск - второй после столичных школ в России, если Вы не в курсе событий. Это -балаган? Всем бы такой

Ответить

(3) Гость

21 августа

Я в курсе событий. Горжусь этими учениками. Молодцы! Только речь не об этом, а о неадекватном поведении директора, осознающего завершение карьеры и отнимаемого от кормушки и поэтому периодически проводящему рекламные компании в свою честь.

Ответить

(4) СМП

21 августа

Какое завершение карьеры? Какая кормушка? О чем Вы? Вы, похоже, вообще не в теме, а беретесь судить.

Ответить

(5) Гость

21 августа

Есть альтернатива? Вы уверены? Может быть, почему нет. “Наверное”, администрация назначит.

Ответить

(6) Елена Анатольевна

21 августа

Утешает, что таких, как Вы, безымянный Гость, даже на этих страницах меньшинство. А парировать Вам - что бисер метать...И правильно ли мы Вас поняли, что благодарите Вы себе подобных? поскольку балаган и скоморошье ерничество - это стиль как раз Ваших комментариев, если вы еще не заметили

Ответить

(7) Гость

22 августа

У всех поповцев один стиль написания комментариев - высоко задранные подбородки и снисходительный взгляд свысока!

Ответить

(8) Гость

22 августа

вот-вот, небожители блин, спуститесь с небес на землю

Ответить

(9) Елена Анатольевна

23 августа

Не путайте высокомерие и достоинство [7]

По словам Сюзан Херинг и ее соавторов, со ссылкой на закрытый сегодня ресурс [Эндрю], важнейшая задача участников коммуникации -распознание тролля. Авторы статьи называют три критерия такого распознания:

1) сообщения от отправителя, который старается показать себя искренним, однако ощущается предвзятость;

2) сообщения-провокации (другое название - флэйминг, «раздувание пламени»);

3) сообщения, которые отвлекают участников дискуссии в «боковые ветки» [6].

Как показывает анализ приведенной ветви, здесь налицо второй и третий тип троллинга. Первая же реплика нацелена на флэйминг -взрыв возмущения со стороны сочувствующих. Ярким индикатором является указание-издевка в финале: «спасибо. ярмарочным скоморохам (группе поддержки)». Далее в боковую ветвь уходит «конфронтационный диалог» между горячими сторонниками директора и его «врагами». Первые «ведутся» на провокацию - хотя и осознают это (2, 4, 6), вторые - «потешаются» и наносят уколы по самолюбию первой группы (3, 7, 8). Отметим, что вновь знаком троллинга становится именно указание на наличие «группы поддержки»: «у всех поповцев...». Реплика

(8) тяготеет по своему стилю к «искреннему» первому типу классификации Эндрю - Херинг (за счет подчеркнуто «ненарочитого» стиля), однако (особенно по сравнению со всей дискуссией) выдает вторичность высказывания.

Высказывания участника «Елена Анатольевна» (реплики 6, 9) демонстрируют успешность провокации - тема дискуссии забыта и «разговор» перемещается в отвлеченные сферы. Важно, что происходит это за счет «перехода на личности», именно подтягивания в качестве аргументов персональных качеств участников, инсинуациями в их адрес. Интересно, что вмешательство троллей делает любую коммуникацию именно профессиональной - поскольку в процесс вмешиваются люди, обладающие специальными компетенциями по организации «шума» в канале коммуникации.

Важным моментом остается и использование в троллинге ботов (автоматических «встройщиков» в форумы с целью деструкции). Согласно некоторым заявлениям, боты-тролли и в России активно используются с незапамятных времен самого начала сетевой коммуникации: «Они действуют, используя боты», - сказал о прокремлевских активистах главный редактор сайта Агентура.ру Андрей Солдатов. «Это, - уточнил он, - началось чуть ли не с середины 2000 гг. Тогда основным полем битвы был “Живой журнал”, потом постепенно активность по троллингу либеральных активистов или оппозиционных лидеров перекинулась на Твиттер» [4].

Важнейшей проблемой остается выявление троллинга и внутренняя регуляция коммуни-

кативной системы. На западных форумах это призыв игнорировать подобные реплики («Не кормите троллей!»). Однако остаются две главные задачи современного изучения троллинга: выявление маркеров, позволяющих

безошибочно «вычислять» тролля по разным языковым признакам, и различение искренней эмоциональной «другой точки зрения» и троллинга. Обе эти проблемы пока ждут своего разрешения.

Список литературы

1. Акулич, М. М. Интернет-троллинг: понятие, содержание и формы // Вестн. Тюмен. ун-та. 2012. № 8. С. 47-54.

2. Не хочу жить в этом городе рабом : интервью С. Симаковой с А. Е. Поповым от 15.08.2013 г. [Электронный ресурс]. URL : http://chelyabinsk.ru/text/person/689410.html

3. Семенов, Д. И. Сетевой троллинг как вид коммуникативной деятельности [Электронный ресурс] / Д. И. Семенов, Г. А. Шушарина // Междунар. журн. эксперимент. образования. 2011. № 8 С. 135-136. URL: www.rae.ru/ meo/?section=content&op=show_article&article

4. Троллинг как метод политической борьбы [Электронный ресурс]. URL : http://www. golos-ameriki.ru/content/twitter/1585687.html

5. Andrew. The troller’s FAQ. 1996 [Electronic resource]. URL : http://www.altairiv.demon.co.uk/ afaq/posts/trollfaq.html. (Ссылка не работает. Приводится по статье: Herring, Susan. Searching for Safety Online: Managing “Trolling” in a Feminist Forum [Electronic resource] / Susan Herring, Kirk Job-Sluder, Rebecca Scheckler, and Sasha Barab. URL : https://scholarworks.iu.edu/dspace/ bitstream/handle/2022/1020/WP02-03B.html)

6. Herring, Susan. Searching for Safety On-

line: Managing “Trolling” in a Feminist Forum [Electronic resource] / Susan Herring, Kirk JobSluder, Rebecca Scheckler, and Sasha Barab. URL : https://scholarworks.iu.edu/dspace/bit-

stream/handle/2022/1020/WP02-03B.html

7. http://chelyabinsk .ru/text/person/689410. html#comments/c689410/page/13

8. Shin, J. Morality and Internet Behavior : A study of the Internet Troll and its relation with morality on the Internet // Proceedings of Society for Information Technology & Teacher Education ; International Conference ; McFerrin K. et al. (eds.). L., 2008. P. 2834-2840.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.