Научная статья на тему 'Развитие информационной компетентности педагога в контексте требований профессионального стандарта'

Развитие информационной компетентности педагога в контексте требований профессионального стандарта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИКТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ПРОГРАММА / ЭТАПЫ / КОМПОНЕНТЫ / ЗАДАЧИ / РЕЗУЛЬТАТ / STANDARD / INFORMATION COMPETENCE / ICT / LEARNING ACTIVITY / TEACHING STAFF / PROGRAM / STEPS / COMPONENTS / OBJECTIVES / RESULT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шелковникова Ольга Андреевна

В статье обозначена роль ИКТ-компетентности в свете предъявляемых требований профессионального стандарта к педагогу и определении возможных путей повышения уровня информационной компетентности через выстраивание методической работы общеобразовательной школы. Представлены основные идеи разработки и реализации программы по развитию информационной компетентности педагога школы. Изложена деятельность педагогического коллектива школы по реализации программы с применением разного типа учебно-профессиональных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF INFORMATION COMPETENCE OF THE TEACHER IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL STANDARD REQUIREMENTS

The article deals with the role of ICT competence in the light of professional standard requirements for a teacher and determining the possible ways to improve the level of information competence through forming a methodical work of a secondary school. The article also describes the basic idea of the design and implementation of the program for the development of the information competence of the school teacher. Besides, it presents the activity of the school teaching staff to implement the program using different types of learning and professional objectives.

Текст научной работы на тему «Развитие информационной компетентности педагога в контексте требований профессионального стандарта»

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

THE DEVELOPMENT OF INFORMATION COMPETENCE OF THE TEACHER IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL STANDARD REQUIREMENTS

O.A. Шелковникова O.A. Shelkovnikova

Стандарт, информационная компетентность, ИНТ, образовательная деятельность, педагогический коллектив, программа, этапы, компоненты, задачи, результат.

В статье обозначена роль ИКТ-компетентности в свете предъявляемых требований профессионального стандарта к педагогу и определении возможных путей повышения уровня информационной компетентности через выстраивание методической работы общеобразовательной школы. Представлены основные идеи разработки и реализации программы по развитию информационной компетентности педагога школы. Изложена деятельность педагогического коллектива школы по реализации программы с применением разного типа учебно-профессиональных задач.

Standard, information competence, ICT, learning activity, teaching staff, program, steps, components, objectives, result.

The article deals with the role of ICT competence in the light of professional standard requirements for a teacher and determining the possible ways to improve the level of information competence through forming a methodical work of a secondary school. The article also describes the basic idea of the design and implementation of the program for the development of the information competence of the school teacher. Besides, it presents the activity of the school teaching staff to implement the program using different types of learning and professional objectives.

Стратегии развития школьного образования ориентируют педагога общеобразовательной школы (далее - школа) на обновление профессиональной деятельности. Одним из инструментов реализации стратегий и повышения качества российского образования является обсуждаемый общественностью и вводимый с 2017 г. профессиональный стандарт педагога (далее - стандарт). Данный документ отражает обновленные характеристики педагогической деятельности и предъявляет требования к квалификации педагога, наполняет деятельность педагога современными компетенциями, что однозначно определяет новый вектор профессионального развития педагога, нацеливает на прогрессивный поиск решений педагогических задач и нестандартных ситуаций в образовательной деятельности, повышает ответственность пе-

дагога за результаты своего труда. Определяя содержание трудовых функций педагога, стандарт не только привносит изменения к подготовке будущих педагогов, но и требует внесения коррективов в деятельность работающих педагогов. В этом смысле для достижения положительных результатов большое значение отводится школе, в которой трудится педагог. Применительно к этому роль школы не сводится только к гарантированию трудового права педагога на дополнительное профессиональное образование [Федеральный закон..., 2012, ст. 47 п. 5]. Для эффективного развития профессиональной компетентности педагога необходимо обратить внимание на использование возможностей образовательного пространства школы и, как следствие, создание определенных условий для изменения деятельности педагога. Учитывая требования стандарта и

субъективный контекст, определяемый реальной ситуацией: особенностями и запросами участников образовательной деятельности, потенциалом и потребностями педагогического коллектива, ресурсами образовательной среды, - школа может определить свою концепцию обновления деятельности педагога. Преимущества этого проявляются в постепенном, поэтапном повышении уровня профессиональной компетентности педагога, органичном и единовременном сочетании теоретической и практической деятельности коллектива с учетом имеющихся ресурсов, возможности своевременной коррекции целей и содержания деятельности, способах выстраивания траектории профессионального развития.

В настоящее время школа в целом быстро прогрессирует в направлении информатизации учебно-воспитательного процесса: использование в учебном процессе возможностей современных смартфонов, мультимедийного оборудования, интернет-ресурсов и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), ведение электронных форм документации. В рамках предлагаемой статьи рассмотрим развитие информационной компетентности педагога, отмеченной в перечне необходимых умений, предъявляемых в стандарте, как одного из требований к обновлению профессиональной деятельности в контексте непрерывного педагогического образования [Степанова, Адольф, 2013, с. 54]. Квалификационные требования к педагогу в 2010 г. [Единый квалификационный справочник, 2010] в области использования ИКТ носили фрагментарный характер: уметь работать с офисными технологиями, интернет-ресурсами и мультимедийным оборудованием, использовать современные способы оценивания, само понятие ИКТ-компетентности представлено не было. Новое понятие «Профессиональная педагогическая ИКТ-компетентность» появилось в 2011 г. [Структура..., 2011, с. 20] для определения стратегии и рекомендаций плана информатизации образования. В настоящее время ИКТ-компетентность педагога определяется стандартом через владение общепользовательской, общепедагогической ИКТ-компетентностями

и предметно-педагогической Некомпетентностью, отражающей профессиональную ИКТ-компетентность, соответствующую области человеческой деятельности [Профессиональный стандарт..., 2013]. В данном контексте понятие «информационная компетентность педагога» можно рассмотреть через модель, отражающую совокупность таких ИКТ-компетентностей, как ключевая, базовая и специальная, проявляющихся на элементарном, функциональном и системном уровнях [Шелковникова, 2016а, с. 45]. Увеличение объемов информации, доступность различного рода информационных ресурсов в сети Интернет, наличие современных мобильных устройств у учащихся требуют от педагога постоянного повышения уровня информационной компетентности. В этом смысле необходимо обратить внимание не только на качественную сторону владения ИКТ педагогами на уровне грамотного пользователя, но и на владение на достаточно высоком уровне базовой и специальной ИКТ-компетентностями.

В обозначенной ситуации деятельность школы по повышению уровня информационной компетентности педагога необходимо начать с разработки программы развития информационной компетентности (далее - программа), позволяющей поэтапно, с учетом обратной связи обеспечивать эффективное повышение имеющегося уровня в направлении достижения качественного образовательного результата. Стратегическая цель программы определяется с учетом исходного уровня владения информационной компетентностью большинством педагогов и исходя из ИКТ-профессиональных действий, которыми должен обладать педагог в соответствии с требованиями стандарта. Анализ существующих уровней имеющегося дидактического потенциала образовательного пространства школы необходимо начать с осмысления опыта профессиональной деятельности с точки зрения владения и использования педагогами ИКТ-средств на уроках, выявления имеющихся на начальном этапе программы профессиональных дефицитов, целей, мотивов и смыслов использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе и

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н и

щ м

предметной методике. Целевые установки разумно определять на каждом этапе реализации программы, что позволит педагогам осознанно решать учебно-профессиональные задачи и определять векторы личностного профессионального роста. На наш взгляд, структуру программы целесообразно построить с учетом мотивационно-ценностного, операционно-деятельностного и исследовательско-рефлексив-ного компонентов формирования профессиональной компетентности [Шелковникова, 20166, с. 243]. Реализация программы через указанные компоненты способствует пониманию педагогами смысла, содержания, промежуточных и конечных результатов деятельности по повышению уровня информационной компетентности. В результате этого сводятся к минимуму риски, связанные с нежеланием педагогов выделять время на освоение новых ИКТ и внедрять их на уроках, боязнью получения негативного результата использования ИКТ. У педагогов происходит процесс формирования новых информационных компетенций и развития имеющихся, становления отличных от ранее существующих практик профессиональной деятельности, переосмысления на качественно новом уровне отношения к самому себе как субъекту деятельности, осознания «новых» собственных достижений и возможностей самообразования в направлении профессиональных целей-ориентиров с учетом требований стандарта.

Дидактический потенциал программы целесообразно рассматривать с позиций оптимального сочетания теории и практики осуществления профессиональной деятельности, поиска педагогами содержательных линий для определения собственного взгляда на профессиональную действительность и выявления целей личностного развития, овладения способами самостоятельного познания этой действительности с целью последующего преобразования [Адольф, 2015, с. 7]. На наш взгляд, эффективным инструментом для реализации дидактического потенциала программы является задачный метод, раскрывающийся через постановку разного типа задач согласно целям программы, организацию

деятельности педагогов по их решению, рефлексивную оценку полученных решений. Дидактические возможности задачного метода в рамках обозначенной темы раскрываются через готовность педагогов:

- решать поставленные перед ними учебно-познавательные задачи;

- самостоятельно находить, формулировать и решать в своей педагогической деятельности учебно-профессиональные задачи и оказывать методическую помощь коллегам в рамках этой деятельности;

- самостоятельно формулировать и решать профессиональные задачи через проектирование учебной деятельности с использованием ИКТ на уроках с учащимися [Степанова, Адольф, 2009, с. 266].

Для реализации дидактических возможностей программы [Шелковникова, 2016а, с. 46] необходимы следующие шаги: организация совместной деятельности всех участников образовательного пространства, развитие информационно-образовательной среды, разработка комплекса педагогических средств и приемов повышения уровня информационной компетентности для решения поставленных задач, создание определенных организационно-педагогических условий. Остановимся подробнее на некоторых. Для успешной реализации программы задействуется весь административный ресурс школы во главе с директором для анализа состояния материально-технической базы, обновления компьютерной техники с учетом имеющихся средств. Заведующая библиотекой обеспечивает реализацию этапов программы средствами библиотечного и информационного пространства школы, развивает информационно-библиографическую грамотность педагогов. Работа педагога-психолога в рамках мотивационно-ценностного компонента строится на основе совместной деятельности с педагогами по определению целей-смыслов и задач профессионального развития как лич-ностно значимых результатов. Сохранение мотивов и целей деятельности педагогов на этапах реализации программы за счет отслежива-

ния успешности их продвижения в области развития информационной компетентности направлено на овладение соответствующими мотивационно-поведенческими качествами. В разрезе исследовательско-рефлексивного компонента актуализируются выявленные у педагогов потребности и потенциалы в решении задач с использованием ИКТ, осознанном проектировании личной образовательной траектории. Возможность анализировать профессиональные ситуации, возникающие при решении задач с использованием ИКТ и проявляющиеся в условиях требований стандарта и ФГОС, способствует формированию профессиональных действий и выстраиванию соответствующих алгоритмов профессиональной деятельности. На всех этапах программы контроль за рефлексивной деятельностью на основе получаемой обратной связи является необходимым, так как происходит процесс осмысления педагогом себя как субъекта деятельности в конкретной ситуации и интеграции представлений педагога о перспективе профессионального развития, ценностях и мотивах деятельности [Адольф, Савчук, 2014, с. 142-143].

Деятельность заместителей директора по учебно-воспитательной работе в рамках операционно-деятельностного компонента направлена:

- на определение исходного уровня информационной компетентности педагогов и анализа качественного применения ИКТ в образовательной деятельности;

-оказание методической поддержки по выстраиванию траектории самообразовательной деятельности;

- определение перспективных целей реализации программы;

- конструирование дидактического наполнения программы через подбор разного типа задач и выстраивание деятельности педагогов;

- анализ результатов и коррекцию этапов выполнения программы.

В этом смысле основу операционно-деятельностного компонента составляет организация деятельности педагогов по решению разного типа (уровня) задач: от учебно-познавательных, учебно-профессиональных к профессиональным [Степанова, Адольф, 2009, с. 266; Адольф, Яковлева, 2016], - направленных на овладение способами достижения профессиональных целей, определение необходимых условий для их реализации. Такая деятельность позволяет формировать и развивать комплекс информационных компетенций в процессе продуктивного взаимодействия между педагогами с разным уровнем ИКТ-компетентности [Адольф, 2015, с. 10]. Для этого организуются ситуации совместной продуктивной деятельности педагогического коллектива по обсуждению и определению целей, способов решений и результатов задач, рефлексивной оценке эффективности найденных решений. Модель такой деятельности представим в виде таблицы.

Организация деятельности педагогов по решению разного типа задач

Тип (уровень) задачи Цели задачи Содержание работы Планируемый результат

Кто ставит задачу Кто решает задачу Оказание методической помощи

1 2 3 4 5 6

Учебно- познаватель- ная Формулирование проблемы использования ИКТ. Построение системы информации в соответствии с решением проблемы. Поиск способов решения и определение условий для процесса решения Заместитель директора, педагог-психолог Педагог, группа педагогов Заместитель директора, руководитель ШМО, педагог-психолог Процесс присвоения педагогами теоретических знаний. Моделирование отношений педагога и учащихся с учетом использования ИКТ

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч < ^

о ^ о о

О Й &

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п w с

S

X

н и

щ м

Окончание табл.

1 2 3 4 5 6

Учебно-профес-сиональная Развитие видения образовательного процесса с использованием ИКТ. Проектирование профессиональных ИКТ-действий через организацию поиска решения Заместитель директора, педагог Педагог, группа педагогов Заместитель директора, руководитель ШМО, педагог Синтез теоретических знаний и адаптация к решению задачи. Проектирование конструктивной деятельности педагога. Фиксация решений через учебные действия

Профессиональная Умение решать профессиональные задачи с использованием ИКТ Педагог Педагог, учащийся Педагог Принятие решений и воплощение в профессиональной деятельности

Решение разного типа задач дает возможность через процесс присвоения новых знаний и компетенций перехода педагога с уровня пассивного обучаемого кем-то (извне) на уровень активного субъекта по самостоятельному проектированию деятельности в освоении ИКТ и передаче знаний другому (коллеге, учащимся), что свидетельствует о достижении образовательных целей программы, качественном развитии ключевых, базовых и специальных ИКТ-компетенций. Итог - выявление и устранение собственных образовательных дефицитов, разрешение проблем и определение потребностей использования ИКТ, проектирование самообразовательной деятельности по повышению уровня информационной компетентности. В качестве примера представим образовательные результаты решения педагогами задачи «Организация поиска информации в Интернете». Результат учебно-познавательной задачи - присвоение новых теоретических профессиональных знаний о возможностях организации поиска информации в Интернете, построение алгоритма поиска, определение целевых установок при организации поисковой деятельности на уроке; результат учебно-профессиональной задачи - проектирование фрагмента урока по организации поисковой деятельности, отбор учебной информации, определение конкретных видов деятельности учащихся с учетом имеющихся ИКТ-ресурсов, анализ возможных рисков; результат профессиональной задачи -встраивание поисковой деятельности в учебный процесс с учетом целей и задач урока, при

организации научно-исследовательской работы с одаренными учащимися.

Практика нашей деятельности по реализации программы [Шелковникова, 2016а, с. 48] показывает, что использование задачного метода имеет положительный результат: возросло количество педагогов: применяющих ИКТ-технологии на уроках и в профессиональной деятельности (+20 %), участвующих в дистанционных конкурсах и состоящих в сетевых педагогических сообществах (+9 %), имеющих персональный сайт (+9 %), дистанционно обучающихся на курсах повышения квалификации (+15 %). Данные приведены на основе успешной реализации программы в МБОУ «Школа № 90» г. Железногорска Красноярского края. Считается возможным, что представленный в статье обобщенный опыт может выступать в качестве основы разработки стратегии в области развития информационной компетентности педагога с учетом требований стандарта для методической службы школы.

Библиографический список

1. Адольф В.А. Подготовка будущего педагога к профессиональной деятельности в условиях внедрения профессионального стандарта // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 1. 255 с.

2. Адольф В.А., Савчук А.Н. Прогнозирование становления профессиональной компетентности выпускника вуза: монография / Крас-нояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. 352 с.

3. Адольф В.А., Яковлева Н.Ф. Профессиональные задачи как целевой вектор реализации компетентностного подхода в образовании // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 1. 223 с.

4. Единый квалификационный справочник. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». URL: https://rg.ru/2010/10/20/teacher-dok.html

5. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» http://fgosvo.ru/ uploadfiles/profstandart/Ol.OOl.pdf

6. Степанова И.Ю., Адольф В.А. Проектирование практико-ориентированной профессиональной подготовки педагога в вузе: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. 368 с.

7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8.

9.

Степанова И.Ю., Адольф В.А. Профессиональная подготовка учителя в условиях становления постиндустриального общества: монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2009. 520 с. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. URL: http://üte.Unesco. org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf

Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в РФ».

10. Шелковникова O.A. Опыт становления информационной культуры педагога в образовательной среде школы // Информатика и образование. 2016а. № 1.

11. Шелковникова O.A. Формирование информационной компетентности педагога общеобразовательной школы: материалы X Междунар. науч. конф. «Образование и социализация личности в современном обществе» / ред. кол.; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск. 20166. 548 с.

Î

ч

с m

о

ь

X

Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о ^ h О Й

Е* W H

s о

Рч

w

0

1

X %

«

«

о w

V

s

ь

l-ч

<с п w с

« s

X

H U

W

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.