Научная статья на тему 'Развитие интеграционных процессов в симбиозе малого и среднего бизнеса'

Развитие интеграционных процессов в симбиозе малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябичева А. В.

Интеграционные процессы для предприятий малого и среднего бизнеса рассмотрены как перспективное направление развития интеграции и стабилизации предприятий. Экономическая эффективность сделок в данном сегменте позволяет модернизировать бизнес и сбалансировать синергетический эффект с противодействием внешней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие интеграционных процессов в симбиозе малого и среднего бизнеса»

13.31. РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СИМБИОЗЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Рябичева А.В., аспирантка

Национальный институт бизнеса Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Аннотация. Интеграционные процессы для предприятий малого и среднего бизнеса рассмотрены как перспективное направление развития интеграции и стабилизации предприятий. Экономическая эффективность сделок в данном сегменте позволяет модернизировать бизнес и сбалансировать синергетический эффект с противодействием внешней среды.

Ключевые слова: интеграционные процессы, малый и средний бизнес

Зарубежный опыт интеграции малого и среднего бизнеса и концентрация его вокруг промышленных монополий демонстрирует увеличение его значимости для экономики страны в целом и доли в структуре ВВП (от 36 до 48%).

Основываясь на международной практике, сделки размером 25,0-250,0 млн. евро в основном относятся к среднерыночному сегменту1. Мировой кредитный дефицит привел к сокращению объемов всего рынка и размеров среднестатистической сделки. Например, в Европе общее количество сделок уменьшилось за год на 20,0%, а общая стоимость сделок - с $37,6 млрд. в I квартале 2007 года до $32,0 млрд. в I квартале 2008 года. Однако эти данные стоит рассматривать, как оптимистичные, потому что средняя величина сделки тем не менее выросла на 6,7%. Это можно расценить так, что многие сделки, которые все-таки состоялись, были профинансированы теми, кого глобальный кредитный дефицит коснулся в меньшей степени или для кого ценность приобретения не уменьшилась, несмотря на общее состояние экономики. Обычно кризис предоставляет возможности совершить приобретение по более низкой цене, чем при растущей экономике.

Но в настоящее время крупные международные компании видят перед собой ограниченное поле возможностей по вхождению в рынки многих развивающихся стран и стран Центральной и Восточной Европы. И следовательно, они вынуждены повышать приоритет приобретений в сегменте среднего бизнеса и рассматривать их в качестве важного элемента своей стратегии развития.

Целесообразно отметить и другую характерную особенность среднерыночного сегмента. Уменьшение количества сделок на

1 Бухалков М.Н. Внутрифирменное планирование. Учебник. - М.: Инфра - М, 2006.

20,0% не свидетельствует об ухудшении ситуации, негативным является 45,0%-ное уменьшение количества сделок с объемом более чем 250,0 млн. евро (данные по США)2.

Хотя привлекательность России растет, другие развивающиеся рынки традиционно представляются более удобными для работы западных инвесторов. При этом следует особо отметить рейтинг привлекательности, возможность приобрести ценный актив с большим дисконтом, чем до наступления кредитного кризиса отраслей в российской экономике (См. таблицу 1).

Таблица 1

Наиболее привлекательные отрасли российской экономики.

Характерно, что наряду с лидером по привлекательности - индустрией легкой промышленности -

сейчас вниманием также пользуются розничная торговля и финансовый сектор. Если приобретения в отраслях легкой промышленности можно интерпретировать как выход на рынок, то следующие за ней две отрасли привлекательны для приобретения в силу того, что их финансовое положение ухудшилось из-за финансового кризиса.

Однако, практическая деятельность на анализируемом сегменте рынка сделок М&А размером до 50,0 млн. евро - имеет свои особенности. А именно, владельцы бизнеса такого масштаба, как правило, продолжают им руководить со знанием дела. Желание продать свой бизнес возникает у них как по экономическим причинам, так и по сугубо лич-

2 Леонова Ю., Марченко П. Тренды среднего сегмента российского и международного рынка М & А и возможность их количественного прогнозирования //Слияния и поглощения № 6 2008г.

Отрасли Рост М&А-активност ив 2007 Оборачиваемо стъ активов Рентабепьно сть продаж Рентабепьн ост активов

1 Металлургия 1.0 27.0% 28.0%

2 Табачная продукция 1.2 22.0% 28.0%

3 Металлическая руда 0.6 33.0% 21.0%

4 Нефтехимия М 13.0% 18.0%

5 1Т-услуги 4.7 4.0% 17.0%

6 Неметаллы 1.2 13.0% 16.0%

7 Химическая продукция 1.2 13.0% 15.0%

8 Бумажная и картонная продукция 1.2 13.0% 15.0%

9 Услуги связи 0.6 25.0% 15.0%

10 Электрооборудование 19 7.0% 14.0%

11 Отели и рестораны 1.9 7.0% 14.0%

1 2 Издательский бизнес 1.3 10.0% 13.0%

13 Дилеры автотранспорта 3.7 3.0% 13.0%

14 Офисное оборудование и компьютеры 2.8 4,0% 12.0%

1 5 Медицинское оборудование 1.2 10.0% 11.0%

16 Услутм в нефтегазовом секторе 0.5 23.0% 1 1.0%

17 Метаплопродукция 1.7 6.0% 1 1.0%

18 Переработка вторичного сырья 3.0 3.0% 10,0%

19 Оптовая торговля 2.7 4.0% 10.0%

20 Страхование 1.0 10.0% 10.0%

21 Радио и телевизионное оборудование 1.2 8.0% 9.0%

22 Розничная торговля 2.3 4.0% 9.0%

23 Другие услуги 0.6 15.0% 9.0%

24 Образование 1.4 6.0% 9.0%

25 Одежда 1.5 6.0% 9.0%

26 Добыча угля и торфа 0.9 100% 9.0%

27 Продукты питания и напитки 1.4 6.0% 9.0%

28 Мебепь 1.5 5.0% 8.0%

29 Машиностроение и оборудование 1.2 7.0% 8.0%

30 Производство обуви 1.4 5.0% 7.0%

ным. На эти личные и мотивы чисто экономического характера накладываются тенденции развития той или иной индустрии, которые зависят от состояния мировой экономики и многих других частных факторов, некоторые из которых приведены в качестве примеров в таблице 2.

Таблица 2. Тренды индустрий и мировой экономики в це-

лом3

Однако важно понимать как основные тенденции, так и более локальные предпосылки и особенности отдельных сделок, которые могут быть объяснены без привлечения понятия тенденции, но в то же время представляющие стратегическую важность даже для крупной корпорации.

Анализ таблицы 3 позволяет сделать вывод о том, что бизнесы, выставляемые на продажу, могут быть самыми разными. Иногда причиной про-

Индустрия Примеры тенденций/факторов, влияющих на развитие Последствия для развития индустрии

Производство плоского стекла Основная тенденция: усиление контроля за выбросами СОг В Западной Европе создание новых производств возможно, только еслиудается доказать теплосберегающие свойства остекления зданий. Производство смещается из Европы в Россию, Белоруссию

Производство стеклотары Основная тенденция: усиление контроля за выбросами СОг Рост производства а Западной Европе практически невозможен. Производство смещается из Европы в Россию, Белоруссию

Косметика и парфюмерия Локальный фактор: российская парфюмерная отрасль не консолидирована Можно ожидать дальнейшую консолидацию производителей косметики и парфюмерии в России

Финансовый сектор Локальный фактор: поиск дешевых кредитных ресурсов российскими бизнесами Можно ожидать приобретение российских лизинговых компаний крупными международными игроками. Консолидация отрасли

Таблица 3.

Страна Описание бизнеса, предлагаемого для продажи

Израиль Производитель переключателей (РВХ и soft switches), который продает продукцию а США, Китае, Индии, России. Ведет крупные консультационные проекты в области беспроводной связи

Канада Ведущий консолидатор информационного контента для распространения по интернету. Имеет соглашения о предоставлении информации со 125 ведущими издательскими домами

США Один из ведущих производителей вин, винограда и оливкового масла в Калифорнии

США Крупный бизнес по обслуживанию нефтегазовых компаний, генерирующий 75,0% дохода за пределами США и Канады

Турция Производитель автомобильных деталей, экспортирующий 90,0% продукции Покупатели -ведущие мировые автомобилестроители

Уругвай Фармацевтическая компания, обслуживающая локальный рынок. Обладает эксклюзивом на продажи некоторых продуктов международных компаний. Завод 9 500,0 MJ. Изготовляет лекарства по направпениям: кардиология, ревматология, дерматология, урология и т.д. (всего 14 направлений)

Франция Производство прессованных частей автомобильного кузова.Компания приобрела новый завод с прессами мощностью до 800,0 т. Производство особо сложных, пустотелых и т.д. деталей. Производство оснасток для прессов по спецификации деталей, предоставленной заказчиком. Поставщик "Форда", "Рено", "Вистеона" и т.п.

Чехия Международная финансовая компания, оказывающая услуги потребительского кредитования

В наиболее чистом виде тенденцию можно отследить по приобретениям, осуществленным очень крупными игроками.

3 Журавлев С., Левицкий К. М&А - закономерности хаоса,

или Кривая консолидации как прямой путь к успеху// Слияния и поглощения, 2008, № 5(63)

дажи является желание расширить производство, а иногда бизнес продается под влиянием более локальных факторов, таких, например, как изменение отношений между владельцами.

Об активности сделок по слиянию и поглощению в отраслях можно судить по рентабельности их активов (РА). На основании агрегированных данных, автором построен график, который является выбо-

рочным представлением 30 отраслей российской экономики в координатах (оборачиваемость активов, рентабельность продаж). Каждой из отраслей графика соответствует номер, приведенный в таблице 1.

Представляется логичным то, что основная масса отраслей выстраивается на этом графике вдоль части гиперболы, соответствующей усредненному уровню рентабельности их активов. На графике не представлен ряд отраслей, в которых процессы консолидации не проявляются на уровне сделок среднерыночного сегмента, график наглядно иллюстрирует, что многие сферы интересов М&А сконцентрированы вдоль представленной гиперболы, которая отделяет отрасли 1-3 с наибольшей рентабельностью активов от всех остальных отраслей. В тоже время отмеченная активность в отраслях 20, 27 и 29 скорее всего вызвана процессами консолидации этих фрагментированных отраслей.

Данный график представляет собой один из многих аналитических инструментов, которые помогают оценить относительную привлекательность отдельных отраслей для инвесторов, заинтересованных в приобретении бизнесов. В случае постановки задачи предсказуемости в том, где, в каких отраслях будут происходить наиболее активные процессы М&А он должен применяться в сочетании с другими методами в рамках комплексного анализа экономики.

График 1. Рентабельность активов (РА) российских отраслей в 2007 г4.

Существует большое количество проблем при подготовке к совершению сделок М&А. Зачастую владельцы компаний предпочитают проводить подготовку к сделке самостоятельно, не допуская к данному процессу профессиональных посредников. Это приводит к тому, что типичной ошибкой,

которая совершается владельцем при самостоятельной продаже бизнеса, является не контролируемый допуск потенциальных покупателей к проверке его финансовых, технических и юридических документов. В практике известны случаи, когда владелец предоставлял возможность разным потенциальным инвесторам, партнерам осуществлять проверку состояния своего бизнеса в течение длительного времени. В результате инвесторы начинали понимать, что цена, которую предлагали предыдущие проверяющие, была слишком низкой для продавца - иначе бизнес был бы уже продан. При этом они не хотели предлагать цену, которая, заметно бы превышала предложения других претендентов. Таки образом была создана ситуация при которой потенциальные покупатели не чувствовали себя конкурентами, которые борются за право совершения покупки. В итоге сделка по продаже затягивалась, а цена актива заметно понижалась и не оправдывала первоначальные ожидания владельца.

В мировой практике существуют специальные подходы которые позволяют создать и поддерживать интерес к предлагаемой сделке со стороны достаточно большого количества заинтересованных инвесторов. При этом они поставлены в положение конкуренции друг с другом для представления наилучшего ценового предложения.

В свете современных тенденций российской экономики следует рассматривать процессы глобализации не только среднего и крупного бизнеса, которые при слияниях и поглощениях образуют новые мега структуры, но и вопрос выживания малого

бизнеса. Потому, что в процессе интеграции малых предприятий на арене появляются все новые и новые компании, которые можно отнести к средним по масштабам деятельности.

Современная экономическая литература при оценке взаимодействия и кооперации хозяйственных структур часто стала использовать термин экономический симбиоз5.

Далее автором будут рассмотрены не абсолютные доходы и затраты кооперируемых малых предприятий, а эффекты дополнительных доходов и дополнительных затрат, обусловленных кооперацией, то есть приростные величины. Заранее

Леонова Ю., Марченко П. Тренды среднего сегмента российского и международного рынка М & А и возможность их количественного прогнозирования //Слияния и поглощения №

6 2008г.

Симбиоз - это союз экономических объектов, предполагающий устойчивый тип взаимодействия между ними, приносящий каждому из них экономическую выгоду (эффект); формируется в процессе их функционирования.

определяем, что кооперация должна быть выгоднее полной интеграции (слияния) объектов, при которой они теряют свою гибкость и становятся более инерционными, поскольку переходят в разряд средних или крупных структур.

Данная гипотеза может быть обоснована рассмотрение на примере симбиотического союза двух экономических объектов. Экономической сущностью такого союза является возникновение на рынке нового субъекта, обладающего преимуществами от синергического эффекта, который будет получен от объединения.

Э1 + Э2 = ЭБб (1)

где Э1, Э2 — эффекты самостоятельного автономного функционирования предприятий, ЭБ- эффект от их совместной деятельности. Таким образом, синергический эффект Б4 ,будет измерен величиной разности

Бч

Э*-( Э+ Э2)

Маренный М.А., Методы финансового анализа корпорационных взаимодействий малых промышленных предпри-ятий//Аудит и финансовый анализ № 3 2001г.

ки и изменение структуры управления предприятием в целом.

Наиболее продуктивным является симбиоз, если при создании нового предприятия сочетается несколько мотивов, что и является основной характерной особенностью российских слияний и поглощений.

Отметим, что идентичные варианты симбиоза могут возникать и между представителями малого бизнеса, при этом количество участников подобных сделок не ограничивается двумя. В этом случае формулы (1) и (2) модифицируются следующим образом:

I э,< Э

(3)

(4)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(2)

Соответственно, чем больше синергический эффект Бч > 0, тем глубже процесс экономического симбиоза и тем устойчивее союз рассматриваемых экономических объектов; чем меньше величина Бч > 0, тем меньше этот эффект и неустойчивее новообразованная структура; при Бч < 0 экономический симбиоз отсутствует и союз объектов достаточно быстро распадается.

Симбиоз в современной экономической литературе явление, изученное для процесса объединения крупного и малого бизнесов, а вот симбиоз малых компаний не изучен, что и сподвигло автора на раскрытие эффективности сделки.

Принимая во внимание единство методики, применяемой в изучении симбиоза для малого бизнеса, можно провести аналогию с объединением крупного и малого предприятия, учитывая, что критерии оценки будут те же.

Страны с развитой рыночной экономикой накопили значительный практический опыт в сфере модернизации производства путем экономического симбиоза больших и малых компаний. Основу составляет очевидная взаимная выгода обеих сторон. Крупная компания для маленькой является гарантом стабильности существования в условиях рынка, а малые предприятия выполняя частично функции основной компании концентрируют свои усилия на таких важнейших сферах деятельности как разработка новых технологий, их внедрение и создание новой продукции, а так же возможно на реализации или транспортировку продукции.

Целями участников экономического симбиоза чаще всего становятся: модернизация и реструктуризация производства, совершенствование кадровой полити-

где / - индекс рассматриваемого экономического объекта (малого предприятия);

п= 1, п, п- число малых предприятий, образующих союз;

Э|, ЭБ, Бч - переменные, определенные ранее. Эффект от объединения Бч должен распределяться между всеми участниками так, как если хотя бы одно из них не получает предполагаемой выгоды от союза, то оно будет стремиться к самостоятельности

БЧ " ^

і =1

(5)

где Бч, > 0 - эффект от объединения (выгода) для 1-го малого предприятия.

Используя соотношения (4), получаем формулу для анализа эффектов экономического симбиоза:

а

*= 1(Э, + Я?)

(6)

Эта формула может быть интерпретирована следующим образом: эффект от совместного функционирования объектов (малых предприятий) как целого складывается из суммы эффектов их автономного функционирования, скорректированных с учетом возникающих положительных синергических эффектов.

Анализируя формулу (6) необходимо учитывать следующие важные методические моменты: анализ основных направлений формирования синергического эффекта должен быть комплексным; вектор показателей, измеряющих или оценивающих синергический эффект Бч,, должен быть достаточно полным и обоснованным; структурный анализ основных направлений формирования синергического эффекта должен быть комплексным; отдельные показатели синергического эффекта

Бч - могут быть количественно трудно измеримы-

і =1

і=1

і=1

ми, и их оценка может осуществляться экспертным путем7.

Действительно, если эффект Э, - обычно измеряется показателем прибыли (например, чистой прибыли, остающейся у малого предприятия после всех налоговых и прочих отчислений), то переменная, характеризующая Бч,, может быть определена как нечеткая, «размытая» (в смысле нечетких переменных Заде).

Возможна следующая ситуация: прибыль у малого предприятия практически не увеличилась, однако усилия по управлению производственным процессом уменьшились, именно это удерживает малое предприятие в альянсе. Тогда требуется специальный анализ: если простота управления связана с получением дополнительной информации от партнеров по кооперации (альтернативный способ получения ее на стороне потребовал бы определенных затрат), то достигаемый эффект может получить альтернативную стоимостную оценку. Если же такую оценку произвести не удается, эффект оценивается качественно, а затем ситуация анализируется в целом с использованием экспертного подхода. При измеримости показателя Бч необходимо проведение структурного анализа: в общем случае каждое малое предприятие, с одной стороны, вносит свой вклад в общее дело и несет определенные затраты 20 > 0, связанные с кооперацией, а с другой стороны, получает дополнительную выгоду С > 0. Таким образом, имеем:

Бч, = 4 - г (7)

где С- дополнительный доход от объединения т - го предприятия в альянс;

Зт затраты ко предприятия, связанные с его нахождением в общей структуре.

Способы образования дополнительных доходов с/ и осуществления затрат З могут различаться в зависимости от разновидностей и форм объединения предприятий. Главные направления формирования дополнительных доходов С, при образовании кооперативных структур состоят в снижении трансакционных затрат: если прибыль автономно функционирующего I -го малого предприятия составляла величину снижение его трансакционных издержек в результате кооперации произошло на величину верным является соотношение:

С=(Р, + и//)-Р/=и/1 (8)

Данные кооперационные процессы не являются тем классом процессов, которые изучаются теорией кооперационных игр. В принятой автором системе гипотез предложены к выполнению следующие условия: эффект кооперации непосредственно не зависит от числа участников (тогда как, число участников определяется возникающим эф-

7 Петриченко Т.В., Комов И. С. Оценка коммерческой эффективности проектов создания интегрированных производственно - корпоративных структур машиностроительных отраслей // Известия вузов. Машиностроение, 2007, № 10

фектом); число участников является ограниченным в силу реальной природы процессов кооперирования; участники альянса сохраняют относительную самостоятельность в рамках оговоренных условий кооперации, регламентирующих получение доходов и осуществление затрат; воздействия внешней среды являются «фоном» кооперационных процессов, не зависящим от результатов кооперации; внутри кооперативной структуры действуют силы автономии участников, которые в случае затухания эффектов кооперации приводят к неустойчивости этой структуры; привлекательность кооперации для ее участников определяется возникающими синергическими эффектами, соизмеряемыми с противодействием внешней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.