Научная статья на тему 'Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через систему дополнительного образования'

Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через систему дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1017
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / БЛОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НАПРАВЛЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАПРОС / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / СОЦИАЛЬНЫЙ УСПЕХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вельская Елена Викторовна

В данной статье представлена структура системы дополнительного образования, ориентированная на формирование социального успеха учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через систему дополнительного образования»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Вельская Елена Викторовна

заместитель директора по дополнительному образованию

Центр образования № 641 имени Сергея Есенина г. Москва Velena_6262@mail.ru

J

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ

дополнительного образования

Как система дополнительного образования влияет на развитие творческого потенциала учащихся?

V

Г

Аннотация. В данной статье представлена структура системы дополнительного образования, ориентированная на формирование социального успеха учащихся.

Ключевые слова: система дополнительного образования, блок дополнительного образования, направленности, социальный запрос, образовательные услуги, социальный успех.

Инновационные процессы, происходящие в Центре образования, актуализировали проблему создания единого образовательного пространства, построение которого невозможно без интеграции основного и дополнительного образования. Исходя из этого положения, в школе выстроена система дополнительного образования.

Всего в школе обучаются 876 учащихся. Дополнительным образованием охвачено 648 учащихся, что составляет 74%. В блоке дополнительного образования работают 44 объединения. Школа ведет системный мониторинг воспитательного пространства. Определяется запрос учащихся один раз в год на разные виды деятельности, потребности в том или ином направлении дополнительного образования. Изучая запрос учащихся, мы составили Программу развития блока дополнительного образования ЦО № 641 имени Сергея Есенина, содержание которой соответствует Концепции модернизации российского образования и направлено на достижение реальных целей в соответствии с установленными в ней направлениями, мероприятиями и показателями результативности. Тема программы: «Создание условий для саморазвития и самореализации всех участников образовательного процесса». Программа решает следующие задачи:

1. Удовлетворение образовательных запросов детей, обусловленных определенной ситуацией, значимыми для них потребностями в оценке достигнутых ими успехов.

2. Создание условий для насыщения детей необходимой информацией, использования свободного

времени в позитивных для развития личности целях, прибавления новых достижений к уже имеющимся.

3. Исполнение заказов детей.

4. Заполнение имеющихся у детей дефицита информации, знаний, вниманий взрослых за счет наполнения их жизни новыми возможностями.

5. Разрешение противоречий.

6. Увеличение, расширение представлений детей о себе и окружающем мире.

7. Оптимизацию процесса получения и продуктивного использования новой, дополнительной информации.

В Программе развития выделены 5 основных направленностей. По каждой направленности составлены программы, которые получили положительное экспертное заключение методистов научно-методического центра, соответствуют базовым требованиям к оформлению и содержанию. Каждая программа имеет паспорт. При разработке программ дополнительного образования педагоги использовали следующие требования и рекомендации:

• соответствие Закону Российской Федерации «Об образовании» и Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей. [1,2].

• соблюдение светского и гуманистического характера образования, приоритета человеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития личности [3].

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012

63

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Программы обеспечивают:

• создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения личности, ее интеграции в системы мировой и отечественной культур;

• целостность процесса умственного и духовного развития личности ребенка.

Цели всех программ дополнительного образования ЦО № 641 имени Сергея Есенина направлены на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности, коррекцию психофизического и умственного развития детей, профилактику асоциального поведения детей и подростков. [4, 5].

Блок дополнительного образования в ЦО № 641 имени Сергея Есенина представлен следующими направленностями:

- культурологической;

- научно-технической;

- художественно-эстетической;

- эколого-биологической;

- физкультурно-спортивной;

Культурологическая направленность представлена:

• объединениями дополнительного образования на английском языке;

• журналистикой;

• филологическими объединениями;

• объединением «Юный кулинар»;

• объединением «Юный экскурсовод»;

В школе активно внедряется музейная педагогика, создан музей «Тропа к Есенину», который решает задачи: формирование духовных потребностей ребенка, развитие творческих способностей, созидательских качеств, эстетической культуры.

Художественно-эстетическая направленность представлена объединениями:

• Юный скульптор;

• Оригамист;

• Волшебная иголка;

• Хореографическая студия «Непоседы»;

• Театральная студия;

• Ритмическая мозаика;

• Дизайн интерьера;

Научно-техническая направленность представлена объединениями:

• Школьное научное общество «Эврика»;

• Волшебный мир Лего;

• Страна Лего;

• Компьютерная графика;

• Юный программист;

• КЛИК-клуб любителей компьютера;

Эколого-биологическая направленность представлена объединениями:

• Фитоландшафтный дизайн;

• Мир растений;

• Онтогенез и репродуктивное здоровье человека;

• Ландшафтная экология;

• Юный биолог;

Трудно переоценить роль физической культуры и спорта в физическом и нравственном воспитании человека. В нашей школе этой работе уделяется огромное внимание, спортивно-оздоровительное направление является одним из приоритетных в работе школы, для работы спортивных кружков и секций созданы все условия, привлекаются внештатные тренеры-педагоги.

Физкультурно-спортивная направленность представлена объединениями:

• Футбол;

• Хоккей;

• Ушу;

• Теннис;

• Волейбол;

• Юный шахматист;

• ОФП;

Простые арифметические подсчеты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. В оставшееся время еще треть не занята уроками. Но ребенок никогда не бывает свободным от самого себя. Растущий человек ждет от мира разнообразия, и среди тех возможностей выбора, которые ему представляет жизнь, вполне могут быть и ценности дополнительного образования. Его результатом может стать хобби на всю жизнь, или даже выбор будущей профессии.

В этом учебном году мы провели анкетирование учащихся с целью выявления развития мотивации личности к познанию и творчеству. В анкетировании приняли участие учащиеся 5-7 классов. Ребятам были предложены вопросы, типа:

- Посещаете ли Вы ты какой - либо кружок в нашей школе? Если «да», то какой?

- Почему я его посещаю: а) по необходимости (это мне нужно для совершенствования знаний по какому-либо предмету; б) испытываю временный (ситуативный интерес; в) у меня есть интерес к учению вообще; г) повышенный интерес к данному предмету; е) мне просто нравится этот кружок; ж) другое

Результаты

анкетирования

■ Учении ПО инМЛяадтИнПи

■ СиЛуМифмрй штсрс!

■ Нчт*р*СК¥ч*иио

■ По1ьиннннй «мтсрес

По результатам анкетирования видно, что большинство учащихся имеют ситуативный интерес к познанию и творчеству, 29%- учение по необходимости, 27% про-

64

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Развитие Деятельность

Д

Предметные кружки Издательская, проектноиздательская деятельность

Р е з у л

\ I

Мотивация

к участию в предметных олимпиадах и конкурсах

Издание журналов, альмонахов участие в творческих конкурсах

Профилактика Досуг

Психологическое сопровождение Спорт, танцы, театр

ь т а т ы

I _______/_________

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мотивация к участию в окружных и городских соревнованиях, конкурсах и фестивалях

Отсутствие учащихся, состоящих на учете в КДН, адаптация в социуме

Социальный успех учащегося

являют интерес к учению, и только 11% учащихся испытывают повышенный интерес к учению. Поэтому работа в блоке дополнительного образования направлена на формирование мотивации успеха у школьников, на развитие их познавательных интересов и способностей.

При проведении занятий руководители объединений используют нормативные документы, методическую литературу, технические средства обучения.

Представленная структура блока дополнительного образования соответствует системе дополнительного образования, которая реализуется в нашей школе. Центром системы является запрос на образовательные услуги.

Запрос - это субъект - субъектное взаимодействие между учеником и родителями с одной стороны и учителем предметником и педагогом дополнительного образования с другой.

Запрос как взаимодействие направлен на развитие, деятельность, профилактику и досуг.

Развитие обеспечивается наличием предметных кружков, деятельность -издательская и проектно - исследовательская, профилактика- социальная адаптация и психологическое сопровождение, досуг -спорт, танцы, театр.

Это предполагает следующие результаты, которые мы трактуем как изменение: мотивация к участию в предметных олимпиадах и конкурсах, издание

журналов, альманахов, участие в творческих конкурсах, отсутствие учащихся, состоящих на учете в КДН, адаптация в социуме, мотивация к участию в окружных и городских конкурсах и соревнованиях, фестивалях.

Таким образом, система показывает реализацию запроса на образовательные услуги, которые приводят к социальному успеху учащихся. Таким образом, через систему дополнительного образования мы подтверждаем статус Центра образования и решаем задачу привлечения учащихся к самореализации, развиваем мотивацию личности к познанию и творчеству. И, как главный результат - социальный успех учащегося.

Литература

1. Дополнительное образование детей. Нормативно - правовые документы и методические материалы. М.: Школьная книга, 2008, МИОО, 2008.

2. Информационный справочник «Государственные образовательные учреждения дополнительного образования детей». - М.: Школьная книга, 2008.

3. Методический потенциал дополнительного образования детей. - М.: Школьная книга, 2007.

4. Сиденко Е. А. К вопросу адаптации младшего подростка в социуме // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 1.

5. Сиденко Е. А. Особенности старшего подросткового возраста // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 2.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.