Научная статья на тему 'Развитие инновационной политики на предприятиях агротехсервиса Республики Казахстан'

Развитие инновационной политики на предприятиях агротехсервиса Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / РЫНОК / ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС / BUSINESS / INNOVATIVE POLICY / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / MARKET / TECHNICAL SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Латыпова Рамиля Рамисовна, Даумбаева Надира Балтабековна

Анализируется инновационная политика на предприятиях агротехсервиса на примере Республики Казахстан. Определены этапы инновационной политики в организациях. Приводится SWOT-анализ факторов развития национальной инновационной системы. Выявлены проблемы развития предприятий агротехсервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of innovative policy at the enterprises of agrotechnical service of the Republic of Kazakhstan

The innovative policy at the enterprises of agrotechnical service on the example of the Republic of Kazakhstan is analyzed. Stages of innovative policy in the organizations are defined. SWOT analysis of factors of development of national innovative system is given. Problems of development of the enterprises of agrotechnical service are revealed.

Текст научной работы на тему «Развитие инновационной политики на предприятиях агротехсервиса Республики Казахстан»

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 1 (23). 2015.

73

Латыпова Р.Р., Даумбаева Н.Б.

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АГРОТЕХСЕРВИСА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Аннотация. Анализируется инновационная политика на предприятиях агротехсервиса на примере Республики Казахстан. Определены этапы инновационной политики в организациях. Приводится SWOT-анализ факторов развития национальной инновационной системы. Выявлены проблемы развития предприятий агротехсервиса.

Ключевые слова. Предпринимательство, инновационная политика, агропромышленный комплекс, рынок, технический сервис.

Latypova R.R., БаишЬауеуа N.B.

DEVELOPMENT OF INNOVATIVE POLICY AT THE ENTERPRISES OF AGROTECHNICAL SERVICE OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract. The innovative policy at the enterprises of agrotechnical service on the example of the Republic of Kazakhstan is analyzed. Stages of innovative policy in the organizations are defined. SWOT analysis of factors of development of national innovative system is given. Problems of development of the enterprises of agrotechnical service are revealed.

Keyword. Business, innovative policy, agro-industrial complex, market, technical service.

Стратегическое планирование является основным направлением инновационной политики организации, осуществляемой на уровне высшего руководства [1]. Национальная инновационная система Казахстана начала формироваться в 2003 году в виде институциональной и физической инфраструктуры: проектное финансирование в лице АО «Национальный инновационный фонд» (далее - АО «НИФ»), инжиниринг и трансфер технологий в лице АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий» (далее - АО «ЦИТТ»), венчурное финансирование в лице ряда венчурных фондов с участием АО «НИФ» и физическая инфраструктура в виде 4 технопарков в городах Алматы, Караганда, Уральск, а также ПИТ Алатау. Это создало предпосылки для успешного развития агротехсервиса в республике.

Низкая обеспеченность предприятий технологической оснасткой и отвечающей требованиям времени технической и нормативной документацией приводит к удорожанию работ и низкому качеству их выполнения. Необходимая техническая оснастка, требующаяся при проведении технического сервиса и ремонта на специализированных предприятиях АПК разработана ГОСНИТИ [4]. Более 200 единиц оснастки при необходимости может быть поставлено в самые кратчайшие сроки на выгодных экономических условиях. В настоящее время в агропромышленном комплексе Республики Казахстан разрозненно действуют сотни больших и малых предприятий, занимающиеся проведением сервисно-технологических услуг.

Этапы формирования инновационной политики организации представлены на рисунке 1.

ГРНТИ 06.71.09

© Латыпова Р.Р., Даумбаева Н.Б., 2015

Рамиля Рамисовна Латыпова — кандидат экономических наук, доцент кафедры радиотехники и информационных технологий Санкт-Петербургского института кино и телевидения.

Надира Балтабековна Даумбаева — аспирант Балтийской академии туризма и предпринимательства (г. Санкт-Петербург).

Контактные данные для связи с авторами (Латыпова Р.Р.): 191119, г. Санкт-Петербург, ул. Правды, 13 (Russia, St. Petersburg, Pravdy str., 13). Тел.: 8 931 247 86 25. E-mail: ramilya1983@mail.m.

74

Теория и технологии сферы услуг

Рис. 1. Этапы формирования инновационной политики организации [2]

К сожалению, при определении технической и экономической политики в отношении рассматриваемой важнейшей отрасли сельского хозяйства не участвуют государственные бюджетные средства, что делает практически невозможным восстановление нормального уровня производства предприятий технического сервиса АПК. Поэтому для преодоления экономического кризиса действующей системы рынка производственно-технических услуг необходимы экстраординарные меры в виде финансовой помощи с использованием факторинговых и лизинговых технологий, а также привлечение инвесторов и заключение инвестиционных соглашений на проведение этих работ (конкурс и т.д.), так как на сегодняшний день менее 6% сельскохозяйственной техники ремонтируется и обслуживается в РТП районного уровня.

На рисунке 2 приводится SWOT анализ факторов развития национальной инновационной системы (НИС). Решение выявленных проблем можно рассматривать как предпосылки развития соответствующего сектора экономики [3]. К сожалению в агропромышленном комплексе Республики Казахстан наряду с уменьшением машинно-тракторного парка резко уменьшились объемы услуг, оказываемых сельхозтоваропроизводителям предприятиями технического сервиса [5]. Основными причинами этого являются: низкая платежеспособность большинства сель-хозтоваропроизводитлей; на низком уровне построена организационно-управленческая система выполнения сервисно-технологических услуг; недостаточно развиты экономические взаимоотношения между потребителями и изготовителями техники; неудовлетворительная обеспеченность предприятий технического сервиса необходимыми техническими и технологическими средствами и т.д.

Проблема повышения эффективности технического сервиса как инструмента управления и обновления машинно-тракторного парка особенно актуальна в неблагоприятных для АПК условиях финансового кризиса. Очевидно, что обновление и восстановление МТП в ближайшие 2-3 года возможно не только при обеспечении агропромышленного комплекса новой продукцией машиностроения на лизинговой основе, но и государственной финансовой поддержке предприятий производственно-технических услуг. Одним из путей решения этих вопросов представля-

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 1 (23). 2015.

75

ется создание регионального финансового оператора как стимулятора развития технического сервиса для сельхозтоваропроизводителей.

Сильные стороны 1. Политическая стабильность 2. Наличие природных ресурсов 3. Широта охвата средним и высшим образованием 4. Политическая поддержка руководством страны мер по повышению эффективности НИС 5. Сильная вертикаль власти, основанная на строгой субординации и дисциплине в госорганах 6. Наличие инновационной и финансовой инфраструктуры 7. Наличие опыта венчурного и проектного финансирования инновационных проектов Слабые стороны 1. Недостаточная последовательность в реализации государственной политики в области науки, технологии и инноваций 2. Отсутствие системы, координирующей национальный, региональный и отраслевой уровень НИС (отсутствие формализованных подходов в работе на региональном уровне) 3. Низкий начальный технологический и управленческий уровень предприятий 4. Дефицит высококвалифицированных технических кадров 5. Слабая информированность о возможностях повышения производительности труда через внедрение инноваций (слабая инновационная культура) 6. Длительные сроки получения охранных документов на изобретения и промышленные образцы. Менее 1% казахстанских заявок на изобретения патентуются в других странах мира

Возможности 1. Рост эффективности НИС за счет улучшения взаимодействия между промышленностью и наукой 2. Значительное повышение производительности труда за счет трансфера технологий 3. Лидерство в ряде перспективных высокотехнологичных отраслей, за счет явных конкурентных преимуществ и наличия научных заделов 4. Рост рынков сбыта высокотехнологичной продукции за счет интеграционных процессов (Таможенный союз, ВТО) 5. Создание условий для возврата интеллектуальных ресурсов Угрозы 1. Усиление конкуренции в сфере инновационного развития среди развивающихся стран 2. Увеличивающийся отрыв от научно-технологического и производственного уровня развитых стран 3. Закрепление сырьевой направленности экономики из-за высокого роста цен на сырье 4. Высокая концентрация экономики 5. Смена приоритетов в государственной политике 6. Недостаточное финансирование 7. Утечка интеллектуальных ресурсов 8. Снижение качества образования 9. Сравнительно низкая популярность инженерно -технических специальностей 10. Возрастающая конкуренция со стороны зарубежных высокотехнологичных компаний

Рис. 2. SWOT анализ факторов развития НИС [6]

ЛИТЕРАТУРА

1. Иващенко Л.И., Колесников А.М. Характеристика НИОКР в единой системе показателей инновационной активности // Актуальные проблемы экономики и управления. 2014. № 2 (2). С. 58-60.

2. Инновационная политика организации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://investobser-ver.info/innovacionnaya-politika-organizacii (дата обращения 07.01.2015 г.).

3. Оглоблина И.С., Санду А.И. Инновационная деятельность в агропромышленном комплексе. М.: Экономика и информатика, 2006. 374 с.

4. Плотников В.А. Государственное стимулирование инновационного производства // Россия и Санкт-Петербург: экономика и образование в XXI веке. Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2013 года, март-апрель 2014 года. Сборник докладов. СПб., 2014. С. 248-253.

5. Плотников В.А., Горелова Т.Н., Кошкина И.С. Механизмы государственно-рыночного регулирования в сфере услуг // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. 2012. № 1 (36). С. 33-39.

6. Программа по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в Республике Казахстан на 2010-2014 годы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.invest.nauka.kz/law/ progr_po%20razvitiu_inmvaciy.php (дата обращения 07.01.2015 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.