ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Вельская Елена Викторовна
заместитель директора по дополнительному образованию
Центр образования № 641 имени Сергея Есенина г. Москва [email protected]
J
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ
дополнительного образования
Как система дополнительного образования влияет на развитие творческого потенциала учащихся?
V
Г
Аннотация. В данной статье представлена структура системы дополнительного образования, ориентированная на формирование социального успеха учащихся.
Ключевые слова: система дополнительного образования, блок дополнительного образования, направленности, социальный запрос, образовательные услуги, социальный успех.
Инновационные процессы, происходящие в Центре образования, актуализировали проблему создания единого образовательного пространства, построение которого невозможно без интеграции основного и дополнительного образования. Исходя из этого положения, в школе выстроена система дополнительного образования.
Всего в школе обучаются 876 учащихся. Дополнительным образованием охвачено 648 учащихся, что составляет 74%. В блоке дополнительного образования работают 44 объединения. Школа ведет системный мониторинг воспитательного пространства. Определяется запрос учащихся один раз в год на разные виды деятельности, потребности в том или ином направлении дополнительного образования. Изучая запрос учащихся, мы составили Программу развития блока дополнительного образования ЦО № 641 имени Сергея Есенина, содержание которой соответствует Концепции модернизации российского образования и направлено на достижение реальных целей в соответствии с установленными в ней направлениями, мероприятиями и показателями результативности. Тема программы: «Создание условий для саморазвития и самореализации всех участников образовательного процесса». Программа решает следующие задачи:
1. Удовлетворение образовательных запросов детей, обусловленных определенной ситуацией, значимыми для них потребностями в оценке достигнутых ими успехов.
2. Создание условий для насыщения детей необходимой информацией, использования свободного
времени в позитивных для развития личности целях, прибавления новых достижений к уже имеющимся.
3. Исполнение заказов детей.
4. Заполнение имеющихся у детей дефицита информации, знаний, вниманий взрослых за счет наполнения их жизни новыми возможностями.
5. Разрешение противоречий.
6. Увеличение, расширение представлений детей о себе и окружающем мире.
7. Оптимизацию процесса получения и продуктивного использования новой, дополнительной информации.
В Программе развития выделены 5 основных направленностей. По каждой направленности составлены программы, которые получили положительное экспертное заключение методистов научно-методического центра, соответствуют базовым требованиям к оформлению и содержанию. Каждая программа имеет паспорт. При разработке программ дополнительного образования педагоги использовали следующие требования и рекомендации:
• соответствие Закону Российской Федерации «Об образовании» и Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей. [1,2].
• соблюдение светского и гуманистического характера образования, приоритета человеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития личности [3].
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012
63
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Программы обеспечивают:
• создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения личности, ее интеграции в системы мировой и отечественной культур;
• целостность процесса умственного и духовного развития личности ребенка.
Цели всех программ дополнительного образования ЦО № 641 имени Сергея Есенина направлены на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности, коррекцию психофизического и умственного развития детей, профилактику асоциального поведения детей и подростков. [4, 5].
Блок дополнительного образования в ЦО № 641 имени Сергея Есенина представлен следующими направленностями:
- культурологической;
- научно-технической;
- художественно-эстетической;
- эколого-биологической;
- физкультурно-спортивной;
Культурологическая направленность представлена:
• объединениями дополнительного образования на английском языке;
• журналистикой;
• филологическими объединениями;
• объединением «Юный кулинар»;
• объединением «Юный экскурсовод»;
В школе активно внедряется музейная педагогика, создан музей «Тропа к Есенину», который решает задачи: формирование духовных потребностей ребенка, развитие творческих способностей, созидательских качеств, эстетической культуры.
Художественно-эстетическая направленность представлена объединениями:
• Юный скульптор;
• Оригамист;
• Волшебная иголка;
• Хореографическая студия «Непоседы»;
• Театральная студия;
• Ритмическая мозаика;
• Дизайн интерьера;
Научно-техническая направленность представлена объединениями:
• Школьное научное общество «Эврика»;
• Волшебный мир Лего;
• Страна Лего;
• Компьютерная графика;
• Юный программист;
• КЛИК-клуб любителей компьютера;
Эколого-биологическая направленность представлена объединениями:
• Фитоландшафтный дизайн;
• Мир растений;
• Онтогенез и репродуктивное здоровье человека;
• Ландшафтная экология;
• Юный биолог;
Трудно переоценить роль физической культуры и спорта в физическом и нравственном воспитании человека. В нашей школе этой работе уделяется огромное внимание, спортивно-оздоровительное направление является одним из приоритетных в работе школы, для работы спортивных кружков и секций созданы все условия, привлекаются внештатные тренеры-педагоги.
Физкультурно-спортивная направленность представлена объединениями:
• Футбол;
• Хоккей;
• Ушу;
• Теннис;
• Волейбол;
• Юный шахматист;
• ОФП;
Простые арифметические подсчеты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. В оставшееся время еще треть не занята уроками. Но ребенок никогда не бывает свободным от самого себя. Растущий человек ждет от мира разнообразия, и среди тех возможностей выбора, которые ему представляет жизнь, вполне могут быть и ценности дополнительного образования. Его результатом может стать хобби на всю жизнь, или даже выбор будущей профессии.
В этом учебном году мы провели анкетирование учащихся с целью выявления развития мотивации личности к познанию и творчеству. В анкетировании приняли участие учащиеся 5-7 классов. Ребятам были предложены вопросы, типа:
- Посещаете ли Вы ты какой - либо кружок в нашей школе? Если «да», то какой?
- Почему я его посещаю: а) по необходимости (это мне нужно для совершенствования знаний по какому-либо предмету; б) испытываю временный (ситуативный интерес; в) у меня есть интерес к учению вообще; г) повышенный интерес к данному предмету; е) мне просто нравится этот кружок; ж) другое
Результаты
анкетирования
■ Учении ПО инМЛяадтИнПи
■ СиЛуМифмрй штсрс!
■ Нчт*р*СК¥ч*иио
■ По1ьиннннй «мтсрес
По результатам анкетирования видно, что большинство учащихся имеют ситуативный интерес к познанию и творчеству, 29%- учение по необходимости, 27% про-
64
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Развитие Деятельность
Д
Предметные кружки Издательская, проектноиздательская деятельность
Р е з у л
\ I
Мотивация
к участию в предметных олимпиадах и конкурсах
Издание журналов, альмонахов участие в творческих конкурсах
Профилактика Досуг
Психологическое сопровождение Спорт, танцы, театр
ь т а т ы
I _______/_________
Мотивация к участию в окружных и городских соревнованиях, конкурсах и фестивалях
Отсутствие учащихся, состоящих на учете в КДН, адаптация в социуме
Социальный успех учащегося
являют интерес к учению, и только 11% учащихся испытывают повышенный интерес к учению. Поэтому работа в блоке дополнительного образования направлена на формирование мотивации успеха у школьников, на развитие их познавательных интересов и способностей.
При проведении занятий руководители объединений используют нормативные документы, методическую литературу, технические средства обучения.
Представленная структура блока дополнительного образования соответствует системе дополнительного образования, которая реализуется в нашей школе. Центром системы является запрос на образовательные услуги.
Запрос - это субъект - субъектное взаимодействие между учеником и родителями с одной стороны и учителем предметником и педагогом дополнительного образования с другой.
Запрос как взаимодействие направлен на развитие, деятельность, профилактику и досуг.
Развитие обеспечивается наличием предметных кружков, деятельность -издательская и проектно - исследовательская, профилактика- социальная адаптация и психологическое сопровождение, досуг -спорт, танцы, театр.
Это предполагает следующие результаты, которые мы трактуем как изменение: мотивация к участию в предметных олимпиадах и конкурсах, издание
журналов, альманахов, участие в творческих конкурсах, отсутствие учащихся, состоящих на учете в КДН, адаптация в социуме, мотивация к участию в окружных и городских конкурсах и соревнованиях, фестивалях.
Таким образом, система показывает реализацию запроса на образовательные услуги, которые приводят к социальному успеху учащихся. Таким образом, через систему дополнительного образования мы подтверждаем статус Центра образования и решаем задачу привлечения учащихся к самореализации, развиваем мотивацию личности к познанию и творчеству. И, как главный результат - социальный успех учащегося.
Литература
1. Дополнительное образование детей. Нормативно - правовые документы и методические материалы. М.: Школьная книга, 2008, МИОО, 2008.
2. Информационный справочник «Государственные образовательные учреждения дополнительного образования детей». - М.: Школьная книга, 2008.
3. Методический потенциал дополнительного образования детей. - М.: Школьная книга, 2007.
4. Сиденко Е. А. К вопросу адаптации младшего подростка в социуме // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 1.
5. Сиденко Е. А. Особенности старшего подросткового возраста // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 2.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012
65