Научная статья на тему 'Развитие информационной культуры будущего учителя информатики посредством внедрения в учебный процесс специального курса «Основы информационной культуры учителя»'

Развитие информационной культуры будущего учителя информатики посредством внедрения в учебный процесс специального курса «Основы информационной культуры учителя» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
312
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПЕЦИАЛЬНЫЙ КУРС / ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН / АПРОБАЦИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ДИНАМИКА / INFORMATION CULTURE / PROFESSIONAL BIBLIOGRAPHICAL CULTURE / SPECIAL COURSE / THEMATIC PLAN / APPROBATION / EFFICIENCY / DYNAMICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефименко О. А.

Рассматривается развитие информационной культуры будущего учителя информатики посредством специальным образом организованной учебной деятельности. Подчеркивается актуальность внедрения в учебный процесс специального курса «Основы информационной культуры учителя». Раскрыты содержание курса и методология его изучения. Сформулированы требования, обеспечивающие успешность освоения курса. Представлены результаты апробации курса на факультете информатики Таганрогского государственного педагогического института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING OF INFORMATION CULTURE OF A FUTURE TEACHER OF INFORMATICS BY THE INTRODUCTION OF THE SPECIAL COURSE THE BASE OF THE TEACHERS INFORMATION CULTURE INTO THE EDUCATIONAL PROCESS

The article considers developing of information culture of a future teacher of informatics by way of specially organized teaching activity. The actuality of the introduction of the special course The base of the teachers information culture into the educational process is accentuated in the article. The demands for successful introduction of the course are formulated. The approbation of the course is organized in the Taganrog State Pedagogical Institute. The results are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Развитие информационной культуры будущего учителя информатики посредством внедрения в учебный процесс специального курса «Основы информационной культуры учителя»»

ПЕДАГОГИКА

УДК 37.032

О. А. Ефименко

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ»

Рассматривается развитие информационной культуры будущего учителя информатики посредством специальным образом организованной учебной деятельности. Подчеркивается актуальность внедрения в учебный процесс специального курса «Основы информационной культуры учителя». Раскрыты содержание курса и методология его изучения. Сформулированы требования, обеспечивающие успешность освоения курса. Представлены результаты апробации курса на факультете информатики Таганрогского государственного педагогического института.

Ключевые слова: информационная культура, профессиональная библиографическая культура, специальный курс, тематический план, апробация, эффективность, динамика.

Увеличение информационного потока, дифференциация и интеграция научной информации требуют от педагогов специального умения обращаться с информацией, то есть определенного уровня информационной культуры.

Целью развития информационной культуры сегодня становится постоянное усовершенствование профессиональных знаний, а не простое овладение компьютерной грамотностью. Информационная культура специалиста представляет собой качественную характеристику способа профессиональной деятельности в информационной профессиональной среде. Профессиональная сфера проявления информационной культуры отличает ее от информационной культуры личности; сущность информационной культуры заключается в наличии определенной совокупности знаний, умений, убеждений, помогающих жить в информационном обществе, регулировании процессов профессионального взаимодействия, в преобразовании информационных параметров профессиональной среды; структура информационной культуры учителя включает в себя: культуру поиска новой информации, профессиональную библиографическую культуру, культуру чтения и воспроизведения информации, компьютерную грамотность, коммуникационную компетентность [1].

Критериями информационной культуры человека называют его умение адекватно формулировать свою потребность в информации, эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информационных ресурсов, адекватно отбирать и оценивать информацию, перерабатывать и создавать качественно новую, вести индивидуальные информационно-поисковые системы, а

также способность к информационному общению и компьютерную грамотность [2].

Исследование, проведенное в 2006 г. со студентами факультета информатики Таганрогского государственного педагогического института, позволило зафиксировать противоречие между осознанием будущими учителями информатики необходимости сфор-мированности информационной культуры высокого уровня для решения профессионально-педагогических задач и недостаточным владением ими современными способами и средствами удовлетворения информационных потребностей. Будущие учителя демонстрируют недостаточно точное представление об информационной культуре, причем осмысление этого понятия осуществляется ими на недостаточном уровне. В целом студентами осознаются информационные потребности, но способность ориентироваться в информационной среде недостаточна - информационное поведение будущих учителей информатики нельзя охарактеризовать как активное.

Основными методами диагностики уровня сформированности информационной культуры студентов были выбраны анкетный опрос и тестирование. Проведенное анкетирование позволило не только обнаружить характерные затруднения будущих учителей информатики в аспекте их информационной культуры, но и наметить ряд ориентиров для создания педагогических условий организации их информационного профессионального пространства, разработки модели формирования информационной культуры будущего учителя информатики, а также для разработки конкретных мер помощи в освоении информационной культуры, в том числе и в специально организованной образовательной деятельности.

Одним из важных условий развития информационной культуры будущего учителя в процессе его профессиональной подготовки является введение в учебный план специального курса «Основы информационной культуры учителя».

Его основная цель - развитие информационной культуры как совокупности знаний, умений и навыков информационного самообеспечения студента в его учебной и научно-исследовательской деятельности.

Апробация данного специального курса осуществлялась на факультете информатики Таганрогского государственного педагогического института в 2005-2006 учебном году.

Курс показал свою значимость, в него были внесены необходимые изменения и дополнения,

В первом разделе рассматриваются критерии информационного общества, информатизация как сложный социотехнический и социокультурный процесс, гуманитарные аспекты информатизации, роль образования в развитии информационного общества, сущность и содержание понятий «информационная культура личности», «информационная культура учителя», факторы, определяющие роль информационной культуры в профессиональной деятельности учителя, структурные компоненты, критерии и уровни информационной культуры учителя. Рассматривается роль учителя в формировании информационной культуры учащихся.

Во втором - понятие «информационная технология», роль информационных технологий в современном обществе, сферы применения информационных технологий в образовании, требования, предъявляемые к внедрению новых информационных технологий в учебный процесс образовательных учреждений. В разделе также даются

после чего он был успешно внедрен в учебный план подготовки учителя информатики в Таганрогском государственном педагогическом институте.

Весь курс подразделяется на пять основных разделов: «Информатизация и формирование информационного общества. Информационная культура учителя», «Информационная культура учителя и новые информационные технологии», «Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения в профессиональной деятельности учителя», «Аналитико-синтетическая переработка источников информации в профессиональной деятельности учителя», «Структура, правила подготовки и оформления результатов учебно-методической и научно-исследовательской деятельности учителя».

представления об автоматизированных информационных ресурсах, электронных документах как новых способах представления учебной информации. Рассматриваются виды электронных учебных и научных документов и интеллектуальных информационных систем, направления их использования в образовательной сфере. Уделено внимание проблемам использования информационных ресурсов и услуг Интернета в образовательных учреждениях.

В третьем разделе: понятия «информационные потребности» и «информационный запрос», основные типы информационно-поисковых задач в профессиональной деятельности учителя. В рамках темы «Профессиональная библиографическая культура учителя» рассматриваются справочнобиблиографический аппарат библиотеки, информационно-библиотечные продукты и услуги, предоставляемые библиотеками, понятия «культура поиска информации» и «культура чтения».

Учебно-тематический план (32 часа)

№ Содержание тем и разделов Лекции Семинары

1. Информатизация и формирование информационного общества. Информационная культура учителя. 2

2. Информационная культура учителя и новые информационные технологии 4

2.1 Новые информационные технологии как фактор общественного развития 2

2.2. Автоматизированные информационные ресурсы в образовательной сфере 2

3. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения в профессиональной деятельности учителя 4 4

3.1. Типы информационных запросов и алгоритмы их выполнения 2

3.2. Профессиональная библиографическая культура учителя 2 4

4. Аналитико-синтетическая переработка источников информации в профессиональной деятельности учителя 4 6

4.1. Аналитико-синтетическая переработка информации: сущность, назначение, виды 2 2

4.2. Приемы интеллектуальной работы с документами 2 4

5 Структура, правила подготовки и оформления результатов учебно-методической и научно-исследовательской деятельности учителя 2 6

5.2. Принципы и приемы конструирования научных текстов 1 2

5.3. Создание образовательных ресурсов при помощи информационно-коммуникационных технологий 1 4

Итого 16 16

Четвертый раздел посвящен изучению следующих вопросов: назначение и виды аналитикосинтетической переработки информации, специфика и типы учебной литературы и предъявляемые к ней требования, роль и значение научной литературы в формировании профессиональных качеств учителя, основные приемы интеллектуальной работы с документами: реферирование, аннотирование, цитирование, тезирование, свертывание.

В заключительном разделе рассмотрены принципы и приемы конструирования научных текстов, технология подготовки тезисов докладов и выступлений, особенности научной публичной речи, технология создания образовательных ресурсов с помощью современных информационных технологий (учебные презентации, компьютерные тесты, электронные учебники).

С позиции компетентностного подхода в определении целей и содержания высшего профессионального педагогического образования на первый план выдвигается развитие критического мышления, формирование навыков самообразования и саморазвития педагога, что ведет к внедрению в образовательный процесс методов и форм обучения, основанных на самостоятельной деятельности студентов. Основой самостоятельной работы, неотъемлемым условием профессиональной деятельности учителя является его информационная культура.

Обучение педагога по развитию его информационной культуры должно способствовать решению следующих задач:

1. Ориентация в информационных ресурсах по образованию и педагогическим наукам; освоение рациональных приемов и способов информационного поиска информации, систематизации данных в соответствии с профессиональными информационными задачами.

2. Овладение формализованными методами ана-литико-синтетической переработки информации.

3. Формирование профессиональной библиографической культуры учителя.

4. Изучение и практическое применение технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности.

5. Расширение базовых понятий информационных технологий, формирование компьютерной грамотности, развитие кругозора в сфере информационных технологий.

Успешность освоения курса обеспечивается посредством соблюдения ряда требований:

1. Обучение должно быть ориентировано на формирование положительной мотивации приобретения теоретических знаний и практических умений, что может быть обеспечено подготовительной работой:

- диагностическое изучение личностных особен-

ностей будущих учителей информатики (входной контроль), необходимое для успешного формирования их информационной культуры, позволяющее скорректировать содержание, организационные формы и методы обучения;

- предварительное знакомство со студентами на основе информации, полученной из анкетного опроса.

2. Формирование наглядного представления о практической значимости предлагаемых знаний и отрабатываемых умений для решения профессиональных задач, преодоления затруднений в профессиональной деятельности и общении.

3. Предоставление возможности творческого применения полученных знаний и умений в разных учебных ситуациях, т. е. реализация прикладной направленности курса.

4. Отработка конкретных профессионально-педагогических умений учителя, составляющих информационную культуру путем:

- наблюдения и оказания конкретной помощи со стороны преподавателя в процессе выполнения студентами практических заданий;

- изучения передового педагогического опыта;

- изучения и анализа информации, полученной на основе обратной связи, и внесения необходимых корректив в учебный процесс.

5. Методика построения учебных занятий базируется на следующих идеях:

- разноуровневый характер знаний, необходимых будущему учителю информатики для освоения содержания предложенного курса;

- взаимосвязь теоретической и прикладной направленности профессиональной деятельности.

6. Определение результативности обучения на основе повторного диагностического обследования (выходной контроль в форме тестирования студентов), соотнесение его результатов с информацией, полученной во входном контроле, и определение путей дальнейшего профессионального развития будущих учителей информатики.

Предлагаемый курс основан на принципах системности, дифференцированного и личностно-деятельностного подхода, которые предполагается реализовать с помощью различных методов и форм организации учебной деятельности.

Основными формами организации учебных занятий являются лекция, семинар, практическое занятие, ситуативная игра, конференция и др.

Методы организации образовательной деятельности: самостоятельная работа с информационными ресурсами, демонстрация методов работы с традиционными и электронными каталогами, практическая работа, работа в группах, игровые формы, создание проблемных ситуаций, творческие задания.

Для организации практической работы студенты обеспечиваются необходимым раздаточным материалом, текстовой и электронной информацией. Для обеспечения курса «Основы информационной культуры учителя» применяется современная электронно-вычислительная техника и мультимедийные ресурсы, а также свободный доступ в Интернет.

Эффективность результатов образовательной деятельности студентов в направлении развития их информационной культуры при апробации специального курса оценивалась с помощью анализа результатов итогового тестирования и контент-анализа курсовых работ студентов, выполненных во время освоения содержания курса.

На начальном диагностическом этапе студентам были предложены опросники с целью получения представления об уровне сформированности каждого из перечисленных выше компонентов информационной культуры учителя.

Студентам было предложено провести самооценку умений в области поиска и обработки информации, полученные данные были сопоставлены с результатами контент-анализа курсовых работ. Выявление особенностей информационной культуры будущего учителя информатики продолжено с помощью тестов, позволяющих определить характеристики профессиональной библиографической, коммуникативной и информационной культуры. При анализе полученных результатов использовались данные педагогического наблюдения в ходе образовательной деятельности студентов.

Сформированность мотивационного и ценностного аспектов каждого из компонентов информационной культуры оценивалась с помощью контент-анализа эссе «Роль информационной культуры в моем профессиональном развитии», написанного студентами.

В отношении информационно-библиографического компонента информационной культуры в ходе образовательной деятельности в наибольшей степени получили развитие знания в области культуры поиска новой информации: навыки использования справочно-библиографического аппарата библиотек, справочно-поискового аппарата информационных изданий, электронных каталогов и т.п., навыки использования поисковых систем сети Интернет - 51.3 % и знания в области профессиональной библиографической культуры - 28.6 %. В сравнении с результатами входного контроля прирост

составил 23.4 %. В среднем количество недочетов и ошибок в оформлении курсовых работ студентов уменьшилось на - 31.3 %.

Повторное тестирование (выходной контроль) показало, что наблюдается положительная динамика в развитии компьютерной грамотности студентов. При входном контроле студентами был показан достаточно высокий уровень (93.7 %) владения компьютерной грамотностью (поскольку исследования проводились со студентами, обучающимися по специальности «Информатика»), но осознание необходимости и целесообразности применения умений и навыков, относящихся к сфере компьютерной грамотности, проявлялось недостаточно (32.8 %). По окончании курса большинство студентов (62.5 %) осознанно применяли те или иные способы деятельности при создании индивидуальных электронных образовательных ресурсов.

Характерные изменения наблюдаются и в области культуры чтения и воспроизведения информации. Увеличилось число студентов, правильно организующих работу с информацией, до 81.2 %; умеющих кон -спектировать, цитировать, аннотировать, реферировать, рецензировать, делать выводы и обобщения - до 63.7 %; владеющих принципами рационального отбора источников информации - до 87.2 %.

Коммуникативная культура учителя в сравнении с первоначальными данными также возросла. Если ранее 40 % будущих учителей информатики только осознавали необходимость использования в своей образовательной и профессиональной деятельности ресурсов сети Интернет, то после обучения 90.3 % умеют использовать информационно-коммуникационные технологи, а 57.9 % (ранее 24.8 %) применяют их в образовательной деятельности и в целях личностного самосовершенствования.

Положительная динамика в характере полученных данных при апробации программы специального курса «Основы информационной культуры учителя» свидетельствует об эффективности образовательной деятельности будущих учителей информатики в процессе освоения курса.

В ходе обучения повышается уровень информационной культуры будущих учителей, способствующий творческому росту, профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию, восприятию и внедрению инноваций в профессиональную деятельность, обогащению педагогической теории и практики.

Список литературы

1. Ефименко О. А. Информационная культура специалиста как педагогическая категория // Вестник Таганрогского гос. пед. ин-та. Гуманитарные науки. 2007. Вып. 2.

2. Гендина Н. И. и др. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие. М.: Школьная библиотека, 2002. 208 с.

Ефименко О. А., старший преподаватель.

Таганрогский государственный педагогический институт.

Ул. Инициативная, 48, г Таганрог, Ростовская область, Россия, 347936.

E-mail: efox2303@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 05.09.2008.

O. A. Efimenko

DEVELOPING OF INFORMATION CULTURE OF A FUTURE TEACHER OF INFORMATICS BY THE INTRODUCTION OF THE SPECIAL COURSE ‘THE BASE OF THE TEACHER’S INFORMATION CULTURE’

INTO THE EDUCATIONAL PROCESS

The article considers developing of information culture of a future teacher of informatics by way of specially organized teaching activity. The actuality of the introduction of the special course ‘The base of the teacher’s information culture’ into the educational process is accentuated in the article. The demands for successful introduction of the course are formulated. The approbation of the course is organized in the Taganrog State Pedagogical Institute.

The results are presented in the article.

Key words: information culture, professional bibliographical culture, special course, thematic plan, approbation, efficiency, dynamics.

Taganrog State Pedagogical Institute.

Ul. Initsiativnaya, 48, Taganrog, Rostov oblast, Russia, 347936.

E-mail: efox2303@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.