Научная статья на тему 'Развитие индивидуально-психологических особенностей личности подростков в семьях с различными стилями семейных взаимоотношений'

Развитие индивидуально-психологических особенностей личности подростков в семьях с различными стилями семейных взаимоотношений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1039
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индивидуально-психологические особенности личности / неэффективные семейные взаимоотношения / гиперопекающие стили / ролевые стили / авторитарные стили / инфантильные стили / партнерские стили / personal psychological characteristics / inefficient family relationships / hyper-protection styles / role styles / Authoritarian styles / infantile styles / partnership styles

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киселева Елена Юрьевна

В статье описаны специфические стили семейных взаимоотношений, включающие в себя супружеские, родительские и родительско-детские отношения и их влияние на индивидуально-психологические особенности личности подростка. Полученные результаты свидетельствуют о том, что наиболее эффективными стилями семейных взаимоотношений являются «партнерский развивающий» стиль матери и «эмотивный партнерский» стиль отца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes specific styles of family relationships including those between spouses, parents and children, and their impact on the personal psychological characteristics of teenagers. The outcome shows that the most efficient styles of family relationships are the "partnership-developing" style of a mother and the "emotive-partnership" style of a father.

Текст научной работы на тему «Развитие индивидуально-психологических особенностей личности подростков в семьях с различными стилями семейных взаимоотношений»

Степнова А. ^.Взаимосвязь эмоциональной компетентности и психологического здоровья

A Reader. (pp. 313-319). Malden, MA: Blackwell Publishers ; Shutte N. S., Malouff J. M, Hall L. E., Hageerty D. J., Cooper J. T., Golden C. J. & Dornheim L. Development and validation of a measure of emotional intelligence // Personality and Individual Differences. 1998. № 25. P. 167-177.

4 Вилюнас В. К. Указ. соч. ; Mayer J. D. & Salovey P. Personality moderates the effects of affect of cognition. In: J. Forgas & K. Fiedler (eds.), Affect, cognition, and social behavior. (pp. 8799). Toronto, 1988.

5 Гоулман Д., Бояцис P., Макки Э. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М., 2005. С. 266-269.

6 Goleman D. Emotional intelligence. N.-Y., 1995. 512 p. ; Saarni C. The development ofemotional competence. N.-Y., 1990 ; Shutte N. S., Malouff J. M., Hall L. E., Hageerty D. J., Cooper J. T., Golden C. J. & Dornheim L. Op. cit. P. 167-177.

7 Зинина Л. В., Меньшикова H. П. Основы педагогического мастерства. Сер. Учебники, учебные пособия. Ростов н/Д, 2003. 288 с.

8 СубеттоА. И. Квалиметрия федеральной системы образования, стандарты нового поколения и рынок // Квалиметрия человека и образования. Методология и практика : 9-й симп. М., 2000. Кн. 1. С. 20-33.

9 Goleman D. Op. cit. ; Бреслав Г. М. Психология эмоций. М., 2004. 544 с.

10 Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78-86 ; Goleman D. Op. cit.

11 Гоулман Д., Бояцис P., Макки Э. Указ. соч. С. 266-269 ; Goleman D. Op. cit.

12 Дубровина И. В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. М., 1995. 168 с. ; Панкратов В. Н. Саморегуляция психического здоровья : практическое руководство. М., 2001. 352 с.

13 Хананашвили М. И. Информационные неврозы и сердечно-сосудистая патология // Вестн. АМН СССР. 1975. Вып. 8. С. 19-25.

14 Вейн А. М. Нарушения сна и бодрствования. М., 1974. 383 с.

15 Юсупова Г. В. Состав и измерение эмоциональной компетентности : дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2006. 166 с.

УДК 159.9

РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В СЕМЬЯХ С РАЗЛИЧНЫМИ СТИЛЯМИ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Е. Ю. Киселева

В статье описаны специфические стили семейных взаимоотношений, включающие в себя супружеские, родительские и родительско-детские отношения и их влияние на индивидуально-психологические особенности личности подростка. Полученные результаты свидетельствуют о том, что наиболее эффективными стилями семейных взаимоотношений являются «партнерский развивающий» стиль матери и «эмо-тивный партнерский» стиль отца.

Ключевые слова: индивидуально-психологические особенности личности, неэффективные семейные взаимоотно-

шения, гиперопекающие стили, ролевые стили, авторитарные стили, инфантильные стили, партнерские стили.

Значительные социальные изменения (кризис экономики, культуры и образования), произошедшие в общественно-экономическом устройстве нашей страны, обусловили серьезные перемены в жизни российских семей, значительная часть которых испытывает негативное воздействие происходящих социально-экономических реформ. Сокращение рабочих мест, снижение заработной платы, рост цен влекут за собой увеличение количества разводов (45-61% детей воспитываются в неполных семьях1), ухудшение социально-психологического климата семьи, неэффективность родительских (в полных семьях лидирующую воспитательскую позицию все в большей степени занимает мать2), родительско-детских отношений3, дисфункциональность супружеских отношений4.

На важную роль межличностных отношений между супругами, родителями и детьми в развитии личности подростка и его самосознания указывают Т. В. Ар-хиреева, Л. И. Божович, А. Я. Варга, Л. И. Вассерман,

A. И. Захаров, Д. А. Райгородский, В. Сатир, Л. С. Спи-ваковская, А. И. Тащева, Л. Б. Шнейдер, Э. Г. Эйдемил-лер, В. В. Юстицкис и др.

Процесс становления личности осуществляется непрерывно на протяжении всего жизненного пути человека. В современных исследованиях описаны различные периодизации личностного развития (И. Ю. Калугина,

B. С. Мухина, Е. Т. Соколова, Э. Эриксон). Большинство авторов считают наиболее сложной и дисгармоничной возрастной фазой старший подростковый возраст (И. С. Кон), который характеризуется нормативным возрастным кризисом и является критическим этапом для развития всей структуры личности. Между тем социально-экономические преобразования современного периода предъявляют значительные требования к индивидуальной адаптации личности подростка в новых социальных условиях, что возможно при наличии гармоничного сочетания разнообразных индивидуально-психологических особенностей («экологических ниш» индивидуальности) (Т. Ф. Базылевич, 1995).

В связи с этим возникает проблема раскрытия структурно-содержательных компонентов индивидуально-психологических особенностей личности в подростковом возрасте, решение которой позволит выбрать наиболее эффективные направления и психологические средства для оптимизации развития индивидуально-психологических особенностей личности подростков в семьях с нарушениями во взаимоотношениях. Однако проблема гармоничного развития индивидуально-психологических особенностей личности подростков требует дальнейшего изучения, так как в зарубежных и отечественных исследованиях не найдены пути повышения эффективности внутрисемейных связей, включающих в себя супружеские, родительские и родительско-детские отношения, для оптимизации индивидуальнопсихологических особенностей личности подростка.

Задачи нашего исследования определены разработкой теоретико-эмпирической модели структуры индивидуально-психологических особенностей личности подростка; изучением различий в стилях семейных взаимоотношений

мужей/отцов и жен/матерей во взаимосвязи со спецификой их проявления (в уровнях конфликтности и агрессии супружеской диады, эмоционального принятия подростка, стремлении к гиперопеке, отношении к семейной роли); выявлением влияния названных стилей на индивидуальнопсихологическое развитие личности подростка.

Исследование проводилось в 2006-2009 гг. на базе гимназии № 12 и Межшкольного учебного комбината ЛАО г. Омска, в нем принимали участие 138 человек: 92 родителя (36-52 лет) и 46 подростков (15-17 лет) из нуклеарных однодетных полных семей. В работе использовались психологические методики, с помощью которых изучались индивидуально-психологические особенности подростков («Шкала эмоционального отклика» А. Меграбиана и Н. Эпштейна; «Самоактуцализацион-ныйтест» (САТ) Л. Я. Гозмана; бланковая методика «Самооценка-25» (СО-25), разработанная В. Н. Кунициной и опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК) Е. Ф. Бажина) и стили семейных взаимоотношений («Тест-опросник родительского отношения» А. Я. Варга и В. В. Столина; «Методика диагностики межличностных отношений» Т. Лири; «Методика PARI» Е. Шеффер иР. Белла, адаптированная Т. В. Нищерет). Результаты обрабатывались методами математико-статистического анализа: среднее значение, стандартное отклонение, ранговый коэффициент корреляции Спирмена, t-критерий Стьюдента, U-критерий Манна-Уитни, H-критерий Крус-кала-Уоллиса и факторный анализ.

На одном из основных этапов экспериментального исследования проведено изучение данных относительно подростковой выборки. Методом факторного анализа результаты использованных тестов структурированы в укрупненные группы факторов, характеризующих индивидуально-психологические особенности личности подростка, включающие в себя пять базовых компонентов: поведенческий, регулятивный, эмоциональный, ценностный и когнитивный.

По результатам факторного анализа в группе матерей нами выявлено 5 стилей семейных взаимоотношений, ориентированных на разные цели и родительские установки. Наиболее авторитарными являются гиперопекающий и агрессивный стили взаимоотношений. При этом гиперопека отличается эмоциональным принятием и чрезмерной заботой при активном торможении процессов развития и взросления. Наименее эффективным стилем среди установленных является агрессивный отвергающий стиль, который определяет такие особенности отношений, как агрессию, доминирование по отношению к супругу и жесткость, излишнюю строгость к подростку. Ориентация на эмотивный приспособительный стиль определяет принятие подростка, доброжелательность к супругу, что также может проявляться и в деструктивных характеристиках: желании избегать любых семейных конфликтов через подчинение и зависимость по отношению к супругу. Смещение семейных ролей является наименее предсказуемым стилем, так как акценты переходят на неудовлетворенность матери собственной семейной ролью и полное отстранение отца от выполнения обязанностей по воспитанию подростка. Самый эффективный стиль взаимоотношений матерей - партнерский развивающий, он имеет целью раз-

витие активности подростка и построение с ним партнерских отношений.

В результате факторного анализа в группе отцов также выявлено пять стилей семейных взаимоотношений. В мужской группе выявлено два отстраненных стиля: в одном случае - выполнение супругом/отцом стереотипно мужской роли: фигура мужчины формально присутствует и наделена всеми мускулинными качествами, но она не оказывает значимого влияния на родительские и родительско-детские отношения. В случае использования отстраненного конфликтного стиля супруг/отец применяет авторитарный тип отношений к супруге при соблюдении излишней эмоциональной дистанции с подростком и общем конфликтном фоне в семье. Выявлено также два зависимых от супруги стиля, разница между которыми заключается в степени удовлетворенности мужем/отцом выполняемой семейной ролью. Гиперопека при доминирующей фигуре матери отличается симбиотической зависимой включенностью отца в структуру семьи, который поддерживает общую линию отношений с подростком, формируемую матерью. При реализации инфантильного стиля супруга отличается зависимостью и подчиненностью, что воспринимается ею как самопожертвование и приводит к неудовлетворенности семейной ролью. В данном случае инфантилизм является не только преобладающим стилем отношений с подростком, но и характеризует фигуру матери в семейной структуре. Конструктивный стиль, обозначенный как эмотивный партнерский стиль, создает условия для гармоничного развития индивидуально-психологических особенностей. Сравнивая данный стиль с партнерским развивающим стилем взаимоотношений, выявленным в женской группе, можно отметить большую мягкость и конструктивную эмоциональность отцовского стиля.

Для подтверждения гипотезы проведен корреляционный анализ результатов тестов выборки родителей и данных выборки подростков. На рисунке представлено влияние стилей семейных взаимоотношений отца и матери на поведенческий компонент структуры индивидуально-психологических особенностей личности подростка, как имеющий самую высокую факторную нагрузку (25,7%).

В отношении поведенческого компонента в диаде «мать - подросток» выявлены следующие особенности: гиперопека с жесткими границами в наибольшей степени оказывает влияние на индивидуально-психологические особенности личности подростка, отнесенные к поведенческому компоненту (пессимизм, неуверенность в общении, неумение вести беседу). В данном случае выявлено только одно качество стиля - ориентация на гиперсоциализацию, формирующая у подростка навыки ведения беседы и влияния на других людей. Агрессивный отвергающий стиль взаимоотношений формирует предприимчивость, хитрость и проницательность. Смещение ролей связано с такими свойствами, как интуиция, умение ладить с людьми, вести беседу, оказывать влияние на окружающих.

В диаде «отец - подросток» выявлено, что наличие отца, обладающего стереотипно мужскими качествами, связано с развитием большинства индивидуально-психологических особенностей, отнесенных к поведенческому компоненту. Эмотивный партнерский стиль фор-

мирует предприимчивость и практичность. Гиперопека при доминировании матери оказывает скорее отрицательное влияние и приводит к недостаточной практичности и пессимизму подростка.

В диаде «мать - подросток» такой элемент регулятивного компонента, как интернальность, связан с агрессивным отвергающим стилем. Гиперопека с жесткими границами влияет неоднозначно. Так, подавление сексуальности вызывает низкую интернальность в сфере межличностных отношений, подавление воли формирует интернальность в области неудач, а исключение внешнего влияния приводит к низким познавательным потребностям подростка. Саморегуляция в большей степени развивается под влиянием доминирования и излишней строгости при агрессивном стиле. Отсутствие чувства контроля над жизнью связано с подчиненным положением матери в семье (характеристика эмотивного приспособительного стиля).

Со стороны отца на развитие интернальности подростка положительное влияние оказывает эмотивный партнерский стиль, который формирует высокую интернальность в области достижений, а также определяет организованность и контроль подростка над событиями собственной жизни. Инфантильный стиль развивает низкую общую и межличностную интернальность, наблюдается низкий уровень познавательных потребностей. Данный компонент формируется также под воздействием гиперопекающего стиля, что проявляется в слабом самоконтроле, недостаточно развитой силе воли, низком контроле над собственной жизнью в целом.

Эмотивный приспособительный стиль семейных взаимоотношений со стороны матери в большей степени оказывает отрицательное воздействие на развитие эмоционального компонента. Так, чрезмерно выраженное дружелюбие и подчиненность приводят к непринятию подростком агрессии, его конформности и несамостоятельности, слабо выраженной креативности. Гиперопека также негативно влияет на данные качества, что выражается в неготовности подростка жертвовать своими интересами, низкой сензитивности. Такие качества отвергающего стиля взаимоотношений, как излишняя строгость и доминирование матери приводят к развитию у подростка жертвенности, принятию агрессии и низкой контактности.

Качества эмпатии и ориентации на другой эмоциональный компонент в большей степени связаны с авторитарностью и дружелюбием со стороны супруга/отца. Его авторитарность связана с развитием сензитивности подростка, тогда как дружелюбие обусловливает неприятие агрессии, возможность жертвовать собственными интересами, воспитанность. Гиперопека с доминированием материнской фигуры в семье обусловливает ориентацию подростка на поддержку, его контактность и сен-зитивность. Отрицательное влияние оказывает конфликтный безучастный стиль взаимоотношений, формирующий низкую контактность подростка и принятие агрессии.

В диаде «мать - подросток» конструктивное влияние на развитие ценностного компонента структуры индивидуально-психологических особенностей личности подростка оказывает партнерский развивающий стиль, приводящий к формированию таких качеств, как ориентация во времени и гибкость. Негативное влияние оказывают гиперопека в

Влияние стилей семейных взаимоотношений в диаде «мать — подросток»

Гиперопека с жесткими границами

Агрессивный отвергающий Партнерский развивающий 1 Смещение семейнык ролей

ч гг ' г і

Гиперсоциализация

Влияние стилей семейных взаимоотношений в диаде «отец — подросток»

Рііс. 1. Изограф корреляционных плеяд (поведенческии компонент)

виде подавления воли, что приводит к понижению уровня ценностных ориентаций и агрессивный, отвергающий стиль, обусловливающий слабую ориентацию во времени.

Отрицательный полюс ценностного компонента в диаде «отец - подросток» обусловлен такими стилями, как инфантилизм, гиперопека, отстраненность и стереотипные роли отца. Так, негативное самопринятие подростка может являться результатом симбиоза с подростком (фактор - «гиперопека») и инфантилизма. Гиперопека также выступает доминирующим механизмом развития низких ценностных ориентаций и низкого самоуважения. Отрицательные представления о природе человека формируются под влиянием семейных конфликтов (отстраненный конфликтный стиль). Низкая гибкость и отсутствие ориентации во времени являются результатом агрессии со стороны отца в супружеских отношениях.

В диаде «мать - подросток» когнитивная составляющая структуры индивидуально-психологических особенностей личности подростка формируется под воздействием смещения ролевых установок в семье. Положительное влияние оказывает партнерский стиль взаимоотношений. В свою очередь, незнание жизни как одна из качеств личности, составляющих отрицательный полюс фактора, является результатом гиперопеки.

Когнитивный компонент, содержащий качества планирования и ориентации на будущее, в разной степени связан со всеми выявленными стилями семейных взаимоотношений со стороны отца. Наиболее конструктивное влияние оказывают авторитарность и дружелюбие. Эти качества влияют на предусмотрительность, дальновидность, безошибочность решений подростка. На эти особенности позитивное воздействие также оказывает партнерский стиль семейных взаимоотношений. Прослеживается деструктивное влияние инфантильного стиля, в частности такого качества, как раздражительность отца, обусловливающая низкую предусмотрительность и низкую дальновидность подростка в отношениях с другими людьми.

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

- теоретико-эмпирическая модель структуры индивидуально-психологических особенностей личности подростка включает поведенческий, регулятивный, эмоциональный, ценностный и когнитивный компоненты;

- существуют специфичные стили семейных взаимоотношений, включающие в себя супружеские, родительские и родительско-детские отношения, различные для матерей и отцов. В частности, матери ориентированы на использование гиперопекающего стиля с установлением жестких границ, агрессивного отвергающего стиля, эмотивного приспособительного, партнерского развивающего стилей и стиля смещения семейных ролей. В группе отцов выявлены такие стили, как гиперопека с доминированием фигуры матери, инфантильный стиль, отстраненный конфликтный стиль, эмотивный партнерский и стиль выполнения стереотипно мужской роли;

- на развитие индивидуально-психологических особенностей личности подростка оба родителя оказывают равнозначное влияние. При этом авторитарность и аг-

рессия супруги/матери выступает как подавляющий механизм, а авторитарность супруга/отца принимается как необходимость и больше стимулирует к развитию, нежели ограничивает его. Неэффективные гиперопекающие стили матери и отца выступают негативным фактором в формировании всех компонентов структуры индивидуально-психологических особенностей личности подростка и являются нежелательными стилями семейных взаимоотношений. Эмоциональная отстраненность, отвержение со стороны матери (агрессивный отвергающий стиль) и отстраненность отца (отстраненный конфликтный стиль) на фоне семейных конфликтов являются главными факторами, приводящими к недостаткам в эмоциональном и ценностном компонентах структуры. Эмотивный приспособительный стиль матери и инфантильный стиль отца, отражающие подчиненное положение одного из супругов в семье, оказывают негативное влияние на развитие регулятивного, а также эмоционального (при материнском стиле) и когнитивного (при отцовском стиле) компонентов структуры индивидуально-психологических особенностей личности подростка. Такие ролевые стили супругов, как смещение семейных ролей матери и выполнения стереотипно мужской роли отца выполняют в целом положительную роль в формировании структуры, однако последний может нарушить развитие индивидуально-психологических особенностей личности подростка, отнесенных к ценностному компоненту структуры.

Наиболее эффективными стилями семейных взаимоотношений для гармоничного сочетания индивидуально-психологических особенностей личности подростка являются «партнерский развивающий» стиль матери и «эмотивный партнерский» стиль отца.

Полученные данные о структуре индивидуальнопсихологических особенностей личности подростка и возможностях влияния стилей семейных взаимоотношений на индивидуально-психологические особенности личности подростка могут быть использованы в психо-лого-просветительской, профилактической, диагностической, консультативной и коррекционной работе психологов школ, профессиональных училищ, средних учебных заведений, семейно-психологических служб и социально-реабилитационных центров. Кроме того, они могут быть полезны сотрудникам УВД, особенно в отделах по делам несовершеннолетних.

1 ДаниловЕ. П. Семья и брак. М., 2007. 192 с.

2 Некрасов А. Род. Семья. Человек. М., 2008. 224 с.

3 Бодалев А. А., Столин В. В. О задачах в области научного психологического обоснования семьи // Семья и формирование личности. М., 1981. С. 2-10.

4 Петровская В. Г. Взаимосвязь дисфункциональных отношений в супружеской диаде и склонности к отклоняющемуся поведению личности подростка : автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. Новосибирск, 2010. 23 с. ; Чигорева Н. Н. Оптимизация психологического консультирования супругов с дисфункциональными взаимоотношениями : автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. Тверь, 2003. 26 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.