Научная статья на тему 'Развитие интеграционных процессов в условиях среднего профессионального образования'

Развитие интеграционных процессов в условиях среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INTEGRATION PROCESSES / REGIONALIZATION / SOCIAL PARTNERSHIP / PROFESSIONAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимова Ольга Борисовна, Павлова Оксана Анатольевна

В статье раскрывается потенциал, выделяются тенденции развития интеграционных процессов в условиях среднего профессионального образования, учитываются содержательные факторы и аспекты регионализации образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акимова Ольга Борисовна, Павлова Оксана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the potential and allocates trends of integration processes in the system of secondary vocational education, considers factors and aspects of education regionalization

Текст научной работы на тему «Развитие интеграционных процессов в условиях среднего профессионального образования»

О. Б. Акимова, О. А. Павлова

(г. Всеволожск)

Развитие интеграционных процессов в условиях

среднего профессионального образования

В статье раскрывается потенциал, выделяются тенденции развития интеграционных процессов в условиях среднего профессионального образования, учитываются содержательные факторы и аспекты регионализации образования

В настоящее время глобально изменился подход к образованию в целом и к среднему профессиональному образованию в частности. Современное образование - это открытая, непрерывно развивающаяся система, приоритетной задачей которой является осуществление государственной образовательной политики, с выполнением главного требования - обеспечить эффективное, конкурентоспособное образование для молодого поколения.

Модификация социально-экономических условий диктует необходимость нового уровня подготовки кадров.

Становление будущего специалиста профессиональной сферы является актуальной задачей, так как в современных условиях рынка труда востребован профессионал широкого профиля, обладающий мобильностью, навыками быстрой адаптивности к условиям непрерывно модернизирующихся производства и технологий, конкурентоспособности.

Формирование такого специалиста в условиях техникума или колледжа возможно на основе создания особой гибкой интегратив-ной образовательной среды.

Первым к вопросу интеграции в педагогическом процессе подошел И. Ф Гербарт. Выделяя четыре ступени в обучении - ассоциация, ясность, система и метод, - он видел эффективность образования в способности воспроизвести ранее усвоенные знания во взаимосвязи с теми, которые усваиваются в данный момент.

В дальнейшем ученые-педагоги представляли интеграцию в образовательном процессе как потребность, проявившуюся в необходимости отразить связи реального мира в учебном процессе, соединить знания, умения,

навыки, приобретаемые в процессе обучения, и явления в единую неразрывную цепь, что, в свою очередь, определяло гармоничное развитие личности.

В российской педагогике вопросами интеграции занимались такие исследователи, как Б. Г. Ананьев, Н. В. Бунаков, В. И. Водовозов, О. М. Сичивица, В. Я. Стоюнин и другие. Они считали, что роль интеграции в процессе обучения определена необходимостью формирования целостной системы взглядов на мировосприятие.

В настоящий момент вопросы интеграционных процессов в педагогике раскрываются в исследованиях В. С. Безруковой, Г. М. Добро-ва, Н. Д. Зверева, В. Н. Максимовой, И. П. Яковлева и других научных деятелей. Авторы отмечают интеграцию как ведущую тенденцию развития науки, образования и общества в целом. Стоит отметить, что именно интегра-тивные подходы в образовательном процессе дают возможность активно применять на всех этапах обучения методы, предусматривающие развитие навыков, способствующих самостоятельному получению знаний.

Эффективное построение гибкой интегра-тивной образовательной среды обеспечивает реализацию следующих тенденций:

- инструментальное обеспечение внедрения ФГОС нового поколения и реализация компетентностного подхода;

- интеграция содержания общего, профессионального и дополнительного образования;

- подготовка выпускников системы СПО по интегрированным профессиям;

- учёт региональной особенности профессионального образования в условиях рыночной экономики;

КОМПЕТЕНЦИИ

Р

1| О X и ^

ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

I

О-<

X <

л X со

<

> О

3"

X ш

3

со О

-й У £ X

_о Ш V

о 2 £

СО X

о

X Щ 1—° и со

со -IX

."к

ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ш О

и и

©

о о. X

.о X

л

X

о

X

и и

ш

е

о

Сс X

тг

О си

X X

X ^

о ^ р

<С ш

5 СО

5 <

Й Ё

а. Ь

о >

тг

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Рис. Состав компетенций выпускника СПО.

- усиление аспектов социального и профессионального партнерства учреждений СПО и рынка труда.

Остановимся кратко на характерных особенностях каждого из указанных направлений.

Федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования нового поколения определяет уровень компетентности выпускников. Компетентностный подход в системе среднего профессионального образования направлен на улучшение взаимодействия учебного заведения с работодателями, повышение конкурентоспособности выпускаемых специалистов, совершенствование и обновление содержания, методологии и соответствующей среды обучения.

Отличие компетентного специалиста от квалифицированного детально рассматривали в своих работах А. А. Вербицкий, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской, А. В. Гурьянова, И. П. Ме-динцева, Т. В. Хасия, отмечая, что компетентный специалист не только обладает определённым уровнем знаний, умений, навыков, но и способен реализовать и реализует их на практике.

Компетентностный подход не только состоит из практико-ориентированного компонента, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения про-

фессиональных и ключевых функций, социальных ролей, компетенций.

Идеальный выпускник - это не просто энциклопедист с широким кругозором, но и человек, умеющий планировать целенаправленную деятельность, получать желаемые результаты, выстраивать эффективные коммуникации, жить в информационном и поликультурном мире, видеть и решать проблемы, в том числе и нестандартные, и принимать осознанные решения, нести за них ответственность, быть хозяином своей жизни. Каждое из приведённых качеств называется «компетентностью».

Компетенции - это система знаний, умений, личностных качеств, практического опыта, определяющая готовность личности к успешной профессиональной деятельности в определенной области.

Профессиональная деятельность выставляет ряд требований к специалистам, где упор делается на сочетание и взаимосвязь как общих, так и профессиональных компетенций, полученных в результате среднего профессионального образования. Общепринятый состав компетенций выпускника СПО можно представить следующим образом (рис.].

Рассматривая сам процесс формирования компетентности будущих специалистов, не-

обходимо отметить, что последним этапом является именно процесс формирования управленческой компетентности.

Большой вклад в теорию и концепцию развития управленческой компетентности и управления организацией внесли В. П. Топо-ровский, В. А. Аверкин, Е. П. Тонконогая, О. Е. Лебедев, А. И. Жилина, М. Н. Поташник и В. Е. Кричевский.

Управленческая компетентность - наиболее локализованный и сложный вид компетентности. В основе управленческой компетентности лежит формирование управленческих компетенций, необходимых для выполнения руководящих обязанностей тем, кто будет занимать управленческие должности, будь то управление персоналом либо управление производственным процессом. Неудивительно, что разработка управленческих компетенций наиболее сложная: слишком велико желание создать модель идеального суперменеджера, которое фактически нереально реализовать на практике. Соответственно, при разработке необходимо рассмотреть управленческие компетенции как реально необходимый и оптимальный набор.

Развитие и формирование управленческой компетентности, как показал эксперимент, возможно на основе интегративного подхода. Программно-деятельностный компонент ин-тегративного подхода к формированию управленческой компетентности состоит из 4 этапов:

- диагностический этап: изучение запросов работодателей, профессиональная ориентация и выбор образовательного маршрута, проектирование образовательных программ;

- учебно-теоретический этап: реализация модульных программ и технологий информационно-методического сопровождения деятельности;

- учебно-производственный этап: проведение лабораторных, практических работ на технологической базе, организация учебных и производственных практик;

- аттестационный этап: оценка результатов образовательного процесса, самопрезентация будущих специалистов в качестве кадрового резерва работодателей.

Данный подход характеризуется логичностью взаимосвязи всех этапов и наглядностью субъектов взаимодействия: школа - студенты - преподаватели - специалисты предприятия (работодатели].

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения ориентированы на более высокий уровень образования за счет обеспечения его непрерывности. Необходимым и гарантированным механизмом построения системы непрерывного образования является соединение и развитие возможностей общего, дополнительного и профессионального образования, сохранение всего лучшего и развитие на его основе новых интегративных возможностей.

Внедрение интеграции общего, дополнительного и профессионального образования на каждой ступени обеспечивается путём создания базы интегрированных образовательных программ и программ дополнительного образования, внедрения элективных курсов, предметных кружков, активной проектной деятельности, создания научных обществ, использования интегративных форм занятий. Особое значение имеют массовые мероприятия, такие как научно-практические конференции студентов, фестивали, конкурсы, смотры.

Развитие всесторонне и гармонично развитой личности является одним из важных направлений современной педагогики, ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к переустройству окружающего мира, инициативности, активности, самостоятельности мышления, содействующих достижению определенных и решительно положительных изменений в жизни общества.

Специалист - выпускник среднего профессионального учебного заведения сочетает в себе, с одной стороны - личность, с другой -работника. Категория работника характеризуется такими чертами, как профессиональные знания, умения и навыки, необходимые для осуществления эффективной профессиональной деятельности. Специалист как личность является носителем духовно-нравственных ценностей, человеком с четко сформированной гражданской позицией и социальными нормами, развитой мотивацией, которые определяют его мировоззрение и жизненную позицию, на что и должна быть направлена учебно-воспитательная работа.

Роль интеграции общего, дополнительного и профессионального образования проявляется в необходимости всестороннего развития обучающегося (духовно-нравственно-

го, интеллектуального, эмоционального и физического].

Существенной тенденцией развития среднего профессионального образования является учёт региональных особенностей. Как отмечал академик А. М. Новиков, особые требования рынка труда создают проблемы для профессионального образования, когда необходимо для различных категорий населения представлять широкий набор образовательных услуг.

В исследовании А. М. Толпыго раскрываются особенности малого региона. Автор подчёркивает, что так называемым «малым городам» свойственны свои специфические социально-экономические условия, существенно отличающиеся от условий мегаполисов и крупных городов. В них, как правило, располагается не более одного-трёх учреждений профессионального образования с определённой спецификой профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистов [5].

Естественно, что в малых регионах данные учебные заведения выступают в качестве центра экономической, духовной и культурной жизни, выполняют общественный заказ на компетентного специалиста определённого профиля и квалификации, удовлетворяют потребность в кадрах рынка труда соответствующего региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стоит отметить, что на территории города Всеволожска и Всеволожского района есть единственное среднее профессиональное учебное учреждение - ГБОУ СПО ЛО «Всеволожский агропромышленный техникум» -одно из старейших образовательных учреждений Ленинградской области. За годы существования это учебное учреждение подготовило около 20 тысяч специалистов сельского хозяйства различного профиля, занимая одну из ключевых позиций в подготовке кадров для развития сельскохозяйственных предприятий.

Подчеркивая значение регионализации, отметим, что эффективным механизмом успешной региональной политики является создание интегративных образовательных комплексов, таких как ресурсные центры, производственно-образовательные кластеры и др.

Выпускник ресурсного центра является специалистом по интегрированным профессиям, сочетающим в себе сформированные компетенции смежных профессий.

В своих исследованиях В. Г. Пархоменко подчеркивает интенсификацию процесса подготовки специалистов по интегрированным профессиям и обосновывает необходимость внедрения повсеместно данного обучения [3].

Развитие интеграционных процессов согласуется с образовательной политикой государства в области подготовки квалифицированных специалистов. Стратегия развития образовательной системы «Российское образование - 2020» направлена на:

- доступность и непрерывность качественного образования для любого жителя страны в любом возрасте;

- соответствие системы образования инновационному развитию экономики;

- прозрачность и открытость образования для общества, включающие в себя учёт интересов как обучающихся, так и потенциальных работодателей;

- возможность всесторонней оценки уровня профессионализма и компетентности учебных учреждений и их образовательных программ.

Таким образом, различные формы интеграции как в учебной деятельности, так и в организации социального и профессионального партнерства в условиях различных типов образовательной среды (регион, муниципалитет] принадлежит к ведущим направлениям развития среднего профессионального образования.

Литература

1. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентно-стный подходы в образовании: проблемы интеграции. - М.: Логос, 2009. - 336 с.

2. Доманский В. А. Создание интегративных учебных курсов в условиях новых образовательных стандартов // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. - 2013. - № 1. - С. 86-93.

3. Пархоменко В. Г. Содержательные аспекты интенсификации подготовки специалистов социально-интегративного типа // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. - 2011. - № 2. -С. 48-50.

4. Пахомова О. В. Современные тенденции в развитии профессионально-технологического образования // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. - 2013. - № 2. - С. 58-58.

5. Толпыго А. М. Развитие техникума на основе концепции регионализации // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. - 2014. - № 2. - С. 51-55.

6. Программно-целевое управления развитием начального и среднего профессионального образования Ленинградской области : материалы основных результатов реализации долгосрочной целевой программы «Региональная комплексная программа развития профессионального образования в Ленинградской области на 2011-2013 годы». Вып. 1 / под общ. ред. В. П. Топоровского. -

СПб.: ЛОИРО. 2012. - 374 с.

-^-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.