Научная статья на тему 'Развитие интереса детей старшего дошкольного возраста к архитектуре Санкт-Петербурга в условиях дошкольного учреждения'

Развитие интереса детей старшего дошкольного возраста к архитектуре Санкт-Петербурга в условиях дошкольного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1546
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / АРХИТЕКТУРНЫЕ АНСАМБЛИ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ИНТЕРЕС / ТВОРЧЕСТВО / CULTURAL VALUES / ARCHITECTURAL ENSEMBLES / SENIOR PRESCHOOL AGE / INTEREST / CREATIVE WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борчанинова Ксения Викторовна

В статье рассматриваются сущность, особенности и педагогические основы развития интереса детей старшего дошкольного к архитектуре Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of senior preschool children's interest in St. Petersburg architecture at preschool establishment

The paper covers the essence, features and pedagogical grounds of developing senior preschool children's interest in St. Petersburg architecture.

Текст научной работы на тему «Развитие интереса детей старшего дошкольного возраста к архитектуре Санкт-Петербурга в условиях дошкольного учреждения»

К. В. Борчанинова

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К АРХИТЕКТУРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Работа представлена кафедрой дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А. И. Герцена.

Научный руководитель - кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева

В статье рассматриваются сущность, особенности и педагогические основы развития интереса детей старшего дошкольного к архитектуре Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: культурные ценности, архитектурные ансамбли, старший дошкольный возраст, интерес, творчество.

K. Borchaninova

DEVELOPMENT OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN’S INTEREST IN ST. PETERSBURG ARCHITECTURE AT PRESCHOOL ESTABLISHMENT

The paper covers the essence, features and pedagogical grounds of developing senior preschool children s interest in St. Petersburg architecture.

Key words: cultural values, architectural ensembles, senior preschool age, interest, creative work.

Актуальной проблемой современного образования является поиск эффективных путей воспитания и развития личности, способной к самоопределению и самореализации в мире культуры [1; 6]. Первоосновы такой личности закладываются в старшем дошкольном возрасте. Именно в этот период создаются важные предпосылки для развития у детей интереса к объектам, обладающим подлинной художественной и исторической ценностью [8; 10; 13; 15]. Среди многообразия таких объектов особое значение имеет архитектура города, в котором живет ребенок. Как пластический вид искусства архитектура наглядно воплощает гуманистические идеалы и доступна для непосредственного восприятия старших дошкольников [2; 7; 8; 12].

Особенностью архитектуры Санкт-Петербурга является ансамблевость, которая создает основу для концентрированного выражения историко-культурных функций города и синтеза искусств [4; 5; 12]. Целенаправленное развитие интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга открывает уникальные возможности для первоначальной ориентировки в мире культурных ценностей, формирования обобщенного представления о своеобразии облика родного города, становления познавательно-эстетической направленности детской личности, что определяет актуальность исследования данной проблемы для теории и практики современного дошкольного образования.

На основе научных данных [8; 9; 10; 14; 15] интерес к архитектуре Санкт-Петербурга был определен нами как активное, эмоционально-положительное отношение старших дошкольников к городу и его архитектурным ансамблям, проявляющееся в стремлении к их

познанию и творческому отражению в разнообразных видах художественно-практической и игровой деятельности.

С целью изучения особенностей развития интереса детей старшего дошкольного возраста к архитектуре Санкт-Петербурга нами был проведен многосерийный констатирующий эксперимент, в котором участвовало 70 детей шестого года жизни.

В результате было выявлено, что у старших дошкольников наблюдается определенный интерес к Санкт-Петербургу и его архитектуре, Это выразилось в готовности детей рассказывать о городе, задавать вопросы об отдельных его архитектурных объектах, в попытках рисовать и сочинять о них загадки, песенки, сказки. В основе интереса лежит положительное эмоциональное отношение к городу, о чем ярко свидетельствовало частое использование детьми образных эпитетов, сравнений, уменьшительно-ласкательных суффиксов в высказываниях о привлекательных городских объектах (например, храм Спаса на Крови - разноцветный, цветной и нарядный, как будто из разных вкусностей, а купола у него как золотое платье). Эксперимент выявил тесную связь интереса с личным опытом ребенка, теми впечатлениями, которые он получает от общения с городом (прогулки, посещение музеев и достопримечательностей города).

Результаты констатирующего эксперимента показали наличие разных уровней развития интереса к архитектуре Санкт-Петербурга у старших дошкольников. Большинство детей (64%) было отнесено к среднему уровню. Для него было характерно общее эмоционально-положительное отношение к городу, проявление широкого, но поверхностного

интереса к его архитектуре с выраженной визуальной направленностью. Представления об объектах исторического центра Санкт-Петербурга недостаточно полные, достоверные и дифференцированные, в них присутствовало множество искажений, связанных с незнанием детьми их названий и назначения, с неумением выделять их существенные особенности. Задавая вопросы о Санкт-Петербурге и его архитектуре, старшие дошкольники интересовались названием, назначением, местонахождением многих городских объектов, а также их наглядно-воспринимаемыми особенно стями (цветом, материалом, функционально-декоративными элементами). Проявив интерес к рисованию архитектуры Санкт-Петербурга, дети не смогли реализовать в полной мере свои творческие замыслы. Они изображали типичные для любого города объекты (дороги, дома, людей, транспорт).

Низкий уровень интереса был выявлен у 21% старших дошкольников. Он характеризовался преимущественно эмоционально-нейтральным отношением к Санкт-Петербургу и его архитектуре, переходом от отсутствия интереса к заинтересованности и любопытству. Дети часто подменяли название города названием станции метро или улицы, на которой они живут. Многие объекты исторического центра Санкт-Петербурга им показались незнакомыми. В высказываниях о них дети часто прибегали к указательным местоимениям и предметным ассоциациям (например, домики, штуки, палочки, башенки и др.). Охотно рассматривая картинки с видами Санкт-Петербурга, старшие дошкольники не могли конкретизировать объекты своего интереса, затруднились сформулировать вопросы о городе и его архитектуре, на которые они хотели бы получить ответ. В рисунках дети изображали предметы, не связанные архитектурой Санкт-Петербурга - семью, героев любимых мультфильмов или отказывались от творческой деятельности, мотивируя это сложностью поставленной перед ними задачи (Я не умею рисовать город, это трудно).

У 15% старших дошкольников был отмечен уровень развития интереса к архитектуре Санкт-Петербурга выше среднего. Данные

дети имели конкретные представления о городе, проявляли эмоционально-познавательное отношение к отдельным его достопримечательностям. В высказываниях о Санкт-Петербурге дети оперировали точными названиями некоторых архитектурных ансамблей, отмечали отдельные факты, связанные с историей их возникновения и происхождения названий. Устанавливали элементарные связи между функционально-декоративными элементами и назначением архитектурных сооружений, сравнивали украшающие их символы. Они конкретно формулировали вопросы о городе, на которые хотели бы получить ответы, активно интересовались событийной стороной некоторых архитектурных сооружений (происхождением их названий, процессом создания, знаменитыми личностями). Все это свидетельствовало о развивающемся интересе к архитектуре Санкт-Петербурга - углублении и расширении его содержания, нарастании устойчивости и действенности. Творческие замыслы детей, связанные с предпочитаемыми городскими объектами, отличались разнообразием. Охотно откликнувшись на предложение нарисовать, сочинить о них загадку, песенку, сказку, старшие дошкольники не смогли достичь качественных результатов в силу отсутствия опыта творческой деятельности. Рисунки с архитектурными достопримечательностями были недостаточно реалистичными, загадки и песенки о них оставались незаконченными.

Приведенные данные свидетельствуют о потенциальных возможностях развития у старших дошкольников более глубокого и активного интереса к архитектуре Санкт-Петербурга с различной, в зависимости от индивидуальных склонностей детей, направленностью - познавательной, эстетической и творческой. Для этого необходимо всестороннее обогащение личностного опыта детей: поддержание и стимулирование эмоционально-познавательного отношения к городу, формирование отчетливых и дифференцированных представлений о наиболее важных архитектурных ансамблях, развитие умений всматриваться и вдумываться в их художественные особенности и отражать впечатления в творческой деятельности.

Опираясь на научные данные [3; 4; 5; 11; 12; 14; 15] и результаты констатирующего эксперимента, нами были сформулированы принципы, определившие содержательные и методические основы процесса развития интереса детей старшего дошкольного возраста к архитектуре Санкт-Петербурга в условиях детского сада. Разработанная нами программа краеведческого образования старших дошкольников основывалась на следующих взаимосвязанных принципах.

Принцип культуросообразности был направлен на формирование у дошкольников обобщенного представления о своеобразии архитектурного облика Санкт-Петербурга. Содержательной основой этого выступали архитектурные ансамбли, воплощающие историко-культурные функции города, и связанные с ними разнообразные виды искусства (литература, скульптура, музыка), культурные и официальные символы города. Логика изучения старшими дошкольниками архитектурных ансамблей определялась исторически - закономерной сменой защитно-оборонительной, портово-торговой функций Санкт-Петербурга и постепенным утверждением за ним статуса культурной столицы России.

Методической основой реализации принципа культуросообразности выступала художественно-познавательная деятельность детей, организуемая в единстве эмоционально-образного восприятия, дифференцированного познания архитектурных ансамблей и отражения освоенных представлений в разнообразных видах творческой деятельности (в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей).

Принцип природосообразности обусловил включение в содержание программы небольшого количества архитектурных ансамблей (3-4), которые формируют современный облик Санкт-Петербурга и наиболее ярко характеризуют его прошлое. В методическом плане этот принцип определял необходимость неоднократного возвращения детей к изучаемым объектам, организацию реальных и воображаемых городских экскурсий, ситуаций панорамного взгляда на город, а также широкое использование наглядности

(иллюстративной, предметной, видео- и аудио средств).

Принцип комплексности предполагал включение в содержание программы разнообразных сведений, раскрывающих культурно-историческое своеобразие архитектуры Санкт-Петербурга. Это сведения о природных особенностях, в которых создавался город, о некоторых выдающихся личностях, внесших особый вклад в его развитие, об исторических событиях и традициях, культурных и официальных символах, связанных с архитектурными ансамблями.

В методическом плане принцип комплексности обусловил активизацию всех органов чувств и накопление у детей на этой основе звуковых, литературных, зрительных и музыкальных ассоциаций, связанных с городом и его архитектурой, а также включение старших дошкольников в разнообразные виды деятельности (коммуникативно-познавательную, художественно-творческую, игровую), отражающие их интерес к архитектурному облику Санкт-Петербурга.

Принцип увлекательного исследования историко-культурных функций Санкт-Петербурга предполагал «всматривание» детей в художественные особенности архитектурных ансамблей (цвет, форму, функциональнодекоративные элементы), осмысление происхождения их названий (через буквальное и символическое толкование), установление взаимосвязей между обликом, местонахождением и назначением архитектурных объектов в прошлом и настоящем. Этап «исследования» детьми архитектурного ансамбля предварялся его эмоционально-образным восприятием и завершался организацией творческой деятельности.

Методически процесс ознакомления с архитектурой Санкт-Петербурга целесообразно облекался в увлекательную сюжетно-игровую оболочку - познавательного путешествия по городу, в котором детей сопровождал игровой персонаж петербургской тематики (Городо-вичок).

Принцип активности и самостоятельности был основан на создании проблемно-игровых ситуаций в процессе развития

интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга. Решение проблемных ситуаций разворачивалось как постепенно усложняющаяся интрига совершения детьми маленьких познавательных открытий. Это предполагало побуждение детей к высказыванию предположений (например, какое архитектурное сооружение называют «помощницей» Петропавловской крепости) и обращение к разнообразным источникам информации с целью проверки детских гипотез (репродукциям картин и фотографиям, видеофильмам, опыту взрослых, книгам, условной карте города, ленте времени). Кроме того, эффективными способами создания проблемных ситуаций явилось побуждение старших дошкольников к выражению оценочных суждений, к установлению сходств и различий, причинно-следственных связей при восприятии и изучении архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга. В результате дети учились самостоятельно приобретать знания и применять их в новых условиях деятельности.

Принцип творчества и продуктивности

предполагал создание условий для самовыражения старших дошкольников на основе представлений о культурно-историческом своеобразии архитектуры Санкт-Петербурга. Важным средством, стимулирующим творческие проявления детей, выступал литературный, наглядный и игровой материал, характеризующийся определенной мерой неполноты (например, легенда без окончания, видеофильм без речевого сопровождения и пр.). Работа с данным материалом осуществлялась в зависимости от индивидуальных интересов и склонностей старших дошкольников в своеобразных «творческих мастерских» (словесной, художественной, театральной и др.) и была направлена на создание коллективного

продукта, наглядно представляющего познавательные и творческие достижения каждого ребенка (например, книги о Санкт-Петербурге, с загадками, рисунками, легендами о городе, созданные детьми).

Разработанная на данных принципах педагогическая технология обеспечила развитие активного интереса старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга, становление эмоционально-познавательной направленности детской личности и субъектной позиции в творческом воплощении впечатлений о городе в разнообразной деятельности.

Контрольный эксперимент выявил выраженную положительную динамику развития интереса у старших дошкольников к архитектуре Санкт-Петербурга и показал рост высокого (до 46%) уровня. Дети стали проявлять достаточно устойчивый и глубокий интерес к познанию родного города, к разнообразным видам творческой деятельности на основе индивидуально значимых представлений о культурно-историческом своеобразии архитектуры Санкт-Петербурга. В целом, исследование показало, что интерес к архитектуре - это развивающееся личностное образование. Его динамика связана с переходом от поверхностного восприятия непосредственно наблюдаемой стороны архитектуры к более осмысленному и глубокому познанию ее событийной стороны; со становлением у детей довольно широкого круга предпочитаемых архитектурных объектов, которые становятся предметом расспросов, самостоятельных рассуждений и разнообразной творческой деятельности. Полученные данные подтвердили эффективность разработанного и реализованного на практике процесса развития у старших дошкольников интереса к архитектуре Санкт-Петербурга.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М., 1999.

2. Бологова С. Ю. Художественно-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1996.

3. Гревс И. М. Краеведение в современной германской школе. Л., 1926.

4. Иконников А. В. Архитектурный ансамбль. М., 1979.

5. Каган М. С. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 2006.

6. Крылова Н. Б. Культурология образования. М., 2002.

7. Основы теории художественной культуры / под ред. Л. М. Мосоловой. СПб., 2001.

8. Платохина Н. А. Архитектурное пространство как среда развития у дошкольников ценностного отношения к родному городу. Ростов-на-Дону, 2002.

9. Семенова М. Л. Педагогические средства развития познавательного интереса у старших дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006.

10. Солнцева О. В. Особенности развития интереса к символам у детей старшего дошкольного возраста // Тезисы докладов и сообщений международной конференции «Ребенок в современном мире». СПб., 2007.

11. Солнцева О. В. Педагогическая технология развития интереса к символам Санкт-Петербурга у детей старшего дошкольного возраста // Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. СПб., 2007.

12. Солнцева О. В. Принципы организации работы по приобщению детей дошкольного возраста к культуре Санкт-Петербурга // Система дошкольного и начального образования: пути развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2005.

13. Солнцева О. В. Приобщение дошкольников к культуре Санкт-Петербурга как педагогическая проблема // Тезисы докладов и сообщений международной конференции «Ребенок в современном мире». СПб., 2001.

14. Солнцева О. В. Санкт-Петербург в субъектном опыте детей старшего дошкольного возраста // Социокультурные процессы и глобализация: материалы международной конференции «Глобальный мир: гуманитарный кризис или момент развития». СПб., 2008.

15. Чумичева Р. М. Ребенок в мире культуры. Ставрополь, 1998.

REFERENCES

1. Bondarevskaya E. V., Kul’nevich S. V. Pedagogika: lichnost’ v gumanisticheskikh teoriyakh i sistemakh vospi-taniya. M., 1999.

2. Bologova S. Yu. Khudozhestvenno-tvorcheskoye razvitiye detey starshego doshkol’nogo vozrasta v protsesse oznakomleniya s arkhitekturoy: avtoref. ... kand. ped. nauk. M., 1996.

3. Grevs I. M. Krayevedeniye v sovremennoy germanskoy shkole. L., 1926.

4. Ikonnikov A. V. Arkhitekturny ansambl’. M., 1979.

5. Kagan M. S. Grad Petrov v istorii russkoy kul’tury. SPb., 2006.

6. Krylova N. B. Kul’turologiya obrazovaniya. M., 2002.

7. Osnovy teorii khudozhestvennoy kul’tury / pod red. L. M. Mosolovoy. SPb., 2001.

8. Platokhina N. A. Arkhitekturnoye prostranstvo kak sreda razvitiya u doshkol’nikov tsennostnogo otnosheniya k rodnomu gorodu. Rostov-na-Donu, 2002.

9. Semenova M. L. Pedagogicheskiye sredstva razvitiya poznavatel’nogo interesa u starshikh doshkol’nikov: avtoref. ... kand. ped. nauk. Yekaterinburg, 2006.

10. Solntseva O. V. Osobennosti razvitiya interesa k simvolam u detey starshego doshkol’nogo vozrasta // Tezisy dokladov i soobshcheniy mezhdunarodnoy konferentsii «Rebenok v sovremennom mire». SPb., 2007.

11. Solntseva O. V. Pedagogicheskaya tekhnologiya razvitiya interesa k simvolam Sankt-Peterburga u detey starshego doshkol’nogo vozrasta // Razvitiye nauchnykh idey pedagogiki detstva v sovremennom obrazovatel’nom prostranstve: sbornik nauchnykh statey po materialam mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. SPb., 2007.

12. Solntseva O. V. Printsipy organizatsii raboty po priobshcheniyu detey doshkol’nogo vozrasta k kul’ture Sankt-Peterburga // Sistema doshkol’nogo i nachal’nogo obrazovaniya: puti razvitiya: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. SPb., 2005.

13. Solntseva O. V. Priobshcheniye doshkol’nikov k kul’ture Sankt-Peterburga kak pedagogicheskaya problema // Tezisy dokladov i soobshcheniy mezhdunarodnoy konferentsii «Rebenok v sovremennom mire». SPb., 2001.

14. Solntseva O. V. Sankt-Peterburg v sub’yektnom opyte detey starshego doshkol’nogo vozrasta // Sotsiokul’turnye protsessy i globalizatsiya: materialy mezhdunarodnoy konferentsii «Global’ny mir: gumanitarny krizis ili moment razvitiya». SPb., 2008.

15. Chumicheva R. M. Rebenok v mire kul’tury. Stavropol’, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.